СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка (общие методические указания).................................... 4
Практическая работа №1(2 часа) …….………………………………..................7
Практическая работа №2 (2 часа) ……………………… …………................. 11
Практическая работа №3 (2 часа) …………………………… ...........……......14
Практическая работа №4 (2 часа) …………………………………… …….…17
Практическая работа №5 (2 часа) ……………………………………… ...........20
Практическая работа №6 (4 часа)…………………….………………..................24
Практическая работа №7 (4 часа)…………………………………………………33
Практическая работа №8 (4 часа)…………………………………………………35
Практическая работа №9 (4 часа)……………… ……………………………….45
Практическая работа №10 (4 часа)……………………………………………… 68
Список используемой литературы ……………………………….........................90
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В результате изучения МДК. 03.01. Система технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственных машин и механизмов обучающийся должен иметь практический опыт:
- проведения технического обслуживания тракторов, автомобилей, сельскохозяйственных машин и оборудования;
- определения технического состояния отдельных узлов и деталей машин;
- выполнения разборочно-сборочных, дефектовочно-комплектовочных работ, обкатки агрегатов и машин;
- налаживания и эксплуатации ремонтно-технологического оборудования;
уметь:
- проводить операции профилактического обслуживания машин и оборудования животноводческих ферм;
- определять техническое состояние деталей и сборочных единиц тракторов, автомобилей, комбайнов;
- подбирать ремонтные материалы;
- выполнять техническое обслуживание машин и сборочных единиц;
- выполнять разборочно-сборочные дефектовочно-комплектовочные обкатку и испытания машин и их сборочных единиц и оборудования;
знать:
- основные положения технического обслуживания и ремонта машин;
- операции профилактического обслуживания машин;
- технологию ремонта деталей и сборочных единиц электрооборудования, гидравлических систем и шасси машин и оборудования животноводческих ферм;
- технологию сборки, обкатки и испытания двигателей и машин в сборе;
- ремонтно-технологическое оборудование, приспособления, приборы и инструмент;
- принимать на техническое обслуживание и ремонт машин и оформлять приемо-сдаточную документацию.
Содержание дисциплины ориентировано на подготовку обучающихся к освоению профессиональных модулей обучающихся по специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства, и овладению профессиональными компетенциями (ПК):
ПК 3.1. Организовывать и выполнять техническое обслуживание сельскохозяйственных машин, механизмов и другого инженерно-технологического оборудования.
ПК 3.2. Проводить диагностирование неисправностей сельскохозяйственных машин, механизмов и другого инженерно-технологического оборудования.
ПК 3.3. Организовывать и осуществлять технологический процесс ремонта сельскохозяйственных машин, механизмов и другого инженерно-технологического оборудования.
ПК 3.4. Выполнять восстановление деталей машин, механизмов и другого инженерно-технологического оборудования.
ПК 3.5. Обеспечивать режимы консервации и хранения сельскохозяйственной техники.
С целью овладения соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения учебной дисциплины для закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых практических умений и навыков предусматривается проведение практических занятий. Каждое занятие содержит отчёт по теории и выполнение необходимого задания. Для выполнения расчётов, обучающиеся должны научиться правильно пользоваться справочными таблицами, графиками. Выполнение расчётно-практических работ должно сопровождаться анализом параметров и формулировкой грамотных выводов.
Практическая работа №1
Тема: Техническое обслуживание двигателя.
Цель работы: изучить операции, которые проводятся при обслуживании дизельного двигателя, провести эти операции на двигателе. Ответить на поставленные вопросы.
Приобрести умения и навыки: проведение операций по техническому обслуживанию двигателя.
Учебно-методическое оснащение рабочего места : инструкционно-технологическая карта, плакаты, методические рекомендации, учебная литература, трактор МТЗ-80 и ДТ-75М
Информационное обеспечение:
1. Тараторкин В.М. Система технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственных машин и механизмов: учебник для студ.учреждений сред.проф. образования - М.: « Академия», 2017.
Ход лабораторно-практической работы:
1. Инструктаж по выполнению работы «Изучить техническое обслуживание двигателя»
2.Непосредственное выполнение работы обучающимися: ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ .
№ | Содержание и последовательность выполнения работ | Применяемое оборудование | Методические указания |
1 | Проверка технического состояния системы питания, охлаждения и смазки двигателя (проверка уровня охлаждающей жидкости, масла, топлива) | Щуп для измерения, ветошь. | Проверка подтекания жидкостей, устранение подтеков и доведения до уровня. |
2 | Порядок замены моторного масла в двигателе | Емкость под слитое масло, свежее масло, ветошь, воронка | Слить старое масло промыть систему залить свежее масло. |
3 | Порядок обслуживание топливных фильтров | Фильтра, набор инструмента | Заменить ФТО, и промыть ФГО топлива. |
4 | Обслуживание и регулировка форсунок на давление впрыска | Набор инструмента, стенд ля регулировки. | Установить давление впрыска на форсунке 1 75кгс/см2 |
5 | Обслуживание воздухоочистителя с масляной ванной и со сменным фильтрующим элементом? | Набор инструмента, ветошь, емкость, масло. | Обслужить фильтр трактора МТЗ-80 |
6 | Проверка натяжения приводных ремней | Набор инструмента, ветошь | Проверить натяжение ремней привода генератора, компрессора, вентилятора на тракторах МТЗ-80, ДТ-75М, Т-150К |
7 | Порядок регулировки теплового зазора в газораспределительном механизме | Набор инструмента, щуп, ветошь. | Установить зазор в клапанах 0,30мм на двигателе Д-240 или А-41 |
8 | Оценка технического состояния двигателя по внешним признакам неисправностей | Учебник, трактор. | Оценить состояния двигателя по шумности и дымности. |
9 | Порядок измерения компрессии | Компрессометр, набор инструмента | Измерить компрессию в цилиндрах двигателя Д-240, и определить степень износа. |
10 | Смазочные работы по двигателю | Набор инструмента шприц | Провести смазочные работы по двигателю согласно карте смазки двигателя. |
11 | Промывка системы охлаждения, удаление накипи? | Набор инструмента | Заполнить систему охлаждения жидкостью для удаления накипи и провести промывку. |
12 | Порядок удаления воздуха из системы питания | Набор инструмента | Прокачать систему питания двигателя Д-20 или А-41 |
13 | Неисправности двигателя, причины, признаки и способы их устранения | Набор инструмента | Устранить неисправности двигателя и записать их. |
Содержание отчета.
Ответьте письменно на поставленные вопросы:
1. Как проверяют масло, топливо, охлаждающую жидкость?
2. Опишите технологию замены масла в двигателе Д-240?
3. Как обслуживается фильтр грубой очистки топлива?
4. С помощью чего устанавливают давление на форсунке ФД-22?
5. Как промыть фильтрующий элемент в воздухоочистителе двигателя Д-240, какой уровень масла в поддоне воздухоочистителя?
6. Какой провис ремня генератора, вентилятора и компрессора на тракторах МТЗ-80, ДТ-75М, Т-150К, К-701?
7. Как установить поршень первого цилиндра в ВМТ на двигателе Д-240, и в какой последовательности регулируют зазор в клапанах?
8. Причины черного, белого и синего выхлопа из выхлопной трубы?
9. Как измерить компрессию в двигателе?
10. Как смазываются подшипники жидкостного насоса двигателя Д-240 и А-41?
11. Какие средства используются для удаления накипи в системе охлаждения?
12. Как удалить воздух из фильтров тонкой, грубой очистки топлива и топливного насоса высокого давления двигателя Д-240?
Каждая работа оценивается по пятибалльной системе:
оценка «5» , если работа выполнена на 90-100%
оценка «4» выставляется, если работа выполнена на 70-89%
оценка «3» выставляется, если работа выполнена на 50-69%
оценка «2» выставляется, если работа выполнена меньше, чем на 50%
Практическая работа №2
Содержание отчета.
