Направления реализации Стратегии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
21  

3.1. Развитие человеческого капитала

21  

 

3.1.1. Демографическое развитие

22  

 

3.1.2. Развитие образования и молодежной политики

24  

 

3.1.3. Развитие культуры, средств массовой информации

 и архивного дела

28  

 

3.1.4. Развитие физической культуры и спорта

32  

3.2. Развитие структурной диверсификации и модернизация приоритетных отраслей экономики, технологическое развитие

34  

 

3.2.1. Развитие приоритетных отраслей

 обрабатывающей промышленности

35  

 

3.2.2. Развитие агропромышленного комплекса

37  

 

3.2.2.1. Восстановление земель сельскохозяйственного назначения (сельскохозяйственных угодий)

39  

 

3.2.3. Развитие потребительского рынка

40  

 

3.2.4. Развитие сферы услуг

45

3.3. Победа в конкурентной борьбе за инвестора

47

 

3.3.1. Формирование благоприятного инвестиционного климата 47

 

3.3.2. Развитие муниципально-частного партнерства 52

3.4. Развитие малого и среднего предпринимательства

56

3.5. Развитие инфраструктуры

58

 

3.5.1. Развитие транспортной инфраструктуры 58

 

3.5.2. Развитие газоснабжения 60

3.6. Развитие туристско-рекреационного потенциала

61

3.7. Повышение эффективности бюджетной и налоговой политики

65  

3.8 Развитие информационной инфраструктуры цифровой экономики

68

Механизм реализации Стратегии

72

Оценка финансовых ресурсов, необходимых для реализации Стратегии

73            

ВВЕДЕНИЕ

Стратегия социально-экономического развития муниципального образования «Оршанский муниципальный район» на период до 2030 года (далее - Стратегия) разработана на основании Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" , Закона Республики Марий Эл от 17 декабря 2015 г. № 55-З "О стратегическом планировании в Республике Марий Эл" и решением Собрания депутатов муниципального образования «Оршанский муниципальный район» от 06 июня 2018 года № 289 « Об утверждении Порядка разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования «Оршанский муниципальный район».

Основная цель разработки Стратегии – формирование системы долгосрочных приоритетов, целей, задач и мероприятий социально-экономического развития, выраженного в повышении качества жизни и благосостояния населения муниципального образования «Оршанский муниципальный район», динамичного развития экономики и социальной сферы территории и укрепление ее конкурентных позиций среди муниципальных образований Республики Марий Эл.

Стратегия  представляет собой документ стратегического планирования, содержащий анализ   социально-экономического развития муниципального образования «Оршанский муниципальный район» (далее – муниципальный район), определяющий цели и задачи муниципального управления и социально-экономического развития муниципального  района на долгосрочный период (до 2030 года).

Являясь одним из основополагающих документов системы стратегического планирования муниципального образования «Оршанский муниципальный район», определяющим долгосрочную социально-экономическую политику муниципального образования, Стратегия формируется на основе целой группы принципов, наиболее значительными из которых являются:

принцип результативности стратегического планирования, означающий, что выбор способов и методов достижения целей социально-экономического развития республики основывался на необходимости достижения заданных результатов;

принцип эффективности, требующий обоснованности выбора стратегических целей и механизмов с позиций минимизации затрат;

принцип реалистичности, означающий, что при определении целей и задач социально-экономического развития исходили из возможности достижения целей и решения задач в установленные сроки с учетом ресурсных ограничений и рисков;

принцип ресурсной обеспеченности, означающий, что при разработке и утверждении документов стратегического планирования, разрабатываемых в рамках планирования и программирования, определены источники ресурсного обеспечения мероприятий;

принцип изменяемости  целей, означающий, что оценку достижения поставленных в Стратегии целей социально-экономического развития муниципального образования предусмотрено проводить с использованием количественных и (или) качественных целевых показателей, критериев и методов их оценки;

принцип соответствия показателей целям, означающий, что количественные и качественные показатели, отраженные в Стратегии, соответствуют целям социально-экономического развития муниципального образования «Оршанский муниципальный район», Республики Марий Эл и Российской Федерации.

