Педагогическое взаимодействие как сущностная характеристика педагогического процесса.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 Вся жизнедеятельность учащихся, в том числе их образование происходит в результате взаимодействия с окружающим миром. Это взаимодействие организуется и направляется педагогами, родителями и другими субъектами педагогического процесса. По мере взросления ребенка возрастает его собственная роль в этих взаимодействиях.

Педагогическое взаимодействие включает педагогическое воздействие (влияние) педагога на учащегося, восприятие педагога учеником и его собственную активность как ответную реакцию на воздействие педагога. Как воздействия педагогов (сверстников, родителей и др.), так и ответная реакция учащихся могут быть самыми разнообразными. Педагогическое воздействие предполагает активные действия взрослого и готовность ребенка их принять. Учащийся находится в пассивной позиции, он исполнитель того, что предлагает педагог. Педагогическое взаимодействие предполагает взаимное развитие личности ученика и самого педагога на основе равенства в общении и партнерства (сотрудничества) в совместной деятельности.

Педагогическое взаимодействие – это согласованная деятельность субъектов педагогического процесса по достижению совместных целей (результатов) образования, по решению конкретных педагогических задач. В реальной педагогической практике происходит широкий спектр взаимодействий: «учитель – ученик», «ученик – ученик», «ученик – группа учащихся», «учащиеся – объект усвоения» и др. Педагогический процесс является интеграцией вышеназванных взаимодействий.

Педагогический процесс можно рассматривать как своего рода цепочку взаимосвязанных педагогических ситуаций, то есть определенных состояний педагогического процесса в конкретный промежуток времени. Педагогическая ситуация возникает в результате взаимодействия педагогов и учащихся. Соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления педагогическая ситуация составляет педагогическую задачу.

Педагогическая задача выступает основной единицей («клеточкой») педагогического процесса. Она имеет те же компоненты, что и сам педагогический процесс. Педагогическая задача является результатом осознания субъектами цели образования и условий ее достижения в педагогической ситуации, а также необходимости выполнения профессиональных действий и принятия их к исполнению. Само возникновение педагогической задачи обусловлено необходимостью перевода учащегося из одного состояния в другое, более высокое по уровню воспитанности или обученности.

Понятие «педагогическая задача» выступает как родовое по отношению к понятиям «дидактическая задача» и «воспитательная задача». Дидактические задачи — это задачи управления учебно-познавательной деятельностью (учением). По аналогии воспитательные задачи — задачи управления всеми видами деятельности учащихся в их единстве (познавательной, игровой, трудовой, ценностно-ориентационной и др.).

В общих чертах решение педагогических задач связано с прохождением четырех взаимосвязанных этапов (В.А. Сластенин и др.): 1) анализ ситуации и постановка педагогической задачи; 2) проектирование вариантов и выбор оптимального для данных условий решения; 3) осуществление плана решения задачи на практике, включающее организацию взаимодействия, регулирование и корригирование течения педагогического процесса; 4) анализ результатов решения.

В ходе взаимодействия педагоги и учащиеся решают ту или иную педагогическую задачу. Педагог при этом осуществляет единую педагогическую деятельность, в которой интегрированы преподавание и воспитательная работа. Учащиеся также включаются педагогом в разнообразные виды деятельности.

Практическое занятие 3. Субъекты педагогического процесса.

Вопросы для обсуждения:

1. Гуманистическая и традиционная парадигмы образования.

2. Субъекты педагогического процесса.

3. Субъект-объектный и субъект-субъектный типы отношений.

4. Индивидуальный подход в обучении

Ответы:

1. Гуманистическая и традиционная парадигмы образования.

Реализация прогрессивной тенденции в развитии образования связана с последовательным переосмыслением следующих традиционных функций образования: 1) трансляция и репродукция истины в виде готовых знаний, умений, навыков; 2) тотальный контроль за ребенком; 3) видение в учителе субъекта педагогической деятельности, а в ученике - объекта его воздействия.

Альтернативной моделью сегодня становится гуманистическая, сотворческая модель образования, определяемая следующими функциями: 1) открытие проблемности и смыслов в окружающих человека реальностях; 2) создание условий свободного выбора сфер приобщения к социально-культурным ценностям; 3) создание условий сотворческого общения учителя и ученика для постановки и решения сущностно важных вопросов бытия; 4) культивирование всевозможных форм творческой активности и учителя и ученика.

Начиная с 1960-х гг. отечественная психология и педагогика обогатились идеями диалога, сотрудничества, совместного действия, уважения личности. Переориентация педагогики на человека и его развитие, возрождение гуманистических традиций являются основой для качественного обновления образовательного процесса. Можно выделить следующие культурно-гуманистические функции образования:

- развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные противоречия;

- формирование характера и моральной ответственности в ситуациях адаптирования и развития социальной и природной сферы;

- овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы и личной автономии;

- создание условий для саморазвития творческой индивидуальности и раскрытия духовных потенций.

C.JI. Братченко предлагает следующие различия классической (когнитивно-ориентированной) и новой (личностно-ориентированной) образовательной парадигмы.