Ответьте письменно на поставленные вопросы:
1. Каков свободный ход педали сцепления трактора ДТ-75М и МТЗ-80, чем регулируется?
2. Какие два способа регулировки сцепления существуют?
3. Сцепление «ПРОБУКСОВЫВАЕТ» в чем причина?
4. Сцепление «ВЁДЕТ» в чем причина?
5. Какой должен быть провис гусеницы, и что нужно сделать, если натяжного устройства не хватает для регулировки натяжения гусеницы?
6. Чем регулируют подшипники ступиц передних колес трактора МТЗ – 80?
7. Чем регулируют подшипники ступиц передних колес трактора МТЗ-82?
8. Сколько масла заваливается в картер силовой передачи трактора МТЗ-80 и ДТ-75м и чем контролируется?
9. Как проверить уровень масла в поддерживающих роликах трактора ДТ – 75М?
10. Карданная передача трактора МТЗ-82 имеет люфты, в чем причина?
11. Как проверить масло в верхней конической паре и колесном редукторе переднего моста трактора МТЗ – 82?
12. Где проверяется масло в КПП, мостах и планетарных редукторах трактора Т-150К?
13. Для чего сделаны два контрольных отверстия в корпусе редуктора ВОМ трактора ДТ – 75М?
14. Где применяются трансмиссионные масла и пластичные смазки?
15. Назовите марки трансмиссионных масел и пластичных смазок?
Каждая работа оценивается по пятибалльной системе:
оценка «5», если работа выполнена на 90-100%
оценка «4» выставляется, если работа выполнена на 70-89%
оценка «3» выставляется, если работа выполнена на 50-69%
оценка «2» выставляется, если работа выполнена меньше, чем на 50%
Практическая работа №3
Содержание отчета.
Ответьте письменно на поставленные вопросы:
1. Какой зазор должен быть в контактах прерывателя магнето?
2. После установки магнето выявлены выстрелы в глушитель или (карбюратор) в чем причина?
3. Какой зазор между электродами в свече зажигания?
4. Какой уровень электролита должен быть в АКБ?
5. Как смешивается дистиллированная вода и серная кислота?
6. Какая плотность электролита должна быть летом и зимой в АКБ для нашего климата?
7. Каким должно быть напряжение нового АКБ во время, проверки нагрузочной вилкой без нагрузки и под нагрузкой?
8. Во время включения стартера слышны характерные «чакания», в чем причина?
9. После запуска трактора, стрелка амперметра не откланяется в сторону заряда, в чем причина?
10. Должны ли быть исправны фары, габаритные огни, звуковой сигнал, при движении трактора в светлое время суток?
11. Какие требования предъявляются к подбору плавкого предохранителя?
12. В чем причины сульфатации пластин аккумуляторной батареи, как с этим явлением бороться?
Каждая работа оценивается по пятибалльной системе:
оценка «5» , если работа выполнена на 90-100%
оценка «4» выставляется, если работа выполнена на 70-89%
оценка «3» выставляется, если работа выполнена на 50-69%
оценка «2» выставляется, если работа выполнена меньше, чем на 50%
Практическая работа №4
Ход работы.
Задание: 1.Описать какие операции проводятся при техническом обслуживании почвообрабатывающих машин
2.Ответить на вопросы в тетради:
1.Что является исходными данными ТО почвообрабатывающих машин?
2.Какие операции проводятся при техническом обслуживании плугов? Культиваторов?
Краткие теоретические сведения: Основное техническое обслуживание ежесменное, которое проводится в начале, во время и в конце смены. После окончания полевых работ проводят послесезонное обслуживание, куда входит подготовка машин к хранению. Ежесменное техническое обслуживание машин проводится одновременно с техническим обслуживанием трактора.
Ежесменное техническое обслуживание плугов включает в себя следующие операции: очистку рабочих органов; проверку установки и крепления к раме предплужников и дисковых ножей; проверку состояния и надежности креплений лемехов корпусов, и предплужников, при необходимости — замену лемехов; контроль состояния осей и колес; наличие колпачков и масленок; проверку вращения дисковых ножей и в случае биения или заедания во втулке — устранение неисправностей; проверку состояния рамы, стоек корпусов, предплужников и устранение неисправностей; смазку втулок колес плуга.
Рамы машин. Основные неисправности рам — изгибы, скручивание, трещины и изломы брусьев, трещины сварных швов. Эти дефекты влияют на взаимное расположение рабочих органов машин (лап культиваторов, дисков борон и сошников, носков лемехов и т. д.). Взаиморасположение рабочих органов плугов, культиваторов
сеялок контролируют на специальных регулировочных (контрольных) площадках, где наносят трафарет их расположения. Дефекты рам определяют с помощью проверочной линейки. Для рам плугов просвет между плоскостью рамы и проверочной линейкой не должен превышать 10 мм.
Для культиваторов расстояния от плоскости рамы до контрольной площадки не должны отличаться более чем на 10 мм. Прямоугольность рам проверяют по диагоналям на всей длине рамы.
Ежесменное техническое обслуживание лущильников, борон и катков включает в себя проверку креплений и состояния рабочих органов, а также соответствие смазки таблице. Необходимо следить за тем, чтобы гайки осей батарей лущильников и борон были постоянно затянуты.
Кромки дисков лущильников и борон должны быть острыми. Затупившиеся и выщербленные диски с трудом заглубляются в почву, плохо режут пласт, вследствие чего повышается тяговое сопротивление орудия, снижается производительность и ухудшается качество работы. Затачивают диски на наждачном точиле. Рабочие органы зубовых борон по мере износа следует оттягивать и заострять, ослабленные зубья подтягивать, зубья с сорванной резьбой или изогнутые заменять.
Ежесменное техническое обслуживание лущильников, борон и катков включает в себя проверку креплений и состояния рабочих органов, а также соответствие смазки таблице. Необходимо следить за тем, чтобы гайки осей батарей лущильников и борон были постоянно затянуты.
Кромки дисков лущильников и борон должны быть острыми. Затупившиеся и выщербленные диски с трудом заглубляются в почву, плохо режут пласт, вследствие чего повышается тяговое сопротивление орудия, снижается производительность и ухудшается качество работы. Затачивают диски на наждачном точиле. Рабочие органы зубовых борон по мере износа следует оттягивать и заострять, ослабленные зубья подтягивать, зубья с сорванной резьбой или изогнутые заменять.
Ежесменное техническое обслуживание культиваторов включает проверку состояния лап, их крепления к стойкам и расстояний между ними в ряду; проверку действия механизмов подъема и опускания рабочих органов, а также действия механизма заглубления рабочих органов; проверку состояния угольников, сниц, колес, установку их на втулках. При обнаружении осевого и радиального биения выправляют угольники и устраняют неисправности колес.
Литература:
1.Тараторкин В.М. Система технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственных машин и механизмов: учебник для студ.учреждений сред.проф. образования - М.: « Академия»,2017.
Каждая работа оценивается по пятибалльной системе:
оценка «5» , если работа выполнена на 90-100%
оценка «4» выставляется, если работа выполнена на 70-89%
оценка «3» выставляется, если работа выполнена на 50-69%
оценка «2» выставляется, если работа выполнена меньше, чем на 50%
Практическая работа № 5
Рис. 1. Последовательность затяжки головки блока цилиндров
Величина момента затяжки болтов крепления головки цилиндров динамометрическим ключом должна быть:
I прием – 4–5 кгс·м,
II прием – 12–15 кгс·м,
III прием – 19–21 кгс·м (предельное значение).
Если болты вывертывали, то перед ввертыванием резьбу их следует смазать тонким слоем графитной смазки.
