Содержание темы
1. Виды общения.
2. Уровни общения.
§1
Задание: подберите из собственной практики примеры на каждый вид общения.
классификация по цели | классификация по содержанию | классификации по средствам |
· биологическое (направлено на удовлетворение жизненных потребностей). Это общения ради выживания, размножения, добывание пищи, ради комфорта и защиты. | Материальное – заключается в обмене предметами и продуктами деятельности | · непосредственное – с помощью органов тела · опосредованное – с помощью культурных средств (телефона, письменности и т.п.) |
Когнитивное – состоит в обмене информацией и знаниями (познавательное общение) | · прямое – лицом к лицу · косвенное – через третье лицо | |
· социальное (направлено на удовлетворение потребностей, которые формируются под влиянием жизни в обществе). Это общение ради получения знаний, приобщения к культуре, ради эмоционального единения, ради развития, ради согласования действий и т.д. | Кондиционное – обмен влияниями психологического и физического характера с целью привести партнера в определенное состояние | · вербальное – с помощью речи · невербальное – с помощью неречевых средств (мимики, жестов, телодвижений, интонаций, тембра и высоты голоса и т.п.) |
Мотивационное – обмен побуждениями, интересами, мотивами |
| |
Деятельностное – состоит в обмене информацией или управляющими влияниями по поводу конкретной деятельности |
§2
Задание: подберите из собственной практики пример на каждый уровень общения, пронаблюдайте: как изменятся при этом процесс общения? на какие уровни вы чаще всего выходите в общении с людьми? Зачем?
Уровень общения – это определенные поведенческие проявления, свидетельствующие о характере взаимоотношений.
* Уровни в таблице рассматриваются от самого низкого к самому высокому(при этом каждый уровень обладает определенной степенью продуктивности («+» - положительный уровень, «-» - отрицательный уровень, «+/-» - нейтральный, т.е. вреда не наносит, но и развитию не способствует)
Уровень общения, его цель | Характер взаимодействия | Ситуации использования |
Примитивный (-) Цель: утвердить перед партнером свое превосходство. Партнер воспринимается как объект. | Если партнер слабее, то коммуникатор на этом уровне позволяет себе не церемониться и диктовать свои условия, в ход идут хамство, безапелляционные требования, оскорбления, физические воздействия, угрозы. Если партнер сильнее, то применяется стратегия избегания. | Всегда ущемляет права личности и разрушает личность коммуникатора, поэтому неприменим в любой ситуации! |
Манипулятивный (-) Цель: с помощью специальных уловок получить выгоду за счет партнера. Партнер как средство достижения цели. | Для того чтобы заставить партнера действовать в соответствии с собственными желаниями, создается такая ситуация, в которой партнер становится более сговорчивым. Приемы манипуляции: преувеличение чувств, утрирование моральных обязательств, шантаж, подкуп, демонстративное сокрытие информации, преувеличение ценности объекта, ложные альтернативы, лесть и т.д. Партнер смутно ощущает, что его обманули. Разрушает личность коммуникатора! | · Там, где прямое воздействие не может быть принято партнером в силу его личностных особенностей (например, ребенок не решается поделиться проблемой) · Если для организации общения необходимо повысить или понизить самооценку партнера (например, заносчивому партнеру невозможно объяснить свою правоту, пока не собьешь с него спесь) · Когда необходимо включить в деятельность ребенка, который активно сопротивляется этому процессу (например, если эта деятельность ребенку незнакома) |
Стандартизированный (-) Цель: избежать открытого контакта, самораскрытия. Личность партнера не интересует, но прямая конфронтация с ним нежелательна. | Возникает в ситуации, когда общение носит вынужденный характер. Основным средством стандартизации общения является «маска», за которой партнер старается скрыть свой внутренний мир. Подлинного общения здесь не может быть, но в определенных ситуациях оно позволяет сохранить отношения. Формирует социальное лицемерие! | · В ситуациях вынужденного общения (в транспорте, в магазине, на работе и т.д.) · В ситуациях, где есть весомые причины уйти от контакта (старые обиды, моральная нечистоплотность партнера, недоверие к партнеру) · Когда вы не расположены к общению из-за плохого самочувствия, плохого настроения, поглощенности заботами) · В ситуации конфликта (например, если вы связаны должностными обязанностями) |
Конвенциональный (+/-) Цель: сохранить видимость положительных отношений Партнер как личность мало интересует. | Партнеры заключают негласное соглашение об ограничениях в общении и общаются до тех пор, пока это соглашение соблюдается всеми сторонами. Такое общение накладывает ограничения на партнеров, при этом общение может быть достаточно продуктивным, но потенциально всегда содержит в себе конфликт. Прием: делаем вид, что нас это не касается или что проблемы нет. | · В ситуации частых контактов с людьми, которых мы предпочитаем держать на расстоянии (например, с соседями) · В ситуации содержащей потенциальный конфликт (говорим о чем угодно, только не об этом) · Когда основная задача – сохранить отношения, поддержать беседу (тогда мы, например, говорим о погоде) |
Игровой (+) Цель: произвести положительное впечатление на партнера, заинтересовать его. Партнер интересует, но неглубоко, на уровне внешних эмоций. | На этот уровень мы выходим только с теми, с кем мы знакомы и/или с теми, с кем хочется общаться. Партнеры стараются улавливать малейшие нюансы настроения партнеров, чтобы поддержать положительный фон общения. Приемы: незлобные подкалывания, подшучивания, заигрывания, флирт, комплименты, легкие провокации и т.д. | · Когда хотим помочь партнеру раскрыться в ситуации, безопасной для его самооценки (например, перевести ошибку в шутку) · Когда партнеры заинтересованы в общении, но не уверены во взаимности · Когда основная задача общения – утвердить ценность партнера, принятие его в свой круг, выразить приязнь к партнеру) |
Деловой (+) Цель: достижение результата в совместной деятельности или в решении проблемы Партнер глубоко интересует, но только с точки зрения его деловых качеств | Гладкое течение общения обеспечивается успехом в деятельности, даже если происходят споры, возникаю разногласия и негативные эмоции. Это серьезное общение. Предметом общения является дело, эмоции при этом могут игнорироваться. Приемы: обсуждение, согласование точек зрения, конкретные предметные вопросы. | · Когда переход на более высокий или более низкий уровень разрушает деятельность (например, если жалеть и утешать человека во время судебной тяжбы, то он из-за наплыва эмоций может растеряться) · В ситуации трудно разрешимой проблемы или просто конкретной проблемы · В конфликте |
Духовный (+) Цель: создать комфорт для партнера, помочь ему. Партнер интересует во всем многообразии его проявлений. | Характерна устремленность партнеров друг на друга, желание быть с партнером, говорить с ним, обсуждать его проблемы и переживания, делиться сокровенным, делать что-то важное для него. Люди даже готовы пожертвовать чем-то, в чем-то уступить, чтобы создать комфорт для партнера. Приемы: утешения, забота, все приемы эмпатического слушания, выражение сочувствия. | · В конфликте между близкими людьми · В ситуации, когда партнер находится в состоянии глубокого душевного разлада · В ситуации воспитания · Для раскрытия личностного потенциала ребенка |
Дата: 2019-12-22, просмотров: 351.