Реализация этого принципа включает несколько направлений:
- связь содержания материала с общественно-политической жизнью страны, с трудовыми достижениями народа, с современной наукой и техникой, культурой;
- формирование материалистического мировоззрения, научного понимания мира и его законов;
- воспитание нравственных качеств личности, дисциплинированность, упорства и трудолюбия. Учебный материал раскрывает идеалы;
- управление процессом формирования чувств, переживаний, впечатлений, которые возникают в учебном процессе;
- развитие и формирование умственных способностей. Любой материал может быть изучен и усвоен на основе определенных умственных способностей. В учебном процессе, способности проявляются, развиваются, формируются, что играет существенную роль в общем процессе формирования личности школьника, оказывая влияние на все стороны его жизни.
Эти положения принципа воспитывающего характера обучения предъявляют к работе учителю определенные требования:
1. Знать, как формируется мировоззрения ученика, его взгляды, убеждения. На каждом уроке в большей или меньшей степени, учитель создает тенденции к обобщению, к представлению общей картины мира, чтобы ученик не замыкался в себе, в стенах класса. Он связывает содержание обучения с жизнью ученика, его поведением, интересами, склонностями.
2. Понимать значение каждого урока в совершенствовании моральных, трудовых, эстетических качеств личности.
3. Научиться управлять возникновением, проявлением и выражением чувств у школьников в учебном процессе.
4. Видеть проявление способностей учащихся и создавать условия для их совершенствования.
Воспитывающая функция обучения становится действенным фактором формирования личности школьника, если учитель организует учебный процесс, соблюдая эти требования.
Одна из самых важных задач обучения состоит в том, чтобы добиться прочных ЗУН.
Из практики известно, что школьники могут многое забыть из того, что изучено или из того что изучается.
Опора на психологические особенности памяти – является одним из условий достижения прочных результатов обучения. В народной педагогике известны многие приемы запоминания и воспроизведения. Прочность материала (усвоение) зависит от многих факторов: научности и систематичности объяснения, осмысления.
Принцип прочности обучения является исходным положением для анализа тех сторон учебного процесса, которые способствуют достижению прочности знаний.
Требования к учителю:
1. выделение главной мысли в данном учебном материале. Умения и практические действия, совершаемые учителем, имеют разную значимость в этом процессе. Нужно найти главную мысль в материале.
2.нужно хорошо представлять тот круг теоретических сведений и фактов, которые группируются, объединяются на основе главной мысли.
3. связь изучаемого материала со взглядами, убеждениями, что значительно повышает прочность знаний,
4. ЗУНы становятся прочными, если ученик применяет их в своей жизни, в практической деятельности.
4. Антропологическая модель соотношения процессов развития, формирования и становления личности.
Личностью человек не рождается, а становится. С этой точкой зрения сегодня согласно большинство психологов. Однако по вопросу о том, каким законам подчиняется развитие личности, существуют различные точки зрения. Эти расхождения вызваны различным пониманием значения общества и социальных групп для развития личности, а также закономерностей и этапов развития, кризисов развития личности, возможностей ускорения процесса развития и других вопросов.
Существует много различных теорий личности, и в каждой из них проблема развития личности рассматривается по-своему. Например, психоаналитическая теория понимает развитие как адаптацию биологической природы человека к жизни в обществе, выработку у него определенных защитных механизмов и способов удовлетворения потребностей. Теория черт основывает свое представление о развитии на том, что все черты личности формируются прижизненно, и рассматривает процесс их зарождения, преобразования и стабилизации как подчиняющийся иным, небиологическим законам. Теория социального научения представляет процесс развития личности как формирование определенных способов межличностного взаимодействия людей. Гуманистическая и другие феноменологические теории трактуют его как процесс становления «Я».
Однако помимо рассмотрения проблемы развития личности с позиции той или иной теории существует тенденция к интегрированному, целостному рассмотрению личности с позиций разных теорий и подходов. В рамках данного подхода сформировалось несколько концепций, принимающих во внимание согласованное,
системное формирование и взаимозависимое преобразование всех сторон личности. Данные концепции развития относят к интегративным концепциям.