Рис. 2. Крепление двигателя к автомобилю
Рис. 3. Проверка компрессии в цилиндре двигателя
Аналогично проверьте компрессию в остальных цилиндрах. Величина компрессии исправного двигателя при 500 об/мин коленчатого вала должна быть не ниже 8 МПа, а разность давления в цилиндрах не должна превышать 0,1 МПа. Проверку компрессии выполняют 2-3 раза для каждого цилиндра.
Составить отчет о проделанной работе в установленной форме.
Контрольные вопросы:
1. Объясните, с какой целью проверяют и подтягивают болты крепления головок цилиндров?
2. Почему компрессию проверяют на прогретом двигателе?
3. Назовите детали, техническое состояние которых влияет на величину компрессии?
4.Назовите основные неисправности механизма газораспределения, их характерные признаки и причины?
Каждая работа оценивается по пятибалльной системе:
оценка «5» , если работа выполнена на 90-100%
оценка «4» выставляется, если работа выполнена на 70-89%
оценка «3» выставляется, если работа выполнена на 50-69%
оценка «2» выставляется, если работа выполнена меньше, чем на 50%
Практическая работа №6
Тема: Диагностировние шасси
Цель работы:
Изучить и получить практические навыки по диагностированию и устранению неисправностей ходовой части трактора ДТ-75М и рулевого управления трактора МТЗ-80.
Содержание работы:
1. Проверить и довести давление в шинах колес до оптимальных значений.
2. Проверить и отрегулировать зазоры в поворотных цапфах и подшипниках ступиц передних колес.
3. Проверить и отрегулировать сходимость колес.
4. Проверить и отрегулировать свободный ход и усилие поворота рулевого колеса.
5. Проверить техническое состояние гидросистемы рулевого управления.
Оборудование и инструменты:
1. Трактора МТЗ-80 и ДТ-75М.
2. Приспособление (с манометром) мод. 458М1.
3. Линейка КИ-650 для проверки сходимости колес.
4. Приспособление КИ-402 для проверки свободного хода и усилие поворота рулевого колеса.
5. Прибор КИ-5473 (дроссель-расходомер ДР-90) для проверки гидросистемы рулевого управления.
6. Измеритель натяжения гусениц КИ-73903.
7. Набор щупов.
8. Домкрат.
Литература:
1. Инструкциии плакаты по эксплуатации трактора МТЗ-80 и ДТ-75М.
2. Тараторкин В.М. Система технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственных машин и механизмов: учебник для студ.учреждений сред.проф. образования - М.: « Академия»,2017.
3. Инструкция по эксплуатации приборов.
Порядок выполнения работы
Определение подачи насоса
Отсоединить нагнетательный маслопровод от гидроусилителя и подсоединить к нему входной рукав ДР-90. Сливной рукав прибора опустит в горловину бака гидроусилителя, предварительно сняв фильтр. Запустить дизель, установить номинальную частоту вращения коленчатого валаи создать прибором давление в системе 5,0 МПа. Подача насоса должна быть не менее 16 л/мин (предельно-допустимая подача 15 л/мин).
Практическая работа № 7
Практическая работа №8
Проверка подачи насоса
Устройство КИ-5473 присоединяют к нагнетательной магистрали так, чтобы при работе насоса все масло проходило через прибор и сливалось в бак. Устройство подключают с помощью штуцеров и шлангов (рис. 2.4).
У тракторов Т-4А, ДТ-75М, ЮМЗ-6Л отсоединяют трубопровод от нагнетательной полости гидросистемы и на его место присоединяют через переходник входной рукав прибора КИ-5473.
У тракторов МТЗ-80, МТЗ-82, Т-25 вывертывают болт поворотного угольника из нагнетательной полости распределителя, ввертывают вместо него штуцер, к которому присоединяют входной рукав прибора КИ-5473. Сливной шланг прибора соединяется с баком гидросистемы.
После пуска двигателя рукоятка управления золотником переводится в положение «подъем» и при давлении 4..5 МПа масло прогревает до t=45…550С. Вращением рукоятки при- бора устанавливается давление 10 МПа и по показанию при- бора определяется расход масла. Если расход масла окажется менее допустимого значения (табл. 2.2), необходимо оценить состояние насоса распределителя.
ВНИМАНИЕ! Перед пуском двигателя необходимо убедиться в том, что магистраль устройств открыта, рукоятка дросселя установлена в положение «открыто».
Выворачивают штуцер из нагнетательной полости распределителя и ввертывают стандартный штуцер, т.е. масло поступает и в распределитель и через прибор КИ-5473. Рычаг управления золотником переводят в позицию «подъем» (ГСВ выключен). Устанавливают давление 10 МПа и определяют подачу рабочей жидкости при включенном распределителе.
Величина утечек рабочей жидкости равна разнице между фактической величиной подач и подачей, измеренной при работе распределителя и cилового (позиционного) регулятора (МТЗ-80). Если величина утечек окажется больше Д1 (таблица 2.2), проверяют подачу рабочей жидкости при отключенном регуляторе.
Таблица 2.2
Трактор
Подача насоса не менее,
Л/мин
Утечки рабочей жидкости в
Отчет по работе
В отчет включить:
1. Параметры технического состояния гидросистемы.
2. Операции технического обслуживания гидросистемы.
3. Рисунки 2.3, 2.4.
4. Произвести необходимые измерения и полученные данные занести в протокол диагностирования.
5. Сделать заключение о состоянии диагностируемых механизмов.
Таблица 2.3
Показатель
Прибор, приспособление
Значение параметров
Замерен- ное
Вывод
Контрольные вопросы
1. Как проверить состояние основного фильтра гидросистемы?
2. Проверка общего состояния гидросистемы.
3. Назначение и устройство прибора КИ-5473.
4. Определение утечки рабочей жидкости в распределителе.
Каждая работа оценивается по пятибалльной системе:
оценка «5» , если работа выполнена на 90-100%
оценка «4» выставляется, если работа выполнена на 70-89%
оценка «3» выставляется, если работа выполнена на 50-69%
оценка «2» выставляется, если работа выполнена меньше, чем на 50%
Практическая работа №9
Содержание практической работы
1. Изучить виды и способы хранения.
2. Ознакомиться с обязательными работами при подготовке машин к хранению.
3. Изучить обслуживание машин во время хранения.
4. Изучить обслуживание машин при снятии с хранения.
5. Изучить обслуживание комбайна «ВЕКТОР» при хранении.
6. Изучить обслуживание комбайна «NEW HOLLAND» при хранении.
7. Изучить обслуживание трактора при хранении
8. Изучить типовые технологические карты на консервацию сельскохозяйственных машин.
Методические указания
1. Ознакомиться с содержанием лабораторной работы.
2. Студенты обязаны изучить виды и способы хранения техники.
3. Изучить работы при подготовке машин к хранению, обслуживании во время хранения и при снятии с хранения.
4. Студент обязан ознакомиться с обслуживанием комбайна и трактора при ранении.
5. изучить типовые технологические карты на консервацию сельскохозяйственных машин
Отчетность
В процессе выполнения лабораторной работы студенты обязаны делать краткие записи в тетради, а по окончании ответить на поставленные преподавателем вопросы.
Общие положения
Общие правила хранения машин и перечень операций по их техническому и технологическому обслуживанию при хранении в сельскохозяйственных предприятиях агропромышленного комплекса установлены ГОСТ 7751-85 «Техника, используемая в сельском хозяйстве. Правила хранения». Выполнение профилактических и контрольно-диагностических операций при хранении машин позволяет предотвратить появление отказов, связанных с коррозией, старением конструкционных материалов, снизить непроизводительные затраты труда и денежных средств на их устранение.
Хранение машин по календарной продолжительности подразделяется на три вида хранения - межсменное, кратковременное и длительное. На межсменное хранение ставят машины, перерыв в использовании которых составляет 10 дней, на кратковременное - при продолжительности нерабочего периода от 10 дней до 2 месяцев и на длительное - при перерыве в использовании более 2 мес. Машины на межсменное и кратковременное хранение ставят непосредственно после окончания работ, а на длительное не позднее 10 дней с момента окончания работ. Машины, работающие в контакте с агрессивными материалами, ставят на хранение сразу после окончания работ.
