Введение
Коренные изменения в экономической и социальной системах, произошедшие в нашей стране в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века, наряду с положительными, имели и отрицательные последствия. Резкий переход от централизованно-планируемой модели хозяйствования к рыночной экономике вызвал острейший кризис во многих сферах общественной жизни. В результате приватизации, проведенной с многочисленными нарушениями законодательства, появилась имущественная дифференциация населения – расслоение общества на узкий круг богатых и сверхбогатых и преобладающую массу бедных людей. В дальнейшем дифференциация проявилась в фактическом отсутствии равноправия граждан при пользовании услугами здравоохранения, образования, ЖКХ и других сфер обслуживания, что до сих пор негативно сказывается на развитии человеческого потенциала России.
С указанными деструктивными процессами тесно связан резкий рост доли теневой экономики в общем объеме хозяйственной деятельности, что характерно для стран в процессе трансформации экономической системы. Особую опасность представляет криминализация экономики и сращивание криминальных бизнес-структур с должностными лицами государственных и муниципальных органов, вследствие чего высокими темпами развиваются различные виды антиобщественной деятельности – наркомания, проституция, торговля контрафактной продукцией, что негативно сказывается на качестве человеческого капитала и состоянии экономической безопасности в целом. В огромных масштабах распространилась коррупция на всех уровнях власти (муниципальной, региональной, федеральной), экономическую безопасность подрывает так называемая «бытовая» коррупция – в сферах здравоохранения, образования, ЖКХ и т.д.
В результате значительного сокращения государственного финансирования науки и образования произошло значительное снижение количества и эффективности научных разработок и внедрения их в производство, а также интеллектуализация организованной преступности. Кроме того, были разрушены созданные командно-административной системой вертикальные связи между предприятиями и организациями, ответственными за разработку и производство определенных видов продукции. Результатом этого стало значительное отставание России от ведущих держав в сфере высоких технологий, топливно-сырьевая направленность экспорта и зависимость от импорта многих видов высокотехнологичной продукции. Помимо этого, экономика России все больше стала зависеть от конъюнктурных колебаний на мировых сырьевых рынках и от колебаний курсов валют.
Серьезной угрозой экономической безопасности России представляется высокий износ основных фондов и степень их морального устаревания, что негативно влияет на конкурентоспособность производимой продукции и вызывает материальные, экологические и человеческие потери от техногенных аварий и катастроф.
Целью курсовой работы является исследование базовых категорий, явлений и процессов, связанных с обеспечением формальных и реальных условий экономической безопасности государства, для теоретического и методологического основных направлений повышения экономической безопасности России.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие основные задачи:
- систематизировать различные подходы к исследованию экономической безопасности;
- разработать концептуальное определение экономической безопасности на основе существующих определений рассматриваемого явления;
- выделить и исследовать основные долгосрочные и постоянные угрозы экономической безопасности России;
- обосновать доминирующую роль государства в обеспечении экономической безопасности;
- выработать концептуальный подход к основным категориям и явлениям, связанным с обеспечением экономической безопасности;
- определить принципы разработки и реализации Государственной стратегии экономической безопасности России.
Объектом исследования являются микро- и макроэкономические национально-государственные интересы по обеспечению экономической безопасности России.
Предметом исследования является процесс обеспечения экономической безопасности, основные пути повышения уровня экономической безопасности России.
Теоретическую и методологическую основу курсовой работы составляют труды отечественных и зарубежных ученых в области экономической, социальной, продовольственной, энергетической, научно-технической и экологической безопасности, а также исследования теневой экономики и коррупции.
Информационную основу исследования составили данные официальной статистики и эмпирические материалы, представленные в периодической печати и электронных средствах массовой информации, статистических сборниках Росстата; законы Российской Федерации, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, Программы социально-экономического развития России, другие нормативные правовые акты и официальные документы.
