На основании данных приведенных выше можно сделать вывод, что необходима разработка, принятие и реализация новой Государственной стратегии экономической безопасности России в соответствии с принципами структурирования элементов экономической безопасности на основе метода системного подхода; консолидированности на стадиях разработки, принятия и реализации; эффективности государственного регулирования в сфере обеспечения экономической безопасности; долгосрочности; внутренней непротиворечивости элементов системы экономической безопасности.
Главной задачей экономической политики Правительства РФ в сфере обеспечения экономической безопасности должна стать подготовка и принятие новой Государственной стратегии экономической безопасности России, которая содержала бы[21]:
- понятие экономической безопасности, национально-государственных интересов и угроз экономической безопасности;
- национально-государственные интересы в сфере обеспечения экономической безопасности;
- полный перечень и анализ долгосрочных и постоянных угроз экономической безопасности;
- индикаторы и пороговые значения экономической безопасности;
- основные меры, направленные на нейтрализацию либо минимизацию негативных последствий воздействия указанных угроз;
- перечень государственных органов и должностных лиц, ответственных за реализацию положений Стратегии в той или иной сфере.
3.2 Принципы государственной стратегии экономической безопасности России
Государственная стратегия экономической безопасности России должна быть разработана и реализовываться в соответствии со следующими принципами.
1. Структурирование элементов экономической безопасности на основе метода системного подхода. Стратегия должна содержать концептуальные определения самого феномена экономической безопасности, национально-государственных интересов и угроз, а также индикаторов и пороговых значений экономической безопасности. Также в предлагаемом документе необходимо привести наиболее полный перечень национально-государственных интересов России, внешних и внутренних угроз ее экономической безопасности, количественные показатели пороговых значений и индикаторы экономической безопасности. Для удобства расположения норм в тексте Стратегии возможно такое ее структурирование: Общая часть содержит определения понятий, основные принципы и положения, теоретические вопросы, всевозможные перечни и т.п. Особенная часть включает в себя конкретные меры по нейтрализации либо минимизации негативного воздействия внешних и внутренних факторов на экономику России.
2. Консолидированность на стадиях разработки, принятия и реализации. На данный момент нормы, регулирующие общественные отношения в сфере обеспечения экономической безопасности рассредоточены по множеству нормативных и ненормативных правовых актов, программ социально-экономического развития страны и других документов. Многочисленные предложения со стороны научного сообщества редко рассматриваются органами государственной власти при принятии экономически и социально значимых решений. Вместе с тем до настоящего времени в научных кругах не сформировалось единого подхода к большинству понятий, категорий и явлений, связанных с обеспечением экономической безопасности. Поэтому разработка новой Стратегии с привлечением опытнейших из ученых различных областей науки (не только экономистов) и ее принятие может стать ключевым моментом в концептуализации экономической безопасности.
3. Эффективность государственного регулирования в сфере обеспечения экономической безопасности. Государственную стратегию экономической безопасности России, принятую Указом Президента РФ в 1996 г., фактически можно признать утратившей силу, поскольку ее действие было рассчитано на три-пять лет. Концепция национальной безопасности, значительная часть которой посвящена вопросам обеспечения экономической безопасности, изобилует декларативными нормами, которые вряд ли можно признать эффективными регуляторами общественных отношений. Закон РФ «О безопасности» от 1992 г. во многом устарел. Новая Стратегия должна, помимо всего прочего, содержать перечень компетентных органов государственной власти и должностных лиц, ответственных за реализацию положений Стратегии в той или иной сфере, и меру их ответственности.
Несмотря на всю значимость такого документа, как Государственная стратегия экономической безопасности России, он должен быть принят в форме постановления Правительства РФ, а не Федерального закона, на чем настаивают некоторые исследователи. Дело в том, что, даже несмотря на преимущественное представительство в органах законодательной и исполнительной власти одной политической партии, внесение изменений и дополнений в Федеральный закон представляется более трудоемкой и долгой процедурой, нежели в постановление Правительства. А в силу динамичности многочисленных параметров экономической безопасности изменения и дополнения в Стратегию придется вносить довольно часто.
4. Долгосрочность. Действие такого значимого документа, как Государственная стратегия экономической безопасности, не должно ограничиваться настолько краткосрочным периодом, как три-пять лет, как это было в Стратегии 1996 г. Да и период до 2020 г., на который сейчас принимаются основные программы социально-экономического развития России, можно скорее признать среднесрочным. К примеру, в США до настоящего времени действует Закон о национальной безопасности от 1947 года (National Security Act), который регулирует и вопросы экономической безопасности. Естественно, в указанный закон за более чем 60 лет его действия вносились многочисленные изменения и дополнения, однако основа, определяющая теоретико-методологические принципы, оставалась почти неизменной.
