Развитие потребительского рынка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Текущая ситуация

Основной целью развития потребительского рынка является наиболее полное удовлетворение спроса жителей и гостей района на приобретение в комфортных условиях качественных и безопасных потребительских товаров (услуг) по доступным ценам в сочетании с конкурентными условиями для ведения бизнеса производителей товаров и субъектов торговой деятельности.

В последние годы в районе сфера торговли - основная отрасль на потребительском рынке. Доля розничного товарооборота за 2017 год составила 784,6 млн. рублей. В торговле сформировалась динамичная конкурентная среда, высокая предпринимательская и инвестиционная активность, увеличивается количество и разнообразие торговых предприятий, которых насчитывается 108.

В районе работают операторы розничной сети межрегионального уровня: «Пятерочка», «Магнит», «Спар». В общем объеме оборота розничной торговли за 2017 год торговые сети в среднем по муниципальному образованию «Оршанский муниципальный район» заняли 35 процентов. Тенденция роста сетевой торговли позволяет внедрять современные, передовые технологии, расширять географию сбыта для производителей. Конкурентные преимущества сетевой торговли перед магазинами традиционных методов обслуживания - возможность осуществления высокотехнологичной логистики, эффективной ассортиментной политики в более комфортных условиях обслуживания покупателей.

Одной из приоритетных задач в сфере общественного питания является создание многообразия предприятий общественного питания, отвечающих особенностям современного состояния социально- экономического развития муниципального образования «Оршанский муниципальный район».

В районе действует 13 предприятий общественного питания ( в т.ч 9 столовых при школах). Вся сеть предприятий общественного питания района делится на общедоступную и социальную. К первой относятся коммерческие предприятия общественного питания - это столовые, кафе, закусочные. Вторая группа - это предприятия социальной сферы, которые предоставляют услуги определенному контингенту населения по месту учебы и работы. В общедоступной сети в последнее время наметилась тенденция к возрастанию сети предприятий быстрого питания, которые отличаются быстрым приготовлением и подачей блюд и их невысокой стоимостью. Это такие модные и востребованные заведения, как: кафе, бары разной специализации. У населения растет потребность в оказании ресторанами и кафе дополнительных кейтеринг услуг: доставка блюд заказчику, обеспечение готовыми обедами, выездное обслуживание (банкет, фуршет, барбекю) на любой необходимой заказчику территории.

 

Ключевые вызовы

В отрасли существуют ключевые вызовы, требующие принятия специальных мер поддержки для:

достаточного развития оптовых продовольственных рынков как площадки для встречи производителя и продавца, оказывающей услуги аренды площадей, сортировки, упаковки, консолидации мелких партий товара для поставок крупным торговым операторам;

расширения дистанционной торговли, в том числе интернет- торговли, которая предполагает одновременное обеспечение надежной системой электронных платежей;

участников, осуществляющих предпринимательскую деятельность в труднодоступных населенных пунктах;

организации малого семейного торгового бизнеса, в том числе с применением механизмов франшизы;

развития специфических сегментов розницы, торгующих изделиями народных художественных промыслов и ремесленничества;

создания системы адресной продовольственной помощи малоимущим гражданам;

модернизации системы информационного обеспечения торговли, предполагающей внесение изменений в нормативные правовые акты с целью повышения системности и полноты формирования торгового реестра.

 

Стратегические направления

Приоритетными направлениями развития торговли, на поддержку которых в предстоящие годы будут направлены действия органов власти, являются:

1. Развитие инфраструктуры сферы торговли с использованием различных форм в целях обеспечения возможности предоставления потребителю всего спектра услуг торговли и ассортимента товаров, а также для обеспечения роста экономики, предпринимательской активности и построения прозрачного торгового бизнеса.

Под формой торговли понимается тип торговли, который характеризуется набором однородных способов и черт ведения бизнеса, видом используемого торгового объекта, а также ориентированностью на определенную группу потребителей.

Все формы торговли независимо от размера являются цивилизованными и имеют право на беспрепятственное развитие в рамках своей самобытности и уникальности при поддержке государства, создающего условия для роста предпринимательской активности, учитывающей предпочтения потребителей и стремление граждан к комфортной среде проживания. Сбалансированность различных форм торговли, их доли в общем объеме оборота розничной торговли определяется рынком, его участниками, а в конечном счете - потребителем.

