Цели и задачи социально-экономического развития
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Проект

Администрация муниципального образования

«Оршанский муниципальный район»

 

 

Стратегия

Социально-экономического

Развития муниципального

образования

«Оршанский муниципальный район»

На период до 2030 года

 

п. Оршанка

 

Г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

  4  

1. Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития муниципального образования «Оршанский муниципальный район»

5  

1.1. Основные итоги социально-экономического развития муниципального образования «Оршанский муниципальный район»

 

5  

1.2. Анализ условий, влияющих на социально-экономическое развитие муниципального образования «Оршанский муниципальный район»

 

7

 

 

1.2.1. Экономико-географическое положение муниципального образования «Оршанский муниципальный район»

7

 

 

1.2.2. Муниципальное образование «Оршанский муниципальный район»- район с богатым историко-культурным наследием

 

8

 

 

1.2.3. Рекреационные ресурсы муниципального образования «Оршанский муниципальный район»

9

 

 

1.2.4. Кадровый потенциал муниципального образования «Оршанский муниципальный район»

10

 

 

1.2.5. Промышленный комплекс муниципального образования «Оршанский муниципальный район»

11

 

 

1.2.6. Муниципальное образование «Оршанский муниципальный район» - район с ограниченной собственной сырьевой базой

12

 

 

1.2.7. Пространственное развитие территории района

12

 

 

1.2.8. Муниципальное образование «Оршанский муниципальный район» - район, соседствующий с сильными районами-конкурентами

13

 

 

1.2.9. SWOT-анализ развития муниципального образования

 «Оршанский муниципальный район»

14

Цели и задачи социально-экономического развития

 муниципального образования «Оршанский муниципальный район»

15  

2.1. Целевые ориентиры и приоритеты социально- экономического развития

15  

 

2.1.1. Ожидаемые результаты реализации Стратегии.

Показатели достижения целей и задач

социально-экономического развития муниципального образования

 «Оршанский муниципальный район»

17  

2.2. Сроки и этапы реализации Стратегии

19  

2.3. Прогноз основных социально-экономических показателей

20

Направления реализации Стратегии

21  

3.1. Развитие человеческого капитала

21  

 

3.1.1. Демографическое развитие

22  

 

3.1.2. Развитие образования и молодежной политики

24  

 

3.1.3. Развитие культуры, средств массовой информации

 и архивного дела

28  

 

3.1.4. Развитие физической культуры и спорта

32  

3.2. Развитие структурной диверсификации и модернизация приоритетных отраслей экономики, технологическое развитие

34  

 

3.2.1. Развитие приоритетных отраслей

 обрабатывающей промышленности

35  

 

3.2.2. Развитие агропромышленного комплекса

37  

 

3.2.2.1. Восстановление земель сельскохозяйственного назначения (сельскохозяйственных угодий)

39  

 

3.2.3. Развитие потребительского рынка

40  

 

3.2.4. Развитие сферы услуг

45

3.3. Победа в конкурентной борьбе за инвестора

47

 

3.3.1. Формирование благоприятного инвестиционного климата 47

 

3.3.2. Развитие муниципально-частного партнерства 52

3.4. Развитие малого и среднего предпринимательства

56

3.5. Развитие инфраструктуры

58

 

3.5.1. Развитие транспортной инфраструктуры 58

 

3.5.2. Развитие газоснабжения 60

3.6. Развитие туристско-рекреационного потенциала

61

3.7. Повышение эффективности бюджетной и налоговой политики

65  

3.8 Развитие информационной инфраструктуры цифровой экономики

68

Механизм реализации Стратегии

72

Оценка финансовых ресурсов, необходимых для реализации Стратегии

73            

ВВЕДЕНИЕ

Стратегия социально-экономического развития муниципального образования «Оршанский муниципальный район» на период до 2030 года (далее - Стратегия) разработана на основании Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" , Закона Республики Марий Эл от 17 декабря 2015 г. № 55-З "О стратегическом планировании в Республике Марий Эл" и решением Собрания депутатов муниципального образования «Оршанский муниципальный район» от 06 июня 2018 года № 289 « Об утверждении Порядка разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования «Оршанский муниципальный район».

Основная цель разработки Стратегии – формирование системы долгосрочных приоритетов, целей, задач и мероприятий социально-экономического развития, выраженного в повышении качества жизни и благосостояния населения муниципального образования «Оршанский муниципальный район», динамичного развития экономики и социальной сферы территории и укрепление ее конкурентных позиций среди муниципальных образований Республики Марий Эл.

Стратегия  представляет собой документ стратегического планирования, содержащий анализ   социально-экономического развития муниципального образования «Оршанский муниципальный район» (далее – муниципальный район), определяющий цели и задачи муниципального управления и социально-экономического развития муниципального  района на долгосрочный период (до 2030 года).

Являясь одним из основополагающих документов системы стратегического планирования муниципального образования «Оршанский муниципальный район», определяющим долгосрочную социально-экономическую политику муниципального образования, Стратегия формируется на основе целой группы принципов, наиболее значительными из которых являются:

принцип результативности стратегического планирования, означающий, что выбор способов и методов достижения целей социально-экономического развития республики основывался на необходимости достижения заданных результатов;

принцип эффективности, требующий обоснованности выбора стратегических целей и механизмов с позиций минимизации затрат;

принцип реалистичности, означающий, что при определении целей и задач социально-экономического развития исходили из возможности достижения целей и решения задач в установленные сроки с учетом ресурсных ограничений и рисков;

принцип ресурсной обеспеченности, означающий, что при разработке и утверждении документов стратегического планирования, разрабатываемых в рамках планирования и программирования, определены источники ресурсного обеспечения мероприятий;

принцип изменяемости  целей, означающий, что оценку достижения поставленных в Стратегии целей социально-экономического развития муниципального образования предусмотрено проводить с использованием количественных и (или) качественных целевых показателей, критериев и методов их оценки;

принцип соответствия показателей целям, означающий, что количественные и качественные показатели, отраженные в Стратегии, соответствуют целям социально-экономического развития муниципального образования «Оршанский муниципальный район», Республики Марий Эл и Российской Федерации.

