ВВЕДЕНИЕ
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Финансовая и прежде всего бюджетная система оказывают существенное воздействие на рост валового внутреннего продукта и его главную часть — национальный доход, на развитие предприятий и отраслей народного хозяйства и материальное положение широких слоев населения. Главным критерием функционирования предприятий различных форм собственности в современных условиях стала их прибыль.
Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Основу системы государственного регулирования социально-экономических процессов составляют отношения по поводу перераспределения доходов.
Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход от в основном централизованно планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.
В последние годы вопросами создания надежной финансовой системы и проведения государственной финансовой политики посвящается значительное количество публикаций. Однако, единства по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто.
Так, западные крупные экономисты не дают четкого определения финансовой политики. С. Фишер, Р. Дорнбуш и Р.Шмалензи не выделяют финансовую политику как самостоятельное понятие. В то же время они подходят к исследованию данной темы, расширяя определение фискальной политики. Аналогично рассматривают указанную проблему и некоторые другие представители зарубежных экономических школ. В частности К. Р. Макконнелл и С. Л. Брю совмещают понятия финансово-бюджетной и фискальной политики, определяя их как изменения, вносимые правительством в порядок государственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и неинфляционного национального продукта.
Марксисты, видят под финансовой политикой в первую очередь совокупность государственных мероприятий по стабилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для осуществления государством его функций, указывая, что социальная направленность и эффективность воздействия финансовой политики на развитие производительных сил и производственных отношений определяются объективными закономерностями экономического развития, общественно-политическим строем страны.
В советский период в экономической науке разрабатывались вопросы функционирования финансовой системы. Особый вклад в эту область внесли такие отечественные ученые, как А.Н. Ананьич, А.И. Ачкасов, Н.Д. Барковский, А.Н Беличенко, В.И. Бовыкин, Б.В. Боханов, В.П. Комиссаров, Г.Г. Матюхин, О.М. Прексин, С.Л. Ронин, А.Л. Сидоров и многие другие.
Рыночные преобразования в России вызвали появление научных трудов, освещающих различные аспекты функционирования финансовой системы в современных условиях. Указанные проблемы стали активно разрабатываться российскими учеными, среди которых следует выделить работы В.И. Букато, Н.И. Валенцевой, B.C. Геращенко, Ю.В. Головина, Е.Ф. Жукова, Э.В. Искренко, Л.Н. Красавиной, В.В. Круглова, О.И. Лаврушина, В.Д. Миловидова, Д.М. Михайлова, И.Н. Платоновой, A.M. Сарчева, В.Н. Шенаева и других.
Значительный вклад в разработку проблемы функционирования финансовой системы в целом внесли такие зарубежные ученые, как Х.У. Дерих, П. Кругман, М. Обстфельд, М. Пебро, Питер С. Роуз, Максиме В. Энг, Френсис А. Лис, Лоуренс Дж. Мауер., Р.Ф. Бертраме и другие.
Цель данной работы – рассмотреть основы функционирования и порядок регулирования финансовой системы современной России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить экономическую сущность и особенности развития финансовой системы России;
2. Рассмотреть развитие системы бюджетного регулирования в РФ;
3. Теоретически обосновать подходы к управлению развитием банковской системы в РФ;
4. Проанализировать отдельные направления государственной политики в области регулирования финансовых рынков;
5. Обобщить основополагающие аспекты регулирования отдельных звеньев финансовой системы в РФ.
В первой главе определена экономическая сущность и особенности развития финансовой системы, понятие, структура финансовой системы, а также основные направления государственного регулирования финансовой системы в РФ.
Во второй главе дана характеристика системы нормативного регулирования бюджетного устройства и бюджетного процесса, приведены организационные и методические аспекты построения оптимальной системы государственного финансового контроля, а также пути совершенствования системы бюджетного регулирования и бюджетного устройства в РФ.
В третьей главе выполнен анализ отдельных направлений финансовой политики РФ на современном этапе. Для этого обоснованы подходы к управлению развитием банковской системы, рассмотрены основы государственной политики в области регулирования финансовых рынков и обобщены основополагающие аспекты регулирования отдельных звеньев финансовой системы в РФ.
Выводы
Финансовые отношения весьма разнообразны. Объединив в отдельные, относительно самостоятельные группы (звенья), их можно представить в виде конкретных сфер, а их совокупность — в виде системы. Финансовая система включает в себя две сферы: централизованные финансы и децентрализованные финансы. В свою очередь, каждая из подсистем подразделяется на отдельные звенья (частные подсистемы) в зависимости от механизма формирования и использования денежных средств у конкретных экономических субъектов.
