Вывод: человек склонен защищаться от коммуникации, которая нарушает его равновесие, и для этого он устанавливает на пути нежелательной информации психологическое препятствие – коммуникативный барьер.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Название и суть барьера Как устанавливается барьер Приемы преодоления барьера, если его устанавливает партнер Приемы предотвращения барьера со стороны коммуникатора
Барьер избегания заключается в уклонении от контакта, создании ситуации, в которой коммуникация становится принципиально невозможной Партнер невнимателен, не слушает, не смотрит на собеседника, постоянно находит повод отвлечься, использует любой предлог, чтобы прервать контакт, забывает информацию, не приходит на встречу, закрывает глаза или уши и т.д.  - привлечь внимание (крикнуть, совершить неожиданное действие или резкое движение, сменить позу, изменить тон, стиль ...) - усилить значимость сообщения (назвать по имени, сказать что-то лично значимое для партнера или смешное, создать «рекламный» образ…) - установить зрительный контакт (поймать взгляд) - удержать внимание (навязать ритм, расставить акценты…) - ответить себе на вопрос «посему я не выхожу из контакта? так ли мне нужен этот контакт?» (возможно партнер вас просто использует) - попытаться найти в партнере или предлагаемой им информации что-то интересное для себя) - перевести разговор в удобное для вас русло - если возможно, перенести разговор на другое время
Барьер авторитета Люди склонны разделять всех собеседников на «авторитетных» и «неавторитетных». К первым стараются прислушиваться, мнение вторых игнорируют. Указания на разницу в возрасте, авторитете, опыте, образовании, степени знакомства, статусе, половой принадлежности (например, фразы «Яйца курицу не учат», «Молоко еще на губах не обсохло», «Вам мужчинам не понять» и т.д. - привести высказывания знаменитых людей, желательно тех, кому человек доверяет - ссылаться на мнение или опыт знакомых лиц при аргументации - выделить рациональное зерно в сообщении партнера - представить партнера равным себе по всем параметрам - внимательно слушать, не критикуя сообщение до его окончания
Внешний барьер Возникает в ситуации, в которой человеку неудобно говорить по каким-либо психологическим соображениям Шум, помехи связи, неприятная атмосфера (например, дождь или мороз), присутствие других людей, слишком большое расстояние между партнерами, неподходящая для разговора ситуация и т.п. - отложить разговор на другое время или перенести в другое место (более комфортное) - говорить громче и отчетливее, если помеха – шум, или говорить тише, если помеха – исключить присутствие других людей - использовать невербальную коммуникацию в дополнение или вместо речевой - можно попробовать удалить из ситуации других людей
Внутренний Препятствием выступают индивидуальные особенности человека: тревога, застенчивость, агрессивность, заносчивость, неуверенность, психологические травмы, комплексы, нарушения самооценки и т.д. Специальных приемов нет, а барьер создается за счет внутренних переживаний партнера. Например, человек так волнуется, что не слышит комплиментов. - избегать травмирующих вопросов - застенчивого или неуверенного партнера нужно поддержать, защитить, продемонстрировать свое расположение к нему, обеспечить безопасность коммуникации, создать атмосферу доброжелательности и т.д. - высокомерному или агрессивному партнеру нужно продемонстрировать свою компетентность, уравновешенность и настойчивость. - пресекать негативные или некорректные воздействия - контролировать свои эмоции - продолжать коммуникацию волевым усилием, если она необходима - мысленно настроиться на успех общения с партнером - напоминать себе о том, что в личностных правах вы равны партнеру
Фонетический Непонимание возникает из-за того, что неполноценно звучит речь Невнятное произношение, скороговорка, речь с акцентом, сбивчивая речь - просить повторить, пока не поймете - попросить сказать то же самое, но другими словами - повторить фразу своими словами, чтобы партнер мог подтвердить или опровергнуть ее правильность - внимательно вслушиваться - подбирать темп и скорость речи под возрастные особенности собеседника, степень его знакомства с языком или степень его образованности - говорить внятно, разборчиво, убрав руку ото рта - избегать скороговорки
Семантический Барьер возникает из-за непонимания смысла (связан с многозначностью слов языка) Использование тайных языков (например, подросткового жаргона или профессионального жаргона), использование профессиональной терминологии. Использование слов, которые незнакомы собеседнику, например в силу недостаточной образованности. - спрашивать о содержании незнакомых вам слов и понятий - задавать проясняющие вопросы конкретного характера - говорить на доступном партнеру языке - если есть необходимость использования специальных терминов, то сначала объяснить их смысл - вместо вопроса «Понятно ли?» спрашивать так, чтобы партнера проговорил свое понимание, а вы могли оценить его правильность
Стилистический Непонимание возникает из-за нарушений стиля сообщения, который выражается в подборе слов, интонации, грамматических связях, темпо-ритмических характеристиках) Приемом может стать явное нарушение грамматики, несоответствие формы сообщения его содержанию, несоответствие между стилем сообщения и ситуацией. - прояснить, зачем партнер это говорит - попросить переформулировать сообщение, придать ему другую форму - предложить партнеру другую форму сообщения, объяснив почему данная ситуация требует данного стиля - придать сообщению логически завершенную форму: цель, анализ, вывод - предвосхитить ожидания собеседника и выстроить сообщение согласно его ожиданиям (Например «Я знаю, что ты хочешь поговорить о том то…, но сейчас нужно срочно обсудить то-то…»)
Логический Непонимание возникает из-за различий в логике рассуждений или из-за отсутствия у партнера похожего опыта Специальных приемов нет, барьер создается через рассуждения. - попытаться определить характер логики партнера и при анализе сообщения исходить из нее - предложить партнеру проиллюстрировать его рассуждения с помощью конкретного примера - проговорить партнеру ваше понимание его сообщения, чтобы уточнить правильность понимания - попросить представить полный ход рассуждений, все этапы - по возможности выстроить сообщение в логике партнера - обогащать опыт партнера примерами из жизни - использовать двойную логику (интуитивно-эмоциональный способ и рассудочно-теоретический)

 



Дата: 2019-12-22, просмотров: 296.