 

Оценка достигнутого уровня

социально-экономического развития муниципального образования «Оршанский муниципальный район»

1.1. Основные итоги социально-экономического развития муниципального образования «Оршанский муниципальный район»

 

Для обеспечения устойчивого социально-экономического развития муниципального образования, укрепления экономической базы, развития социальной сферы, выделения территорий опережающего развития была разработана Стратегия долгосрочного социально-экономического развития муниципального образования «Оршанский муниципальный район» (до 2020 года), утвержденная решением Собрания депутатов муниципального образования «Оршанский муниципальный район» от 25 февраля 2009 г. № 513 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития муниципального образования «Оршанский муниципальный район».

Стратегия социально-экономического муниципального образования «Оршанский муниципальный район» (до 2020 года) определяла целевые ориентиры и задачи развития муниципального образования «Оршанский муниципальный район».

Основной целью социально-экономического развития было определено повышение качества жизни и благосостояния населения на основе устойчивого роста экономики муниципального образования «Оршанский муниципальный район».

Ключевыми задачами социально-экономического развития муниципального образования «Оршанский муниципальный район» на 2009 - 2020 годы были определены:

1) повышение уровня жизни населения;

2) обеспечение устойчивого экономического роста, удвоение производства промышленной продукции за десятилетний период;

3) реализация приоритетных национальных проектов;

4) создание условий для максимально эффективного управления муниципальными финансами в соответствии с приоритетами развития муниципального образования.

Решение Стратегией социально-экономического развития муниципального образования «Оршанский муниципальный район» (до 2020 года) обозначенных задач, реализация целей и приоритетов развития муниципального образования, комплекса системных решений администрации муниципального образования «Оршанский муниципальный район» способствовали тому, что муниципальное образование «Оршанский муниципальный район» продолжало свое дальнейшее динамическое развитие. За 2017 год отгружено промышленной продукции в 2,4 раз больше, чем в 2008 году.

Значительными темпами за прошедшие годы развивалось сельское хозяйство района. Производство сельскохозяйственной продукции за период 2008 -2017 годов  увеличилось в 3,8 раза. Высокие темпы роста достигнуты благодаря интенсивному производству мяса скота и птицы.

За 2008-2017 годы на развитие экономики и социальной сферы  района использовано 5,8 млрд. рублей инвестиций в основной капитал. Ввод в действие жилых домов за счет всех источников финансирования составил 70,98 тыс.кв.м  жилья.

На 1 января 2018 г. уровень газификации сельской местности нашего района составил 70,3 процента при общем уровне газификации сельской местности республики 74,1 процента, при общем уровне газификации республики 87,5 процента.

По итогам за 2017 год среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников составила 19,8 тыс. рублей и выросла по сравнению с 2008 годом в 1,8 раз.

Демографическая ситуация характеризуется как  условно позитивная: за последние пять лет естественный прирост населения составил 158 человек. Сохраняется миграционная убыль населения, что привело к снижению численности постоянного населения. Численность постоянного населения Оршанского района на 1 января 2017 года составила 13890 человек и снизилась по сравнению с 1 январем 2008 года на 1575 человек или на 10,2 процента.

Несмотря на определенные позитивные тенденции в социальной и экономической сферах муниципального образования «Оршанский муниципальный район»,  нестабильность на мировых сырьевых рынках 2014-2016 годов сформировала новые угрозы для устойчивого долгосрочного развития муниципального образования «Оршанский муниципальный район», которые должны быть учтены в новой Стратегии.

 

 

1.2. Анализ условий, влияющих на социально-экономическое развитие муниципального образования «Оршанский муниципальный район»

 

Анализ социально-экономического развития муниципального образования «Оршанский муниципальный район» позволил выделить ряд сильных сторон района, которые можно эффективно использовать для поступательного социального и экономического развития района, основные из которых:

выгодное экономико-географическое положение;

богатое историко-культурное наследие;

богатые рекреационные ресурсы (этнографический, экологический и сельский туризм);

благоприятная экологическая обстановка с выпуском экологически чистой продукции;

кадровый потенциал;

открытость экономики инвестициям и инновациям.

 

1.2.1. Экономико-географическое положение муниципального образования «Оршанский муниципальный район»

 

    Оршанский район расположен в северной части Республики Марий Эл. Площадь района - 897 кв.км, из них сельхозугодий - 582,2 кв.км, в том числе пашня - 319,5 кв.км.

 Административным центром района является поселок городского типа Оршанка, расположенный на расстоянии 33 км от города Йошкар-Ола. Через поселок Оршанка проходит автодорога общего пользования федерального значения Р-176 «Вятка», рядом с которой расположен аэропорт       г.Йошкар-Олы. Автодорога Оршанка - Новый Торъял связывает два районных центра Республики Марий Эл. Основу сообщения муниципального образования «Оршанский муниципальный район» составляет автомобильный транспорт. Общая протяженность дорог по муниципальному району на 1 января 2018 г. составляет 371,1 км, в том числе:

республиканские автомобильные дороги общего пользования –133,4км.

муниципальные автомобильные дороги – 215,71 км, в том числе с твердым покрытием -67,4 км.

Все административные центры сельских поселений связаны с       пгт. Оршанка дорогами с твердым покрытием.

 Кроме автомобильного транспорта по территории Оршанского района проходит железнодорожная ветка до станции Яранск Кировской области. На территории района имеется одна железнодорожная станция Табашино.

