Глава 1. Теоретические основы обеспечения экономической безопасности страны
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

Коренные изменения в экономической и социальной системах, произошедшие в нашей стране в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века, наряду с положительными, имели и отрицательные последствия. Резкий переход от централизованно-планируемой модели хозяйствования к рыночной экономике вызвал острейший кризис во многих сферах общественной жизни. В результате приватизации, проведенной с многочисленными нарушениями законодательства, появилась имущественная дифференциация населения – расслоение общества на узкий круг богатых и сверхбогатых и преобладающую массу бедных людей. В дальнейшем дифференциация проявилась в фактическом отсутствии равноправия граждан при пользовании услугами здравоохранения, образования, ЖКХ и других сфер обслуживания, что до сих пор негативно сказывается на развитии человеческого потенциала России.

С указанными деструктивными процессами тесно связан резкий рост доли теневой экономики в общем объеме хозяйственной деятельности, что характерно для стран в процессе трансформации экономической системы. Особую опасность представляет криминализация экономики и сращивание криминальных бизнес-структур с должностными лицами государственных и муниципальных органов, вследствие чего высокими темпами развиваются различные виды антиобщественной деятельности – наркомания, проституция, торговля контрафактной продукцией, что негативно сказывается на качестве человеческого капитала и состоянии экономической безопасности в целом. В огромных масштабах распространилась коррупция на всех уровнях власти (муниципальной, региональной, федеральной), экономическую безопасность подрывает так называемая «бытовая» коррупция – в сферах здравоохранения, образования, ЖКХ и т.д.

В результате значительного сокращения государственного финансирования науки и образования произошло значительное снижение количества и эффективности научных разработок и внедрения их в производство, а также интеллектуализация организованной преступности. Кроме того, были разрушены созданные командно-административной системой вертикальные связи между предприятиями и организациями, ответственными за разработку и производство определенных видов продукции. Результатом этого стало значительное отставание России от ведущих держав в сфере высоких технологий, топливно-сырьевая направленность экспорта и зависимость от импорта многих видов высокотехнологичной продукции. Помимо этого, экономика России все больше стала зависеть от конъюнктурных колебаний на мировых сырьевых рынках и от колебаний курсов валют.

Серьезной угрозой экономической безопасности России представляется высокий износ основных фондов и степень их морального устаревания, что негативно влияет на конкурентоспособность производимой продукции и вызывает материальные, экологические и человеческие потери от техногенных аварий и катастроф.

Целью курсовой работы является исследование базовых категорий, явлений и процессов, связанных с обеспечением формальных и реальных условий экономической безопасности государства, для теоретического и методологического основных направлений повышения экономической безопасности России.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие основные задачи:

- систематизировать различные подходы к исследованию экономической безопасности;

- разработать концептуальное определение экономической безопасности на основе существующих определений рассматриваемого явления;

- выделить и исследовать основные долгосрочные и постоянные угрозы экономической безопасности России;

- обосновать доминирующую роль государства в обеспечении экономической безопасности;

- выработать концептуальный подход к основным категориям и явлениям, связанным с обеспечением экономической безопасности;

- определить принципы разработки и реализации Государственной стратегии экономической безопасности России.

Объектом исследования являются микро- и макроэкономические национально-государственные интересы по обеспечению экономической безопасности России.

Предметом исследования является процесс обеспечения экономической безопасности, основные пути повышения уровня экономической безопасности России.

Теоретическую и методологическую основу курсовой работы составляют труды отечественных и зарубежных ученых в области экономической, социальной, продовольственной, энергетической, научно-технической и экологической безопасности, а также исследования теневой экономики и коррупции.

Информационную основу исследования составили данные официальной статистики и эмпирические материалы, представленные в периодической печати и электронных средствах массовой информации, статистических сборниках Росстата; законы Российской Федерации, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, Программы социально-экономического развития России, другие нормативные правовые акты и официальные документы.