Потребительский рынок района должен стремиться к созданию максимального количества торговых форм, как сетевых, так и несетевых, на конкурентных условиях как для потребителя (с возможностью выбора им разных торговых форм и хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную торговлю), так и для отечественного производителя (с возможностью осуществления сбыта производимых товаров через различные формы торговли). Деятельность в этом направлении предусматривает: развитие стационарной торговли, в том числе современной сетевой торговли. Торговые сети являются важными инвесторами в экономику района, создают новые рабочие места, предлагают покупателям широкий ассортимент товаров, будучи каналом сбыта для крупных отечественных товаропроизводителей;

содействие развитию нестационарной торговли, в том числе специализированным малым формам и мобильной торговле.

Малые торговые формы обеспечивают индивидуальный подход к покупателям, возможность работы в узкой товарной специализации (мини-пекарни, мясные лавки, печать и пресса и другие). Кроме того, малые формы являются зачастую единственным каналом сбыта для мелких и средних сельскохозяйственных производителей продуктов питания, производителей уникальных «штучных» товаров, в том числе изделий народных художественных промыслов и ремесленничества.

Специализированные малые формы торговли печатной продукцией (киоски, павильоны) являются ключевым каналом дистрибуции периодических, ежедневных печатных средств массовой информации.

Распространенной формой малого бизнеса в последнее время является вендинговая торговля через автоматы.

Малые торговые формы обеспечивают самозанятость граждан и являются самыми распространенными стартовыми площадками для начинающих предпринимателей.

Развитие мобильной торговли (торговли с использованием специализированных автомагазинов, автолавок и иных специально оборудованных для осуществления розничной торговли транспортных средств) дает толчок развитию малых предприятий сервиса, сопутствующих услуг и производства.

Для удаленных и малонаселенных пунктов мобильная торговля - один из немногих способов снабжения жителей товарами. Важное значение мобильная торговля имеет для проведения массовых мероприятий, поскольку может быть быстро передислоцирована и развернута в любом месте. Мобильность, удобное месторасположение, невысокая наценка на продукты, возможность быстрого реагирования на изменение продуктового спроса и гарантия бренда производителя делают автолавку незаменимым помощником в условиях нестабильной экономической ситуации.

2. Обеспечение доступности для населения продовольственных товаров местных товаропроизводителей в целях поддержки районных товаропроизводителей и удовлетворения спроса жителей и гостей района на приобретение местных товаров по доступным ценам.

Доступность товаров для населения представлена как:

физическая - отражающая возможность приобретения товаров в необходимых для комфортной жизни объеме и ассортименте, которая определяется фактическим наличием таких товаров на территории проживания на конкурентных условиях;

экономическая - отражающая возможность приобретения товаров по сложившимся ценам в необходимых для комфортной жизни объеме и ассортименте в соответствии с реальным доходом каждого человека;

Деятельность в этом направлении предусматривает:

1) облегчение условий вхождения производителей качественной районной продовольственной продукции в торговые сети;

2) вовлечение предприятий розничной торговли в продвижение на внутреннем рынке товаров республиканского производства (участие в  ярмарке «Покупайте Мариэльское»).

В целях оказания поддержки местным товаропроизводителям ежегодно в республике организуется ярмарка по заключению договоров поставки товаров «Покупайте Мариэльское» на текущий год.

Популяризация республиканского бренда «Сделано в Марий Эл» будет способствовать продвижению экологически чистой, высококачественной продукции местного производства и увеличению объемов реализации как на территории Республики Марий Эл, так и за ее пределами;

3) содействие развитию ярмарочной торговли на оборудованных и оформленных торговых площадках, торговли на розничных рынках, обеспечивающих население республики продовольственными товарами по ценам производителя.

Ярмарки как торговое мероприятие - простейшая и важнейшая инфраструктура для роста предпринимательской активности в торговле, а также мелком и среднем производстве продуктов питания и сельскохозяйственном производстве. Ярмарки позволяют максимально быстро вовлечь в торговлю продукты и товары, производимые недалеко от города, а потребителю на регулярной основе получать свежую и доступную продукцию.

Создаются условия осуществления торговли на ярмарках с соблюдением простых требований, минимально необходимых для обеспечения безопасности потребителей. Постоянно действующие ярмарки («выходного дня», еженедельные) проводятся с периодичностью от одного до шести раз в неделю, организуются сезонные сельскохозяйственные и тематические ярмарки;

4) содействие развитию фирменной торговли.

Продовольственное предприятие фирменной торговли отличается принадлежностью к определенному предприятию-производителю, предметом деятельности которого является розничная торговля товарами определенной номенклатуры изготовителя.

Экономическая эффективность фирменной торговли заключается в ускорении процесса обращения потребительских товаров благодаря сокращению «лишних» звеньев в цепи товародвижения и соответственно повышении оборачиваемости оборотных средств предприятия, а также росте потребления за счет более низких цен. Фирменная торговля прежде всего важна для предприятий, производящих скоропортящиеся продукты питания, поскольку при этом обеспечиваются сохранность товаров, их потребительские свойства и наиболее полно реализуются интересы потребителей.