Выводы и предложения
На основе проведенного исследования были сделаны следующие выводы и предложения:
- экономическая безопасность является материальной основой национальной безопасности, а ее обеспечение – объективно необходимой потребностью, предпосылкой существования и развития государства и общества. Однако, можно констатировать недостаточный уровень как теоретической разработки рассматриваемой проблемы, так и практической реализации имеющихся результатов научной деятельности и государственного регулирования в области защиты национально-государственных интересов, противодействия угрозам экономической безопасности России, особенно в условиях трансформирующейся экономики;
- программы социально-экономического развития страны должны разрабатываться, приниматься и реализовываться только на основе единой и непротиворечивой научной концепции и созданной на ее основе Государственной стратегии экономической безопасности. Приоритетные национальные проекты, при всей их значимости, преследуют скорее локальные цели. Не менее важными, чем поддержка здравоохранения, образования, сельского хозяйства и обеспечение «доступным жильем», представляются меры по совершенствованию инфраструктуры, борьбе с коррупцией, охране окружающей среды, технической модернизации производства и др. Все вышеперечисленное является неотъемлемой частью государственной экономической политики и каждой из этих сфер соответствуют определенные национально-государственные интересы и угрозы экономической безопасности, однако эта политика представляется несистематизированной, раздробленной, основные задачи решаются как бы независимо друг от друга. Хотя наиболее эффективным способом обеспечения экономической безопасности России является противодействие угрозам в их совокупности, а не по отдельности;
- Государственная стратегия экономической безопасности России должна разрабатываться, приниматься и реализовываться в соответствии с принципами структурирования элементов экономической безопасности на основе метода системного подхода; консолидированности; эффективности государственного регулирования в сфере обеспечения экономической безопасности; долгосрочности; внутренней непротиворечивости элементов системы экономической безопасности.
Заключение
Для любого общества и по сей день одной из важнейших задач является обеспечение необходимого уровня экономической безопасности. Развитие мирового финансового кризиса двояко повлияло на экономику России. С одной стороны встал вопрос о модернизации производства и сельского хозяйства страны с целью повышения уровня конкурентоспособности страны. С другой стороны, значительно вырос уровень коррупции и упал уровень жизни населения. Рост безработицы, падение доходов населения, рост имущественной дифференциации населения ведут не только к снижению уровня экономической безопасности в стране, но и дестабилизации социальной обстановки в стране.
В курсовой работе были рассмотрены основные положения обеспечения экономической безопасности страны, проанализирована статистика угроз и предложены мероприятия по государственному регулированию этой проблемы. На основании изложенного можно сделать вывод, что ситуация с обеспечением экономической безопасности страны вызывает большие опасения. Наблюдается падение численности населения страны. Смертность превышает рождаемость. Ситуация была бы совсем критическая если бы не приток эмигрантов. Однако, большой приток эмигрантов из стран Юго-Восточной Азии также не лучший выход из создавшегося положения. Коренное население России продолжает вымирать, в том числе и от алкоголизма и от плохого здравоохранения. Падение экономической безопасности страны сопровождается падением производства, в частности продовольствие. Соотношение экспорта и импорта продовольствия является критическим. При этом развитие страны тормозит большой уровень коррупции, который в 2009 году достиг максимального значения за последние 8 лет. Таким образом, проблема экономической безопасности требует дальнейшего решения и поиска эффективных методов регулирования.