По территории района юго-западнее с. Табашино проходит участок магистрального нефтепровода «Сургут – Полоцк», протяженностью 33 км, по которому производится транспортировка нефти под высоким давлением до 50 кг на кв.см. Эксплуатацию нефтепровода осуществляет Марийское районное нефтепроводное управление, входящие в состав открытого акционерного общества «Верхневолжские магистральные нефтепроводы».

1.2.2. Муниципальное образование «Оршанский муниципальный район» - район с богатым историко-культурным наследием

 

Муниципальное образование «Оршанский муниципальный район» обладает богатым историко-культурным потенциалом. На территории муниципального района находятся памятники и музеи, исторические места которые дороги жителям Оршанского района.

Узнать историю Оршанского края можно посетив Муниципальное учреждение культуры «Историко-краеведческий музейный комплекс» муниципального образования «Оршанский муниципальный район», в который входят музей Воинской славы им.Н.П.Мотовилова, музей крестьянского труда и быта, Дом-музей им Я.П.Майорова-Шкетана. Дом-музей классика марийской литературы Я.П. Майорова–Шкетана был создан как литературный музей в 1992 году на родине писателя в деревне Старое Крещено. Имя классика носит Центральная библиотека, кинотеатр, класс марийской литературы Оршанского многопрофильного колледжа им.И.К.Глушкова,Великопольская средняя общеобразовательная школа. Ежегодно  на родине писателя проводится Шкетановский слет, в п.Оршанка- Шкетановские чтения.

   Восстановлены православные церкви: церковь Иоанна Предтече в поселка Оршанка, кирпичная пятипрестольная церковь, сооружённая в 1865-1886 гг., состояла из четверика под пятью шатровыми куполами с трапезной и шатровой колокольней. В 1937 году настоятель храма о.Сергий (Стрельников) был арестован и расстрелян. Церковь закрыта в 1939г., колокольня и летний храм разрушены и только в 1990-х она снова возвращена верующим. В 2000-х заново выстроены колокольня и основной объём храма. В 1848 году построили одноэтажную деревянную церковь Вознесения Господня в с.Шулка и только в 1871 году церковь возвели из камня. В 1937 году церковь закрыли, сняли колокола и крест. В настоящее время церковь отреставрирована. В 1884-1899 гг. был построен ныне действующий каменный храм в с.Кучка в честь Сретения Господня и освящен 28 сентября 1899 года. Сретенская церковь оригинальна в архитектурно-композиционном отношении. Корбовый свод венчают пять глав, завершен  храм и колокольня шатрами характерными в декоре древнерусских мотивов, что делает всю постройку нарядной и праздничной.

Особенностями Марийской духовной культуры является большое число священных мест, которые представляют собой рощи или отдельные деревья, родники, озера, холмы, места погребений, либо иные объекты поклонения и почитания представителей марийцев, сохранивших в живом бытовании традиционную языческую религию. Луговые марийцы и сегодня остаются носителями веры предков, соблюдают обряды, берегут места поклонения богам. Языческие праздники являются своеобразным туристским ресурсом, в том числе и для выездного иностранного туризма представителей народов, сохраняющих древние языческие верования.

Несомненный интерес представляют ландшафтные памятники марийской традиционной культуры - священные рощи, родники, места захоронений. Особый пласт историко-культурного наследия составляют места бытования исторических промыслов и ремесел.

Востребованность объектов культурного наследия Оршанской земли выражается в количестве экскурсантов, туристов, активно посещающих достопримечательности, расположенные в муниципальном образовании «Оршанский муниципальный район».

 

1.2.3. Рекреационные ресурсы муниципального образования

«Оршанский муниципальный район»

В реестр туристских маршрутов и экскурсионных программ, реализующихся на территории Республики Марий Эл туристическими фирмами и учреждениями культуры, входят маршруты по территории муниципального образования «Оршанский муниципальный район».

На территории Оршанского муниципального района вблизи с. Табашино находится уникальный памятник природы – самое глубокое карстового происхождения озеро "Табашинское" Зрыв, средняя глубина которого составляет 35 м, максимальная 55,3 м, площадь озера 26 га, округло-овальной формы с чистой водой.

Водные объекты представлены также небольшими озерами, старицами и болотами на поймах и искусственными водоемами в оврагах и балках.

Речная сеть представлена наиболее крупными реками Малая Кокшага, Большая Ошла и Малая Ошла и их многочисленными притоками. Общая протяженность речной сети составляет 242 км.

Река Малая Кокшага является левым притоком реки Волги. Она берет начало в пределах района, протекает по территории многих хозяйств и далеко за пределами района впадает в р. Волга. Общая протяженность реки 208 км. Река Малая Ошла является правым притоком р. Малая Кокшага, характеризуется сильной извилистостью русла, встречается много стариц в пойме и островков, течение довольно спокойное. В нее впадают притоки: Пижанка, Соза, Орша, Шуйка и др.

        В районе функционирует базы отдыха, такие как усадьба "Тихие Зори" - это база отдыха в деревне Малый Кугунур, которая известна как экологически чистое и живописное место на берегу реки Большая Ошла. База отдыха Усадьба "Большая Медведица" спокойный уголок нашего края, красивая природа, чистый воздух, игровые площадки.

   Открыт Дом ремесел, в котором умельцы изготавливают изделия народных художественных промыслов и сувениры, проводятся мастер-классы по национальной вышивке. Наиболее значимым и масштабным является  межрегиональный фестиваль-конкурс вокально-инструментальных  коллективов «Эҥер вӱд ӱмбалне» проводится 1 раз в два года на родине марийского драматурга Арсия Волкова и его брата композитора Евгения Волкова в деревне Старое Крещено.