Существует три основных способа хранения машин: в закрытых помещениях, под навесом и на открытых оборудованных площадках.
Лучший способ хранения (хотя и более дорогой) - закрытый, когда машины, сборочные единицы и детали размещают в автогаражах, сараях, складах, в специальных или приспособленных помещениях. Здесь они меньше подвергаются климатическим и атмосферным воздействиям. В закрытых помещениях в основном следует хранить зерноочистительные машины, машины и оборудование по внесению гербицидов и ядохимикатов, сложные уборочные комбайны и другие машины, хранение которых на открытых площадках требует больших затрат труда на их подготовку.
Открытые площадки по периметру должны быть оборудованы водоотводными канавами. Поверхность площадок должна быть ровной (уклон 2...3° для стока воды) с твердым сплошным покрытием.
Машины должны храниться на обозначенных местах по группам, видам и маркам с соблюдением расстояний между ними, позволяющих проводить профилактические работы.
Подготовка машин к хранению
При подготовке машин к хранению рекомендуется провести нижеследующие операции.
1. Долейте в агрегаты машины до нормативного уровня технологические жидкости.
2. Нанесите на места с нарушенным лакокрасочным покрытием консервационный состав ЗВВ-13 или ИВВС.
3. Снимите приводные ремни, обезжирьте их неэтилированным бензином, просушите, припудрите тальком; свяжите в комплект, прикрепите бирку с указанием заводского номера машины и сдайте ремни на склад.
4. Снимите втулочно-роликовые цепи, скатайте их в рулон, прикрепите бирку с указанием заводского номера машины, погрузите в ванну с отработанным моторным или трансмиссионным маслом и сдайте на склад. Предупреждение в закрытом помещении или под навесом допускается хранить ремни и цепи на машине в ослабленном состоянии.
5. Нанесите солидол на звездочки цепных передач, винтовые и резьбовые поверхности деталей, штоки гидроцилиндров.
6. Протрите обтирочной ветошью наружные поверхности гибких шлангов гидросистемы, покройте их мелоказеиновым составом (смесь из мела – 75 %, казеинового клея - 20 %, гашеной извести - 4,5 %, кальцинированной соды - 0,25 % и фенола - 0,25 %) или оберните полиэтиленовой пленкой.
7. Снимите аккумуляторную батарею, проверьте и при необходимости откорректируйте плотность электролита, сдайте батарею на склад. Предупреждение - аккумуляторную батарею храните заряженной в неотапливаемом вентилируемом помещении.
8. Плотно закройте крышками или пробками-заглушками все отверстия и щели, через которые во внутренние полости агрегатов машин могут попасть атмосферные осадки.
9. Установите машину на место хранения.
10. Слейте воду из системы охлаждения и отопителя до наступления отрицательных температур окружающего воздуха.
11. Снизьте до 70 % от номинального значения давление воздуха в шинах колес, покройте наружные поверхности шин мелоказеиновым составом.
12. Установите рычаг переключения передач в нейтральное положение.
13. Закройте двери кабины машины на ключ.
Обслуживание в конце сезона
Перед тем как поставить комбайн на длительное хранение, как правило, в конце уборочного сезона необходимо провести определенные работы по техобслуживанию и консервации. Своевременный уход и внимательное отношение к технике - залог готовности к полевым работам будущего сезона. В настоящем Разделе приводятся инструкции и рекомендации по постановке комбайна на длительный срок хранения.
Снять жатку и наклонную камеру, для того чтобы облегчить доступ к узлам и агрегатам машины.
Удалите грязь и остатки растительной массы, так как именно в местах загрязнения скапливается влага, что может привести, к коррозии метала.
Примечание: Не рекомендуется мойка комбайна при температуре воздуха ниже +10°С Поместите комбайн в отапливаемое помещение минимум на 24 часа - дайте машине полностью просохнуть, лишь после этого приступайте к чистке и мойке.
Открыть все створки сервисных люков (створки зернового бункера, нижний люк элеватора и пр.)
- По окончании мойки машины, запустить двигатель и молотильный аппарат, для того чтобы вытеснить накопившуюся после мытья влагу.
- Остановить молотильный аппарат через 15 минут. Заглушить двигатель.
- Снять и тщательно очистить решета, обработать решета влагоотталкивающим составом или маслом.
- Снять все цепи, очистите их от загрязнения, смазать, установить на место и отрегулировать натяжение.
- Необходимо тщательно смазать узлы и механизмы комбайна (См. раздел «Смазка и техническое обслуживание»).
- Места с нарушенным лакокрасочным покрытием, обработать защитной мастикой или консервационным маслом.
- Втянуть все цилиндры, нанести на штоки цилиндров консервационную смазку.
- Удалить загрязнение со всех ремней. Проверить натяжение, при необходимости отрегулировать натяжение ремней.
- Установить на место наклонную камеру.
- Очистить воздухофильтр.
- Для очистки радиаторов применяется сжатый воздух или струя воды низкого давления.
- Проверить состояние и плотность охлаждающей жидкости.
- Полностью заправить топливную емкость.
- Хранение комбайна допускается только в закрытом защищенном от атмосферных осадков помещении.
- Закрыл, все отводы и патрубки двигателя жиростойкой бумагой.
- Установить деревянные козлы под мосты комбайна, чтобы уменьшить нагрузку на шины.
- Отсоединить силовые кабели от клемм аккумуляторных батарей. Проверить состояние и зарядить аккумуляторные батареи.
Важно: зарядка батарей проводится раз в 8 - 10 недель, сила тока зарядки 5-6 Ампер, время зарядки 24 часа; выходное напряжение батарей после зарядки 12,6B.
Примечание: при отсоединении батарей данные памяти монитора не стирается.
- Измельчитель соломы: снять все ножи и втулки ножей, тщательно смазать их и установить обратно на ротор.
- Производить профилактический запуск двигателя с интервалом в 4 недели. Запустить двигатель. Установить управление дроссельной заслонкой на V полной мощности. Двигатель должен проработать не менее 1-2 часов. Во время работы двигателя прогнать все вариаторы из минимального положения в максимальное. Данная мера необходима для равномерного распределения смазки.
- Во время работы двигателя включить систему кондиционирования воздуха, если температура окружающего воздуха не ниже 15 °С. Данная мера необходима для смазки узлов компрессора кондиционера. Время профилактического запуска кондиционера -15 минут.
- 3аглушитъ двигатель. Установить на место всю консервационную защиту отводов и патрубков.
- Помните, что регулярное и грамотное техобслуживание комбайна - это залог его безотказной работы и сокращение до минимума затрат на дорогостоящий ремонт.
- Заказ запасных частей и дополнительного оборудования
- Перед тем как поставить комбайн на длительное хранение необходимо проверить машину на предмет изношенных и поврежденных деталей, которые нуждаются в замене.
- Запасные части необходимо заказывать сразу после обнаружения неисправности или повреждения. Замена поврежденных деталей должна быть завершена до начала следующей уборочной.
- Перед первым выходом в пате в начале уборочной необходимо:
- Удалить деревянные козлы из подмоста комбайна.
- Проверить давление в шинах, и затяжку колесных гаек.
- Смазать узлы машины согласно рекомендациям, приведенным в разделе - Смазка и техобслуживание.
- Проверить натяжение всех ремней и цепей (включая цепь зернового элеватора).
- Удалить защитную смазку с решет. Установить решета на комбайн.
- Проверить уровень жидкости/масла, при необходимости добавить жидкость/масло в следующие узлы:
Ø Ходовая коробка передач
Ø Бортовые редукторы
Ø Тормозная система / емкость
Ø Емкость для гидравлической жидкости
Ø Редуктор двигателя
Ø Редуктор механизма загрузки зерна
Ø Редуктор механизма выгрузки
Ø Редуктор выгрузной трубы
- Проверить регулировки узлов машины в соответствии с требованиями раздела - Смазка и техническое обслуживание.