Приложения
Приложение 1
Статистический анализ численности населения РФ
Год | Числен-ность населения | Базисный | Цепной | |||||||
Абсолют-ный прирост | Коэффи-циент роста | Темп роста | Темп при-роста | Абсолютное значение 1% прироста | Абсолют-ный прирост | Коэффи-циент роста | Темп роста | Темп прироста | ||
1960 | 117,37 | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
1961 | 118,54 | 1,17 | 1,01 | 101 | 1 | 1,2 | 1,17 | 1,01 | 101 | 1 |
1962 | 119,73 | 2,36 | 1,02 | 102 | 2 | 1,2 | 1,19 | 1,01 | 101 | 1 |
1963 | 120,92 | 3,55 | 1,03 | 103 | 3 | 1,2 | 1,19 | 1,0099 | 100,99 | 0,99 |
1964 | 122,13 | 4,76 | 1,04 | 104 | 4 | 1,2 | 1,21 | 1,01 | 101 | 1 |
1965 | 123,35 | 5,98 | 1,05 | 105 | 5 | 1,2 | 1,22 | 1,01 | 101 | 1 |
1966 | 124,59 | 7,22 | 1,06 | 106 | 6 | 1,2 | 1,24 | 1,0101 | 101,01 | 1,01 |
1967 | 125,83 | 8,46 | 1,07 | 107 | 7 | 1,2 | 1,24 | 1,01 | 101 | 1 |
1968 | 127,09 | 9,72 | 1,08 | 108 | 8 | 1,3 | 1,26 | 1,01 | 101 | 1 |
1969 | 128,36 | 10,99 | 1,09 | 109 | 9 | 1,3 | 1,27 | 1,01 | 101 | 1 |
1970 | 129,65 | 12,28 | 1,1 | 110 | 10 | 1,3 | 1,29 | 1,01 | 101 | 1 |
1971 | 130,42 | 13,05 | 1,11 | 111 | 11 | 1,3 | 0,77 | 1,0059 | 100,59 | 0,59 |
1972 | 131,21 | 13,84 | 1,12 | 112 | 12 | 1,3 | 0,79 | 1,0061 | 100,61 | 0,61 |
1973 | 131,99 | 14,62 | 1,12 | 112 | 12 | 1,3 | 0,78 | 1,0059 | 100,59 | 0,59 |
1974 | 132,79 | 15,42 | 1,13 | 113 | 13 | 1,3 | 0,8 | 1,0061 | 100,61 | 0,61 |
1975 | 133,58 | 16,21 | 1,14 | 114 | 14 | 1,3 | 0,79 | 1,0059 | 100,59 | 0,59 |
1976 | 134,38 | 17,01 | 1,14 | 114 | 14 | 1,3 | 0,8 | 1,006 | 100,6 | 0,6 |
1977 | 135,19 | 17,82 | 1,15 | 115 | 15 | 1,3 | 0,81 | 1,006 | 100,6 | 0,6 |
1978 | 136,14 | 18,77 | 1,16 | 116 | 16 | 1,4 | 0,95 | 1,007 | 100,7 | 0,7 |
1979 | 137,09 | 19,72 | 1,17 | 117 | 17 | 1,4 | 0,95 | 1,007 | 100,7 | 0,7 |
1980 | 138,05 | 20,68 | 1,18 | 118 | 18 | 1,4 | 0,96 | 1,007 | 100,7 | 0,7 |
1981 | 139,02 | 21,65 | 1,18 | 118 | 18 | 1,4 | 0,97 | 1,007 | 100,7 | 0,7 |
1982 | 139,99 | 22,62 | 1,19 | 119 | 19 | 1,4 | 0,97 | 1,007 | 100,7 | 0,7 |
1983 | 140,97 | 23,6 | 1,2 | 120 | 20 | 1,4 | 0,98 | 1,007 | 100,7 | 0,7 |
1984 | 141,96 | 24,59 | 1,21 | 121 | 21 | 1,4 | 0,99 | 1,007 | 100,7 | 0,7 |
1985 | 142,95 | 25,58 | 1,22 | 122 | 22 | 1,4 | 0,99 | 1,007 | 100,7 | 0,7 |
1986 | 143,95 | 26,58 | 1,23 | 123 | 23 | 1,4 | 1 | 1,007 | 100,7 | 0,7 |
1987 | 144,96 | 27,59 | 1,24 | 124 | 24 | 1,4 | 1,01 | 1,007 | 100,7 | 0,7 |
1988 | 145,97 | 28,6 | 1,24 | 124 | 24 | 1,4 | 1,01 | 1,007 | 100,7 | 0,7 |
1989 | 146,99 | 29,62 | 1,25 | 125 | 25 | 1,5 | 1,02 | 1,007 | 100,7 | 0,7 |
1990 | 147,67 | 30,3 | 1,26 | 126 | 26 | 1,5 | 0,68 | 1,0046 | 100,46 | 0,46 |
1991 | 148,27 | 30,9 | 1,26 | 126 | 26 | 1,5 | 0,6 | 1,0041 | 100,41 | 0,41 |
