Тема 1.1. Общение как объект исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

 

Уважаемые слушатели! Цель курса «Психология общения» – формирование у обучающихся готовности к продуктивной, самостоятельной, творческой деятельности в различных ситуациях общения на основе специальных знаний. Это означает, что за время изучения курса перед вами стоит задача не только познакомиться с основными закономерностями общения, но и овладеть некоторыми умениями, отработать навыки.

Навык – это действие, выполняемое автоматически, без осознания, по привычке. Поэтому формирование навыка – это достаточно длительный процесс, предполагающий тренировку, многократное решение сходных задач, поиск индивидуального образа действий. Невозможно сформировать навыки общения за два-три занятия, продолжительностью чуть больше часа! Поэтому для достижения устойчивых, ощутимых результатов обучения, вам необходимо тренироваться самостоятельно за пределами учебной аудитории, причем ежедневно, ежеминутно, в каждой возникающей ситуации общения. Только при этом условии сформируются необходимые в профессиональной деятельности умения и навыки общения!

Однако каждый из нас приходит в профессиональное образовательное учреждение уже со сформированным стилем, манерой и способом решения коммуникативных задач. Зачастую этот способ не соответствует психологическим требованиям и профессиональным нормам, но как любой навык срабатывает автоматически. Поэтому на первом этапе обучения необходимо познакомиться с правилами, принципами, этапами, технологией поведения в типичных ситуациях общения. Необходимую информацию для этого этапа вы сможете получить на учебных занятиях, при изучении учебной литературы, а также при работе с предлагаемым пособием. На втором этапе идет апробация нового способа. В рамках данного курса первоначальное освоение новых технологий, приемов и способов общения происходит на практикумах и тренингах. Третий этап предполагает самостоятельную тренировку. Этот этап самый продолжительный и самый важный! Методические рекомендации для самостоятельной работы по курсу «Психология общения» помогут вам организовать этот этап работы.

 Обратите внимание на структуру данного пособия. Жирным шрифтом выделена учебная тема в такой формулировке как в рабочей программе курса, на которую ориентируется преподаватель. Далее изложено то содержание темы (перечень изучаемых вопросов в рамках темы), которые предлагаются для самостоятельной работы. Каждый вопрос темы в перечне имеет порядковый номер. Ниже знаком «параграф» обозначен порядковый номер вопроса, например §1 в теме 1.1. это вопрос «Понятие «общение». «Общение» и «деятельность». Общение и отношения».

Рассмотрение каждого вопроса в теме (обозначено знаком §) начинается с задания, выполнение которого поможет вам овладеть необходимыми навыками и умениями. Задание выделено курсивом. Обязательные задания выделены в рамку, дополнительные задания рамки не имеют. Далее в этом же параграфе изложен минимальный объем информации, который поможет вам выполнить практическое задание правильно. По результатам самостоятельной работы обучающиеся сдают преподавателю отчет о проделанной работе в виде дневника наблюдений, который заполняется по мере выполнения заданий. В дневнике прописываются только обязательные задания.

Следует отметить, что работа с методическими рекомендациями по курсу не заменяет аудиторную работу, а лишь дополняет ее и обеспечивает возможность выбирать индивидуальный темп и глубину освоения дисциплины. Достижения обучающегося, изложенные в дневнике, оцениваются преподавателем и учитываются экспертами при выведении итоговой отметки, а также используются на практических занятиях в процессе изучения курса.

Курс «Психология общения» является обязательным для всех специальностей педагогического профиля и предполагает одинаковую нагрузку и примерное содержание для всех специальностей: 050715 «Коррекционная педагогика в начальном образовании», 050146 «Преподавание в начальных классах», 050144 «Дошкольное образование». Объем материала, предложенный в методических рекомендациях, позволяет организовать также работу слушателей заочного отделения.

Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;

самостоятельной работы обучающегося 24 часов.

Требования к результатам освоения учебной дисциплины

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

- использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения; знать:

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- взаимосвязь общения и деятельности;

- цели, функции, виды и уровни общения;

- роли и ролевые ожидания в общении;

- виды социальных взаимодействий;

- механизмы взаимопонимания в общении;

- техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;

- этические принципы общения;

- источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов

 



Рекомендуемая л итература

1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для студ. пед. ин-тов. - М., 1997.

2. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. – М.: ЭКСМО-Пресс,2001.

