В отличие от дидактики как теории обучения свою «Великую дидактику» Коменский определяет как универсальное искусство всех учить всему, учить с верным успехом, быстро, основательно, приводя учащихся к добрым правам и глубокому благочестию.
«Великая дидактика» выходит за рамки теории обучения, по сути включая в себя всю педагогику — и образование, и воспитание. Эти знания необходимы родителям и учителям, ученикам и школам, государству и церкви.
Школа, ее назначение. Обучать детей, полагает Коменский, целесообразнее в школах, а не в семье: «Как для рыб должны быть предназначены садки, для деревьев — сады, так для юношества — школы». Основное назначение школы состоит в том, чтобы распространять всеобщую мудрость.
В школе всеобщей мудрости обучаются всему, что нужно для настоящей и будущей жизни, совершенствуются нравственно, поэтому школа, по словам Коменского, является мастерской гуманности и истинной человечности. Это «мастерские трудолюбия», где учащиеся готовятся к труду, к жизни.
Но для того чтобы школа действительно стала такой мастерской, в ней следует обучать не только наукам, но и нравственности и благочестию. Научное образование совершенствует одновременно разум, язык, руки человека.
Коменский определил конкретные принципы, которые нужно учесть при создании школ.
«Мы обещаем такое устройство школ, благодаря которому:
· 1. Образование должно получить все юношество, за исключением разве тех, кому Бог отказал в разуме.
· 2. Юношество обучалось бы всему тому, что может сделать человека мудрым, добродетельным, благочестивым.
· 3. Образование должно быть закончено еще до наступления зрелости.
· 4. Образование должно происходить весьма легко и мягко, как бы само собой — без побоев и суровости или какого-либо принуждения.
· 5. Юношество должно получить образование не кажущееся, а истинное, не поверхностное, а основательное.
· 6. Образование не должно требовать больших усилий, а должно быть чрезвычайно легким» («Великая дидактика». Гл. XII. С. 2)[1].
Должен быть установлен и внешний порядок в воспитании. Весь цикл воспитания и образования человека, по замыслу Коменского, следует распределить соответственно возрасту на четыре периода, по шесть лет каждый.
Ступени школьной системы:
· • материнская школа — для детства (до 6 лет);
· • школа родного языка, элементарная школа — для отрочества (до 12 лет);
· • латинская школа — для юношества (до 18 лет);
· • академия — для зрелости (до 24 лет).
Материнская школа должна быть в каждом доме. Для нее Коменский составил методическое руководство «Материнская школа» — наглядное наставление для благочестивых родителей, которые, частью сами, частью с помощью нянек, должны заботиться о детях.
Вторая ступень системы — школа родного языка — должна быть в каждой общине. В этой школе нужно учить тому, без чего нельзя обойтись в жизни: бегло читать на родном языке печатный или рукописный текст, писать, считать, производить простейшие измерения; петь. Ребенок будет усваивать этику, изложенную в виде подкрепленных примерами правил, которые он должен научиться применять, узнавать важнейшие исторические факты и элементарные сведения о государственной и экономической жизни, познакомится с различными ремеслами.
После школы родного языка, обязательной для всех детей, Комен- ский определил латинскую школу, которая должна быть в каждом городе. Здесь обучение следует начать также с родного языка, затем еще какие- либо иностранные языки, физика, география, естествознание, математика. В программу латинской школы входят и традиционные «семь свободных искусств», мораль. Каждый из шести классов имеет свое название: грамматический, физический, математический, этический, диалектический и риторический.
Самые одаренные выпускники латинской школы завершают свое образование в академии, имеющей обычные для того времени три факультета: богословский, юридический и медицинский.
Практическое занятие 6-7. Методы обучения, их классификация. Форма обучения.
Вопросы для обсуждения:
1. Сущность дидактической категории «метод обучения».
2. Классификация методов обучения.
3. Выбор методов, приемов и средств обучения в зависимости от поставленных задач, содержания образования, познавательных возможностей учащихся, педагогического мастерства педагога.
4. Понятие о средствах обучения и их типология.
5. Понятие о формах обучения. Возникновение и развитие системы форм обучения: индивидуальная, индивидуально-групповая, коллективная.
6. Анализ форм организации обучения в историческом и современном аспектах.
7. Характеристика классно-урочной системы. Раскрытие сущности урока как основной формы обучения.
8. Типы уроков, их структура.
9. Разнообразие форм организации обучения и особенности их использования в школе.
Ответы:
Дата: 2019-12-22, просмотров: 1087.