 

Оценка достигнутого уровня

социально-экономического развития муниципального образования «Оршанский муниципальный район»

1.1. Основные итоги социально-экономического развития муниципального образования «Оршанский муниципальный район»

 

Для обеспечения устойчивого социально-экономического развития муниципального образования, укрепления экономической базы, развития социальной сферы, выделения территорий опережающего развития была разработана Стратегия долгосрочного социально-экономического развития муниципального образования «Оршанский муниципальный район» (до 2020 года), утвержденная решением Собрания депутатов муниципального образования «Оршанский муниципальный район» от 25 февраля 2009 г. № 513 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития муниципального образования «Оршанский муниципальный район».

Стратегия социально-экономического муниципального образования «Оршанский муниципальный район» (до 2020 года) определяла целевые ориентиры и задачи развития муниципального образования «Оршанский муниципальный район».

Основной целью социально-экономического развития было определено повышение качества жизни и благосостояния населения на основе устойчивого роста экономики муниципального образования «Оршанский муниципальный район».

Ключевыми задачами социально-экономического развития муниципального образования «Оршанский муниципальный район» на 2009 - 2020 годы были определены:

1) повышение уровня жизни населения;

2) обеспечение устойчивого экономического роста, удвоение производства промышленной продукции за десятилетний период;

3) реализация приоритетных национальных проектов;

4) создание условий для максимально эффективного управления муниципальными финансами в соответствии с приоритетами развития муниципального образования.

Решение Стратегией социально-экономического развития муниципального образования «Оршанский муниципальный район» (до 2020 года) обозначенных задач, реализация целей и приоритетов развития муниципального образования, комплекса системных решений администрации муниципального образования «Оршанский муниципальный район» способствовали тому, что муниципальное образование «Оршанский муниципальный район» продолжало свое дальнейшее динамическое развитие. За 2017 год отгружено промышленной продукции в 2,4 раз больше, чем в 2008 году.

Значительными темпами за прошедшие годы развивалось сельское хозяйство района. Производство сельскохозяйственной продукции за период 2008 -2017 годов  увеличилось в 3,8 раза. Высокие темпы роста достигнуты благодаря интенсивному производству мяса скота и птицы.

За 2008-2017 годы на развитие экономики и социальной сферы  района использовано 5,8 млрд. рублей инвестиций в основной капитал. Ввод в действие жилых домов за счет всех источников финансирования составил 70,98 тыс.кв.м  жилья.

На 1 января 2018 г. уровень газификации сельской местности нашего района составил 70,3 процента при общем уровне газификации сельской местности республики 74,1 процента, при общем уровне газификации республики 87,5 процента.

По итогам за 2017 год среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников составила 19,8 тыс. рублей и выросла по сравнению с 2008 годом в 1,8 раз.

Демографическая ситуация характеризуется как  условно позитивная: за последние пять лет естественный прирост населения составил 158 человек. Сохраняется миграционная убыль населения, что привело к снижению численности постоянного населения. Численность постоянного населения Оршанского района на 1 января 2017 года составила 13890 человек и снизилась по сравнению с 1 январем 2008 года на 1575 человек или на 10,2 процента.

Несмотря на определенные позитивные тенденции в социальной и экономической сферах муниципального образования «Оршанский муниципальный район»,  нестабильность на мировых сырьевых рынках 2014-2016 годов сформировала новые угрозы для устойчивого долгосрочного развития муниципального образования «Оршанский муниципальный район», которые должны быть учтены в новой Стратегии.

 

 

1.2. Анализ условий, влияющих на социально-экономическое развитие муниципального образования «Оршанский муниципальный район»

 

Анализ социально-экономического развития муниципального образования «Оршанский муниципальный район» позволил выделить ряд сильных сторон района, которые можно эффективно использовать для поступательного социального и экономического развития района, основные из которых:

выгодное экономико-географическое положение;

богатое историко-культурное наследие;

богатые рекреационные ресурсы (этнографический, экологический и сельский туризм);

благоприятная экологическая обстановка с выпуском экологически чистой продукции;

кадровый потенциал;

открытость экономики инвестициям и инновациям.

 

1.2.1. Экономико-географическое положение муниципального образования «Оршанский муниципальный район»

 

    Оршанский район расположен в северной части Республики Марий Эл. Площадь района - 897 кв.км, из них сельхозугодий - 582,2 кв.км, в том числе пашня - 319,5 кв.км.