Финансовая система включает в себя общегосударственные, отраслевые и общественные финансовые отношения. Каждая из этих сфер состоит из менее крупных звеньев. Каждое звено финансовой системы в свою очередь можно подразделить на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей.
Представители различных финансовых школ неоднозначно трактуют состав звеньев государственной финансовой системы. Все специалисты отмечают наличие бюджетов и внебюджетных фондов, более половины из них указывают на государственный кредит как звено системы, менее половины - на финансы государственных предприятий.
Бюджетная политика государства направлена на регулирование или изменение совокупного спроса, то есть реального объема национального производства, который потребители - предприятия и правительство - готовы купить при любом возможном уровне цен. Воздействуя хотя бы на один компонент совокупного спроса (потребительские расходы, инвестиции, государственные закупки и чистый экспорт), государство в состоянии подтолкнуть спрос в сторону его расширения или наоборот, сдержать его.
Государственное регулирование кредитно-финансовых институтов – один из важнейших элементов развития и формирования финансового рынка в России. Основными направлениями государственного регулирования являются:
- политика центрального банка в отношении кредитно-финансовых институтов;
- налоговая политика правительства на центральном и местном уровне;
- участие правительства в смешанных (полугосударственных) или государственных кредитных институтах;
- законодательные мероприятия исполнительной и законодательной власти, регулирующие деятельность различных институтов кредитной системы.
Финансовые рынки являются ключевым компонентом национальной экономики. Эффективно действующие финансовые рынки призваны (наряду с развитой банковской системой) аккумулировать сбережения экономических агентов, трансформировать их в инвестиции, обеспечивать распределение финансовых ресурсов между различными секторами экономики и, в конечном итоге, содействовать снижению темпов инфляции и экономическому росту.
Выводы
Бюджетное законодательство - важная подотрасль финансового законодательства. Оно включает совокупность актов, устанавливающих бюджетное устройство государства, субъектов Федерации и местного самоуправления, регулирующих отношения по формированию бюджетов, распределению бюджетных средств между звеньями бюджетов, их расходованию и исполнению бюджетов, образованию внебюджетных фондов.
В 1998 году принят Бюджетный кодекс РФ, который стал основным актом в системе бюджетного законодательства РФ. В нем регулируется комплекс бюджетных отношений, дается законодательное определение терминов, устанавливается порядок финансирования из бюджетов и другие основы бюджетного регулирования, общие принципы бюджетного законодательства РФ, правовые основы функционирования бюджетной системы РФ, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, основы бюджетного процесса в РФ, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.
Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям. В зависимости от времени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим. Можно выделить обязательный и инициативный финансовый контроль. Возможны и другие основания классификации финансового контроля, в частности, в зависимости от органов (субъектов), осуществляющих его. Государственный контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти.
Проводимая бюджетная политика в целом соответствует стратегическим целям экономического развития Российской Федерации, повышения качества жизни и обеспечения безопасности ее граждан, задачам, определенным Бюджетным посланием Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2007 году».
При формировании и реализации бюджетной политики Правительству Российской Федерации следует предпринять действия по следующим направлениям.
1. Обеспечение сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации в долгосрочном периоде.
2. Должна быть продолжена политика аккумулирования «конъюнктурных» доходов бюджета в Стабилизационном фонде.
3. Повышение результативности бюджетных расходов.
4. Повышение роли среднесрочного финансового планирования.
5. Дальнейшее расширение самостоятельности и ответственности главных распорядителей бюджетных средств, прежде всего путем разработки и внедрения методов и процедур оценки качества финансового менеджмента на ведомственном уровне, развития внутреннего аудита, укрепления финансовой дисциплины.
6. Обеспечение прозрачности и эффективности закупок для государственных и муниципальных нужд.
7. Совершенствование управления государственной собственностью.
8. Неукоснительное соблюдение законодательно определенных сроков установления регулируемых тарифов на услуги организаций жилищно-коммунального комплекса и естественных монополий, а именно - до внесения проектов бюджетов в законодательные органы.
9. Эффективное участие России в инициативах мирового сообщества по облегчению долгового бремени беднейших стран.
10. Реорганизация и увеличение капитализации специализированных государственных инвестиционных институтов в целях поддержки экспорта товаров и импорта технологий, долгосрочного финансирования крупных инвестиционных проектов.