- Удалить консервационную защиту открытых участков двигателя, патрубков и отводов. Запустить двигатель, дать двигателю прогреться до рабочей температуры. Слить/удалить антикоррозийный состав / масло. Произвести замену масляных фильтров. Залить новое моторное масло.
- Сбросить обороты двигателя до половины. Запустить молотильный аппарат и жатку. Проверить работоспособность механизма среза и транспортировки.
- Установить полные обороты двигателя. Замерить скорость вращения промежуточного вала при помощи тахометра
- Проехать пробный участок, проверить работоспособность гидростатического привода, гидравлики и тормозной системы.
- Остановить комбайн. Заглушить двигатель. Установить заслонки на шнек механизма выгрузки, установить на место все сервисные панели.
- Смазать узлы комбайна еще раз. Помните! Чрезмерная смазка так же вредна для машины, как и ее недостаток.
- Рекомендуется пригласить специалиста для проверки системы кондиционирования.
Хранение трактора
Подготовка трактора к длительному хранению. Хранение и консервация машины в период межсезонья. Подготовка и обслуживание трактора перед началом сезона.
Порядок подготовки трактора к длительному хранению
- Удалите загрязнение.
- Произвести замену масла в ходовой коробке передач/гидросистеме /картере заднего моста.
- Слить топливо из топливной емкости. Залить в топливную емкость два галлона калибровочного топлива. Запустить двигатель. Двигатель должен проработать не менее 10 минут, что позволит топливу распределиться по всей системе питания и впрыска.
- Проверить уровень охлаждающей жидкости в радиаторе. При необходимости (жидкость «отработала» 200 моточасов) слить жидкость, промыть систему, заполнить систему охлаждения охлаждающей жидкостью надлежащего качества. После замены охлаждающей жидкости, двигатель трактора должен проработать не менее часа - жидкость должна равномерно распределиться по всей системе охлаждения силовой установки.
- Смазать все точки смазки по заводской «схеме-смазке».
- При помощи рычага управления положением трехзвенного подъемно- сцепного устройства, установить подъемно-сцепное устройство в крайнее верхнее положение. Зафиксируйте подъемное устройство при помощи упора.
- Открытые участки штоков цилиндров следует смазать техническим вазелином.
- Снять аккумуляторные батареи. Батареи следует хранить в теплом, защищенном от атмосферного воздействия помещении. Во время хранения батареи следует периодически заряжать.
- Трактор следует установить на козлы. Данная мера необходима для того, чтобы уменьшить нагрузку на шины.
- Закрыть патрубок выпускного коллектора.
- Подготовка трактора к началу сезона
- Проверить давление в шинах. Закачивание воздуха производится в указанном порядке.
- Заправить топливную емкость.
- Проверить уровень охлаждающей жидкости в радиаторе.
- Проверить уровень масла во всех системах и силовой установке.
- Установить заряженные батареи.
- Снять чехол с патрубка выпускного коллектора.
- Запустить двигатель трактора. Проверить работоспособность всех приборов и органов управления машины. При помощи рычага управления положением подъемно-сцепного устройства поднять его на предельную высоту, убрать упор.
- Сделать пробный выезд. Убедитесь в том, что все системы машины работают нормально.
Практическая работа №10
Отчетность
В процессе выполнения лабораторной работы студенты обязаны делать каткие записи в тетради, а по окончании ответить на поставленные преподавателем вопросы.
Техника безопасности
Для обеспечения в окрасочных отделениях нормальных санитарно-гигиенических условий и пожарной безопасности необходимо соблюдать технологический режим, правила и нормы по технике безопасности, пожарной безопасности и промышленной санитарии. Все растворители являются горючими, а при большой концентрации паров токсичными и взрывоопасными жидкостями. Поэтому при работе с ними должна быть обеспечена хорошая вентиляция. В помещениях, где ведутся окрасочные работы, нельзя пользоваться приборами с неисправными или неприспособленными к этим условиям электро-выключателями, открытыми источниками огня, а также выполнять сварочные работы. Запрещено работать в одной и той же окрасочной камере с нитронеллюлозными, масляными и синтетическими эмалями.
Во избежание кожных заболеваний перед окрасочными работами руки смазывают защитной пастой или надевают на них перчатки. Для защиты органов дыхания и зрения используют средства индивидуальной защиты. Смешивают лакокрасочные материалы только в краско-приготовительном отделении, а хранят в специальном помещении в плотно закрытой таре. В краско-приготовительном помещении, окрасочном отделении и на складе лакокрасочных материалов должны находиться в обязательном порядке средства пожаротушения (огнетушители, ящики с песком, щит с инвентарем и др.).
Фосфатирование
Для увеличения долговечности ЛКП, работающего в жестких условиях, очищенную поверхность металла рекомендуют подвергнуть фосфатированию.
Процесс фосфатирования заключается в химической обработке стальных деталей с целью получения на ее поверхности нерастворимой в воде пленки на основе фосфорнокислых соединений, надежно защищающих поверхность от воздействия внешней среды. При ремонтных работах можно применять только холодное фосфатирование, используя грунтовки «ВЛ-02», «ВЛ-023», пасты или растворы. При этом время между фосфатированием и последующим грунтованием поверхности не должно превышать 48 ч при 20С, а влажностью 70%.
Внимание! После применения кислотных препаратов для удаления ржавчины необходимо в заключении нейтрализовать воздействие кислоты на поверхности металла щелочным раствором (мыло хозяйственное 70% растворенное в воде) и/или нанести пасту-ингибитор. Обильно смыть поверхность водой и высушить теплым воздухом!
Грунтование
Целью грунтования является улучшение антикоррозионной защищенности металлической поверхности и ее сцепления с ЛКП.
Грунтовка поверхности заключается в нанесении первого слоя лакокрасочного покрытия, который создает надежную антикоррозионную защиту и обеспечивает высокую прочность сцепления с поверхностью металла и с последующими слоями эмали. Применяемые грунтовки отличаются от эмалей повышенным содержанием антикоррозионного пигментного наполнителя, пленка которого является химически активной и обладает хорошей прилипаемостью к металлу. Загрунтованная поверхность должна быть матовой, так как глянцевая поверхность ухудшает сцепление грунта с последующими слоями краски. Эмаль наносят на загрунтованную поверхность только после ее полного высыхания.
Таблица 2 - Грунтовки и способы их применения
№ п.п. | Марка, цвет | Назначение | Вид растворителя, разбавителя | Режим сушки | |
1 | ГФ-73 (желтый) |
В качестве первого слоя по чистому металлу |
Ксилол | 20°С, 10 мин. | |
ГФ-21 (красно-коричн.) | 100 °С, 30 мин. | ||||
ГФ-31 (желтый) | 100 °С, 2,5 ч | ||||
2 | ПФ-033 (черный) |
Для грунтования металлических поверхностей |
Ксилол, сальвент | 170 °С, 20 мин. | |
ПФ-0142 (красно- коричневая) | 100 °С, 30 мин. 20 °С, 4ч | ||||
180 °С, 30 мин. | |||||
ПФ-099 (черный) | |||||
3 | В качестве первого слоя по металлу, имеющей коррозионные раковины, обработанные преобразователем ржавчины | Сальвент | |||
4 | ЭП-083 (серая) (ЭПОКСИДКА) | Для грунтования кузовов в качестве второго слоя для поверхности, где будет необходимость в применении шпаклевки | Ксилол, Р-197, Для ускорения сушки НФ- 1,5 | 120 °С, 1ч 60 °С, 7ч |
Шпатлевание
Шпатлевкой устраняют неровности на поверхности загрунтованных кузовов и кабин. Шпаклевка снижает прочность лакокрасочного покрытия и поэтому ее наносят слоем не более 0,5 мм. Нельзя наносить последующий слой шпаклевки на невысохший предыдущий слой.
