Направления реализации Стратегии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Развитие человеческого капитала

 

Человеческий капитал - важный ресурс экономического развития территории. Основными факторами, формирующими человеческий капитал, являются образование и профессиональная подготовка. При более широком подходе к ним также относят уровень потребления, качество жизни уровень медицинского обслуживания и прочее.

Стратегия накопления человеческого капитала в муниципальном образовании «Оршанский муниципальный район» включает два направления: формирование человеческого капитала через демографическое развитие и образование, а также улучшение условий накопления и использования человеческого капитала (культура, рынок труда и поддержка занятости, комфортные и безопасные условия жизнедеятельности).

 

Демографическое развитие

 

Текущая ситуация

Демографическая ситуация в районе в последние годы характеризуется определенными положительными тенденциями.

С 2013 года по 2016год в районе отмечался естественный прирост населения, обеспеченный за счет снижения смертности населения и повышения рождаемости.

 Вместе с тем происходит сокращение численности постоянного населения района, обусловленное сохранением миграционной убыли населения, однако прослеживается динамика к ее снижению.

Численность постоянного населения муниципального образования «Оршанский муниципальный район» в среднегодовом исчислении за 2017 год составила 13,66 тыс. человек, общий коэффициент рождаемости – 12,7 на 1000 человек населения снижение численности населения за последние три года - 2,2 процента.

Наметившиеся положительные тенденции демографического развития сдерживаются негативными тенденциями в изменении возрастной структуры населения: это сокращение численности женщин наиболее активного репродуктивного возраста и увеличение численности пожилого населения. С 2007 года сокращается доля населения в трудоспособном возрасте, увеличивается нагрузка на него населением младше и старше трудоспособного возраста, в связи со старением населения возникает дефицит рабочей силы, увеличивается нагрузка на систему здравоохранения.       Вызывает озабоченность и миграционный отток молодежи в города Йошкар-Ола, Казань, Москва, где существует диверсифицированный рынок труда и развитая социальная инфраструктура.

 

Ключевые вызовы

На демографическое развитие в предстоящие годы отрицательное воздействие могут оказать следующие факторы:

миграционный отток населения районы за счет молодежи, и в преобладающей части из сельских населенных пунктов;

снижение рождаемости, обусловленное цикличностью демографических процессов с уменьшением числа женщин фертильного возраста, а также тенденцией откладывания рождения первого ребенка на более поздний период;

тенденция старения населения и роста нагрузки на трудоспособное население;

медленное снижение смертности населения в условиях увеличения населения старше трудоспособного возраста.

Стратегические направления

Основными задачами по улучшению демографической ситуации на долгосрочный период являются:

создание условий для сокращения оттока молодого населения и квалифицированных специалистов из района, в том числе из сельской местности, и обеспечение условий для притока молодежи и трудоспособного населения в район;

дальнейший рост рождаемости за счет увеличения доли семей с двумя и тремя детьми, создания условия для совмещения женщинами выполнения родительских обязанностей с трудовой занятостью;

рост ожидаемой продолжительности жизни, в том числе за счет снижения смертности в трудоспособном возрасте и смертности от управляемых причин.

Создание условий для сокращения оттока молодежи и трудоспособного населения из района, в том числе из сельской местности, и обеспечение условий для притока молодежи и трудоспособного населения в район будет осуществляться путем:

развития социальной инфраструктуры (объектов образования, здравоохранения, культуры, спорта), в том числе в сельских населенных пунктах;

развития жилищного строительства, инженерной и транспортной инфраструктур, а также улучшения качества среды в сельских населенных пунктах;

дальнейшей реализации мероприятий по развитию малого и среднего бизнеса, обеспечения условий создания новых рабочих мест.

Поддержание благоприятной динамики рождаемости в районе предполагается за счет:

реализации мероприятий по формированию в обществе семейных ценностей, повышению престижа материнства и отцовства, укреплению семьи;

создания условий для совмещения профессиональных и семейных обязанностей, содействия занятости родителей, имеющих малолетних детей.

Реализация мероприятий по увеличению ожидаемой продолжительности жизни населения, снижения смертности населения, в том числе в трудоспособном возрасте и смертности от управляемых причин планируется осуществлять через следующие меры:

профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни населения;

улучшение материально-технической базы медицинских организаций и развитие первичной медико-санитарной помощи;

совершенствование медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями, онкологическими заболеваниями, внедрение новых методов диагностических исследований.