3. Крысько В.Г. Психология и педагогика. Вопросы – ответы. Структурные схемы. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

4. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: Учебник для вузов – СПб.: Питер, 2003.

5. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии.

6. Рогов Е.И. Психология общения. – М.: «Владос», 2003.

7. Социальная психология: Уч. пособие /сост. Р.И. Мокшанцев, А.В. Мокшанцева. – Новосибирск: Сибирское соглашение. – М.: ИНФРА – М., 2001.

8. Столяренко Л.Д. «Педагогическая психология». Сер. «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2000.

9. Хасан Б.И., Сергоманов П.А. Психология конфликта и переговоры. – М: «Академия», 2003.

10. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. Ч. 1. - М., 1995.

 

РЕСУРСЫ Internet

http://www.orator.ru Практическая психология общения

http://www.happy.bessmertie.ru Психология общения для успеха

http://psychology.5bb.ru/viewforum.php?id=29 Научись управлять людьми/ Психология общения

http://www.follow.ru/catalog/8 Познай себя и окружающих: статьи, книги, литература.

http://adalin.mospsy.ru/r_03_00/r_03_02c.shtml Психологический центр «Адалин»/ Психологическое Айкидо, Михаил Литвак

http://syntone.ru/library/books/content/2367.html Психология и этика делового общения (Сайт психологического объединения Синтон)

http://readabout.info/3513/ Сборник отборных статей/ Психология общения

http://www.psyarticles.ru/view_cat.php?cat=3 Психология общения

http://www.knigafund.ru/books Книги по психологии общения

http://www.psyznaiyka.net Социальная психология общения, конфликтология (статьи)

http://www.sunhome.ru/psychology Психология общения, культура общения, правила общения с ребенком, деловое общение и т.д. (статьи)

http://www.voppsy.ru/ Журнал Вопросы психологии

http://www.ipras.ru/cntnt/rus/institut_p/psihologic.html Психологический журнал

http://www.psychology.su/ Журнал «Психология»

http://psyjournals.ru/ Портал Психологических периодических изданий

Введение

 

Уважаемые слушатели! Цель курса «Психология общения» – формирование у обучающихся готовности к продуктивной, самостоятельной, творческой деятельности в различных ситуациях общения на основе специальных знаний. Это означает, что за время изучения курса перед вами стоит задача не только познакомиться с основными закономерностями общения, но и овладеть некоторыми умениями, отработать навыки.

Навык – это действие, выполняемое автоматически, без осознания, по привычке. Поэтому формирование навыка – это достаточно длительный процесс, предполагающий тренировку, многократное решение сходных задач, поиск индивидуального образа действий. Невозможно сформировать навыки общения за два-три занятия, продолжительностью чуть больше часа! Поэтому для достижения устойчивых, ощутимых результатов обучения, вам необходимо тренироваться самостоятельно за пределами учебной аудитории, причем ежедневно, ежеминутно, в каждой возникающей ситуации общения. Только при этом условии сформируются необходимые в профессиональной деятельности умения и навыки общения!

Однако каждый из нас приходит в профессиональное образовательное учреждение уже со сформированным стилем, манерой и способом решения коммуникативных задач. Зачастую этот способ не соответствует психологическим требованиям и профессиональным нормам, но как любой навык срабатывает автоматически. Поэтому на первом этапе обучения необходимо познакомиться с правилами, принципами, этапами, технологией поведения в типичных ситуациях общения. Необходимую информацию для этого этапа вы сможете получить на учебных занятиях, при изучении учебной литературы, а также при работе с предлагаемым пособием. На втором этапе идет апробация нового способа. В рамках данного курса первоначальное освоение новых технологий, приемов и способов общения происходит на практикумах и тренингах. Третий этап предполагает самостоятельную тренировку. Этот этап самый продолжительный и самый важный! Методические рекомендации для самостоятельной работы по курсу «Психология общения» помогут вам организовать этот этап работы.

 Обратите внимание на структуру данного пособия. Жирным шрифтом выделена учебная тема в такой формулировке как в рабочей программе курса, на которую ориентируется преподаватель. Далее изложено то содержание темы (перечень изучаемых вопросов в рамках темы), которые предлагаются для самостоятельной работы. Каждый вопрос темы в перечне имеет порядковый номер. Ниже знаком «параграф» обозначен порядковый номер вопроса, например §1 в теме 1.1. это вопрос «Понятие «общение». «Общение» и «деятельность». Общение и отношения».

