Содержание темы
1. Цели общения.
2. Функции общения.
§1
Задание: в пяти ситуациях общения определите: какие цели преследует в общении с вами ваш партнер, а какие цели преследуете вы? Как изменяется общение, если партнеры преследуют негативные цели?
Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.
Цель общения определяет характер общения, выбор средств, влияет на продолжительность и продуктивность общения. Достижение цели укрепляет контакт, невозможность достижения цели заставляет человека искать другого партнера для общения.
позитивные цели общения | негативные (разрушительные) цели |
- усвоение общественного опыта, получение знаний, - удовлетворение потребности в уважении, признании ценности личности, потребности в контактах с людьми, - самореализация, саморазвитие, творчество, - альтруистические потребности: потребность заботиться о ком-то, быть нужным, полезным, - обретение достойного социального статуса, места в группе, - саморазвитие, самопознание - и другие | - самоутверждение за счет унижения личности другого человека, - получение результатов чужого труда или возложение на другого своих обязанностей, - разрушение деятельности, социальных связей другого человека, - препятствование реализации целей другого человека, - уничтожение другой личности, снижение самоуважения, оскорбление другой личности, - и другие |
§2
Функция общения – то, для чего может использоваться общение в социальном взаимодействии. Например, с помощью общения мы можем договориться с партнером о месте и времени встречи, в этом случае общение выполняет координационную функцию.
Л. Карпенко по критерию «цель общения» выделяет восемь функций, которые реализуются в любом процессе взаимодействия и обеспечивают достижение в нем определенных целей:
· контактную – содержания связи во время взаимодействия;
· информационную – обмен сообщениями (информацией, мнениями, решениями, замыслами, состояниями);
· побудительную – стимулирование активности партнера по общению, что направляет его на выполнение тех или иных действий;
· координационную – взаимное ориентирование и согласование действий для организации совместной деятельности;
· понимания – не только адекватное восприятие и понимание сущности сообщения, но и понимание партнерами друг друга, познание скрытых качеств друг друга;
· эмотивную – вызов у партнера по общению нужных эмоциональных переживаний и состояний, изменение с его помощью собственных переживаний и состояний;
· установления отношений – осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и других связей, в которых предстоит действовать индивиду;
· осуществления воздействия – изменение состояния, поведения, личностно-содержательных образований партнера (стремления, мнений, решений, действий, потребностей активности, норм и стандартов поведения и т.п.).
Специальные педагогические функции общения:
· воспитательная – приобщения человека к системе культурных и нравственных ценностей, формирования личности,
· открытия на общение – пробуждение у ребенка желания общаться, снятие зажимов, страхов перед людьми, формирование положительных ожиданий от общения с людьми,
· возвышения личности ребенка – пробуждение желания стать лучше, умнее, смелее, добрее и т.д.
· приобщения к своему опыту – возможность продемонстрировать свою компетентность в каких-то вопросах, поделиться знанием, опытом,
· приобщения к чужому опыту – самосовершенствование через наблюдение за другим человеком, через сравнение своих и его возможностей.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 298.