Название и суть барьера | Как устанавливается барьер | Приемы преодоления барьера, если его устанавливает партнер | Приемы предотвращения барьера со стороны коммуникатора |
Барьер избегания заключается в уклонении от контакта, создании ситуации, в которой коммуникация становится принципиально невозможной | Партнер невнимателен, не слушает, не смотрит на собеседника, постоянно находит повод отвлечься, использует любой предлог, чтобы прервать контакт, забывает информацию, не приходит на встречу, закрывает глаза или уши и т.д. | - привлечь внимание (крикнуть, совершить неожиданное действие или резкое движение, сменить позу, изменить тон, стиль ...) - усилить значимость сообщения (назвать по имени, сказать что-то лично значимое для партнера или смешное, создать «рекламный» образ…) - установить зрительный контакт (поймать взгляд) - удержать внимание (навязать ритм, расставить акценты…) | - ответить себе на вопрос «посему я не выхожу из контакта? так ли мне нужен этот контакт?» (возможно партнер вас просто использует) - попытаться найти в партнере или предлагаемой им информации что-то интересное для себя) - перевести разговор в удобное для вас русло - если возможно, перенести разговор на другое время |
Барьер авторитета Люди склонны разделять всех собеседников на «авторитетных» и «неавторитетных». К первым стараются прислушиваться, мнение вторых игнорируют. | Указания на разницу в возрасте, авторитете, опыте, образовании, степени знакомства, статусе, половой принадлежности (например, фразы «Яйца курицу не учат», «Молоко еще на губах не обсохло», «Вам мужчинам не понять» и т.д. | - привести высказывания знаменитых людей, желательно тех, кому человек доверяет - ссылаться на мнение или опыт знакомых лиц при аргументации | - выделить рациональное зерно в сообщении партнера - представить партнера равным себе по всем параметрам - внимательно слушать, не критикуя сообщение до его окончания |
Внешний барьер Возникает в ситуации, в которой человеку неудобно говорить по каким-либо психологическим соображениям | Шум, помехи связи, неприятная атмосфера (например, дождь или мороз), присутствие других людей, слишком большое расстояние между партнерами, неподходящая для разговора ситуация и т.п. | - отложить разговор на другое время или перенести в другое место (более комфортное) - говорить громче и отчетливее, если помеха – шум, или говорить тише, если помеха – исключить присутствие других людей | - использовать невербальную коммуникацию в дополнение или вместо речевой - можно попробовать удалить из ситуации других людей |
Внутренний Препятствием выступают индивидуальные особенности человека: тревога, застенчивость, агрессивность, заносчивость, неуверенность, психологические травмы, комплексы, нарушения самооценки и т.д. | Специальных приемов нет, а барьер создается за счет внутренних переживаний партнера. Например, человек так волнуется, что не слышит комплиментов. | - избегать травмирующих вопросов - застенчивого или неуверенного партнера нужно поддержать, защитить, продемонстрировать свое расположение к нему, обеспечить безопасность коммуникации, создать атмосферу доброжелательности и т.д. - высокомерному или агрессивному партнеру нужно продемонстрировать свою компетентность, уравновешенность и настойчивость. | - пресекать негативные или некорректные воздействия - контролировать свои эмоции - продолжать коммуникацию волевым усилием, если она необходима - мысленно настроиться на успех общения с партнером - напоминать себе о том, что в личностных правах вы равны партнеру |
Фонетический Непонимание возникает из-за того, что неполноценно звучит речь | Невнятное произношение, скороговорка, речь с акцентом, сбивчивая речь | - просить повторить, пока не поймете - попросить сказать то же самое, но другими словами - повторить фразу своими словами, чтобы партнер мог подтвердить или опровергнуть ее правильность - внимательно вслушиваться | - подбирать темп и скорость речи под возрастные особенности собеседника, степень его знакомства с языком или степень его образованности - говорить внятно, разборчиво, убрав руку ото рта - избегать скороговорки |
Семантический Барьер возникает из-за непонимания смысла (связан с многозначностью слов языка) | Использование тайных языков (например, подросткового жаргона или профессионального жаргона), использование профессиональной терминологии. Использование слов, которые незнакомы собеседнику, например в силу недостаточной образованности. | - спрашивать о содержании незнакомых вам слов и понятий - задавать проясняющие вопросы конкретного характера | - говорить на доступном партнеру языке - если есть необходимость использования специальных терминов, то сначала объяснить их смысл - вместо вопроса «Понятно ли?» спрашивать так, чтобы партнера проговорил свое понимание, а вы могли оценить его правильность |
Стилистический Непонимание возникает из-за нарушений стиля сообщения, который выражается в подборе слов, интонации, грамматических связях, темпо-ритмических характеристиках) | Приемом может стать явное нарушение грамматики, несоответствие формы сообщения его содержанию, несоответствие между стилем сообщения и ситуацией. | - прояснить, зачем партнер это говорит - попросить переформулировать сообщение, придать ему другую форму - предложить партнеру другую форму сообщения, объяснив почему данная ситуация требует данного стиля | - придать сообщению логически завершенную форму: цель, анализ, вывод - предвосхитить ожидания собеседника и выстроить сообщение согласно его ожиданиям (Например «Я знаю, что ты хочешь поговорить о том то…, но сейчас нужно срочно обсудить то-то…») |
Логический Непонимание возникает из-за различий в логике рассуждений или из-за отсутствия у партнера похожего опыта | Специальных приемов нет, барьер создается через рассуждения. | - попытаться определить характер логики партнера и при анализе сообщения исходить из нее - предложить партнеру проиллюстрировать его рассуждения с помощью конкретного примера - проговорить партнеру ваше понимание его сообщения, чтобы уточнить правильность понимания - попросить представить полный ход рассуждений, все этапы | - по возможности выстроить сообщение в логике партнера - обогащать опыт партнера примерами из жизни - использовать двойную логику (интуитивно-эмоциональный способ и рассудочно-теоретический) |
Дата: 2019-12-22, просмотров: 296.