Демографическая ситуация.
На протяжении 2013-2016 годов наблюдался естественный прирост населения в среднем на 47 человек в год в результате значительного превышения рождаемости над смертностью.
В 2017 году демографическая ситуация в Оршанском муниципальном районе характеризовалась снижением рождаемости и увеличением смертности населения.
Динамика показателей естественного прироста населения
Таблица № 1
Показатели | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 |
1. Число родившихся, чел. | 224 | 257 | 238 | 241 | 173 |
2. Число умерших, чел. | 195 | 294 | 196 | 184 | 188 |
3. Естественный прирост( убыль (-)), чел. | 29 | 63 | 42 | 57 | -15 |
По уровню среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников за 2017 год район находится на 13 месте среди 17 муниципальных образований. Заработная плата составила 19 824,2 рубля или 72,02% от средней заработной платы по республике Марий Эл.
По степени воздействия на экономику Республики Марий Эл Оршанский муниципальный район имеет низкую степень воздействия, по доле в объеме отгруженной продукции (работ, услуг) удельный вес свыше 10 процентов(продукция промышленного производства 19,02%) , по обороту малых предприятий, по объему инвестиций в основной капитал, по обороту розничной торговли, по доле продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств удельный вес от 1% до 5 %.
1.2.8. Муниципальное образование «Оршанский муниципальный район» - район, соседствующий с сильными районами-конкурентами
Близлежащие к Оршанскому муниципальному району районы, такие как Медведевский, Советский, характеризуются более высокими уровнями среднемесячной заработной платы работников, размером денежных доходов в среднем на душу населения, а также более устойчивой демографической ситуацией.
По итогам 2017 года Оршанский муниципальный район занимал среди районов Республики Марий Эл:
пятое место по естественному приросту/ убыли населения (-13 человек);
одиннадцатое место по миграционному приросту / убыли населения (-217 человек);
тринадцатое место по размеру среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников (19 824,2 рубля);
пятое место по выполнению работ и услуг по виду деятельности «Строительство» (181,2 млн. рублей);
одиннадцатое место по объему ввода жилья (4176 кв. метра).
Несмотря на то, что слабые стороны Оршанского района ограничивают возможности экономического роста и социального развития района, поставленные в Стратегии цели реализуемы.
1.2.9. SWOT -анализ развития муниципального образования
«Оршанский муниципальный район»
Результаты стратегического анализа сильных и слабых сторон муниципального образования «Оршанский муниципальный район» возможностей и угроз социально- экономическому развитию района интегрированы в таблице 1.
Таблица 1.
SWOT -анализ
Конкурентные преимущества (сильные стороны) | Сдерживающие факторы (слабые стороны) |
1. Выгодное экономико-географическое положение. | 1. Тенденция оттока квалифицированных кадров и молодежи из района. |
2. Наличие транспортных коридоров, проходящих по территории района. | 2. Негативные тенденции в демографических процессах (изменение возрастной структуры населения в сторону населения старше трудоспособного возраста) |
3. Богатое историко-культурное наследие. | 3. Изношенность промышленной инфраструктуры и технологического оборудования. |
4. Богатые рекреационные ресурсы (этнографический, экологический и сельский туризм). | 4. Отсутствие системы гарантированного государственного сбыта сельскохозяйственной продукции. |
5. Благоприятная экологическая обстановка с выпуском экологически чистой продукции. | 5. Слабое пространственное развитие. |
6. Наличие кадрового потенциала | 6. Сильные «соседи» - районы- конкуренты. |
7. Обеспеченность энергетическими ресурсами | 7. Ограниченная собственная сырьевая база. |
8. Многоотраслевой характер промышленного и агропромышленного комплекса, обладающего рядом высоких технологий. | 8. Невысокий уровень денежных доходов населения. |
9. Открытость экономики инвестициям и инновациям. | 9. Высокая стоимость банковских кредитных продуктов. |
10. Наличие свободных земель сельскохозяйственного назначения (пашня, пастбища, сенокосы) пригодных для ведения крестьянских-фермерских хозяйств и личных подсобных хозяйств. | 10.Низкий уровень транспортно-логистической инфраструктуры. |
11. Активная инвестиционная политика муниципального образования «Оршанский муниципальный район» по продвижению района. | 11.Незначительная инновационная активность предприятий. |
12.Низкий уровень развития малого и среднего предпринимательства. | |
13. Низкий уровень производительности в большинстве отраслей экономики. | |
Возможности | Угрозы |
1. Политическая стабильность. | 1. Сохранение негативных демографических тенденций, которые могут привести к росту дефицита трудовых ресурсов и увеличению демографической нагрузки на работающее население. |
2. Общий экономический рост отдельных отраслей экономики муниципального образования «Оршанский муниципальный район» | 2. Возрастающая конкуренция между районами Республики Марий Эл за инвестиции и средства федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Марий Эл. |
3. Развитие туризма. | 3. Повышение тарифов естественных монополий. |
4. Стимулирование инновационной деятельности на основе реализации различных форм муниципально-частного партнерства. | 4. Снижение возможностей бюджетной системы. |
Дата: 2019-12-09, просмотров: 228.