1992 | 148,51 | 31,14 | 1,27 | 127 | 27 | 1,5 | 0,24 | 1,0016 | 100,16 | 0,16 |
1993 | 148,56 | 31,19 | 1,27 | 127 | 27 | 1,5 | 0,05 | 1,0003 | 100,03 | 0,03 |
1994 | 148,36 | 30,99 | 1,26 | 126 | 26 | 1,5 | -0,2 | 0,9987 | 99,87 | -0,13 |
1995 | 148,46 | 31,09 | 1,26 | 126 | 26 | 1,5 | 0,1 | 1,0007 | 100,07 | 0,07 |
1996 | 148,29 | 30,92 | 1,26 | 126 | 26 | 1,5 | -0,17 | 0,9989 | 99,89 | -0,11 |
1997 | 148,03 | 30,66 | 1,26 | 126 | 26 | 1,5 | -0,26 | 0,9982 | 99,82 | -0,18 |
1998 | 147,8 | 30,43 | 1,26 | 126 | 26 | 1,5 | -0,23 | 0,9984 | 99,84 | -0,16 |
1999 | 147,54 | 30,17 | 1,26 | 126 | 26 | 1,5 | -0,26 | 0,9982 | 99,82 | -0,18 |
2000 | 146,89 | 29,52 | 1,25 | 125 | 25 | 1,5 | -0,65 | 0,9956 | 99,56 | -0,44 |
2001 | 146,3 | 28,93 | 1,25 | 125 | 25 | 1,5 | -0,59 | 0,996 | 99,6 | -0,4 |
2002 | 145,65 | 28,28 | 1,24 | 124 | 24 | 1,5 | -0,65 | 0,9956 | 99,56 | -0,44 |
2003 | 144,96 | 27,59 | 1,24 | 124 | 24 | 1,5 | -0,69 | 0,9953 | 99,53 | -0,47 |
2004 | 144,17 | 26,8 | 1,23 | 123 | 23 | 1,4 | -0,79 | 0,9946 | 99,46 | -0,54 |
2005 | 143,47 | 26,1 | 1,22 | 122 | 22 | 1,4 | -0,7 | 0,9951 | 99,51 | -0,49 |
2006 | 142,75 | 25,38 | 1,22 | 122 | 22 | 1,4 | -0,72 | 0,995 | 99,5 | -0,5 |
2007 | 142,22 | 24,85 | 1,21 | 121 | 21 | 1,4 | -0,53 | 0,9963 | 99,63 | -0,37 |
2008 | 141,89 | 24,52 | 1,21 | 121 | 21 | 1,4 | -0,33 | 0,9977 | 99,77 | -0,23 |
2009 | 141,9 | 24,53 | 1,21 | 121 | 21 | 1,4 | 0,01 | 1,0001 | 100,01 | 0,01 |
2010 | 141,93 | 24,56 | 1,21 | 121 | 21 | 1,4 | 0,03 | 1,0002 | 100,02 | 0,02 |
Среднее значе-ние | 138,2113725 | 21,2582 | 1,1808 | 118,08 | 18,08 | 1,382 | 0,4912 | 1,003822 | 100,3822 | 0,3822 |
Приложение 2
Статистический анализ рождаемости в РФ
Год | Число родившихся | Базисные | Цепной | |||||||
Абсолютный прирост | Коэффициент роста | Темп роста | Темп прироста | Абсолютное значение 1% прироста | Абсолютный прирост | Коэффициент роста | Темп роста | Темп прироста | ||
1960 | 23,2 | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
1965 | 15,7 | -7,5 | 0,68 | 68 | -32 | 0,2 | -7,5 | 0,6767 | 67,67 | -32,33 |
1970 | 14,6 | -8,6 | 0,63 | 63 | -37 | 0,2 | -1,1 | 0,9299 | 92,99 | -7,01 |
1975 | 15,7 | -7,5 | 0,68 | 68 | -32 | 0,1 | 1,1 | 1,0753 | 107,53 | 7,53 |
1980 | 15,9 | -7,3 | 0,69 | 69 | -31 | 0,2 | 0,2 | 1,0127 | 101,27 | 1,27 |
1981 | 16 | -7,2 | 0,69 | 69 | -31 | 0,2 | 0,1 | 1,0063 | 100,63 | 0,63 |
1982 | 16,6 | -6,6 | 0,72 | 72 | -28 | 0,2 | 0,6 | 1,0375 | 103,75 | 3,75 |
1983 | 17,5 | -5,7 | 0,75 | 75 | -25 | 0,2 | 0,9 | 1,0542 | 105,42 | 5,42 |
1984 | 16,9 | -6,3 | 0,73 | 73 | -27 | 0,2 | -0,6 | 0,9657 | 96,57 | -3,43 |
1985 | 16,6 | -6,6 | 0,72 | 72 | -28 | 0,2 | -0,3 | 0,9822 | 98,22 | -1,78 |
1986 | 17,2 | -6 | 0,74 | 74 | -26 | 0,2 | 0,6 | 1,0361 | 103,61 | 3,61 |