  Фестиваль-конкурс «Есенинские вечера» проводится ежегодно в конце сентября – начале октября в п.Оршанка. Любители поэзии и художественного слова соревнуются по трем номинациям: поэзия Есенина, русская классика (как поэзия, так и проза) и современная русская поэзия.    

    Народное гуляние «Широкая масленица». Всегда в программе: масленичные развлечения, интересное представление, традиционные состязания, всевозможные задания, хороводов дружное завивание и, конечно, с Масленицей прощание! Проводится в последний день масленичной недели в п. Оршанка по русским традициям, а в с. Великополье прощаются с зимой по марийским традициям.

    В День национального героя (26 апреля) проходит торжественное мероприятие у исторического места «Мамич Бердей» около д. Мари-Ернур с дегустацией национальных блюд, выступлением творческих коллективов и ритуальными обрядами народа мари (завязывание ленточек на священном дереве).

Информация о туристском потенциале района регулярно размещается на информационных ресурсах в сети «Интернет», региональных и российских печатных и электронных средств массовой информации.

В настоящее время рассматривается вопрос о расширении использования возможностей туристического календаря муниципального образования «Оршанский муниципальный район» с охватом разных направлений: культурно-исторических, спортивных, военно-патриотических, детских и молодежных мероприятий.

 

1.2.4. Кадровый потенциал муниципального образования

«Оршанский муниципальный район»

Оршанский муниципальный район в настоящее время располагает кадровым потенциалом.

Обеспечение кадрами отраслей экономики - одна из важнейших социально-экономических задач Оршанского муниципального района в условиях экономического развития и реализации новых инвестиционных проектов.

Численность занятых в экономике муниципального района за 2017 год по данным баланса затрат труда составила 1713. человек. Основная доля занятых в экономике приходится на реальные секторы экономики: обрабатывающее производство – 19,5 процентов, сельское хозяйство – 6,8 процентов, торговлю – 10,2 процента.

Существующая сеть образовательных учреждений, представленная 16 учреждениями: 8 школ, 6 детских садов и 2 учреждения дополнительного образования, обеспечивает государственные гарантии доступности образования потребителям образовательных услуг. Численность педагогов составляет 152 человек, в том числе 129 учителей. Педагогов с высшей и первой категорией -55,6%.

 Помимо этого, систему образования района формирует республиканское учреждение среднего профессионального образования «Оршанский многопрофильный колледж им.И.К.Глушкова с контингентом 560 человек в возрасте от 15 лет.  В настоящее время колледж располагает богатой материально-технической базой. Учебный процесс протекает в двух учебных корпусах: в пгт. Оршанка по адресам – ул. Гагарина, д.4 и ул. Пролетарская, д.9, а также в Новоторъяльском филиале по адресу – пгт. Новый Торъял, ул Коммунистическая, д.30. Во всех учебных корпусах имеются оборудованные кабинеты для обучения по общеобразовательным предметам, спецдисциплинам и профессиональным модулям. Имеются 2 библиотеки с богатым фондом учебной, учебно-методической, художественной и справочной литературы, и ежегодно выписываемых периодических изданий, 2 читальных зала, медиатека с полутысячей наименований изданий в цифровом формате, 3 кабинета информатики.

В районе проводится активная работа по обеспечению потребности рынка труда района в квалифицированных кадрах и по созданию эффективной системы их подготовки в соответствии с запросами бизнеса и по реализации новых инвестиционных проектов.

В качестве основного метода прогнозирования кадровых потребностей экономики района использовался метод прогнозирования на основе оценок работодателей (опроса) с учетом реализуемых инвестиционных проектов, маркетинговых исследований, основных тенденций социально-экономического развития и экстраполирования полученных оценок работодателей.

Практическая значимость прогнозирования кадровых потребностей экономики района заключается в оценке и корректировке объемов и профессионально-квалифицированной структуры подготовки- в системе профессионального образования района в соответствии с перспективными потребностями социально-экономического развития, запросами бизнеса и производства.

1.2.5. Промышленный комплекс муниципального образования «Оршанский муниципальный район»

В настоящее время промышленный комплекс района  носит многоотраслевой характер. Основная доля в производстве промышленной продукции в 2017 году приходилась на предприятия, производящие нефтепродукты 95,8%. Наибольший рост промышленного производства обеспечивают предприятия общество с ограниченной ответственностью "Марийский нефтеперерабатывающий завод".

Предприятиями, обеспечивающими рост промышленного производства, осваиваются новые технологии и новые виды продукции, что во многом стало результатом технического перевооружения и модернизации производства, накопления опыта работы на конкурентных рынках.

Наряду с конкурентными преимуществами анализ социально- экономического развития Оршанского муниципального района позволил выделить и ряд слабых сторон, оказывающих сдерживающее влияние на развитие экономики и социальной сферы, ключевые из которых: ограниченная собственная сырьевая база; неравномерное пространственное развитие; сильные «соседи» - районы-конкуренты.

1.2.6. Муниципальное образование «Оршанский муниципальный район» - район с ограниченной собственной сырьевой базой

 

Выявленные на территории Оршанского района месторождения полезных ископаемых представлены сырьем на строительные материалы: пески, глины, песчано-гравийные материалы, месторождениями торфа и подземных вод. Практическую ценность представляют суглинки и глины в качестве кирпичного сырья, пески и песчано-гравийные отложения, торф. Мелкие месторождения гравия Блиновское, Кучкинское, периодически разрабатывались с тридцатых годов. Глины и пески добываются для местных нужд населением. В районе крупных месторождений торфа не наблюдается. Все месторождения торфа мелкие и малоконтурные. Разведанные  и пригодные для разработки 8 месторождений.