Многие ведущие российские ученые, в частности, Л.И. Абалкин и С.Ю. Глазьев, называют отсутствие долгосрочной стратегии развития России одним из основных недостатков экономической политики Правительства РФ. Такая точка зрения вполне применима по отношению к Государственной стратегии экономической безопасности, тем более в свете определенных успехов в достижении политической стабильности.
5. Внутренняя непротиворечивость элементов системы экономической безопасности. Понятно, что Стратегия, принятая в виде постановления Правительства РФ, не должна противоречить вышестоящим нормативным правовым актам. Но гораздо важней требование внутренней непротиворечивости, когда, например, мера противодействия одной угрозе уменьшает либо сводит на нет эффективность меры противодействия другой угрозе.
К примеру, когда повышение зарплат и социальных выплат с целью снижения уровня бедности приводит к росту уровня инфляции, само повышение теряет смысл. Курс на скорейшее вступление в ВТО, который окончательно взяла Россия, в целях повышения конкурентоспособности отечественной экономики на мировых рынках должен сочетаться с неоднократно декларируемой необходимостью поддержки российского агропромышленного комплекса, авто- и авиапрома и реальной экономики вообще. Наконец, проблема утечки капитала за рубеж решается в основном путем привлечения к ответственности лиц, которые совершают соответствующие действия незаконно. Вместе с тем, процесс создания благоприятного инвестиционного климата, атмосферы доверия к государству, снижения административных и бюрократических барьеров для бизнеса – мер, направленных на недопустимость вывоза капитала – проходит недостаточно быстро, интенсивно и эффективно.
Выводы и предложения
На основе проведенного исследования были сделаны следующие выводы и предложения:
- экономическая безопасность является материальной основой национальной безопасности, а ее обеспечение – объективно необходимой потребностью, предпосылкой существования и развития государства и общества. Однако, можно констатировать недостаточный уровень как теоретической разработки рассматриваемой проблемы, так и практической реализации имеющихся результатов научной деятельности и государственного регулирования в области защиты национально-государственных интересов, противодействия угрозам экономической безопасности России, особенно в условиях трансформирующейся экономики;
- программы социально-экономического развития страны должны разрабатываться, приниматься и реализовываться только на основе единой и непротиворечивой научной концепции и созданной на ее основе Государственной стратегии экономической безопасности. Приоритетные национальные проекты, при всей их значимости, преследуют скорее локальные цели. Не менее важными, чем поддержка здравоохранения, образования, сельского хозяйства и обеспечение «доступным жильем», представляются меры по совершенствованию инфраструктуры, борьбе с коррупцией, охране окружающей среды, технической модернизации производства и др. Все вышеперечисленное является неотъемлемой частью государственной экономической политики и каждой из этих сфер соответствуют определенные национально-государственные интересы и угрозы экономической безопасности, однако эта политика представляется несистематизированной, раздробленной, основные задачи решаются как бы независимо друг от друга. Хотя наиболее эффективным способом обеспечения экономической безопасности России является противодействие угрозам в их совокупности, а не по отдельности;
- Государственная стратегия экономической безопасности России должна разрабатываться, приниматься и реализовываться в соответствии с принципами структурирования элементов экономической безопасности на основе метода системного подхода; консолидированности; эффективности государственного регулирования в сфере обеспечения экономической безопасности; долгосрочности; внутренней непротиворечивости элементов системы экономической безопасности.
Заключение
Для любого общества и по сей день одной из важнейших задач является обеспечение необходимого уровня экономической безопасности. Развитие мирового финансового кризиса двояко повлияло на экономику России. С одной стороны встал вопрос о модернизации производства и сельского хозяйства страны с целью повышения уровня конкурентоспособности страны. С другой стороны, значительно вырос уровень коррупции и упал уровень жизни населения. Рост безработицы, падение доходов населения, рост имущественной дифференциации населения ведут не только к снижению уровня экономической безопасности в стране, но и дестабилизации социальной обстановки в стране.
В курсовой работе были рассмотрены основные положения обеспечения экономической безопасности страны, проанализирована статистика угроз и предложены мероприятия по государственному регулированию этой проблемы. На основании изложенного можно сделать вывод, что ситуация с обеспечением экономической безопасности страны вызывает большие опасения. Наблюдается падение численности населения страны. Смертность превышает рождаемость. Ситуация была бы совсем критическая если бы не приток эмигрантов. Однако, большой приток эмигрантов из стран Юго-Восточной Азии также не лучший выход из создавшегося положения. Коренное население России продолжает вымирать, в том числе и от алкоголизма и от плохого здравоохранения. Падение экономической безопасности страны сопровождается падением производства, в частности продовольствие. Соотношение экспорта и импорта продовольствия является критическим. При этом развитие страны тормозит большой уровень коррупции, который в 2009 году достиг максимального значения за последние 8 лет. Таким образом, проблема экономической безопасности требует дальнейшего решения и поиска эффективных методов регулирования.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 284.