Рассмотрение каждого вопроса в теме (обозначено знаком §) начинается с задания, выполнение которого поможет вам овладеть необходимыми навыками и умениями. Задание выделено курсивом. Обязательные задания выделены в рамку, дополнительные задания рамки не имеют. Далее в этом же параграфе изложен минимальный объем информации, который поможет вам выполнить практическое задание правильно. По результатам самостоятельной работы обучающиеся сдают преподавателю отчет о проделанной работе в виде дневника наблюдений, который заполняется по мере выполнения заданий. В дневнике прописываются только обязательные задания.

Следует отметить, что работа с методическими рекомендациями по курсу не заменяет аудиторную работу, а лишь дополняет ее и обеспечивает возможность выбирать индивидуальный темп и глубину освоения дисциплины. Достижения обучающегося, изложенные в дневнике, оцениваются преподавателем и учитываются экспертами при выведении итоговой отметки, а также используются на практических занятиях в процессе изучения курса.

Курс «Психология общения» является обязательным для всех специальностей педагогического профиля и предполагает одинаковую нагрузку и примерное содержание для всех специальностей: 050715 «Коррекционная педагогика в начальном образовании», 050146 «Преподавание в начальных классах», 050144 «Дошкольное образование». Объем материала, предложенный в методических рекомендациях, позволяет организовать также работу слушателей заочного отделения.

Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;

самостоятельной работы обучающегося 24 часов.

Требования к результатам освоения учебной дисциплины

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

- использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения; знать:

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- взаимосвязь общения и деятельности;

- цели, функции, виды и уровни общения;

- роли и ролевые ожидания в общении;

- виды социальных взаимодействий;

- механизмы взаимопонимания в общении;

- техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;

- этические принципы общения;

- источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов

 



Тема 1.1. Общение как объект исследования

 

Содержание темы

1. Понятие «общение». «Общение» и «деятельность». Общение и отношения.

2. Компоненты общения.

3. Функциональная структура общения (коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения).

4. Процессуальная структура общения.

 

§1

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное О.) и группами (межгрупповое О.), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека (Краткий психологический словарь. М., 1985).

Задание: Подберите примеры из собственной практики для подтверждения каждой из указанных точек зрения на соотношение деятельности и общения.

 

Вопрос соотношения и деятельности является в психологии дискуссионным. Существует несколько точек зрения:

1) Общение как условие и сторона деятельности – чтобы выполнять совместную деятельность люди должны договариваться, планировать, распределять роли, обсуждать возникающие проблемы и т.д.

2) Общение как продукт деятельности – замечено, что совместная деятельность позволяет быстрее сблизить людей, кроме того содержание деятельности определяет содержание, форму и особенности протекания общения.

3) Общение как особый вид деятельности – такое общение можно наблюдать, если деятельность не имеет материального продукта, а целиком направлено на укрепление и развитие отношений, совершенствование личности партнеров, управление отношениями.

4) Общение как самостоятельный процесс – возникает, если общение не обслуживает никакую деятельность, а рассматривается как самоцель и направлено на удовлетворение потребности человека в общении.


Задание: Подберите примеры из собственной практики для подтверждения связи общения и отношений.

 

Отношение – целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности: с явлениями природы и миром вещей; с людьми и обществ, явлениями; личности с самой собой как субъектом деятельности (В.Н.Мясищев).

Отношение – основной продукт общения. Сложившиеся отношения начинают определять характер общения: если отношения хорошие, то общение длительное, глубокое, доверительное, если отношения носят негативный характер, то общение краткое, поверхностное. Отношения складываются в процессе общения, когда люди получают опыт общения с конкретным человеком.

 

§2

Наблюдая различные ситуации общения, попробуйте определить цели, средства общения, основное содержание и особенности участников общения. Как изменяется характер общения при изменении отдельных составляющих: например, если люди используют для общения не речь, а жесты, или если люди общаются не один на один, а в группе?

 

Цель общения – объясняют, ради чего человек вступает в акт общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными я являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

 

Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем состоянии субъекта, его мыслях, желаниях, намерениях, опыте, представлениях, об обстановке во внешней среде, познавательная информация и т.п.