1987 | 17,2 | -6 | 0,74 | 74 | -26 | 0,2 | 0 | 1 | 100 | 0 |
1988 | 16 | -7,2 | 0,69 | 69 | -31 | 0,2 | -1,2 | 0,9302 | 93,02 | -6,98 |
1989 | 14,6 | -8,6 | 0,63 | 63 | -37 | 0,2 | -1,4 | 0,9125 | 91,25 | -8,75 |
1990 | 13,4 | -9,8 | 0,58 | 58 | -42 | 0,1 | -1,2 | 0,9178 | 91,78 | -8,22 |
1991 | 12,1 | -11,1 | 0,52 | 52 | -48 | 0,1 | -1,3 | 0,903 | 90,3 | -9,7 |
1992 | 10,7 | -12,5 | 0,46 | 46 | -54 | 0,1 | -1,4 | 0,8843 | 88,43 | -11,57 |
1993 | 9,4 | -13,8 | 0,41 | 41 | -59 | 0,1 | -1,3 | 0,8785 | 87,85 | -12,15 |
1994 | 9,6 | -13,6 | 0,41 | 41 | -59 | 0,1 | 0,2 | 1,0213 | 102,13 | 2,13 |
1995 | 9,3 | -13,9 | 0,4 | 40 | -60 | 0,1 | -0,3 | 0,9688 | 96,88 | -3,12 |
1996 | 8,9 | -14,3 | 0,38 | 38 | -62 | 0,1 | -0,4 | 0,957 | 95,7 | -4,3 |
1997 | 8,6 | -14,6 | 0,37 | 37 | -63 | 0,1 | -0,3 | 0,9663 | 96,63 | -3,37 |
1998 | 8,8 | -14,4 | 0,38 | 38 | -62 | 0,1 | 0,2 | 1,0233 | 102,33 | 2,33 |
1999 | 8,3 | -14,9 | 0,36 | 36 | -64 | 0,1 | -0,5 | 0,9432 | 94,32 | -5,68 |
2000 | 8,7 | -14,5 | 0,38 | 38 | -62 | 0,1 | 0,4 | 1,0482 | 104,82 | 4,82 |
2001 | 9 | -14,2 | 0,39 | 39 | -61 | 0,1 | 0,3 | 1,0345 | 103,45 | 3,45 |
2002 | 9,7 | -13,5 | 0,42 | 42 | -58 | 0,1 | 0,7 | 1,0778 | 107,78 | 7,78 |
2003 | 10,2 | -13 | 0,44 | 44 | -56 | 0,1 | 0,5 | 1,0515 | 105,15 | 5,15 |
2004 | 10,4 | -12,8 | 0,45 | 45 | -55 | 0,1 | 0,2 | 1,0196 | 101,96 | 1,96 |
2005 | 10,2 | -13 | 0,44 | 44 | -56 | 0,1 | -0,2 | 0,9808 | 98,08 | -1,92 |
2006 | 10,4 | -12,8 | 0,45 | 45 | -55 | 0,1 | 0,2 | 1,0196 | 101,96 | 1,96 |
2007 | 11,3 | -11,9 | 0,49 | 49 | -51 | 0,1 | 0,9 | 1,0865 | 108,65 | 8,65 |
2008 | 11,3226 | -11,8774 | 0,49 | 49 | -51 | 0,1 | 0,0226 | 1,002 | 100,2 | 0,2 |
2009 | 11,3565678 | -11,8434322 | 0,49 | 49 | -51 | 0,1 | 0,0339678 | 1,003 | 100,3 | 0,3 |
Среднее значение | 12,8052696 | -10,7097222 | 0,539393939 | 53,939 | -46,06061 | 0,136363636 | -0,358891885 | 0,982009091 | 98,200909 | -1,7990909 |
Приложение 3
Статистический анализ смертности в РФ
Год | Число умерших | Базисные | Цепной | |||||||
Абсолютный прирост | Коэффициент роста | Темп роста | Темп прироста | Абсолютное значение 1% прироста | Абсолютный прирост | Коэффициент роста | Темп роста | Темп прироста | ||
1960 | 7,4 | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
1965 | 7,6 | 0,2 | 1,03 | 103 | 3 | 0,1 | 0,2 | 1,027 | 102,7 | 2,7 |
1970 | 8,7 | 1,3 | 1,18 | 118 | 18 | 0,1 | 1,1 | 1,1447 | 114,47 | 14,47 |
1975 | 9,8 | 2,4 | 1,32 | 132 | 32 | 0,1 | 1,1 | 1,1264 | 112,64 | 12,64 |
1980 | 11 | 3,6 | 1,49 | 149 | 49 | 0,1 | 1,2 | 1,1224 | 112,24 | 12,24 |
1981 | 10,9 | 3,5 | 1,47 | 147 | 47 | 0,1 | -0,1 | 0,9909 | 99,09 | -0,91 |
1982 | 10,7 | 3,3 | 1,45 | 145 | 45 | 0,1 | -0,2 | 0,9817 | 98,17 | -1,83 |