Основными задачами в сфере обеспечения минерально-сырьевой базы района на долгосрочную перспективу являются:

воспроизводство минерально-сырьевой базы в объемах, необходимых для удовлетворения потребностей экономики района в минерально-сырьевых ресурсах;

охрана недр и рациональное использование минерально-сырьевых ресурсов для удовлетворения текущих и перспективных потребностей отраслей экономики.

SWOT -анализ

Конкурентные преимущества (сильные стороны) Сдерживающие факторы (слабые стороны)
1. Выгодное экономико-географическое положение. 1. Тенденция оттока квалифицированных кадров и молодежи из района.
2. Наличие транспортных коридоров, проходящих по территории района. 2. Негативные тенденции в демографических процессах (изменение возрастной структуры населения в сторону населения старше трудоспособного возраста)
3. Богатое историко-культурное наследие. 3. Изношенность промышленной инфраструктуры и технологического оборудования.
4. Богатые рекреационные ресурсы (этнографический, экологический и сельский туризм). 4. Отсутствие системы гарантированного государственного сбыта сельскохозяйственной продукции.
5. Благоприятная экологическая обстановка с выпуском экологически чистой продукции. 5. Слабое пространственное развитие.
6. Наличие кадрового потенциала 6. Сильные «соседи» - районы- конкуренты.
7. Обеспеченность энергетическими ресурсами 7. Ограниченная собственная сырьевая база.
8. Многоотраслевой характер промышленного и агропромышленного комплекса, обладающего рядом высоких технологий. 8. Невысокий уровень денежных доходов населения.
9. Открытость экономики инвестициям и инновациям. 9. Высокая стоимость банковских кредитных продуктов.
10. Наличие свободных земель сельскохозяйственного назначения (пашня, пастбища, сенокосы) пригодных для ведения крестьянских-фермерских хозяйств и личных подсобных хозяйств. 10.Низкий уровень транспортно-логистической инфраструктуры.
11. Активная  инвестиционная политика муниципального образования «Оршанский муниципальный район» по продвижению района. 11.Незначительная инновационная активность предприятий.
  12.Низкий уровень развития малого и среднего предпринимательства.
  13. Низкий уровень производительности в большинстве отраслей экономики.
Возможности Угрозы
1. Политическая стабильность. 1. Сохранение   негативных демографических тенденций, которые могут привести к росту дефицита трудовых ресурсов и увеличению демографической нагрузки на работающее население.
2. Общий экономический рост отдельных отраслей экономики муниципального образования «Оршанский муниципальный район» 2. Возрастающая конкуренция между районами Республики Марий Эл за инвестиции и средства федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Марий Эл.
3. Развитие туризма. 3. Повышение тарифов естественных монополий.
4. Стимулирование инновационной деятельности на основе реализации различных форм муниципально-частного партнерства. 4. Снижение возможностей бюджетной системы.

Демографическое развитие

 

Текущая ситуация

Демографическая ситуация в районе в последние годы характеризуется определенными положительными тенденциями.

С 2013 года по 2016год в районе отмечался естественный прирост населения, обеспеченный за счет снижения смертности населения и повышения рождаемости.

 Вместе с тем происходит сокращение численности постоянного населения района, обусловленное сохранением миграционной убыли населения, однако прослеживается динамика к ее снижению.

Численность постоянного населения муниципального образования «Оршанский муниципальный район» в среднегодовом исчислении за 2017 год составила 13,66 тыс. человек, общий коэффициент рождаемости – 12,7 на 1000 человек населения снижение численности населения за последние три года - 2,2 процента.

Наметившиеся положительные тенденции демографического развития сдерживаются негативными тенденциями в изменении возрастной структуры населения: это сокращение численности женщин наиболее активного репродуктивного возраста и увеличение численности пожилого населения. С 2007 года сокращается доля населения в трудоспособном возрасте, увеличивается нагрузка на него населением младше и старше трудоспособного возраста, в связи со старением населения возникает дефицит рабочей силы, увеличивается нагрузка на систему здравоохранения.       Вызывает озабоченность и миграционный отток молодежи в города Йошкар-Ола, Казань, Москва, где существует диверсифицированный рынок труда и развитая социальная инфраструктура.

 

Ключевые вызовы

На демографическое развитие в предстоящие годы отрицательное воздействие могут оказать следующие факторы:

миграционный отток населения районы за счет молодежи, и в преобладающей части из сельских населенных пунктов;

снижение рождаемости, обусловленное цикличностью демографических процессов с уменьшением числа женщин фертильного возраста, а также тенденцией откладывания рождения первого ребенка на более поздний период;

тенденция старения населения и роста нагрузки на трудоспособное население;

медленное снижение смертности населения в условиях увеличения населения старше трудоспособного возраста.

Стратегические направления

Основными задачами по улучшению демографической ситуации на долгосрочный период являются:

создание условий для сокращения оттока молодого населения и квалифицированных специалистов из района, в том числе из сельской местности, и обеспечение условий для притока молодежи и трудоспособного населения в район;

дальнейший рост рождаемости за счет увеличения доли семей с двумя и тремя детьми, создания условия для совмещения женщинами выполнения родительских обязанностей с трудовой занятостью;

рост ожидаемой продолжительности жизни, в том числе за счет снижения смертности в трудоспособном возрасте и смертности от управляемых причин.

Создание условий для сокращения оттока молодежи и трудоспособного населения из района, в том числе из сельской местности, и обеспечение условий для притока молодежи и трудоспособного населения в район будет осуществляться путем:

развития социальной инфраструктуры (объектов образования, здравоохранения, культуры, спорта), в том числе в сельских населенных пунктах;

развития жилищного строительства, инженерной и транспортной инфраструктур, а также улучшения качества среды в сельских населенных пунктах;

дальнейшей реализации мероприятий по развитию малого и среднего бизнеса, обеспечения условий создания новых рабочих мест.