совершенствование организации оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.

 

Целевое видение

В результате реализации стратегических направлений по улучшению демографической ситуации в районе к 2030 году будут обеспечены:

умеренное снижение численности постоянного населения, его величина составит 12,87 тыс. человек;

снижение миграционной убыли до 13,2 человек на 10 тыс. человек населения;

обеспечение рождаемости на уровне 12,3 родившихся на 1 тыс. человек населения;

снижение смертности населения до уровня 13,1 умерших на 1 тыс. человек населения.

 

3.1.2. Развитие образования и молодежной политики

 

Стратегия направлена на вывод отрасли «Образование» на качественно новый уровень, который позволит развивать человеческий капитал, формировать образованную, творческую, социально зрелую, физически здоровую личность граждан России, стать основой динамичного экономического роста и социального развития муниципального образования «Оршанский муниципальный район».

 

Текущая ситуация

На 1 января 2017 г. сеть муниципальных образовательных организаций муниципального образования «Оршанский муниципальный район» включает:

6 муниципальных дошкольных образовательных организаций;

8 муниципальных общеобразовательных организаций;

2 организации дополнительного образования детей.

В вышеназванных образовательных организациях обучаются и воспитываются 2121 обучающихся.

Общая численность, занятых в системе образования (учащиеся, воспитанники, работники), составляет 15,2 процента населения муниципального образования «Оршанский муниципальный район», численность обучающихся на 1 педагогического работника составляет -9,1.

Одним из важнейших приоритетов развития системы образования является дополнительное образование детей и подростков, которое является неотъемлемой частью системы непрерывного образования, призванное обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей. В организациях дополнительного образования обучается 970 человек, что составляет 57%. Общее число обучающихся,  занимающихся спортом во внеурочное время на базе образовательных организаций составляет 54% от общего числа обучающихся.

В Оршанском районе все образовательные учреждения реализуют единые цели доступности и качества образования, но при этом каждая школа идет своим путем, имеет свои программы развития, определяет свою уникальную миссию в образовании детей.

Развиваясь в соответствии с общероссийскими тенденциями, с учетом социально-экономических условий и демографической ситуации, система образования в муниципальном образовании «Оршанский муниципальный район» по итогам 2017 года достигла положительных результатов по ряду показателей:

В стадии реализации мероприятия, направленные на обеспечение доступности общего образования. В Республике Марий Эл введена в действие региональная программа «Содействие созданию в субъектах Российской Федерации новых мест в общеобразовательных организациях на 2015-2025 годы». В данную программу вошли следующие объекты Оршанского района:

Пристрой к МОУ «Великопольская СОШ» на 60 мест. Закрытым акционерным обществом «Проектный институт «Агропроект» проведены работы по разработке проектно-сметной документации – 1 110 210 (один миллион сто десять тысяч двести десять) рублей 00 копеек. Заказчик ПСД - МОУ «Великопольская СОШ», в эту же программу на 2023-2024 год запланировано строительство пристроя к МОУ «Оршанская СОШ» (начальная школа с пищеблоком, спортзалом) на 200 мест.

В 2017 году проведены работы по капитальному ремонту кровли в 2-х общеобразовательных учреждениях (МОУ «Лужбелякская ООШ» и МОУ «Шулкинская СОШ») за счет средств, выделенных из резервного фонда Президента Российской Федерации (Постановление Правительства Республики Марий Эл от 19.09.2017г. № 378 «О капитальном ремонте кровли зданий отдельных образовательных организаций»). За услуги по составлению сметной документации по капитальному ремонту кровли оплачены средства ООО «Леведыш» в сумме – 17, 52 тыс. руб., из них:

- МОУ «Лужбелякская основная общеобразовательная школа» 8 875,00руб.;

- МОУ «Шулкинская средняя общеобразовательная школа» – 8 642,00руб.;

продолжена реализация мероприятий по внедрению федеральных государственных образовательных стандартов;

обеспечена подготовка педагогических и руководящих кадров системы образования в муниципальном образовании «Оршанский муниципальный район». В 2017 году отделом образования организовано 62 мероприятия методического характера, в которых участвовали 100% педагогов района. Наибольшее количество таких мероприятий проведено на базе Оршанской средней школы, детских садов «Родничок» и «Колокольчик». По итогам 2017 года 57% педагогических работников имеют высшую и первую квалификационные категории.