1983 | 11,1 | 3,7 | 1,5 | 150 | 50 | 0,1 | 0,4 | 1,0374 | 103,74 | 3,74 |
1984 | 11,6 | 4,2 | 1,57 | 157 | 57 | 0,1 | 0,5 | 1,045 | 104,5 | 4,5 |
1985 | 11,3 | 3,9 | 1,53 | 153 | 53 | 0,1 | -0,3 | 0,9741 | 97,41 | -2,59 |
1986 | 10,4 | 3 | 1,41 | 141 | 41 | 0,1 | -0,9 | 0,9204 | 92,04 | -7,96 |
1987 | 10,5 | 3,1 | 1,42 | 142 | 42 | 0,1 | 0,1 | 1,0096 | 100,96 | 0,96 |
1988 | 10,7 | 3,3 | 1,45 | 145 | 45 | 0,1 | 0,2 | 1,019 | 101,9 | 1,9 |
1989 | 10,7 | 3,3 | 1,45 | 145 | 45 | 0,1 | 0 | 1 | 100 | 0 |
1990 | 11,2 | 3,8 | 1,51 | 151 | 51 | 0,1 | 0,5 | 1,0467 | 104,67 | 4,67 |
1991 | 11,4 | 4 | 1,54 | 154 | 54 | 0,1 | 0,2 | 1,0179 | 101,79 | 1,79 |
1992 | 12,2 | 4,8 | 1,65 | 165 | 65 | 0,1 | 0,8 | 1,0702 | 107,02 | 7,02 |
1993 | 14,5 | 7,1 | 1,96 | 196 | 96 | 0,1 | 2,3 | 1,1885 | 118,85 | 18,85 |
1994 | 15,7 | 8,3 | 2,12 | 212 | 112 | 0,1 | 1,2 | 1,0828 | 108,28 | 8,28 |
1995 | 15 | 7,6 | 2,03 | 203 | 103 | 0,2 | -0,7 | 0,9554 | 95,54 | -4,46 |
1996 | 14,2 | 6,8 | 1,92 | 192 | 92 | 0,2 | -0,8 | 0,9467 | 94,67 | -5,33 |
1997 | 13,7 | 6,3 | 1,85 | 185 | 85 | 0,1 | -0,5 | 0,9648 | 96,48 | -3,52 |
1998 | 13,6 | 6,2 | 1,84 | 184 | 84 | 0,1 | -0,1 | 0,9927 | 99,27 | -0,73 |
1999 | 14,7 | 7,3 | 1,99 | 199 | 99 | 0,1 | 1,1 | 1,0809 | 108,09 | 8,09 |
2000 | 15,3 | 7,9 | 2,07 | 207 | 107 | 0,1 | 0,6 | 1,0408 | 104,08 | 4,08 |
2001 | 15,6 | 8,2 | 2,11 | 211 | 111 | 0,2 | 0,3 | 1,0196 | 101,96 | 1,96 |
2002 | 16,2 | 8,8 | 2,19 | 219 | 119 | 0,2 | 0,6 | 1,0385 | 103,85 | 3,85 |
2003 | 16,4 | 9 | 2,22 | 222 | 122 | 0,2 | 0,2 | 1,0123 | 101,23 | 1,23 |
2004 | 16 | 8,6 | 2,16 | 216 | 116 | 0,2 | -0,4 | 0,9756 | 97,56 | -2,44 |
2005 | 16,1 | 8,7 | 2,18 | 218 | 118 | 0,2 | 0,1 | 1,0063 | 100,63 | 0,63 |
2006 | 15,2 | 7,8 | 2,05 | 205 | 105 | 0,2 | -0,9 | 0,9441 | 94,41 | -5,59 |
2007 | 14,6 | 7,2 | 1,97 | 197 | 97 | 0,2 | -0,6 | 0,9605 | 96,05 | -3,95 |
2008 | 14,454 | 7,054 | 1,95 | 195 | 95 | 0,1 | -0,146 | 0,99 | 99 | -1 |
2009 | 14,16492 | 6,76492 | 1,91 | 191 | 91 | 0,1 | -0,28908 | 0,98 | 98 | -2 |
Среднее значение | 12,7240859 | 5,48542182 | 1,742121212 | 174,21 | 74,212121 | 0,127272727 | 0,204997576 | 1,02160303 | 102,1603 | 2,160303 |
[1] Основы экономической теории. Политэкономия: учебник / Под ред. Д.Д. Москвина. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – С.345
[2] Абалкин Л.Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. – 1994. - №12. - С.1
[3] Корбут А.В. Продовольственная безопасность населения России: состояние, тенденции, проблемы - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2002/vestniksf182-26/vestniksf182-26010.htm
[4] Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика. М.: Вильямс, 18-е изд., 2008. – С.76
[5] Экономическая безопасность / Под ред. В.К. Сенчагова. – М.: Дело, 2008. – С.167
