Тема 3.3. Этап общения: поддержание контакта
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Содержание темы

1. Правила слушания.

2. Правила высказывания.

3. Технология высказывания.

4. Технология ведения беседы.

 

§1

Задание: ежедневно в течение месяца выслушивайте хотя бы одного партнера в день с соблюдением всех правил слушания. Как изменился характер общения? Как себя ведут партнеры? Изменилось ли их отношение к вам, появилось ли желание общаться?

1. Перестаньте говорить – это мешает вашему собеседнику выразить себя, выдержите паузу, дайте вашему партнеру возможность собраться с мыслями, возможность сформулировать мысль. Ваши высказывания должны быть краткими.

2. Помогите говорящему раскрепоститься, покажите, что он важен для вас таким, какой он есть. Не давайте оценок.

3. Покажите партнеру, что вы готовы слушать. Для этого нужно оказывать ему звуковую поддержку («угу», «хорошо», «продолжайте, пожалуйста!», «смелее!»), демонстрировать внимание (внимательный взгляд, корпус развернут на партнера, кивание головой, ориентированность всех действий на партнера). Не притворяйтесь, что слушаете.

4. Устраните раздражающие моменты: шум, посторонних для разговора людей, спешка партнера, привлекательные объекты и т.д.

5. Сопереживайте партнеру по общению, говорите о том, что интересует его, а не о том, что вы могли бы ему сообщить, попробуйте представить себя на его месте, проникнуться его переживаниями и событиями.

6. Сдерживайте свои эмоции! Не торопитесь выразить ужас, осуждение, легкомысленное отношение, посмеяться – возможно ваша реакция обидит партнера!

7. Наберитесь терпения! Не подсказывайте партнеру слова и мысли, не торопите его (вербально или невербально), не перебивайте без надобности.

8. Не допускайте неконструктивных споров, препирательств, критики, осуждения, не демонстрируйте чрезмерной осведомленности и образованности.

9.  Не давайте советов, пока не попросят.

 

§2

Следует иметь в виду, что правила высказывания подходят ко всем случаям высказывания: критике, убеждению, заданию вопросов, обращений, просьб и т.д.

1) Высказывание должно быть по возможности кратким, не содержать ненужных подробностей и повторений, иначе партнер устанет, и важная информация ускользнет от его внимания.

2) Высказывание должно соответствовать теме разговора или обсуждаемой проблеме.

3) Высказывание (его скорость и лексика) должно строиться с учетом словаря партнера, возраста, образованности, степени знакомства с культурой и т.п.

4) Стиль высказывания должен соответствовать ситуации иначе возникнет коммуникативный барьер.

5) При организации высказывания необходимо учесть состояние партнера (эмоции, усталость, заболевание и т.д.) и степень его готовности выслушать вас (например занят, спешит, разговаривает с другим партнером и т.д.)

6) Высказывание должно соответствовать этическим нормам: уважение к партнеру, использование социально одобряемой лексики, вежливость и т.п.

§3

Задание: Составьте по три высказывания на каждый тип высказываний. Примените их на близких людях. Пронаблюдайте эффект: насколько удачным оказалось сформулированное вами высказывание. Откорректируйте формулировки и снова попробуйте их в реальном общении. Помните, что выказывание всегда направлено на партнера – это обращение к нему, влияние на него, а не просто проговаривание своих мыслей и чувств!

«Ты-высказывание»

В качестве обязательной составляющей имеет формулировку «Ты». Являются самой конфликтной формой высказывания, т.к. содержит в себе прямую оценку, обращенную к личности. Прямая оценка всегда заставляет человека защищать свое «Я», позитивное самоотношение, поэтому активизирует имеющиеся у человека психологические защиты, а значит, устанавливает барьеры на пути высказывания.

Использование «Ты-высказываний» возможно в ситуации поощрения, похвалы, выражения благодарности, т.е. тогда, когда личности приписываются какие-то позитивные качества и заслуги.

«Ты-высказывания» также используются в воспитательном процессе для того, чтобы показать человеку причины неудач и перспективы развития. В этом случае необходимо придерживаться определенных правил:

1. Избегать генерализации (необоснованного обобщения), т.е. избегать слов типа «всегда», «никогда», «постоянно», «каждый раз» и т.п. Генерализации вызывают желание защитить себя и заведомо являются ложными, поскольку человек по-разному проявляет себя в разных ситуациях.

2. Высказывание должного касаться только конкретного поступка, конкретной ситуации, конкретного проявления. Конкретная форма высказывания рассматривается как частная ошибка, которую легко исправить, а не как угроза самооценке.