занятость обучающихся в рамках внеурочной деятельности составляет 95%;

летняя оздоровительная кампания направлена на укрепление здоровья, организацию досуга детей и подростков, профилактику совершения правонарушений среди обучающихся в летний период. Летом 2018 года отдохнуло и было занято полезной деятельностью 1656 детей, что составляет 120% от обучающихся школ, из них 969 детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

обеспечено развитие сетевых форм реализации образовательных программ в сфере среднего профессионального образования. Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Марий Эл «Оршанский многопрофильный колледж им. И.К. Глушкова» имеет в своей структуре подготовки педагогическое, информационно-техническое, транспортно-техническое, сельско-хозяйственно-техническое, сервисное и социальное направления.

 

Ключевые вызовы

Вместе с тем выделяются следующие вызовы, проблемные точки, на решение которых направлена реализация Стратегии:

демографические колебания и миграционные процессы; необходимость сохранения этнокультурной специфики образования и воспитания;

увеличение потребности в педагогических кадрах; увеличение востребованности на непрерывное профессиональное развитие;

недостаточное количество программ, ориентированных на отдельные группы потребителей (одаренные дети, дети с ограниченными возможностями здоровья и другие);

неразвитость сетевых форм предоставления образовательных услуг;

необходимость обеспечения инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья;

низкая развитость рынка дополнительных образовательных услуг; изменения среды социализации; неразвитая инфраструктура молодежной политики; недостаток мер государственной поддержки талантливой молодежи;

развитие инновационной экономики и социальные запросы населения.

 

Стратегические направления

Ответом на современные вызовы системе образования, решением обозначенных выше проблем являются кардинальные изменения во всех сферах системы образования в муниципальном образовании «Оршанский муниципальный район» по следующим стратегическим направлениям:

обеспечение доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 2 до 3 лет;

поддержка негосударственного сектора в сфере дошкольного образования;

обеспечение современной образовательной среды; обеспечение языковых прав и этнокультурных потребностей обучающихся, проживающих на территории муниципального образования «Оршанский муниципальный район»;   

развитие сервисов электронного образования;

 развитие структур и механизмов общего, профессионального, дополнительного образования в интересах цифровой экономики;

создание условий для обучения и социализации детей с особыми образовательными потребностями;

развитие системы профессиональной и общественной экспертизы образовательной деятельности;

обеспечение достаточности и доступности инфраструктуры молодежной политики;

расширение комплекса мер поддержки одаренных детей и талантливой молодежи;

развитие механизмов социального партнерства, сетевых моделей обучения;

совершенствование системы профориентации, усиление взаимодействия между учреждениями среднего, высшего профессионального образования и работодателями, долгосрочное прогнозирование развития рынка труда района, поддержка системы самозанятости, в том числе стимулирование предпринимательской активности и внедрение региональных мер поддержки инвестирования бизнеса молодых предпринимателей;

активное участие в планируемом к формированию при Главе Республики Марий Эл Совета по молодежной политике, грантовых фондов молодежных проектов на республиканском и муниципальном уровнях;

разработка и внедрение системы реального уровня оплаты труда работников образования в рамках исполнения указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г.

Реализация приоритетных проектов в рамках основного направления стратегического развития муниципального образования «Оршанский муниципальный район» «Образование», направленных на:

создание новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными требованиями к условиям обучения;

внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по 50-ти наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям;

развитие сети ресурсных центров по подготовке высококвалифицированных рабочих и специалистов для приоритетных отраслей экономики района.

 

Целевое видение

 

В результате реализации стратегических направлений развития системы образования в Республике Марий Эл к 2030 году будут обеспечены:

увеличение до 80 процентов доли детей в возрасте от 2 до 3 лет в общей численности детей, получающих дошкольное образование;

увеличение до 100 процентов доли обучающихся муниципальных общеобразовательных организаций в общей численности обучающихся, занимающихся в одну смену;

увеличение до 100 процентов доли школьников муниципальных общеобразовательных организаций в общей численности школьников, обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

увеличение до 65 процентов доли детей в возрасте от 5 до 18 лет в общей численности детей, охваченных дополнительными образовательными программами;

увеличение до 12 процентов доли учителей общеобразовательных организаций в возрасте до 35 лет в общей их численности.

 

Дата: 2019-12-09, просмотров: 201.