Поддержание благоприятной динамики рождаемости в районе предполагается за счет:

реализации мероприятий по формированию в обществе семейных ценностей, повышению престижа материнства и отцовства, укреплению семьи;

создания условий для совмещения профессиональных и семейных обязанностей, содействия занятости родителей, имеющих малолетних детей.

Реализация мероприятий по увеличению ожидаемой продолжительности жизни населения, снижения смертности населения, в том числе в трудоспособном возрасте и смертности от управляемых причин планируется осуществлять через следующие меры:

профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни населения;

улучшение материально-технической базы медицинских организаций и развитие первичной медико-санитарной помощи;

совершенствование медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями, онкологическими заболеваниями, внедрение новых методов диагностических исследований.

совершенствование организации оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.

 

Целевое видение

В результате реализации стратегических направлений по улучшению демографической ситуации в районе к 2030 году будут обеспечены:

умеренное снижение численности постоянного населения, его величина составит 12,87 тыс. человек;

снижение миграционной убыли до 13,2 человек на 10 тыс. человек населения;

обеспечение рождаемости на уровне 12,3 родившихся на 1 тыс. человек населения;

снижение смертности населения до уровня 13,1 умерших на 1 тыс. человек населения.

 

3.1.2. Развитие образования и молодежной политики

 

Стратегия направлена на вывод отрасли «Образование» на качественно новый уровень, который позволит развивать человеческий капитал, формировать образованную, творческую, социально зрелую, физически здоровую личность граждан России, стать основой динамичного экономического роста и социального развития муниципального образования «Оршанский муниципальный район».

 

Текущая ситуация

На 1 января 2017 г. сеть муниципальных образовательных организаций муниципального образования «Оршанский муниципальный район» включает:

6 муниципальных дошкольных образовательных организаций;

8 муниципальных общеобразовательных организаций;

2 организации дополнительного образования детей.

В вышеназванных образовательных организациях обучаются и воспитываются 2121 обучающихся.

Общая численность, занятых в системе образования (учащиеся, воспитанники, работники), составляет 15,2 процента населения муниципального образования «Оршанский муниципальный район», численность обучающихся на 1 педагогического работника составляет -9,1.

Одним из важнейших приоритетов развития системы образования является дополнительное образование детей и подростков, которое является неотъемлемой частью системы непрерывного образования, призванное обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей. В организациях дополнительного образования обучается 970 человек, что составляет 57%. Общее число обучающихся,  занимающихся спортом во внеурочное время на базе образовательных организаций составляет 54% от общего числа обучающихся.

В Оршанском районе все образовательные учреждения реализуют единые цели доступности и качества образования, но при этом каждая школа идет своим путем, имеет свои программы развития, определяет свою уникальную миссию в образовании детей.

Развиваясь в соответствии с общероссийскими тенденциями, с учетом социально-экономических условий и демографической ситуации, система образования в муниципальном образовании «Оршанский муниципальный район» по итогам 2017 года достигла положительных результатов по ряду показателей:

В стадии реализации мероприятия, направленные на обеспечение доступности общего образования. В Республике Марий Эл введена в действие региональная программа «Содействие созданию в субъектах Российской Федерации новых мест в общеобразовательных организациях на 2015-2025 годы». В данную программу вошли следующие объекты Оршанского района:

Пристрой к МОУ «Великопольская СОШ» на 60 мест. Закрытым акционерным обществом «Проектный институт «Агропроект» проведены работы по разработке проектно-сметной документации – 1 110 210 (один миллион сто десять тысяч двести десять) рублей 00 копеек. Заказчик ПСД - МОУ «Великопольская СОШ», в эту же программу на 2023-2024 год запланировано строительство пристроя к МОУ «Оршанская СОШ» (начальная школа с пищеблоком, спортзалом) на 200 мест.

В 2017 году проведены работы по капитальному ремонту кровли в 2-х общеобразовательных учреждениях (МОУ «Лужбелякская ООШ» и МОУ «Шулкинская СОШ») за счет средств, выделенных из резервного фонда Президента Российской Федерации (Постановление Правительства Республики Марий Эл от 19.09.2017г. № 378 «О капитальном ремонте кровли зданий отдельных образовательных организаций»). За услуги по составлению сметной документации по капитальному ремонту кровли оплачены средства ООО «Леведыш» в сумме – 17, 52 тыс. руб., из них:

- МОУ «Лужбелякская основная общеобразовательная школа» 8 875,00руб.;

- МОУ «Шулкинская средняя общеобразовательная школа» – 8 642,00руб.;

продолжена реализация мероприятий по внедрению федеральных государственных образовательных стандартов;

обеспечена подготовка педагогических и руководящих кадров системы образования в муниципальном образовании «Оршанский муниципальный район». В 2017 году отделом образования организовано 62 мероприятия методического характера, в которых участвовали 100% педагогов района. Наибольшее количество таких мероприятий проведено на базе Оршанской средней школы, детских садов «Родничок» и «Колокольчик». По итогам 2017 года 57% педагогических работников имеют высшую и первую квалификационные категории.

занятость обучающихся в рамках внеурочной деятельности составляет 95%;

летняя оздоровительная кампания направлена на укрепление здоровья, организацию досуга детей и подростков, профилактику совершения правонарушений среди обучающихся в летний период. Летом 2018 года отдохнуло и было занято полезной деятельностью 1656 детей, что составляет 120% от обучающихся школ, из них 969 детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

обеспечено развитие сетевых форм реализации образовательных программ в сфере среднего профессионального образования. Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Марий Эл «Оршанский многопрофильный колледж им. И.К. Глушкова» имеет в своей структуре подготовки педагогическое, информационно-техническое, транспортно-техническое, сельско-хозяйственно-техническое, сервисное и социальное направления.