3. Избегать эмоционально окрашенных выражений, т.к. они усиливают защитные реакции.

Примеры «Ты-высказываний»

(сравните самоощущение от высказываний, если бы они были обращены к вам)

правило неправильно сформулировано правильно сформулировано
Избегать генерализации Ты всегда портишь мои вещи! Ты пролил на мою тетрадку сок, и теперь у нее слиплись листы. Мне стыдно сдавать такую тетрадь учителю.
Высказываться по конкретному поводу Ты – жадный человек! Сегодня в гостях ты положил в тарелку больше салата, чем смог съесть, а некоторым гостям салата не хватило.
Избегать избыточной эмоциональности Какой же ты бестолковый! Ты допустил в тексте несколько ошибок по невнимательности.

 

«Мы-высказывание»

Используются для психологического присоединения к партнеру или партнерам. «Мы-высказывание» уравнивает партнеров в правах и интересах, предлагают партнеру совместное решение проблем или совместные действия.

Правила:

1. Высказывание должно быть релевантным, т.е. содержание высказывания должно соответствовать интересам и потребностям партнера, а также реальной ситуации, т.е. быть правдивым.

2. Не должно содержать в себе скрытых и открытых «Ты» и «Я» высказываний или указаний, или индивидуальных решений, иначе «Мы-высказывание» воспринимается как формальность, как манипуляция.

Примеры «Мы-высказываний»

правило высказывание использовано неправильно высказывание использовано правильно
Высказывание должно соответствовать истинному положению вещей Ребята, сегодня мы с вами пишем контрольную работу. Ребята, давайте мы с вами вместе подумаем, как разрешить конфликт с учителем рисования.
Не должно содержать в себе скрытых «ты» и «я» высказываний и указаний или индивидуальных решений. Давай договоримся, что ты больше не будешь брать со стола мои тетради и рисовать в них. Давай мы вместе подумаем, какие листочки можно взять для рисования.

 

«Я-высказывание»

Примеры даны по отдельным составляющим высказывания, но в итоге должно получиться одно высказывание, состоящее из четырех частей.

Помогает выразить ваше отношение к ситуации без обвинений и требований, т.е. так чтобы не настроить партнера против вас. «Я-высказывания» позволяют удержать свою позицию, не накаляя противоречия.

«Я-высказывание» может быть эффективно составлено по следующей схеме, каждый этап которой требует соблюдения ряда правил:

 

1. Событие – описание нежелательной ситуации, проблемы, которая вас беспокоит. Типичная формулировка начинается так: «Когда…» (Варианты начала: «В последнее время…», «Сталкиваясь с …», «Если…»)

Правила:

1) Описание ситуации должно быть объективным, т.е. должно содержать только описание фактов. Не должно быть никаких домыслов и интерпретаций.

2) Проблема должна быть представлена как чисто ваша, тогда у партнера не будет оснований возражать.

3) Высказывание не должно содержать эмоционально окрашенных выражений, т.к. они актуализируют психологические защиты.

Правило неправильно сформулировано правильно сформулировано
Объективность Когда меня пытаются разозлить… Когда мне возражают…
Проблема должна быть представлена как чисто ваша Когда вы разбрасываете на моем столе бумаги… Когда я вижу на своем столе беспорядок…
Высказывание не должно содержать эмоционально окрашенных выражений Когда вы орете и гавкаете на меня… Когда на меня повышают голос…

 

2. Ваша реакция – описание чувств, которые возникают у вас в ответ на проблему. Необходимость этой части высказывания обусловлена тем, что при всей очевидности ситуации партнеру трудно осознать какое на самом деле состояние и отношение вызывают у вас те или иные события. Есть вероятность, что ваше восприятие ситуации сильно отличается от восприятия партнера в силу индивидуальных установок. Типичная формулировка: «Я чувствую…» (Варианты: «Я не знаю, как реагировать…», «Мне неприятно…», «У меня возникает ощущение…»)

Правила:

1) Избегать осуждения партнера, т.к. это может вызвать поток контробвинений.

2) Можно выражать чувства не только через описание самого чувства («когда вы…, я чувствую злость»), но и через описание ваших действий («когда вы…, я начинаю кричать») или желаний, которым вы сопротивляетесь (когда вы…, мне хочется бросить все и убежать»).