Выводы
В целом можно сказать, что российские коммерческие банки не достигли еще уровня проведения активных операций зарубежными банками, но чтобы повысить уровень использования активных операций коммерческих банков России можно использовать опыт зарубежных стран, но при этом извлекать из него только самое позитивное, то, что применимо к нашим условиям.
Банковская система как один из необходимых и важных секторов развития любой рыночной экономики в России показала свою жизнеспособность. Следует отметить, что банковский сектор России развивался в соответствии с требованиями реформирования экономической системы, и только жестокий кризис объявленной неплатежеспособности государства выбил его в значительной степени из колеи.
Крупнейшие банки страны должны накапливать определенный потенциал для финансирования проектов в приоритетных отраслях, создания стратегических финансово-промышленных альянсов как «локомотивов» российской экономики. Необходимо повышать интерес крупных банков к вложениям в экономически необходимые, либо оригинальные и конкурентоспособные на мировом уровне производства.
В настоящее время реформы в банковском секторе продолжаются. Стратегическими целями этих преобразований являются: укрепление устойчивости банковской системы; повышение качества реализации банковским сектором функций по аккумулированию сбережений населения, средств предприятий, их трансформации в кредиты и инвестиции; предотвращение использования кредитных организаций для недобросовестной коммерческой практики.
Анализ показывает, что при условии политической стабильности и построении более надежных правовых основ рыночной экономики после 2007 г. можно ожидать устойчивого роста инвестиций. При этом темпы их роста на протяжении достаточно длительного времени могут существенно превышать темы роста потребления.
Наиболее важными тенденциями в российском банковском секторе являются следующие: рост капитала опережает рост активов, который в свою очередь превышает рост ВВП; укрупняется банковский сектор; осуществляется экспансия зарубежных банков в России, российских банков в СНГ, федеральных банков в регионах; упрочивается положение госбанков, одновременно снижается доля государства в их капитале; активно развивается розничный кредит; усиливается специализация в банковском секторе.
В последнее время благодаря деятельности Счетной палаты России внимание к проблемам совершенствования государственного финансового контроля усилено. Интересным начинанием явилось создание общественной организации - Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации. В свою очередь, Минфин России предпринимает новые шаги по укреплению собственного контрольно-ревизионного аппарата.
Однако наиболее актуальной проблемой остается принятие федерального закона о государственном финансовом контроле, без него функционирование контроля как эффективной системы невозможно.
Заключение
Финансовые отношения весьма разнообразны. Объединив в отдельные, относительно самостоятельные группы (звенья), их можно представить в виде конкретных сфер, а их совокупность — в виде системы.
Финансовая система включает в себя две сферы: централизованные финансы и децентрализованные финансы. В каждой из выделенных сфер используются специфические формы и методы образования и использования финансовых ресурсов, что позволяет подразделить их на подсистемы:
1. государственные финансы
2. муниципальные финансы
3. финансы домохозяйств и финансы организаций.
В свою очередь, каждая из подсистем подразделяется на отдельные звенья (частные подсистемы) в зависимости от механизма формирования и использования денежных средств у конкретных экономических субъектов.
Централизованные финансы включают в себя государственные и муниципальные финансы. Словосочетание «государственные и муниципальные финансы» отражает федеративное устройство РФ. В соответствии с Конституцией РФ федеративное устройство России включает три уровня управления: федеральный уровень; уровень субъектов Федерации, местный уровень (органов местного самоуправления). На федеральном уровне и уровне субъектов Федерации управление осуществляют федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Федерации (в совокупности они составляют единую систему органов государственной власти). На местном уровне управление осуществляет население непосредственно (путем референдумов, выборов) и через выборные органы местного самоуправления (решают вопросы местного значения и не входят в систему органов государственной власти). Каждый уровень управления предполагает наличие полномочий в финансовой сфере и наличие собственной финансовой базы.
Бюджетная политика государства направлена на регулирование или изменение совокупного спроса, то есть реального объема национального производства, который потребители - предприятия и правительство - готовы купить при любом возможном уровне цен. Воздействуя хотя бы на один компонент совокупного спроса (потребительские расходы, инвестиции, государственные закупки и чистый экспорт), государство в состоянии подтолкнуть спрос в сторону его расширения или наоборот, сдержать его.