 

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

 

Участники общения (партнеры) – это субъекты, которые вовлечены в общении и удовлетворяют в нем свои потребности, влияя на ход общения. В качестве субъектов могут выступать отдельные люди, пары, малые и большие группы. Полноправным участником общения может быть только субъект, т.е. существо, наделенное волей, активностью, сознанием.

§3

Задание: Внимательно прочитайте отрывок. Каким образом реализованы в описанной ситуации общения каждая из сторон общения: какую информацию и как передавали партнеры, какими средствами и какой образ презентовали партеру, с помощью каких психологических действий и с какой целью управляли партером?

А однажды было так. Идет себе дядя Федор по лестнице и бутерброд ест. Видит, на окне кот сидит. Большой-пребольшой, полосатый. Кот говорит дяде Федору:

 - Неправильно ты, дядя Федор, бутерброд ешь. Ты его колбасой кверху держишь, а его надо колбасой на язык класть. Тогда вкуснее получится.

 Дядя Федор попробовал - так и вправду вкуснее. Он кота угостил и спрашивает:

 - А откуда ты знаешь, что меня дядей Федором звать?

 Кот отвечает:

 - Я в нашем доме всех знаю. Я на чердаке живу, и мне все видно. Кто хороший и кто плохой. Только сейчас мой чердак ремонтируют, и мне жить негде.

Дядя Федор говорит:

 - Пошли ко мне жить.

сторона общения основное содержание особенность протекания общения основные понятия
коммуникативная обмен информацией (представлениями, идеями, оценками, настроениями, знаниями и т.п.) информация не просто передается, но и развивается, уточняется, дополняется, пока не будет достигнуто единое понимание барьеры коммуникации, каналы коммуникации, вербальное и невербальное общение, коммуникатор, аудитория (слушатель)
перцептивная обмен презентациями со стороны каждого партнера (с помощью одежды, невербальных проявлений, высказываний, манеры поведения и т.п.) каждый старается одновременно и произвести впечатление на партнера, и понять истинные намерения и качества партнера взаимопонимание, эмпатия, стереотипизация, аттракция, аттрибуция, рефлекция, идентификация
интерактивная обмен действиями психологического характера (давление, убеждение, утешение, обман, поддержка и т.п.) люди стремятся управлять друг другом, оказывать влияние позиция в общении, стиль общения, стратегия общения, влияние, конфликт, манипуляция

§4

Задание: Определите, какие приемы были использованы персонажем приведенного ниже отрывка на каждом этапе общения.

Вадим работал в отряде для проблемных ребят второй год, когда к нему привели Сашку – маленького, юркого мальчишку, который зорко и недружелюбно сверкал из-под густой челки своими черными глазами.

- Привет! – с улыбкой обратился Вадим к мальчику, - Ты кто? Ты откуда к нам? В ответ – молчание и ворчливое сопение.

- Привет! – смешливо и слегка с нажимом произнес Вадим, - Меня зовут Вадим, я вожатый этого отряда, а тебя как зовут? - тот же эффект.

- Не хочешь общаться? Хорошо, пусть так. А с мальчишками знакомиться будешь?

- Нет, - неуверенно буркнул Сашка.

- Жаль, мы сейчас идем кататься на настоящем речном катере, сами будем рулить.

- Ага! Вот уж враки! Так кто-то и пустил пацанов на катер порулить!

-Не веришь?

- Хм…

- Есть только один способ проверить…

- Какой?

- Пойти с нами.

- А меня ребята не прогонят?

- Они хорошие, вот увидишь! Давай переодевайся, убирай сумку и выходи к воротам.

этап общения вхождение  в контакт поддержание контакта выход из контакта
приемы общения на каждом этапе - улыбка - приветственное кивание головой - называние по имени - информационные вопросы - обращения - приветственные фразы - вопросы о личностно значимых фактах - предложение темы общения - представление себя - обозначение цели - проясняющие, уточняющие вопросы - ответы на вопросы, рассказ, - обратная связь - слушание - поддержание темы (вопросы по заданной теме, эмоциональная поддержка и т.д.) - невербальное поощрение - высказывания - прощание - заключение договора о месте и времени продолжения разговора - вежливое прерывание, поиск убедительного для партнера довода для прерывания контакта, - отговорки, намеки, - проговаривание чувств партнера, -сообщение партнеру своих чувств



Дата: 2019-12-22, просмотров: 339.