Таблица 1

  Когнитивно-ориентированная парадигма Личностно-ориентированная парадигма
     
1. Ценности и цели Основная миссия образования: подготовка подрастающего поколения к жизни и труду. Главные цели: дать ребенку знания, умения и навыки и обеспечить его социализацию (подготовка к выполнению основных социальных функций, адаптации к требованиям общества, первичная профессиональная подготовка и др.). Ценности: нормативность (соответствие заданному стандарту), управляемость (послушность, дисциплинированность), однородность (одинаковость). Общая стратегия - стратегия формирования, активного вмешательства в жизнь ребенка, пренебрежение к ее внутренним законам. Основная миссия образования: обеспечение условий для самоопределения и самореализации личности.Главная цель: способствовать личностному росту (всех участников образовательного процесса, включая ребенка). Ценности: личность и личностное достоинство каждого; свобода (свободный выбор и ответственность за него), творчество и индивидуальность в познании и самовыражении.Стратегия – Стратегия помощи, поддержки и уважения ребенка
2. Личная значимость и осмысленность Содержание и процесс образования не имеют прямого отношения к ребенку, не связаны с его реальными актуальными интересами и потребностями, не являются его личным выбором. Причем, эта отчужденность и бессмысленность характерна и для учителей, которые вынуждены ориентироваться на требования стандартов, методики. Как следствие, и учение, и преподавание превращаются в тяжкий труд. Содержание и процесс образования - максимально осмысленны и индивидуально значимы. За участниками образовательного процесса признается право на участие в определении направления образования, его содержания и форм организации
3. Ведущая активность Главная действующая сила -преподавание, т.е. активность учителя, который ведет за собой ученика. Задача ученика - успеть за учителем (отсюда - неуспеваемость), для чего необходимо приспособиться к темпу, индивидуальным особенностям и актуальному состоянию учителя. Главная действующая сила - учение, т.е. активность самих учащихся. Неученики приспосабливаются к учителю, а учительстарается максимально полно учесть интересы, особенности каждого ребенка
4. Модальность познания Основная форма предъявления изучаемого материала – вербальное объяснение, реже - демонстрация. Предлагаются знания как объективный готовый результат, полученный кем-то и когда-то. Усваивая эти знания, ученик должен ответить на множество вопросов, придуманных другими - учителем, автором учебника Главный способ познания – на собственном опыте, в результате поиска, экспериментирования, проверки гипотез. Знания появляются у ребенка как ответы на собственные вопросы – и потому знания индивидуальны и ценны для самого человека. Акцент делается не на объективном знании, а на человеческом измерении. Такое познание - познание самого себя, открытие мира в себе и через себя
5. Роли участников образовательного процесса Жесткая фиксация резко ассиметричных функций учителя и ученика. Власть сосредоточена в руках учителя, выполняющего роли инструктора, руководителя, организатора, судьи, контролера. Ученик выполняет требования учителя Равноценность и равноправие взрослого и ребенка в учебном процессе.Учитель и ученик сотрудничают, совместно осуществляют определенную активность, направленную на общую цель - развитие и личностный рост каждого. Для того чтобы эти отношения формировались, важны три базовые условия личностного роста — конгруэнтность, принятие ребенка и эмпатия. Соответственно готовность к педагогической деятельности - не столько владение знаниями и методиками, сколько личностная зрелость

А.Б. Орлов обосновал новые принципы, основанные на гуманистически ориентированной парадигме образования. Принцип равенства - мир детства и мир взрослости — совершенно равноправные части мира человека, их «достоинства» и «недостатки» гармонично дополняют друг друга. Принцип диалогизма - мир детства так же, как и мир взрослости, обладает своим собственным содержанием, взаимодействие этих двух миров должно строиться как диалогичный и целостный «учебно-воспитательный процесс. Принцип сосуществования - мир детства и мир взрослости должны поддерживать обоюдный суверенитет: дети не должны страдать от действий взрослых, какими бы побуждениями эти действия ни мотивировались. Принцип Свободы - мир взрослости должен исключить все виды контроля над миром детства (кроме охранения жизни и здоровья), предоставить миру детства выбирать свой путь. Принцип соразвития - развитие мира детства - это процесс, параллельный развитию мира взрослости, цель развития человека - гармонизация внешнего и внутреннего «я» - цель развития. Принцип единства - мир детства и мир взрослости не образуют двух разграниченных (имеющих границы перехода) миров, они составляют единый мир людей. Принцип принятия - человек должен приниматься другими людьми таким, каким он есть, безотносительно к нормам, оценкам взрослости и детскости.

Однако, как вполне правомерно предполагает И.А.Зимняя, реализация всех этих принципов должна осуществляться с учетом принципа реалистичности.

2. Субъекты педагогического процесса.

 Субъектом ПП является организатор педагогического процесса: учитель, родитель, брат, сестра и другие. Очень часто сам объект становится субъектом и наоборот. В таком случае, например, ученик превращается в учителя: начинает учить сам себя или других. Учитель, когда повышает свою квалификацию, становится учеником. Такое взаимодействие - нормальное состояние в педагогическом процессе. Если ученик все время находится в роли ученика, а учитель - учителя, то есть основание говорить о том, что педагогический процесс организован неправильно.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 375.