Выводы и предложения

На основе проведенного исследования были сделаны следующие выводы и предложения:

- экономическая безопасность является материальной основой национальной безопасности, а ее обеспечение – объективно необходимой потребностью, предпосылкой существования и развития государства и общества. Однако, можно констатировать недостаточный уровень как теоретической разработки рассматриваемой проблемы, так и практической реализации имеющихся результатов научной деятельности и государственного регулирования в области защиты национально-государственных интересов, противодействия угрозам экономической безопасности России, особенно в условиях трансформирующейся экономики;

- программы социально-экономического развития страны должны разрабатываться, приниматься и реализовываться только на основе единой и непротиворечивой научной концепции и созданной на ее основе Государственной стратегии экономической безопасности. Приоритетные национальные проекты, при всей их значимости, преследуют скорее локальные цели. Не менее важными, чем поддержка здравоохранения, образования, сельского хозяйства и обеспечение «доступным жильем», представляются меры по совершенствованию инфраструктуры, борьбе с коррупцией, охране окружающей среды, технической модернизации производства и др. Все вышеперечисленное является неотъемлемой частью государственной экономической политики и каждой из этих сфер соответствуют определенные национально-государственные интересы и угрозы экономической безопасности, однако эта политика представляется несистематизированной, раздробленной, основные задачи решаются как бы независимо друг от друга. Хотя наиболее эффективным способом обеспечения экономической безопасности России является противодействие угрозам в их совокупности, а не по отдельности;

- Государственная стратегия экономической безопасности России должна разрабатываться, приниматься и реализовываться в соответствии с принципами структурирования элементов экономической безопасности на основе метода системного подхода; консолидированности; эффективности государственного регулирования в сфере обеспечения экономической безопасности; долгосрочности; внутренней непротиворечивости элементов системы экономической безопасности.

 



Заключение

Для любого общества и по сей день одной из важнейших задач является обеспечение необходимого уровня экономической безопасности. Развитие мирового финансового кризиса двояко повлияло на экономику России. С одной стороны встал вопрос о модернизации производства и сельского хозяйства страны с целью повышения уровня конкурентоспособности страны. С другой стороны, значительно вырос уровень коррупции и упал уровень жизни населения. Рост безработицы, падение доходов населения, рост имущественной дифференциации населения ведут не только к снижению уровня экономической безопасности в стране, но и дестабилизации социальной обстановки в стране.

В курсовой работе были рассмотрены основные положения обеспечения экономической безопасности страны, проанализирована статистика угроз и предложены мероприятия по государственному регулированию этой проблемы. На основании изложенного можно сделать вывод, что ситуация с обеспечением экономической безопасности страны вызывает большие опасения. Наблюдается падение численности населения страны. Смертность превышает рождаемость. Ситуация была бы совсем критическая если бы не приток эмигрантов. Однако, большой приток эмигрантов из стран Юго-Восточной Азии также не лучший выход из создавшегося положения. Коренное население России продолжает вымирать, в том числе и от алкоголизма и от плохого здравоохранения. Падение экономической безопасности страны сопровождается падением производства, в частности продовольствие. Соотношение экспорта и импорта продовольствия является критическим. При этом развитие страны тормозит большой уровень коррупции, который в 2009 году достиг максимального значения за последние 8 лет. Таким образом, проблема экономической безопасности требует дальнейшего решения и поиска эффективных методов регулирования.

Приложения

Приложение 1

Статистический анализ численности населения РФ

Год

Числен-ность населения

Базисный

Цепной

Абсолют-ный прирост Коэффи-циент роста Темп роста Темп при-роста Абсолютное значение 1% прироста Абсолют-ный прирост Коэффи-циент роста Темп роста Темп прироста
1960