Шпатлевку наносите только на загрунтованную или окрашенную поверхность пластмассовым или металлическим шпателем. Рекомендуется использовать эпоксидные и полиэфирные шпатлевки в один слой. Свойства наиболее распространенных шпатлевок приведены в таблице 3.
Таблица 3 - Шпатлевки и способы их применения
Марка, цвет | Способ применения | Рекомендуемый разбавитель | Режим сушки |
МС-006, розовый | Наносится шпателем или пневмораспылителем по грунтованной поверхности, легко шлифуется всухую и с водой. Толщина одного слоя - не более 100 мкм, число слоев шпатлевки - не более 5 | Ксилол | 20°С, 30 мин (на один слой) |
НЦ-007 красно- коричневый; НЦ-008 защитный; НЦ-009 желтый | То же | Ксилол, № 645, №646 | 20°С, 1 ч (на один слой) |
ЭП-0010, ЭП- 0020 красно- коричневый | Поставляются в комплекте с отвердителем № 1(ТУ 6-10-1263-72). Перед применением смешивают массу с отвердителем (100:8,5). Наносят шпателем по металлу (для заделки раковин до 8мм) или пневмораспылителем. Трудно шлифуются | № 646, Р-4, Р-5, Р-40 | 18...22°С, 24ч; 60...70°С, 7ч |
ПФ-002 красно- коричневый | Наносится шпателем. Толщина одного слоя - не более 0,5 мм; число слоев - не более 4. Легко шлифуется всухую и с водой | Уайт-спирит, скипидар | 18...22°С,24ч; 18°С, 1ч (в зависимости от растворителя) |
ПЭ-0044 светло- серый; ПЭ-0085 светло-серый | Применяется в смеси с ускорителем отверждения. Наносится шпателем на любую поверхность. Толщина слоя не более 1,5 мм | Тоже | То же |
Различают два вида шпатлевок: двухкомпонентную шпатлевку и шпатлевку для мелких работ Двухкомпонентная шпатлевка предназначена для выравнивания значительных неровностей металла. Для ее получения смешивают отвердитель с наполнителем непосредственно перед использованием, так как она быстро затвердевает. Вторая шпатлевка для мелких работ предназначена для выравнивания незначительных дефектов поверхности. Ее наносят на многие участки одновременно.
Разновидностью шпатлевок являются грунт-шпатлевки, которые наносят непосредственно на подготовленную металлическую поверхность. Промышленностью выпускаются грунтшпатлевки марок ЭП- 0010 и ЭП-0020.
Шлифовка
Шлифовкой удаляют неровности, риски и царапины, появившиеся при шпаклевке. При ремонте кузовов и кабин применяют мокрое шлифование водой. В качестве шлифующего материала используют пемзу и водостойкое полотно с тонкими абразивами. Шлифуют зашпаклеванные поверхности переносным шлифовальным инструментом с электрическим или пневматическим приводом. Для шлифовки зашпатлеванной поверхности рекомендуют сначала использовать бумагу М 180...240 (чем меньше число, тем грубее бумага). Наполнитель и старое ЛКП подвергают мокрой шлифовке бумагой № 360. Для последнего, мокрого шлифования ЛКП применяют бумагу № 600. По окончании шлифования на шпатлевочном слое не должно быть посторонних включений, трещин, грубых штрихов от абразивных материалов и незашлифованных мест.
Внимание! Грунтовка, шпаклевка, лак и эмаль должны быть совместимые и желательно одного производителя. В противном случае лакокрасочное покрытие может деформироваться (свернуться)!
Марка эмали
Назначение
Режим сушки
Примечание. В основу составления колера эмалей, применяемых для частичной окраски кузовов автомобилей ВАЗ, положены 11 эмалей (от Э1 до Эц) марки МЛ-1195 - составляющие компоненты, в определенной пропорции, перемешивают и доводят растворителем Р-197 до обычной вязкости - 20...22 с (по ВЗ-4). Полученный колер наносят на металлическую пластину и после высушивания (при 80-90°С), визуально сравнивают (при дневном свете) с базовым цветом.
Сушка
Степень сушки лакокрасочных покрытий определяется интенсивностью испарения растворители, находящегося в эмали. Она может быть естественной (при температуре 18 ... 23°С и относительной влажности в помещении не выше 70 %) и искусственной (при температуре 60 ... 175 °С). Продолжительность естественной сушки 2 ... 48 ч и поэтому при окраске кузова, кабины или платформы ее применяют редко. Наиболее прогрессивной является искусственная сушка, которая значительно сокращает время высыхания и позволяет получать более качественные декоративные свойства покрытия.
Шлифование и полировка
Для придания кузову эстетичного внешнего вида необходимы периодические полирование и шлифовка. Шлифовке также подвергают промежуточные слои покрытия, если они имеют явную волнистость, либо необходимо улучшить сцепление между слоями покрытия. От тщательности шлифования зависит качество окраски всего кузова. Шлифовке подлежат только полностью высохшие слои покрытия. Шлифовать нужно плавными, равномерными движениями, без сильного нажима. Шкурку по мере засаливания и истирания заменяйте новой.
Применяют «сухое» или «мокрое» шлифование. «Мокрое» шлифование подразумевает использование воды или любой инертной жидкости для смачивания обрабатываемой поверхности и шлифовальной шкурки. В этом случае повышается качество шлифования. При шлифовании нитроэмалевых поверхностей рекомендуют применять водостойкие шкурки и уайт-спирит. «Мокрому» шлифованию подвергают поверхности, покрытые водостойкими эмалями, масляно-лаковыми, нитроцеллюлозными, эпоксидными и др.
По окончании шлифования проверьте качество. Хорошо отшлифованная поверхность равномерно смачивается водой и, кроме того, на ощупь не должны ощущаться переходы и границы участков между слоями покрытия. Осмотрите поверхность, освещая ее боковым светом. Обнаруженные дефекты снова подвергните шпатлеванию и шлифовке.
Полирование проводится вручную или с помощью электродрели (скорость вращения 3000...4000 мин"1). На полировочный круг наложите слой ваты (5...7 см) и оденьте полировочную шапочку из натурального или искусственного меха, цигейки, сукна, фланели или фетра. Нанесенные на ЛКП восковые пасты «Автополироль-2», «Автовоск АВ-70» и др. образуют защитный слой, который предохраняет покрытие от атмосферных воздействий. Полируйте равномерными возвратно-поступательными движениями, при этом следите за тем, чтобы полируемая поверхность не нагревалась выше 40 °С. Не проводите полировку на солнце.
Антикоррозионные составы
Промышленностью освоен широкий выпуск противокоррозионных препаратов (табл. 5 и 6) , ниже приводится описание некоторых из них.