Государственное регулирование кредитно-финансовых институтов – один из важнейших элементов развития и формирования финансового рынка в России. Основными направлениями государственного регулирования являются:
- политика центрального банка в отношении кредитно-финансовых институтов;
- налоговая политика правительства на центральном и местном уровне;
- участие правительства в смешанных (полугосударственных) или государственных кредитных институтах;
- законодательные мероприятия исполнительной и законодательной власти, регулирующие деятельность различных институтов кредитной системы.
Финансовые рынки являются ключевым компонентом национальной экономики. Эффективно действующие финансовые рынки призваны (наряду с развитой банковской системой) аккумулировать сбережения экономических агентов, трансформировать их в инвестиции, обеспечивать распределение финансовых ресурсов между различными секторами экономики и, в конечном итоге, содействовать снижению темпов инфляции и экономическому росту.
Бюджетное законодательство - важная подотрасль финансового законодательства. Оно включает совокупность актов, устанавливающих бюджетное устройство государства, субъектов Федерации и местного самоуправления, регулирующих отношения по формированию бюджетов, распределению бюджетных средств между звеньями бюджетов, их расходованию и исполнению бюджетов, образованию внебюджетных фондов.
В 1998 году принят Бюджетный кодекс РФ, который стал основным актом в системе бюджетного законодательства РФ. В нем регулируется комплекс бюджетных отношений, дается законодательное определение терминов, устанавливается порядок финансирования из бюджетов и другие основы бюджетного регулирования, общие принципы бюджетного законодательства РФ, правовые основы функционирования бюджетной системы РФ, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, основы бюджетного процесса в РФ, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.
Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям. В зависимости от времени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим. Можно выделить обязательный и инициативный финансовый контроль. Возможны и другие основания классификации финансового контроля, в частности, в зависимости от органов (субъектов), осуществляющих его. Государственный контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти.
Проводимая бюджетная политика в целом соответствует стратегическим целям экономического развития Российской Федерации, повышения качества жизни и обеспечения безопасности ее граждан, задачам, определенным Бюджетным посланием Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2007 году».
При формировании и реализации бюджетной политики Правительству Российской Федерации следует предпринять действия по следующим направлениям.
1. Обеспечение сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации в долгосрочном периоде.
2. Должна быть продолжена политика аккумулирования «конъюнктурных» доходов бюджета в Стабилизационном фонде.
3. Повышение результативности бюджетных расходов.
4. Повышение роли среднесрочного финансового планирования.
5. Дальнейшее расширение самостоятельности и ответственности главных распорядителей бюджетных средств, прежде всего путем разработки и внедрения методов и процедур оценки качества финансового менеджмента на ведомственном уровне, развития внутреннего аудита, укрепления финансовой дисциплины.
6. Обеспечение прозрачности и эффективности закупок для государственных и муниципальных нужд.
7. Совершенствование управления государственной собственностью.
8. Неукоснительное соблюдение законодательно определенных сроков установления регулируемых тарифов на услуги организаций жилищно-коммунального комплекса и естественных монополий, а именно - до внесения проектов бюджетов в законодательные органы.
9. Эффективное участие России в инициативах мирового сообщества по облегчению долгового бремени беднейших стран.
10. Реорганизация и увеличение капитализации специализированных государственных инвестиционных институтов в целях поддержки экспорта товаров и импорта технологий, долгосрочного финансирования крупных инвестиционных проектов.
В целом можно сказать, что российские коммерческие банки не достигли еще уровня проведения активных операций зарубежными банками, но чтобы повысить уровень использования активных операций коммерческих банков России можно использовать опыт зарубежных стран, но при этом извлекать из него только самое позитивное, то, что применимо к нашим условиям.
Банковская система как один из необходимых и важных секторов развития любой рыночной экономики в России показала свою жизнеспособность. Следует отметить, что банковский сектор России развивался в соответствии с требованиями реформирования экономической системы, и только жестокий кризис объявленной неплатежеспособности государства выбил его в значительной степени из колеи. Крупнейшие банки страны должны накапливать определенный потенциал для финансирования проектов в приоритетных отраслях, создания стратегических финансово-промышленных альянсов как «локомотивов» российской экономики. Необходимо повышать интерес крупных банков к вложениям в экономически необходимые, либо оригинальные и конкурентоспособные на мировом уровне производства.
В настоящее время реформы в банковском секторе продолжаются. Стратегическими целями этих преобразований являются: укрепление устойчивости банковской системы; повышение качества реализации банковским сектором функций по аккумулированию сбережений населения, средств предприятий, их трансформации в кредиты и инвестиции; предотвращение использования кредитных организаций для недобросовестной коммерческой практики.