117,37

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1961

118,54

1,17

1,01

101

1

1,2

1,17

1,01

101

1

1962

119,73

2,36

1,02

102

2

1,2

1,19

1,01

101

1

1963

120,92

3,55

1,03

103

3

1,2

1,19

1,0099

100,99

0,99

1964

122,13

4,76

1,04

104

4

1,2

1,21

1,01

101

1

1965

123,35

5,98

1,05

105

5

1,2

1,22

1,01

101

1

1966

124,59

7,22

1,06

106

6

1,2

1,24

1,0101

101,01

1,01

1967

125,83

8,46

1,07

107

7

1,2

1,24

1,01

101

1

1968

127,09

9,72

1,08

108

8

1,3

1,26

1,01

101

1

1969

128,36

10,99

1,09

109

9

1,3

1,27

1,01

101

1

1970

129,65

12,28

1,1

110

10

1,3

1,29

1,01

101

1

1971

130,42

13,05

1,11

111

11

1,3

0,77

1,0059

100,59

0,59

1972

131,21

13,84

1,12

112

12

1,3

0,79

1,0061

100,61

0,61

1973

131,99

14,62

1,12

112

12

1,3

0,78

1,0059

100,59

0,59

1974

132,79

15,42

1,13

113

13

1,3

0,8

1,0061

100,61

0,61

1975

133,58

16,21

1,14

114

14

1,3

0,79

1,0059

100,59

0,59

1976

134,38

17,01

1,14

114

14

1,3

0,8

1,006

100,6

0,6

1977

135,19

17,82

1,15

115

15

1,3

0,81

1,006

100,6

0,6

1978

136,14

18,77

1,16

116

16

1,4

0,95

1,007

100,7

0,7

1979

137,09

19,72

1,17

117

17

1,4

0,95

1,007

100,7

0,7

1980

138,05

20,68

1,18

118

18

1,4

0,96

1,007

100,7

0,7

1981

139,02

21,65

1,18

118

18

1,4

0,97

1,007

100,7

0,7

1982

139,99

22,62

1,19

119

19

1,4

0,97

1,007

100,7

0,7

1983

140,97

23,6

1,2

120

20

1,4

0,98

1,007

100,7

0,7

1984

141,96

24,59

1,21

121

21

1,4

0,99

1,007

100,7

0,7

1985

142,95

25,58

1,22

122

22

1,4

0,99

1,007

100,7

0,7

1986

143,95

26,58

1,23

123

23

1,4

1

1,007

100,7

0,7

1987

144,96

27,59

1,24

124

24

1,4

1,01

1,007

100,7

0,7

1988

145,97

28,6

1,24

124

24

1,4

1,01

1,007

100,7

0,7

1989

146,99

29,62

1,25

125

25

1,5

1,02

1,007

100,7

0,7

1990

147,67

30,3

1,26

126

26

1,5

0,68

1,0046

100,46

0,46

1991

148,27

30,9

1,26

126

26

1,5

0,6

1,0041

100,41

0,41

1992

148,51

31,14

1,27

127

27

1,5

0,24

1,0016

100,16

0,16

1993

148,56

31,19

1,27

127

27

1,5

0,05

1,0003

100,03

0,03

1994

148,36

30,99

1,26

126

26

1,5

-0,2

0,9987

99,87

-0,13

1995

148,46

31,09

1,26

126

26

1,5

0,1

1,0007

100,07

0,07

1996

148,29

30,92

1,26

126

26

1,5

-0,17

0,9989

99,89

-0,11

1997

148,03

30,66

1,26

126

26

1,5

-0,26

0,9982

99,82

-0,18

1998

147,8

30,43

1,26

126

26

1,5

-0,23

0,9984

99,84

-0,16

1999

147,54

30,17

1,26

126

26

1,5

-0,26

0,9982

99,82

-0,18

2000

146,89

29,52

1,25

125

25

1,5

-0,65

0,9956

99,56

-0,44

2001

146,3

28,93

1,25

125

25

1,5

-0,59

0,996

99,6

-0,4

2002

145,65

28,28

1,24

124

24

1,5

-0,65

0,9956

99,56

-0,44

2003

144,96

27,59

1,24

124

24

1,5

-0,69

0,9953

99,53

-0,47

2004

144,17

26,8

1,23

123

23

1,4

-0,79

0,9946

99,46

-0,54

2005

143,47

26,1

1,22

122

22

1,4

-0,7

0,9951

99,51

-0,49

2006

142,75

25,38

1,22

122

22

1,4

-0,72

0,995

99,5

-0,5

2007

142,22

24,85

1,21

121

21

1,4

-0,53

0,9963

99,63

-0,37

2008

141,89

24,52

1,21

121

21

1,4

-0,33

0,9977

99,77

-0,23

2009

141,9

24,53

1,21

121

21

1,4

0,01

1,0001

100,01

0,01

2010

141,93

24,56

1,21

121

21

1,4

0,03

1,0002

100,02

0,02

Среднее значе-ние 138,2113725 21,2582 1,1808 118,08 18,08 1,382 0,4912 1,003822 100,3822 0,3822

 


Приложение 2

Статистический анализ рождаемости в РФ

Год

Число родившихся

Базисные

Цепной

Абсолютный прирост Коэффициент роста Темп роста Темп прироста Абсолютное значение 1% прироста Абсолютный прирост Коэффициент роста Темп роста Темп прироста
1960