[6] Экономическая безопасность / Под ред. В.К. Сенчагова. – М.: Дело, 2008. – С.245
[7] Экономическая и национальная безопасность / Под ред. Гончаренко Л.П. – Из-во: Экономика, 2008. – С.178
[8] Экономическая и национальная безопасность / Под ред. Гончаренко Л.П. – Из-во: Экономика, 2008. – С.95
[9] Официальный сайт Федеральной службы Государственной статистики - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gks.ru/
[10] Халтурина Д. А., Коротаев А. В. (Ред.). Алкогольная катастрофа и потенциал государственной политики в преодолении алкогольной сверхсмертности в России. Москва: УРСС, 2008. – С.10
[11] Официальный сайт Федеральной службы Государственной статистики - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gks.ru/
[12] Официальный сайт Федеральной службы Государственной статистики - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gks.ru/
[13] Официальный сайт издательства «Российская газета» - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rg.ru/
[14] Официальный сайт Федеральной службы Государственной статистики - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gks.ru/
[15] Официальный сайт Федеральной службы Государственной статистики - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gks.ru/
[16] Основные направления агропродовольственной политики правительства Российской Федерации на 2001 – 2010 годы. » - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.mcx.ru/navigation/page/show/215.htm
[17] Официальный сайт Министерства сельского хозяйства РФ - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.fagps.ru
[18] Уровень коррупции в России самый высокий за последние восемь лет. - [Электронный ресурс] – http://crisis-huisis.ru/news/view/2425.html
[19] Там же
[20] Там же
[21] Глазьев С. Основа обеспечения экономической безопасности страны - альтернативный реформационный курс. РЭЖ, 1997, №2. – С. 16
Введение
Коренные изменения в экономической и социальной системах, произошедшие в нашей стране в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века, наряду с положительными, имели и отрицательные последствия. Резкий переход от централизованно-планируемой модели хозяйствования к рыночной экономике вызвал острейший кризис во многих сферах общественной жизни. В результате приватизации, проведенной с многочисленными нарушениями законодательства, появилась имущественная дифференциация населения – расслоение общества на узкий круг богатых и сверхбогатых и преобладающую массу бедных людей. В дальнейшем дифференциация проявилась в фактическом отсутствии равноправия граждан при пользовании услугами здравоохранения, образования, ЖКХ и других сфер обслуживания, что до сих пор негативно сказывается на развитии человеческого потенциала России.