Таблица 5 - Противокоррозионные составы для обработки скрытых полостей и для консервации
№ п/п |
Наименование
Марка
Места защиты
Растворители, разбавители
Режим сушки
1
Автоантикоры
(на битумной и резинобитумной основе)
БПМ-1
579 580
51-Г-7
Для антикоррозионной защиты днища и подкрыльных полостей (с противошумными свойствами)
РС2; Уайт-
спирит; сольвент; толуол
Невысыхающая
Таблица 6 - Лакокрасочные и вспомогательные материалы зару- бежных фирм (отдельные образцы)
№ п/п |
Фирма производитель | |||
Наименование материала | «Sadolin»(Финляндия) | «НУСОТЕ» (Англия) | «ВОDУ» (Греция) | |
1 | Грунты | Sadoprimer 541-80057 (быстросохнущий) Washfiller 521-00560 (2-x компонентный) | UK-027 (черный) UK-О3О3 (красный) UK-0302 (белый) | БОДИ-969 (антикоррозионный) |
2 | Шпатлевки | Sadoplast 535-1040 (2-х комп. полиэфирная) | UK-244 (в аэрозольной упаковке) | БОДИ ФЕРСИ (2-х компонентная), БОДИ ФАИН |
3 | Лакокрасочные материалы (воздушной сушки) | Sadolin 012, Sadolin Metallic 0,15 (на алкидной основе) Sadomix 004 (базовая, для подборки колера) | АВRО (алюминиевая, для двигателей, глушителей и т.д.) | Синтетическая эмаль БОДИ, Акриловая эмаль БОДИ (2-х компонентная) |
4 | Растворители, разбавители | 006-1098 (универсал) Thinner 90802-09015 (разбавитель) | UK-246 (повышенной испаряе- мости) | БОДИУНИ (универсальный), БОДИ СИНТ |
5 | Антикоры для защиты внешних плоскостей | - | UK-630 (белый), UK-632 (черный) - антигравий | БОДИ 950 (на каучуковой основе), БОДИ 910- антиударные |
Антикор битумно-каучуковый «Битукас» представляет собой вязкую густую жидкость. После нанесения он образует полутвердую пленку. Рекомендуемая толщина покрытия - 0,7-0,8 мм. Расход - 0,7- 0,8 кг/см . Наносить следует двумя слоями, первый слой необходимо сушить 3 ч при 20 °С, второй слой в течение 24 ч.
Автоантикор-2 битумный для днища содержит нефтяные битумы, фенолоформальдегидные смолы, асбест, толуол и др. Представляет собой черную пасту. Препарат обладает хорошей адгезией к поверхности. Этот препарат наносят в 2-4 слоя с межслойной сушкой в течение 3.. .6 ч при 15.. .25 °С и сушкой последнего слоя в течение 18 ч. Толщина покрытия 0,4... 1,0 мм. Расход составляет 0,5-1,5кг/м в зависимости от толщины покрытия. Растворитель - бензин или уайт-спирит.
Автомастика резино-битумная антикоррозионная «Эластокор» - служит для восстановления антикоррозионного покрытия днища кузова Мастику наносят кистью или распылителем в три слоя (для дополнительной защиты нужно 1...2 слоя) с межслойной сушкой около 3 ч и сушкой последнего слоя в течение 24 ч. Толщина одного слоя 0,35...0,40 мм, расход 0,4...0,5 кг/см.. При загустевании или нанесении распылителем мастику разводят до требуемой вязкости растворителем 651, РС-2 или бензином. При попадании мастики на лакокрасочное покрытие ее следует немедленно удалить «Автоочистителем битумных пятен».
При длительном хранении сельскохозяйственной техники на открытых площадках рабочие органы машины (отвалы, лемеха плугов, лапы культиваторов, диски борон, сеялок и лущильников, металлические колеса машин, гусениц тракторов и т. п.) и другие неокрашенные металлические поверхности защищают от коррозии покрытиями из битумных составов.
Битумные составы приготавливают в хозяйствах непосредственно перед нанесением на консервируемые поверхности. Для приготовления применяют нефтяной строительный битум БН-1У (БН-У), который растворяют в любом органическом растворителе, например в неэтилированном бензине А-76, до образования однородной массы темного цвета.
Рекомендуется применять следующие составы: 1:1 (1 часть по весу битума + 1 часть бензина); 1:2 (1 часть битума+2 части бензина); 1:3 (1 часть битума+3 части бензина); 1:4 (1 часть битума+4 части бензина).
Для приготовления смеси мелко раздробленный битум засыпают в бидон, заливают бензином, размешивают, закрывают крышкой и оставляют на 12... 14 ч. После этого содержимое тщательно размешивают и вливают 0,5...1,0 кг олифы. Подогревать состав на огне строго запрещается. Готовый раствор (кроме состава 1:1) перед употреблением следует профильтровать. Все составы (за исключением состава 1:1), представляющие жидкие смеси, наносят на поверхности деталей механизированным способом. При покрытии более вязким составом 1:1 пользуются кистью или тампоном.
Наносить битумные составы на поверхности точно обработанных узлов и деталей (штоков гидроцилиндров, подшипников) нельзя, так как это приводит к порче сальников гидроцилиндров, к заклиниванию или схватыванию подшипников.
Срок защитного действия битумных составов при хранении уз- лов и деталей на открытых площадках — 10 месяцев, а в закрытых — более года.
Смазка универсальная среднеплавкая (солидол жировой УС- 1, УС-2) относится к типу эксплуатационно-консервационных смазок.
Солидолы используют для смазки узлов трения, а также для консервации неокрашенных металлических поверхностей из черных и цветных металлов при хранении на открытых площадках сроком до 3 месяцев, а в закрытых помещениях – сроком до 1 года.
Защитное пленочное покрытие НГ-216 предназначено для за- щиты от коррозии наружных поверхностей металлоизделий. Изготовляется на основе продуктов переработки нефти, загустителей, маслорастворимого ингибитора коррозии и растворителей. Наносят распылением, окунанием или кистью. Время до появления коррозии при нанесении на Сталь 10-6 мес. Термостойкость пленки - 70 °С. Вы- пускается трех марок А, Б и В.
Присадка АКОР-1 - масленичная жидкость темно-коричневого цвета. Используют путем добавления в смазочные масла в количестве 10-15% для приготовления универсальных рабоче-консервационных моторных, трансмиссионных и редукторных масел, которые рекомендуются для внутренней консервации двигателей, агрегатов трансмиссий, и других механизмов взамен жидких ингибированных консервационных смазок К-17 и НГ-203.
Вопросы для самопроверки
1. Как необходимо подготавливать поверхности к окраске?
2. Какие способы нанесения лакокрасочных материалов применяются при окрашивании и нанесении противокоррозионных покрытий?
3. Устройство и принцип работы краскораспылителей
4. Устройство и принцип работы установок для окраски и противокоррозионной обработки техники.
5. Охарактеризуйте технологию и оборудование для антикоррозийной обработки кузовов.
6. Как приготавливаются битумные составы?
7. Перечислите основные материалы для малярных работ.
8. Перечислите основные противокоррозионные материалы.
9. Какие правила и нормы по технике безопасности, пожарной безопасности и промышленной санитарии необходимо соблюдать при выполнении лакокрасочных и противокоррозионных работ.
Список использованной литературы
1. Тараторкин В.М. Система технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственных машин и механизмов: учебник для студ.учреждений сред.проф. образования - М.: « Академия»,2017.
2. Курчаткин В.В. Техническое обслуживание и ремонт машин в сельском хозяйстве. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 464 с.;
3. Пучин Е.А. Техническое обслуживание и ремонт тракторов. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 208 с.;
4. Виноградов В.М. Храмцова О.В. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Лабораторный практикум. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 173 с.;
5. Виноградов В.М. Технологические процессы ремонта автомобилей. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 426 с.;
6. Карагодин В.И. Митрохин Н.Н. Ремонт автомобилей и двигателей – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 496 с.;
7. Пучин Е.А. Технология ремонта машин. – М.: КолосС, 2007. – 488 с.; ил.