Целевое видение

В результате проводимой политики развития потребительского рынка района в 2030 году оборот розничной торговли на душу населения составит 113 тыс. рублей.

Развитие сферы услуг

Текущая ситуация

На современном этапе районный рынок потребительских услуг продолжает формироваться и призван повысить степень комфорта проживания населения. По итогам 2017 года объем платных услуг населению составил 84,8 млн.руб.

 

Ключевые вызовы

На динамичное развитие сферы услуг большое влияние оказывают следующие факторы:

уровень денежных доходов населения для удовлетворения платными услугами;

объем фондов, выделяемых государством из национального дохода для расходования на льготные и бесплатные услуги;

нуждаемость населения в услугах;

развитость инфраструктуры и обеспеченность объектами;

особенности расселения (деловой центр, спальные районы, промышленная зона);

природно-климатическое воздействие;

состав населения (по полу и возрасту, семейному положению, по уровню рождаемости и смертности);

национальные и региональные традиции образа жизни населения.

 

Стратегические направления

1. Предоставление жилищно-коммунальных услуг для населения.

Одним из основных приоритетных направлений в сфере жилищно-коммунального хозяйства для бесперебойного функционирования объектов жизнеобеспечения является обеспечение своевременности расчетов за потребленные жилищно-коммунальные услуги и ресурсы. Рост задолженности за потребленные жилищно-коммунальные услуги приводит к несвоевременным расчетам с поставщиками, ухудшению качества предоставляемых коммунальных услуг. В связи с этим приоритетная задача всех участников отрасли - ликвидация задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, повышение уровня собираемости платежей и качества предоставляемых населению коммунальных услуг.

Водоснабжение населения является одним из определяющих факторов здоровья, уровня жизни населения и социально - экономического развития муниципального образования «Оршанский муниципальный район». Направление обеспечения доступности и качества питьевой воды имеет высокую социальную значимость и является одним из приоритетных направлений в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

2. Развитие образовательных услуг для населения.

Развитие образовательных услуг заключается в расширении дополнительных общеобразовательных услуг, соответствующих требованиям потребителей (детей и родителей). Данное направление состоит в преподавании специальных курсов и циклов дисциплин сверх часов и сверх учебных программ по дисциплинам, предусмотренным учебным планом образовательной организации. В профессиональном обучении продолжится реализация системы непрерывного профессионального образования.

3. Обеспечение населения транспортными услугами.

Приоритеты в развитии транспортных услуг для населения связаны с привлечением частных перевозчиков путем проведения конкурсов на право заключения договоров на транспортное обслуживание населения на территории муниципального образования «Оршанский муниципальный район».

4. Предоставление населению медицинских услуг.

С каждым годом возрастает объем платных медицинских услуг для населения. Доля доходов от оказания платных медицинских услуг населению в общих доходах подведомственных медицинских организаций составила в 2017 году 9,2 процента. Дальнейшее развитие платных медицинских услуг, оказываемых населению государственными учреждениями, позволит повысить конкурентоспособность государственной системы здравоохранения, повысить степень удовлетворенности населения уровнем здравоохранения.

5. Предоставление населению платных услуг учреждений культуры.

Учреждениями культуры района реализуются следующие основные платные услуги для населения: показ спектаклей, программ, концертов, организация гастролей, фестивалей, культурно-массовых мероприятий и конкурсов, экскурсионно-выставочная деятельность музеев. Деятельность культурно-досуговых учреждений состоит в повышении нравственно-эстетического уровня населения и организации его досуга и доступности для населения театрально- зрелищных, концертных организаций и учреждений культурно- досугового типа.

6. Предоставление платных услуг населению в сфере физической культуры и спорта на спортивных сооружениях муниципального образования «Оршанский муниципальный район».

Основная роль физической культуры и спорта состоит в развитии человеческого потенциала района, повышении качества жизни и укреплении здоровья населения. Основными направлениями развития является расширение спектра и улучшение качества предоставляемых платных услуг в сфере физической культуры и спорта, а также адаптация инфраструктуры физической культуры и спорта к обслуживанию инвалидов.

7. Развитие платных туристических услуг.

Основным направлением развития рынка туристских услуг в районе является интеграция туристских продуктов муниципального образования «Оршанский муниципальный район» на внутренний и мировой туристские рынки.

Целевое видение

В результате проводимой политики развития платных услуг в районе в 2030 году объем оказанных платных услуг составит 165,5 млн. рублей.

Дата: 2019-12-09, просмотров: 249.