 Административным центром района является поселок городского типа Оршанка, расположенный на расстоянии 33 км от города Йошкар-Ола. Через поселок Оршанка проходит автодорога общего пользования федерального значения Р-176 «Вятка», рядом с которой расположен аэропорт       г.Йошкар-Олы. Автодорога Оршанка - Новый Торъял связывает два районных центра Республики Марий Эл. Основу сообщения муниципального образования «Оршанский муниципальный район» составляет автомобильный транспорт. Общая протяженность дорог по муниципальному району на 1 января 2018 г. составляет 371,1 км, в том числе:

республиканские автомобильные дороги общего пользования –133,4км.

муниципальные автомобильные дороги – 215,71 км, в том числе с твердым покрытием -67,4 км.

Все административные центры сельских поселений связаны с       пгт. Оршанка дорогами с твердым покрытием.

 Кроме автомобильного транспорта по территории Оршанского района проходит железнодорожная ветка до станции Яранск Кировской области. На территории района имеется одна железнодорожная станция Табашино.

По территории района юго-западнее с. Табашино проходит участок магистрального нефтепровода «Сургут – Полоцк», протяженностью 33 км, по которому производится транспортировка нефти под высоким давлением до 50 кг на кв.см. Эксплуатацию нефтепровода осуществляет Марийское районное нефтепроводное управление, входящие в состав открытого акционерного общества «Верхневолжские магистральные нефтепроводы».

1.2.2. Муниципальное образование «Оршанский муниципальный район» - район с богатым историко-культурным наследием

 

Муниципальное образование «Оршанский муниципальный район» обладает богатым историко-культурным потенциалом. На территории муниципального района находятся памятники и музеи, исторические места которые дороги жителям Оршанского района.

Узнать историю Оршанского края можно посетив Муниципальное учреждение культуры «Историко-краеведческий музейный комплекс» муниципального образования «Оршанский муниципальный район», в который входят музей Воинской славы им.Н.П.Мотовилова, музей крестьянского труда и быта, Дом-музей им Я.П.Майорова-Шкетана. Дом-музей классика марийской литературы Я.П. Майорова–Шкетана был создан как литературный музей в 1992 году на родине писателя в деревне Старое Крещено. Имя классика носит Центральная библиотека, кинотеатр, класс марийской литературы Оршанского многопрофильного колледжа им.И.К.Глушкова,Великопольская средняя общеобразовательная школа. Ежегодно  на родине писателя проводится Шкетановский слет, в п.Оршанка- Шкетановские чтения.

   Восстановлены православные церкви: церковь Иоанна Предтече в поселка Оршанка, кирпичная пятипрестольная церковь, сооружённая в 1865-1886 гг., состояла из четверика под пятью шатровыми куполами с трапезной и шатровой колокольней. В 1937 году настоятель храма о.Сергий (Стрельников) был арестован и расстрелян. Церковь закрыта в 1939г., колокольня и летний храм разрушены и только в 1990-х она снова возвращена верующим. В 2000-х заново выстроены колокольня и основной объём храма. В 1848 году построили одноэтажную деревянную церковь Вознесения Господня в с.Шулка и только в 1871 году церковь возвели из камня. В 1937 году церковь закрыли, сняли колокола и крест. В настоящее время церковь отреставрирована. В 1884-1899 гг. был построен ныне действующий каменный храм в с.Кучка в честь Сретения Господня и освящен 28 сентября 1899 года. Сретенская церковь оригинальна в архитектурно-композиционном отношении. Корбовый свод венчают пять глав, завершен  храм и колокольня шатрами характерными в декоре древнерусских мотивов, что делает всю постройку нарядной и праздничной.

Особенностями Марийской духовной культуры является большое число священных мест, которые представляют собой рощи или отдельные деревья, родники, озера, холмы, места погребений, либо иные объекты поклонения и почитания представителей марийцев, сохранивших в живом бытовании традиционную языческую религию. Луговые марийцы и сегодня остаются носителями веры предков, соблюдают обряды, берегут места поклонения богам. Языческие праздники являются своеобразным туристским ресурсом, в том числе и для выездного иностранного туризма представителей народов, сохраняющих древние языческие верования.

Несомненный интерес представляют ландшафтные памятники марийской традиционной культуры - священные рощи, родники, места захоронений. Особый пласт историко-культурного наследия составляют места бытования исторических промыслов и ремесел.