23,2

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1965

15,7

-7,5

0,68

68

-32

0,2

-7,5

0,6767

67,67

-32,33

1970

14,6

-8,6

0,63

63

-37

0,2

-1,1

0,9299

92,99

-7,01

1975

15,7

-7,5

0,68

68

-32

0,1

1,1

1,0753

107,53

7,53

1980

15,9

-7,3

0,69

69

-31

0,2

0,2

1,0127

101,27

1,27

1981

16

-7,2

0,69

69

-31

0,2

0,1

1,0063

100,63

0,63

1982

16,6

-6,6

0,72

72

-28

0,2

0,6

1,0375

103,75

3,75

1983

17,5

-5,7

0,75

75

-25

0,2

0,9

1,0542

105,42

5,42

1984

16,9

-6,3

0,73

73

-27

0,2

-0,6

0,9657

96,57

-3,43

1985

16,6

-6,6

0,72

72

-28

0,2

-0,3

0,9822

98,22

-1,78

1986

17,2

-6

0,74

74

-26

0,2

0,6

1,0361

103,61

3,61

1987

17,2

-6

0,74

74

-26

0,2

0

1

100

0

1988

16

-7,2

0,69

69

-31

0,2

-1,2

0,9302

93,02

-6,98

1989

14,6

-8,6

0,63

63

-37

0,2

-1,4

0,9125

91,25

-8,75

1990

13,4

-9,8

0,58

58

-42

0,1

-1,2

0,9178

91,78

-8,22

1991

12,1

-11,1

0,52

52

-48

0,1

-1,3

0,903

90,3

-9,7

1992

10,7

-12,5

0,46

46

-54

0,1

-1,4

0,8843

88,43

-11,57

1993

9,4

-13,8

0,41

41

-59

0,1

-1,3

0,8785

87,85

-12,15

1994

9,6

-13,6

0,41

41

-59

0,1

0,2

1,0213

102,13

2,13

1995

9,3

-13,9

0,4

40

-60

0,1

-0,3

0,9688

96,88

-3,12

1996

8,9

-14,3

0,38

38

-62

0,1

-0,4

0,957

95,7

-4,3

1997

8,6

-14,6

0,37

37

-63

0,1

-0,3

0,9663

96,63

-3,37

1998

8,8

-14,4

0,38

38

-62

0,1

0,2

1,0233

102,33

2,33

1999

8,3

-14,9

0,36

36

-64

0,1

-0,5

0,9432

94,32

-5,68

2000

8,7

-14,5

0,38

38

-62

0,1

0,4

1,0482

104,82

4,82

2001

9

-14,2

0,39

39

-61

0,1

0,3

1,0345

103,45

3,45

2002

9,7

-13,5

0,42

42

-58

0,1

0,7

1,0778

107,78

7,78

2003

10,2

-13

0,44

44

-56

0,1

0,5

1,0515

105,15

5,15

2004

10,4

-12,8

0,45

45

-55

0,1

0,2

1,0196

101,96

1,96

2005

10,2

-13

0,44

44

-56

0,1

-0,2

0,9808

98,08

-1,92

2006

10,4

-12,8

0,45

45

-55

0,1

0,2

1,0196

101,96

1,96

2007

11,3

-11,9

0,49

49

-51

0,1

0,9

1,0865

108,65

8,65

2008

11,3226

-11,8774

0,49

49

-51

0,1

0,0226

1,002

100,2

0,2

2009

11,3565678

-11,8434322

0,49

49

-51

0,1

0,0339678

1,003

100,3

0,3

Среднее значение 12,8052696 -10,7097222 0,539393939 53,939 -46,06061 0,136363636 -0,358891885 0,982009091 98,200909 -1,7990909

 


Приложение 3

Статистический анализ смертности в РФ

Год

Число умерших

Базисные

Цепной

Абсолютный прирост Коэффициент роста Темп роста Темп прироста Абсолютное значение 1% прироста Абсолютный прирост Коэффициент роста Темп роста Темп прироста
1960