Пантелеенко Ф.И., Иванов В.П. Восстановление деталей машин. Справочник. – М.: Машиностроение, 2003. – 672 с.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка (общие методические указания).................................... 4
Практическая работа №1(2 часа) …….………………………………..................7
Практическая работа №2 (2 часа) ……………………… …………................. 11
Практическая работа №3 (2 часа) …………………………… ...........……......14
Практическая работа №4 (2 часа) …………………………………… …….…17
Практическая работа №5 (2 часа) ……………………………………… ...........20
Практическая работа №6 (4 часа)…………………….………………..................24
Практическая работа №7 (4 часа)…………………………………………………33
Практическая работа №8 (4 часа)…………………………………………………35
Практическая работа №9 (4 часа)……………… ……………………………….45
Практическая работа №10 (4 часа)……………………………………………… 68
Список используемой литературы ……………………………….........................90
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В результате изучения МДК. 03.01. Система технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственных машин и механизмов обучающийся должен иметь практический опыт:
- проведения технического обслуживания тракторов, автомобилей, сельскохозяйственных машин и оборудования;
- определения технического состояния отдельных узлов и деталей машин;
- выполнения разборочно-сборочных, дефектовочно-комплектовочных работ, обкатки агрегатов и машин;
- налаживания и эксплуатации ремонтно-технологического оборудования;
уметь:
- проводить операции профилактического обслуживания машин и оборудования животноводческих ферм;
- определять техническое состояние деталей и сборочных единиц тракторов, автомобилей, комбайнов;
- подбирать ремонтные материалы;
- выполнять техническое обслуживание машин и сборочных единиц;
- выполнять разборочно-сборочные дефектовочно-комплектовочные обкатку и испытания машин и их сборочных единиц и оборудования;
знать:
- основные положения технического обслуживания и ремонта машин;
- операции профилактического обслуживания машин;
- технологию ремонта деталей и сборочных единиц электрооборудования, гидравлических систем и шасси машин и оборудования животноводческих ферм;
- технологию сборки, обкатки и испытания двигателей и машин в сборе;
- ремонтно-технологическое оборудование, приспособления, приборы и инструмент;
- принимать на техническое обслуживание и ремонт машин и оформлять приемо-сдаточную документацию.
Содержание дисциплины ориентировано на подготовку обучающихся к освоению профессиональных модулей обучающихся по специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства, и овладению профессиональными компетенциями (ПК):
ПК 3.1. Организовывать и выполнять техническое обслуживание сельскохозяйственных машин, механизмов и другого инженерно-технологического оборудования.
ПК 3.2. Проводить диагностирование неисправностей сельскохозяйственных машин, механизмов и другого инженерно-технологического оборудования.
ПК 3.3. Организовывать и осуществлять технологический процесс ремонта сельскохозяйственных машин, механизмов и другого инженерно-технологического оборудования.
ПК 3.4. Выполнять восстановление деталей машин, механизмов и другого инженерно-технологического оборудования.
ПК 3.5. Обеспечивать режимы консервации и хранения сельскохозяйственной техники.
С целью овладения соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения учебной дисциплины для закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых практических умений и навыков предусматривается проведение практических занятий. Каждое занятие содержит отчёт по теории и выполнение необходимого задания. Для выполнения расчётов, обучающиеся должны научиться правильно пользоваться справочными таблицами, графиками. Выполнение расчётно-практических работ должно сопровождаться анализом параметров и формулировкой грамотных выводов.
Практическая работа №1
Тема: Техническое обслуживание двигателя.
Цель работы: изучить операции, которые проводятся при обслуживании дизельного двигателя, провести эти операции на двигателе. Ответить на поставленные вопросы.
Приобрести умения и навыки: проведение операций по техническому обслуживанию двигателя.
Учебно-методическое оснащение рабочего места : инструкционно-технологическая карта, плакаты, методические рекомендации, учебная литература, трактор МТЗ-80 и ДТ-75М
Информационное обеспечение:
1. Тараторкин В.М. Система технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственных машин и механизмов: учебник для студ.учреждений сред.проф. образования - М.: « Академия», 2017.
Ход лабораторно-практической работы:
1. Инструктаж по выполнению работы «Изучить техническое обслуживание двигателя»
2.Непосредственное выполнение работы обучающимися: ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ .
№ | Содержание и последовательность выполнения работ | Применяемое оборудование | Методические указания |
1 | Проверка технического состояния системы питания, охлаждения и смазки двигателя (проверка уровня охлаждающей жидкости, масла, топлива) | Щуп для измерения, ветошь. | Проверка подтекания жидкостей, устранение подтеков и доведения до уровня. |
2 | Порядок замены моторного масла в двигателе | Емкость под слитое масло, свежее масло, ветошь, воронка | Слить старое масло промыть систему залить свежее масло. |
3 | Порядок обслуживание топливных фильтров | Фильтра, набор инструмента | Заменить ФТО, и промыть ФГО топлива. |
4 | Обслуживание и регулировка форсунок на давление впрыска | Набор инструмента, стенд ля регулировки. | Установить давление впрыска на форсунке 1 75кгс/см2 |
5 | Обслуживание воздухоочистителя с масляной ванной и со сменным фильтрующим элементом? | Набор инструмента, ветошь, емкость, масло. | Обслужить фильтр трактора МТЗ-80 |
6 | Проверка натяжения приводных ремней | Набор инструмента, ветошь | Проверить натяжение ремней привода генератора, компрессора, вентилятора на тракторах МТЗ-80, ДТ-75М, Т-150К |
7 | Порядок регулировки теплового зазора в газораспределительном механизме | Набор инструмента, щуп, ветошь. | Установить зазор в клапанах 0,30мм на двигателе Д-240 или А-41 |
8 | Оценка технического состояния двигателя по внешним признакам неисправностей | Учебник, трактор. | Оценить состояния двигателя по шумности и дымности. |
9 | Порядок измерения компрессии | Компрессометр, набор инструмента | Измерить компрессию в цилиндрах двигателя Д-240, и определить степень износа. |
10 | Смазочные работы по двигателю | Набор инструмента шприц | Провести смазочные работы по двигателю согласно карте смазки двигателя. |
11 | Промывка системы охлаждения, удаление накипи? | Набор инструмента | Заполнить систему охлаждения жидкостью для удаления накипи и провести промывку. |
12 | Порядок удаления воздуха из системы питания | Набор инструмента | Прокачать систему питания двигателя Д-20 или А-41 |
13 | Неисправности двигателя, причины, признаки и способы их устранения | Набор инструмента | Устранить неисправности двигателя и записать их. |
Содержание отчета.
Ответьте письменно на поставленные вопросы:
1. Как проверяют масло, топливо, охлаждающую жидкость?
2. Опишите технологию замены масла в двигателе Д-240?
3. Как обслуживается фильтр грубой очистки топлива?
4. С помощью чего устанавливают давление на форсунке ФД-22?
5. Как промыть фильтрующий элемент в воздухоочистителе двигателя Д-240, какой уровень масла в поддоне воздухоочистителя?
6. Какой провис ремня генератора, вентилятора и компрессора на тракторах МТЗ-80, ДТ-75М, Т-150К, К-701?
7. Как установить поршень первого цилиндра в ВМТ на двигателе Д-240, и в какой последовательности регулируют зазор в клапанах?
8. Причины черного, белого и синего выхлопа из выхлопной трубы?
9. Как измерить компрессию в двигателе?
10. Как смазываются подшипники жидкостного насоса двигателя Д-240 и А-41?
11. Какие средства используются для удаления накипи в системе охлаждения?
12. Как удалить воздух из фильтров тонкой, грубой очистки топлива и топливного насоса высокого давления двигателя Д-240?
Каждая работа оценивается по пятибалльной системе:
оценка «5» , если работа выполнена на 90-100%
оценка «4» выставляется, если работа выполнена на 70-89%
оценка «3» выставляется, если работа выполнена на 50-69%
оценка «2» выставляется, если работа выполнена меньше, чем на 50%
Практическая работа №2
Тема: Техническое обслуживание шасси
Цель работы: изучить и провести техническое обслуживание трансмиссии. Ответить на поставленные вопросы.
Приобрести умения и навыки: проведение операций по техническому обслуживанию трансмиссии.
Учебно-методическое оснащение рабочего места : инструкционно - технологическая карта, плакаты, методические рекомендации, учебная литература, трактор МТЗ-80 и ДТ-75М,Т-150К.
Информационное обеспечение:
1. Тараторкин В.М. Система технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственных машин и механизмов: учебник для студ.учреждений сред.проф. образования - М.: « Академия», 2017.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 311.