Востребованность объектов культурного наследия Оршанской земли выражается в количестве экскурсантов, туристов, активно посещающих достопримечательности, расположенные в муниципальном образовании «Оршанский муниципальный район».

 

1.2.3. Рекреационные ресурсы муниципального образования

«Оршанский муниципальный район»

В реестр туристских маршрутов и экскурсионных программ, реализующихся на территории Республики Марий Эл туристическими фирмами и учреждениями культуры, входят маршруты по территории муниципального образования «Оршанский муниципальный район».

На территории Оршанского муниципального района вблизи с. Табашино находится уникальный памятник природы – самое глубокое карстового происхождения озеро "Табашинское" Зрыв, средняя глубина которого составляет 35 м, максимальная 55,3 м, площадь озера 26 га, округло-овальной формы с чистой водой.

Водные объекты представлены также небольшими озерами, старицами и болотами на поймах и искусственными водоемами в оврагах и балках.

Речная сеть представлена наиболее крупными реками Малая Кокшага, Большая Ошла и Малая Ошла и их многочисленными притоками. Общая протяженность речной сети составляет 242 км.

Река Малая Кокшага является левым притоком реки Волги. Она берет начало в пределах района, протекает по территории многих хозяйств и далеко за пределами района впадает в р. Волга. Общая протяженность реки 208 км. Река Малая Ошла является правым притоком р. Малая Кокшага, характеризуется сильной извилистостью русла, встречается много стариц в пойме и островков, течение довольно спокойное. В нее впадают притоки: Пижанка, Соза, Орша, Шуйка и др.

        В районе функционирует базы отдыха, такие как усадьба "Тихие Зори" - это база отдыха в деревне Малый Кугунур, которая известна как экологически чистое и живописное место на берегу реки Большая Ошла. База отдыха Усадьба "Большая Медведица" спокойный уголок нашего края, красивая природа, чистый воздух, игровые площадки.

   Открыт Дом ремесел, в котором умельцы изготавливают изделия народных художественных промыслов и сувениры, проводятся мастер-классы по национальной вышивке. Наиболее значимым и масштабным является  межрегиональный фестиваль-конкурс вокально-инструментальных  коллективов «Эҥер вӱд ӱмбалне» проводится 1 раз в два года на родине марийского драматурга Арсия Волкова и его брата композитора Евгения Волкова в деревне Старое Крещено.

  Фестиваль-конкурс «Есенинские вечера» проводится ежегодно в конце сентября – начале октября в п.Оршанка. Любители поэзии и художественного слова соревнуются по трем номинациям: поэзия Есенина, русская классика (как поэзия, так и проза) и современная русская поэзия.    

    Народное гуляние «Широкая масленица». Всегда в программе: масленичные развлечения, интересное представление, традиционные состязания, всевозможные задания, хороводов дружное завивание и, конечно, с Масленицей прощание! Проводится в последний день масленичной недели в п. Оршанка по русским традициям, а в с. Великополье прощаются с зимой по марийским традициям.

    В День национального героя (26 апреля) проходит торжественное мероприятие у исторического места «Мамич Бердей» около д. Мари-Ернур с дегустацией национальных блюд, выступлением творческих коллективов и ритуальными обрядами народа мари (завязывание ленточек на священном дереве).

Информация о туристском потенциале района регулярно размещается на информационных ресурсах в сети «Интернет», региональных и российских печатных и электронных средств массовой информации.

В настоящее время рассматривается вопрос о расширении использования возможностей туристического календаря муниципального образования «Оршанский муниципальный район» с охватом разных направлений: культурно-исторических, спортивных, военно-патриотических, детских и молодежных мероприятий.

 

1.2.4. Кадровый потенциал муниципального образования

«Оршанский муниципальный район»

Оршанский муниципальный район в настоящее время располагает кадровым потенциалом.

Обеспечение кадрами отраслей экономики - одна из важнейших социально-экономических задач Оршанского муниципального района в условиях экономического развития и реализации новых инвестиционных проектов.

Численность занятых в экономике муниципального района за 2017 год по данным баланса затрат труда составила 1713. человек. Основная доля занятых в экономике приходится на реальные секторы экономики: обрабатывающее производство – 19,5 процентов, сельское хозяйство – 6,8 процентов, торговлю – 10,2 процента.