7,4

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1965

7,6

0,2

1,03

103

3

0,1

0,2

1,027

102,7

2,7

1970

8,7

1,3

1,18

118

18

0,1

1,1

1,1447

114,47

14,47

1975

9,8

2,4

1,32

132

32

0,1

1,1

1,1264

112,64

12,64

1980

11

3,6

1,49

149

49

0,1

1,2

1,1224

112,24

12,24

1981

10,9

3,5

1,47

147

47

0,1

-0,1

0,9909

99,09

-0,91

1982

10,7

3,3

1,45

145

45

0,1

-0,2

0,9817

98,17

-1,83

1983

11,1

3,7

1,5

150

50

0,1

0,4

1,0374

103,74

3,74

1984

11,6

4,2

1,57

157

57

0,1

0,5

1,045

104,5

4,5

1985

11,3

3,9

1,53

153

53

0,1

-0,3

0,9741

97,41

-2,59

1986

10,4

3

1,41

141

41

0,1

-0,9

0,9204

92,04

-7,96

1987

10,5

3,1

1,42

142

42

0,1

0,1

1,0096

100,96

0,96

1988

10,7

3,3

1,45

145

45

0,1

0,2

1,019

101,9

1,9

1989

10,7

3,3

1,45

145

45

0,1

0

1

100

0

1990

11,2

3,8

1,51

151

51

0,1

0,5

1,0467

104,67

4,67

1991

11,4

4

1,54

154

54

0,1

0,2

1,0179

101,79

1,79

1992

12,2

4,8

1,65

165

65

0,1

0,8

1,0702

107,02

7,02

1993

14,5

7,1

1,96

196

96

0,1

2,3

1,1885

118,85

18,85

1994

15,7

8,3

2,12

212

112

0,1

1,2

1,0828

108,28

8,28

1995

15

7,6

2,03

203

103

0,2

-0,7

0,9554

95,54

-4,46

1996

14,2

6,8

1,92

192

92

0,2

-0,8

0,9467

94,67

-5,33

1997

13,7

6,3

1,85

185

85

0,1

-0,5

0,9648

96,48

-3,52

1998

13,6

6,2

1,84

184

84

0,1

-0,1

0,9927

99,27

-0,73

1999

14,7

7,3

1,99

199

99

0,1

1,1

1,0809

108,09

8,09

2000

15,3

7,9

2,07

207

107

0,1

0,6

1,0408

104,08

4,08

2001

15,6

8,2

2,11

211

111

0,2

0,3

1,0196

101,96

1,96

2002

16,2

8,8

2,19

219

119

0,2

0,6

1,0385

103,85

3,85

2003

16,4

9

2,22

222

122

0,2

0,2

1,0123

101,23

1,23

2004

16

8,6

2,16

216

116

0,2

-0,4

0,9756

97,56

-2,44

2005

16,1

8,7

2,18

218

118

0,2

0,1

1,0063

100,63

0,63

2006

15,2

7,8

2,05

205

105

0,2

-0,9

0,9441

94,41

-5,59

2007

14,6

7,2

1,97

197

97

0,2

-0,6

0,9605

96,05

-3,95

2008

14,454

7,054

1,95

195

95

0,1

-0,146

0,99

99

-1

2009

14,16492

6,76492

1,91

191

91

0,1

-0,28908

0,98

98

-2

Среднее значение 12,7240859 5,48542182 1,742121212 174,21 74,212121 0,127272727 0,204997576 1,02160303 102,1603 2,160303

 


[1] Основы экономической теории. Политэкономия: учебник / Под ред. Д.Д. Москвина. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – С.345

[2] Абалкин Л.Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. – 1994. - №12. - С.1

[3] Корбут А.В. Продовольственная безопасность населения России: состояние, тенденции, проблемы - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2002/vestniksf182-26/vestniksf182-26010.htm

[4] Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика. М.: Вильямс, 18-е изд., 2008. – С.76

[5] Экономическая безопасность / Под ред. В.К. Сенчагова. – М.: Дело, 2008. – С.167

[6] Экономическая безопасность / Под ред. В.К. Сенчагова. – М.: Дело, 2008. – С.245

[7] Экономическая и национальная безопасность / Под ред. Гончаренко Л.П. – Из-во: Экономика, 2008. – С.178

[8] Экономическая и национальная безопасность / Под ред. Гончаренко Л.П. – Из-во: Экономика, 2008. – С.95

[9] Официальный сайт Федеральной службы Государственной статистики - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gks.ru/

[10] Халтурина Д. А., Коротаев А. В. (Ред.). Алкогольная катастрофа и потенциал государственной политики в преодолении алкогольной сверхсмертности в России. Москва: УРСС, 2008. – С.10

[11] Официальный сайт Федеральной службы Государственной статистики - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gks.ru/

[12] Официальный сайт Федеральной службы Государственной статистики - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gks.ru/

[13] Официальный сайт издательства «Российская газета» - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rg.ru/

[14] Официальный сайт Федеральной службы Государственной статистики - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gks.ru/

[15] Официальный сайт Федеральной службы Государственной статистики - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gks.ru/

[16] Основные направления агропродовольственной политики правительства Российской Федерации на 2001 – 2010 годы. » - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.mcx.ru/navigation/page/show/215.htm