 

Ключевые вызовы

Вместе с тем выделяются следующие вызовы, проблемные точки, на решение которых направлена реализация Стратегии:

демографические колебания и миграционные процессы; необходимость сохранения этнокультурной специфики образования и воспитания;

увеличение потребности в педагогических кадрах; увеличение востребованности на непрерывное профессиональное развитие;

недостаточное количество программ, ориентированных на отдельные группы потребителей (одаренные дети, дети с ограниченными возможностями здоровья и другие);

неразвитость сетевых форм предоставления образовательных услуг;

необходимость обеспечения инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья;

низкая развитость рынка дополнительных образовательных услуг; изменения среды социализации; неразвитая инфраструктура молодежной политики; недостаток мер государственной поддержки талантливой молодежи;

развитие инновационной экономики и социальные запросы населения.

 

Стратегические направления

Ответом на современные вызовы системе образования, решением обозначенных выше проблем являются кардинальные изменения во всех сферах системы образования в муниципальном образовании «Оршанский муниципальный район» по следующим стратегическим направлениям:

обеспечение доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 2 до 3 лет;

поддержка негосударственного сектора в сфере дошкольного образования;

обеспечение современной образовательной среды; обеспечение языковых прав и этнокультурных потребностей обучающихся, проживающих на территории муниципального образования «Оршанский муниципальный район»;   

развитие сервисов электронного образования;

 развитие структур и механизмов общего, профессионального, дополнительного образования в интересах цифровой экономики;

создание условий для обучения и социализации детей с особыми образовательными потребностями;

развитие системы профессиональной и общественной экспертизы образовательной деятельности;

обеспечение достаточности и доступности инфраструктуры молодежной политики;

расширение комплекса мер поддержки одаренных детей и талантливой молодежи;

развитие механизмов социального партнерства, сетевых моделей обучения;

совершенствование системы профориентации, усиление взаимодействия между учреждениями среднего, высшего профессионального образования и работодателями, долгосрочное прогнозирование развития рынка труда района, поддержка системы самозанятости, в том числе стимулирование предпринимательской активности и внедрение региональных мер поддержки инвестирования бизнеса молодых предпринимателей;

активное участие в планируемом к формированию при Главе Республики Марий Эл Совета по молодежной политике, грантовых фондов молодежных проектов на республиканском и муниципальном уровнях;

разработка и внедрение системы реального уровня оплаты труда работников образования в рамках исполнения указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г.

Реализация приоритетных проектов в рамках основного направления стратегического развития муниципального образования «Оршанский муниципальный район» «Образование», направленных на:

создание новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными требованиями к условиям обучения;

внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по 50-ти наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям;

развитие сети ресурсных центров по подготовке высококвалифицированных рабочих и специалистов для приоритетных отраслей экономики района.

 

Целевое видение

 

В результате реализации стратегических направлений развития системы образования в Республике Марий Эл к 2030 году будут обеспечены:

увеличение до 80 процентов доли детей в возрасте от 2 до 3 лет в общей численности детей, получающих дошкольное образование;

увеличение до 100 процентов доли обучающихся муниципальных общеобразовательных организаций в общей численности обучающихся, занимающихся в одну смену;

увеличение до 100 процентов доли школьников муниципальных общеобразовательных организаций в общей численности школьников, обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

увеличение до 65 процентов доли детей в возрасте от 5 до 18 лет в общей численности детей, охваченных дополнительными образовательными программами;

увеличение до 12 процентов доли учителей общеобразовательных организаций в возрасте до 35 лет в общей их численности.

 

Развитие сферы услуг

Текущая ситуация

На современном этапе районный рынок потребительских услуг продолжает формироваться и призван повысить степень комфорта проживания населения. По итогам 2017 года объем платных услуг населению составил 84,8 млн.руб.

 

Ключевые вызовы

На динамичное развитие сферы услуг большое влияние оказывают следующие факторы:

уровень денежных доходов населения для удовлетворения платными услугами;

объем фондов, выделяемых государством из национального дохода для расходования на льготные и бесплатные услуги;

нуждаемость населения в услугах;

развитость инфраструктуры и обеспеченность объектами;

особенности расселения (деловой центр, спальные районы, промышленная зона);

природно-климатическое воздействие;

состав населения (по полу и возрасту, семейному положению, по уровню рождаемости и смертности);

национальные и региональные традиции образа жизни населения.

 

Стратегические направления

1. Предоставление жилищно-коммунальных услуг для населения.

Одним из основных приоритетных направлений в сфере жилищно-коммунального хозяйства для бесперебойного функционирования объектов жизнеобеспечения является обеспечение своевременности расчетов за потребленные жилищно-коммунальные услуги и ресурсы. Рост задолженности за потребленные жилищно-коммунальные услуги приводит к несвоевременным расчетам с поставщиками, ухудшению качества предоставляемых коммунальных услуг. В связи с этим приоритетная задача всех участников отрасли - ликвидация задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, повышение уровня собираемости платежей и качества предоставляемых населению коммунальных услуг.

Водоснабжение населения является одним из определяющих факторов здоровья, уровня жизни населения и социально - экономического развития муниципального образования «Оршанский муниципальный район». Направление обеспечения доступности и качества питьевой воды имеет высокую социальную значимость и является одним из приоритетных направлений в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

2. Развитие образовательных услуг для населения.

Развитие образовательных услуг заключается в расширении дополнительных общеобразовательных услуг, соответствующих требованиям потребителей (детей и родителей). Данное направление состоит в преподавании специальных курсов и циклов дисциплин сверх часов и сверх учебных программ по дисциплинам, предусмотренным учебным планом образовательной организации. В профессиональном обучении продолжится реализация системы непрерывного профессионального образования.

3. Обеспечение населения транспортными услугами.