Правило неправильно сформулировано правильно сформулировано
Избегать осуждения партнера Из-за вас у меня целый день будет плохое настроение… После ссоры я целый день нахожусь в плохом настроении…

 

3. Предполагаемый исход – описание желательного варианта развития событий. Типичное начало: «Мне хотелось бы…» (Варианты: «Я предлагаю…», «Я надеюсь…», «Можно было бы…»)

Правила:

1) Формулировка желаемого результата должна быть ясной, четкой, конкретной

2) Предложить партнеру варианты возможного исхода (отсутствие вариантов может восприниматься партнерами как насилие, угроза свободе, автономии).

Правило неправильно сформулировано правильно сформулировано
Формулировка желаемого результата должна быть конкретной Хочу, чтобы ты уделял мне больше внимания… (что именно я должен сделать и как я узнаю, что это больше и что тебе этого достаточно?) Хочу, чтобы ты звонил мне каждый вечер и интересовался тем, как прошел мой день…
Предложить партнеру варианты возможного исхода Я требую, чтобы ты звонил мне каждый вечер… Можно было бы решить эту проблему, если бы ты звонил мне каждый вечер или хотя бы присылал сообщение…

 

4. Объяснение – описание важности, необходимости, полезности, оправданности именно такого решения (необязательный компонент, но может быть полезен для детей и подростков, а также для взрослых с низкой культурой). Типичная формулировка: «Потому что…» (Варианты: «Это нужно потому, что…», «Это полезно нам обоим, т.к….», «Это позволило бы решить проблему, т.к….»)

Правильные примеры Я-высказываний целиком:

1) Когда я прихожу вечером уставшая и вижу полную раковину посуды, я чувствую обиду и раздражение, поэтому я прошу тебя вымой посуду из которой ты ел сразу после еды, а большие кастрюли я вымою сама, или давай будем всю посуду мыть по очереди через день.

2) Я сильно волнуюсь, когда ты задерживаешься вечером с прогулки, ведь я не знаю, что с тобой случилось. Если ты будешь приходить вовремя или звонить мне, когда задерживаешься, мы будем меньше ругаться, и мне будет легче отпустить тебя к друзьям в следующий раз.


§4

Задание: Составьте примерный план беседы по одной из предложенных тем: 1) интересы и увлечения, 2) друзья, качества личности , 3)правила поведения, 4) проблемы в общении, 5) нарушения поведения.

Беседа – это процесс общения на основе относительно свободного диалога. Обязательным условием беседы является установление доверительного контакта. Таким образом, главным отличительным признаком беседы является неформальный стиль общения.

В беседе должны быть реализованы все стадии контакта:

1. Установление контакта. Со знакомыми людьми установление контакта начинается с привлечения внимания, настройки партнера на взаимодействие, мотивации и формирования интереса к беседе, обозначения цели или темы беседы. С незнакомыми людьми перечисленные задачи реализуются после взаимного представления.

2. Обсуждение сути вопроса. Стадия направлена на достижение цели общения. Например, «Я вижу, что у тебя есть в колледже круг общения, но ты не интересуешься участием в мероприятиях. Как ты думаешь, какие личностные качества при этом видят в тебе твои сокурсники?» На этой стадии реализуется цель беседы, которая может носить исследовательский характер (прояснение особенностей личности, жизни и т.п. партнера) или преобразующий характер (убеждение, внушение, разъяснение ценностей, норм, правил и т.п.) Вопросы в основной части должны быть логически связаны между собой, сгруппированы по темам, должны быть прописаны логические переходы и предварительные рассуждения к вопросам.

3. Завершение. Стадия направлена на обеспечение конструктивного выхода из контакта, чтобы партнер почувствовал удовлетворение от общения с вами. Как правило, выражается благодарность за работу, приязнь к партнеру, выражение личного отношения к состоявшейся беседе. Например, «Спасибо, мне было приятно общаться с тобой и мне показались интересными некоторые твои мысли. Еще раз спасибо. До свидания».

 

Типы вопросов

Вопрос является основным элементом беседы.

Открытые вопросы предоставляют возможность са­мостоятельно выстроить свой ответ. В целом вопросы, полностью неструктурированные, открытые, являются неподходящими для использова­ния в работе с детьми дошкольного возраста. В работе с детьми старше 6 лет использование неструктурированных, открытых вопросов становится вполне оправданным. Пример: «Чем тебе нравиться заниматься в свободное от учебы время?»

Закрытые вопросы содержат в себе формулировку ответа (или ее варианты). Закрытые вопросы создают опасность существенного су­жения круга возможных ответов, но могут облегчать выражение социально неодобряемых ус­тановок. Пример: «Тебе нравится заниматься спортом?», «Чем бы ты стал заниматься в свободное время: плаванием или танцами?».


Дата: 2019-12-22, просмотров: 342.