Существующая сеть образовательных учреждений, представленная 16 учреждениями: 8 школ, 6 детских садов и 2 учреждения дополнительного образования, обеспечивает государственные гарантии доступности образования потребителям образовательных услуг. Численность педагогов составляет 152 человек, в том числе 129 учителей. Педагогов с высшей и первой категорией -55,6%.

 Помимо этого, систему образования района формирует республиканское учреждение среднего профессионального образования «Оршанский многопрофильный колледж им.И.К.Глушкова с контингентом 560 человек в возрасте от 15 лет.  В настоящее время колледж располагает богатой материально-технической базой. Учебный процесс протекает в двух учебных корпусах: в пгт. Оршанка по адресам – ул. Гагарина, д.4 и ул. Пролетарская, д.9, а также в Новоторъяльском филиале по адресу – пгт. Новый Торъял, ул Коммунистическая, д.30. Во всех учебных корпусах имеются оборудованные кабинеты для обучения по общеобразовательным предметам, спецдисциплинам и профессиональным модулям. Имеются 2 библиотеки с богатым фондом учебной, учебно-методической, художественной и справочной литературы, и ежегодно выписываемых периодических изданий, 2 читальных зала, медиатека с полутысячей наименований изданий в цифровом формате, 3 кабинета информатики.

В районе проводится активная работа по обеспечению потребности рынка труда района в квалифицированных кадрах и по созданию эффективной системы их подготовки в соответствии с запросами бизнеса и по реализации новых инвестиционных проектов.

В качестве основного метода прогнозирования кадровых потребностей экономики района использовался метод прогнозирования на основе оценок работодателей (опроса) с учетом реализуемых инвестиционных проектов, маркетинговых исследований, основных тенденций социально-экономического развития и экстраполирования полученных оценок работодателей.

Практическая значимость прогнозирования кадровых потребностей экономики района заключается в оценке и корректировке объемов и профессионально-квалифицированной структуры подготовки- в системе профессионального образования района в соответствии с перспективными потребностями социально-экономического развития, запросами бизнеса и производства.

1.2.5. Промышленный комплекс муниципального образования «Оршанский муниципальный район»

В настоящее время промышленный комплекс района  носит многоотраслевой характер. Основная доля в производстве промышленной продукции в 2017 году приходилась на предприятия, производящие нефтепродукты 95,8%. Наибольший рост промышленного производства обеспечивают предприятия общество с ограниченной ответственностью "Марийский нефтеперерабатывающий завод".

Предприятиями, обеспечивающими рост промышленного производства, осваиваются новые технологии и новые виды продукции, что во многом стало результатом технического перевооружения и модернизации производства, накопления опыта работы на конкурентных рынках.

Наряду с конкурентными преимуществами анализ социально- экономического развития Оршанского муниципального района позволил выделить и ряд слабых сторон, оказывающих сдерживающее влияние на развитие экономики и социальной сферы, ключевые из которых: ограниченная собственная сырьевая база; неравномерное пространственное развитие; сильные «соседи» - районы-конкуренты.

1.2.6. Муниципальное образование «Оршанский муниципальный район» - район с ограниченной собственной сырьевой базой

 

Выявленные на территории Оршанского района месторождения полезных ископаемых представлены сырьем на строительные материалы: пески, глины, песчано-гравийные материалы, месторождениями торфа и подземных вод. Практическую ценность представляют суглинки и глины в качестве кирпичного сырья, пески и песчано-гравийные отложения, торф. Мелкие месторождения гравия Блиновское, Кучкинское, периодически разрабатывались с тридцатых годов. Глины и пески добываются для местных нужд населением. В районе крупных месторождений торфа не наблюдается. Все месторождения торфа мелкие и малоконтурные. Разведанные  и пригодные для разработки 8 месторождений.

Основными задачами в сфере обеспечения минерально-сырьевой базы района на долгосрочную перспективу являются:

воспроизводство минерально-сырьевой базы в объемах, необходимых для удовлетворения потребностей экономики района в минерально-сырьевых ресурсах;

охрана недр и рациональное использование минерально-сырьевых ресурсов для удовлетворения текущих и перспективных потребностей отраслей экономики.

Дата: 2019-12-09, просмотров: 216.