Приоритеты в развитии транспортных услуг для населения связаны с привлечением частных перевозчиков путем проведения конкурсов на право заключения договоров на транспортное обслуживание населения на территории муниципального образования «Оршанский муниципальный район».

4. Предоставление населению медицинских услуг.

С каждым годом возрастает объем платных медицинских услуг для населения. Доля доходов от оказания платных медицинских услуг населению в общих доходах подведомственных медицинских организаций составила в 2017 году 9,2 процента. Дальнейшее развитие платных медицинских услуг, оказываемых населению государственными учреждениями, позволит повысить конкурентоспособность государственной системы здравоохранения, повысить степень удовлетворенности населения уровнем здравоохранения.

5. Предоставление населению платных услуг учреждений культуры.

Учреждениями культуры района реализуются следующие основные платные услуги для населения: показ спектаклей, программ, концертов, организация гастролей, фестивалей, культурно-массовых мероприятий и конкурсов, экскурсионно-выставочная деятельность музеев. Деятельность культурно-досуговых учреждений состоит в повышении нравственно-эстетического уровня населения и организации его досуга и доступности для населения театрально- зрелищных, концертных организаций и учреждений культурно- досугового типа.

6. Предоставление платных услуг населению в сфере физической культуры и спорта на спортивных сооружениях муниципального образования «Оршанский муниципальный район».

Основная роль физической культуры и спорта состоит в развитии человеческого потенциала района, повышении качества жизни и укреплении здоровья населения. Основными направлениями развития является расширение спектра и улучшение качества предоставляемых платных услуг в сфере физической культуры и спорта, а также адаптация инфраструктуры физической культуры и спорта к обслуживанию инвалидов.

7. Развитие платных туристических услуг.

Основным направлением развития рынка туристских услуг в районе является интеграция туристских продуктов муниципального образования «Оршанский муниципальный район» на внутренний и мировой туристские рынки.

Целевое видение

В результате проводимой политики развития платных услуг в районе в 2030 году объем оказанных платных услуг составит 165,5 млн. рублей.

Развитие инфраструктуры

Развитие газоснабжения

                                          Текущая ситуация

 По состоянию на 1 декабря 2017 г. общий уровень газификации природным газом Оршанского муниципального района составляет 89,37 процента, уровень газификации сельской местности – 75,63 процента.

Для газификации  необходимо строительство магистрального газопровода "Шахунья - Шаранга - Йошкар-Ола", проходящих по территориям Республики Марий Эл, Нижегородской области и Кировской области.

Стратегические направления

Основными направлениями в развитии газоснабжения и газификации муниципального образования «Оршанский муниципальный район»  являются:

максимальное использование существующих мощностей, максимальная загрузка существующих газопроводов-отводов;

строительство межпоселковых газопроводов, газораспределительных станций, предусматривающее в первую очередь газификацию потенциально эффективных платежеспособных потребителей;

строительство и модернизация котельных, работающих на газовом топливе;

обеспечение надежного газоснабжения потребителей на основе совершенствования системы газоснабжения.

                                        Целевое видение

Для обеспечения надежного газоснабжения и повышения уровня газификация разработана и утверждена постановлением Правительства Республики Марий Эл от 30 ноября 2016 г. № 547 республиканская программа "Газификация и газоснабжение в Республике Марий Эл на 2017 - 2021 годы".

Программа  реализуется по приоритетным направлениям, основанным на принципе синхронизации строительства объектов за счет средств публичного акционерного общества "Газпром", за счет специальной надбавки к тарифу на транспортировку газа газораспределительными организациями и средств бюджетов всех уровней в рамках реализации мероприятий по газификации сельских населенных пунктов федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Республики Марий Эл от 15 июля 2013 г. № 598.

Проект

Администрация муниципального образования

«Оршанский муниципальный район»

 

 

Стратегия

Социально-экономического

Развития муниципального

образования

«Оршанский муниципальный район»

На период до 2030 года

 

п. Оршанка

 

Г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

  4  

1. Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития муниципального образования «Оршанский муниципальный район»

5  

1.1. Основные итоги социально-экономического развития муниципального образования «Оршанский муниципальный район»

 

5  

1.2. Анализ условий, влияющих на социально-экономическое развитие муниципального образования «Оршанский муниципальный район»

 

7

 

 

1.2.1. Экономико-географическое положение муниципального образования «Оршанский муниципальный район»

7

 

 

1.2.2. Муниципальное образование «Оршанский муниципальный район»- район с богатым историко-культурным наследием

 

8

 

 

1.2.3. Рекреационные ресурсы муниципального образования «Оршанский муниципальный район»

9

 

 

1.2.4. Кадровый потенциал муниципального образования «Оршанский муниципальный район»

10

 

 

1.2.5. Промышленный комплекс муниципального образования «Оршанский муниципальный район»

11

 

 

1.2.6. Муниципальное образование «Оршанский муниципальный район» - район с ограниченной собственной сырьевой базой

12

 

 

1.2.7. Пространственное развитие территории района

12

 

 

1.2.8. Муниципальное образование «Оршанский муниципальный район» - район, соседствующий с сильными районами-конкурентами

13

 

 

1.2.9. SWOT-анализ развития муниципального образования

 «Оршанский муниципальный район»

14

Цели и задачи социально-экономического развития

 муниципального образования «Оршанский муниципальный район»

15  

2.1. Целевые ориентиры и приоритеты социально- экономического развития

15  

 

2.1.1. Ожидаемые результаты реализации Стратегии.

Показатели достижения целей и задач

социально-экономического развития муниципального образования

 «Оршанский муниципальный район»

17  

2.2. Сроки и этапы реализации Стратегии

19  

2.3. Прогноз основных социально-экономических показателей

20

Дата: 2019-12-09, просмотров: 232.