 

[17] Официальный сайт Министерства сельского хозяйства РФ - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.fagps.ru

[18] Уровень коррупции в России самый высокий за последние восемь лет. - [Электронный ресурс] – http://crisis-huisis.ru/news/view/2425.html

[19] Там же

[20] Там же

[21] Глазьев С. Основа обеспечения экономической безопасности страны - альтернативный реформационный курс. РЭЖ, 1997, №2. – С. 16




Введение

Коренные изменения в экономической и социальной системах, произошедшие в нашей стране в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века, наряду с положительными, имели и отрицательные последствия. Резкий переход от централизованно-планируемой модели хозяйствования к рыночной экономике вызвал острейший кризис во многих сферах общественной жизни. В результате приватизации, проведенной с многочисленными нарушениями законодательства, появилась имущественная дифференциация населения – расслоение общества на узкий круг богатых и сверхбогатых и преобладающую массу бедных людей. В дальнейшем дифференциация проявилась в фактическом отсутствии равноправия граждан при пользовании услугами здравоохранения, образования, ЖКХ и других сфер обслуживания, что до сих пор негативно сказывается на развитии человеческого потенциала России.

С указанными деструктивными процессами тесно связан резкий рост доли теневой экономики в общем объеме хозяйственной деятельности, что характерно для стран в процессе трансформации экономической системы. Особую опасность представляет криминализация экономики и сращивание криминальных бизнес-структур с должностными лицами государственных и муниципальных органов, вследствие чего высокими темпами развиваются различные виды антиобщественной деятельности – наркомания, проституция, торговля контрафактной продукцией, что негативно сказывается на качестве человеческого капитала и состоянии экономической безопасности в целом. В огромных масштабах распространилась коррупция на всех уровнях власти (муниципальной, региональной, федеральной), экономическую безопасность подрывает так называемая «бытовая» коррупция – в сферах здравоохранения, образования, ЖКХ и т.д.

В результате значительного сокращения государственного финансирования науки и образования произошло значительное снижение количества и эффективности научных разработок и внедрения их в производство, а также интеллектуализация организованной преступности. Кроме того, были разрушены созданные командно-административной системой вертикальные связи между предприятиями и организациями, ответственными за разработку и производство определенных видов продукции. Результатом этого стало значительное отставание России от ведущих держав в сфере высоких технологий, топливно-сырьевая направленность экспорта и зависимость от импорта многих видов высокотехнологичной продукции. Помимо этого, экономика России все больше стала зависеть от конъюнктурных колебаний на мировых сырьевых рынках и от колебаний курсов валют.

Серьезной угрозой экономической безопасности России представляется высокий износ основных фондов и степень их морального устаревания, что негативно влияет на конкурентоспособность производимой продукции и вызывает материальные, экологические и человеческие потери от техногенных аварий и катастроф.

Целью курсовой работы является исследование базовых категорий, явлений и процессов, связанных с обеспечением формальных и реальных условий экономической безопасности государства, для теоретического и методологического основных направлений повышения экономической безопасности России.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие основные задачи:

- систематизировать различные подходы к исследованию экономической безопасности;

- разработать концептуальное определение экономической безопасности на основе существующих определений рассматриваемого явления;

- выделить и исследовать основные долгосрочные и постоянные угрозы экономической безопасности России;

- обосновать доминирующую роль государства в обеспечении экономической безопасности;

- выработать концептуальный подход к основным категориям и явлениям, связанным с обеспечением экономической безопасности;

- определить принципы разработки и реализации Государственной стратегии экономической безопасности России.

Объектом исследования являются микро- и макроэкономические национально-государственные интересы по обеспечению экономической безопасности России.

Предметом исследования является процесс обеспечения экономической безопасности, основные пути повышения уровня экономической безопасности России.

Теоретическую и методологическую основу курсовой работы составляют труды отечественных и зарубежных ученых в области экономической, социальной, продовольственной, энергетической, научно-технической и экологической безопасности, а также исследования теневой экономики и коррупции.

Информационную основу исследования составили данные официальной статистики и эмпирические материалы, представленные в периодической печати и электронных средствах массовой информации, статистических сборниках Росстата; законы Российской Федерации, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, Программы социально-экономического развития России, другие нормативные правовые акты и официальные документы.

Глава 1. Теоретические основы обеспечения экономической безопасности страны

Дата: 2019-12-22, просмотров: 248.