С указанными деструктивными процессами тесно связан резкий рост доли теневой экономики в общем объеме хозяйственной деятельности, что характерно для стран в процессе трансформации экономической системы. Особую опасность представляет криминализация экономики и сращивание криминальных бизнес-структур с должностными лицами государственных и муниципальных органов, вследствие чего высокими темпами развиваются различные виды антиобщественной деятельности – наркомания, проституция, торговля контрафактной продукцией, что негативно сказывается на качестве человеческого капитала и состоянии экономической безопасности в целом. В огромных масштабах распространилась коррупция на всех уровнях власти (муниципальной, региональной, федеральной), экономическую безопасность подрывает так называемая «бытовая» коррупция – в сферах здравоохранения, образования, ЖКХ и т.д.
В результате значительного сокращения государственного финансирования науки и образования произошло значительное снижение количества и эффективности научных разработок и внедрения их в производство, а также интеллектуализация организованной преступности. Кроме того, были разрушены созданные командно-административной системой вертикальные связи между предприятиями и организациями, ответственными за разработку и производство определенных видов продукции. Результатом этого стало значительное отставание России от ведущих держав в сфере высоких технологий, топливно-сырьевая направленность экспорта и зависимость от импорта многих видов высокотехнологичной продукции. Помимо этого, экономика России все больше стала зависеть от конъюнктурных колебаний на мировых сырьевых рынках и от колебаний курсов валют.
Серьезной угрозой экономической безопасности России представляется высокий износ основных фондов и степень их морального устаревания, что негативно влияет на конкурентоспособность производимой продукции и вызывает материальные, экологические и человеческие потери от техногенных аварий и катастроф.
Целью курсовой работы является исследование базовых категорий, явлений и процессов, связанных с обеспечением формальных и реальных условий экономической безопасности государства, для теоретического и методологического основных направлений повышения экономической безопасности России.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие основные задачи:
- систематизировать различные подходы к исследованию экономической безопасности;
- разработать концептуальное определение экономической безопасности на основе существующих определений рассматриваемого явления;
- выделить и исследовать основные долгосрочные и постоянные угрозы экономической безопасности России;
- обосновать доминирующую роль государства в обеспечении экономической безопасности;
- выработать концептуальный подход к основным категориям и явлениям, связанным с обеспечением экономической безопасности;
- определить принципы разработки и реализации Государственной стратегии экономической безопасности России.
Объектом исследования являются микро- и макроэкономические национально-государственные интересы по обеспечению экономической безопасности России.
Предметом исследования является процесс обеспечения экономической безопасности, основные пути повышения уровня экономической безопасности России.
Теоретическую и методологическую основу курсовой работы составляют труды отечественных и зарубежных ученых в области экономической, социальной, продовольственной, энергетической, научно-технической и экологической безопасности, а также исследования теневой экономики и коррупции.
Информационную основу исследования составили данные официальной статистики и эмпирические материалы, представленные в периодической печати и электронных средствах массовой информации, статистических сборниках Росстата; законы Российской Федерации, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, Программы социально-экономического развития России, другие нормативные правовые акты и официальные документы.
Глава 1. Теоретические основы обеспечения экономической безопасности страны
Дата: 2019-12-22, просмотров: 254.