Одной из таких концепций стала теория, принадлежащая американскому психологу Э. Эриксону, который в своих взглядах на развитие придерживался так называемого эпигенетического принципа: генетической предопределенности стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца своих дней. Э. Эриксон выделил и описал восемь жизненных психологических кризисов, по его мнению, неизбежно наступающих у каждого человека:
1. Кризис доверия—недоверия (в течение первого года жизни).
2. Автономия в противовес сомнениям и стыду (в возрасте около двух-трех лет).
3. Появление инициативности в противовес чувству вины (примерно от трех до шести лет).
4. Трудолюбие в противовес комплексу неполноценности (возраст от семи до 12 лет).
5. Личностное самоопределение в противовес индивидуальной серости и конформизму (от 12 до 18 лет).
6. Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет).
7. Забота о воспитании нового поколения в противоположность «погружению в себя» (между 30 и 60 годами).
8. Удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет).
Становление личности в концепции Эриксона понимается как смена этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружающими людьми. В результате этого он как личность приобретает нечто новое, характерное именно для данного этапа развития и сохраняющееся у него (по крайней мере, в виде заметных следов) в течение всей жизни. Причем новые личностные черты, по его мнению, возникают лишь на основе предыдущего развития.
Формируясь и развиваясь как личность, человек приобретает не только положительные качества, но и недостатки. Детально представить в единой теории всевозможные варианты сочетаний положительных и отрицательных новообразований практически невозможно. Ввиду этого Эриксон отобразил в своей концепции только две крайние линии личностного развития: нормальную и аномальную. В чистом виде они в жизни почти не встречаются, но благодаря четко очерченным полюсам можно представить себе все промежуточные варианты личностного развития человека.
5. Уровни образовательных целей как ступени становления личности
Личность – социальное существо, включенное в общественные отношения, участвующее в общественном развитии и выполняющее определенную общественную роль. Понятие «личность» более широкое, чем понятие «человек». Младенец или человек, с нарушенной психикой, который не в состоянии себя обслуживать и тем более выполнять какую-либо социальную роль, не является личностью. Социальная роль – это образец нормального поведения, ожидаемый от каждого, имеющего данное положение. Ожидания (права и обязанности) не зависят от поведения конкретного индивида и его сознания, их субъектом является общество, а не индивид. Социальная роль связана не только с обязанностями и правами, но и с определенными видами социальной деятельности, именно поэтому она подвержена общественной оценке: социальные роли общество может как одобрять, так и не одобрять (например оно может порицать такую социальную роль, как преступник). Общественной оценке подлежит определенный вид социальной деятельности, а не конкретная личность. Каждый индивид выполняет несколько социальных ролей: мужчина может быть бизнесменом, мужем, отцом и быть спортсменом.
Личность характеризуется большим числом параметров, главным из которых является система отношений. Наиболее существенными являются отношения личности к людям и обществу, к себе, к материальным условиям, к общественным обстоятельствам, к собственным, к трудовым обязанностям. Такие системы отношений характеризуют нравственный образ личности и ее установки.
Отношения различаются по их направленности, а также по уровню осознанности. Глубокоосознанные и малоосознанные отношения различаются их глубиной. Первые определяются внутренними убеждениями, обязанностями и чувством долга. Вторые (мимолетное чувство антипатии или симпатии) бывают поверхностными. Очень важная сторона личности – ее индивидуальность, неповторимое сочетание психологических особенностей личности: темперамент, характер, совокупность мотивов деятельности и преобладающих чувств, особенности психических процессов, сформировавшиеся способности. Личность человека неповторима в своей индивидуальности - нет двух людей с одинаковым сочетанием психологических особенностей.
Индивидуальность - главная особенность личности, выделяющая ее среди других. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется незаметно, других очень наглядно. Индивидуальность наиболее полно и всесторонне характеризует личность, проявляясь в эмоциональной или волевой сфере, в интеллектуальной сфере.
«Личность рождается дважды» - так отразил путь формирования личности известный отечественный психолог А.Н. Леонтьев. На пути становления личность преодолевает гораздо более двух ступеней, названных этапами, но две вехи являются ключевыми:
Дата: 2019-12-22, просмотров: 288.