Анализ показывает, что при условии политической стабильности и построении более надежных правовых основ рыночной экономики после 2007 г. можно ожидать устойчивого роста инвестиций. При этом темпы их роста на протяжении достаточно длительного времени могут существенно превышать темы роста потребления.
Наиболее важными тенденциями в российском банковском секторе являются следующие: рост капитала опережает рост активов, который в свою очередь превышает рост ВВП; укрупняется банковский сектор; осуществляется экспансия зарубежных банков в России, российских банков в СНГ, федеральных банков в регионах; упрочивается положение госбанков, одновременно снижается доля государства в их капитале; активно развивается розничный кредит; усиливается специализация в банковском секторе.
В последнее время благодаря деятельности Счетной палаты России внимание к проблемам совершенствования государственного финансового контроля усилено. Интересным начинанием явилось создание общественной организации - Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации. В свою очередь, Минфин России предпринимает новые шаги по укреплению собственного контрольно-ревизионного аппарата. Однако наиболее актуальной проблемой остается принятие федерального закона о государственном финансовом контроле, без него функционирование контроля как эффективной системы невозможно.
Список использованной литературы
1. Источники
1.1. Опубликованные
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Российская газета. – 1993 – 25 декабря. – № 237.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (с изменениями от 3 ноября 2006 г.) // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР. – 1998. – № 31. – Ст. 3823; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. – № 45. – Ст. 4627.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая / Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ (с изменениями от 6 декабря 2007 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. – №32. – Ст. 3301; Российская газета. – 2007. – 15 декабря. – № 282.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая / Федеральный закон от 26 января 1996 г. № 15-ФЗ (с изменениями от 6 декабря 2007 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – №5. – Ст. 410; Российская газета. – 2007. – 15 декабря. – № 282.
5. Налоговый кодекс РФ. Часть 1 / Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ (в ред. от 2 февраля 2007 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – № 31. – Ст. 3825; 2007. – № 23. – Ст. 2691.
6. Налоговый кодекс РФ. Часть 2 / Федеральный закон от 5 августа 2000г. № 118-ФЗ. (в ред. от 2 февраля 2006 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000. – № 32. – Ст. 3341; 2006. – № 47. – Ст. 4819.
7. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями от 16 октября 2006 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2003. – № 40. – Ст. 3822; 2006. – № 30. – Ст. 3296.
8. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» (с изменениями от 12 июня 2006 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 28. – Ст. 2790; 2006. – № 25. – Ст. 2648.
9. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (с изменениями от 16 октября 2006 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000. – № 32. – Ст. 3341; 2006. – № 47. – Ст. 4819.
10. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-I «О банках и банковской деятельности» (с изменениями от 27 июля 2006 г.) // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР. – 1990. – № 27. – Ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. – № 31 (часть I). – Ст. 3439.
2. Литература
11. Бабич, А.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. – М.: Финансы: ЮНИТИ, 2005. – 687 с.
12. Балабанов, А.И. Финансы / А.И. Балабанов, И.Т. Балабанов. – СПб.: Изд-во «Питер», 2006. – 192 с.
13. Бригхем Ю.Ф. Энциклопедия финансового менеджмента: Сокр. пер. с англ. / Ю.Ф. Бригхем; ред. кол.: А.М. Емельянов, В.В. Воронов, В.И. Кусилин и др. – 5-е изд. – М.: РАГС: ОАО «Изд-во «Экономика», 2007. – 832 с.
14. Дадашев, А.З. Финансовая система России: Учебное пособие / А.З. Дадашев, Д.Г. Черник. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 248 с.
15. Данилов В.В. Создание и развитие инвестиционного банка в России / В.В. Данилов. – М.: Перспектива, 2006. – 500 с.
16. Долан Э.Дж. Деньги, банковское дело и кредитно-денежная политика / Э.Дж. Долан, К. Д. Кэнбел, Р.Дж. Кэнбел; пер. с англ. В.Лукашевича и др.; Под общ. ред. В.Лукашевича. – СПб., 2006. – 448 с.
17. Дутуев М.К. Как обеспечить дополнительные поступления в бюджет / М.К. Дутуев // Российский налоговый курьер. – 2005. – № 19. – С. 15-19.
18. Жилкина М. Государственное регулирование деятельности страховых агентов и брокеров / М. Жилкина // Финансовая газета. Региональный выпуск. – 2005. – № 2. – С. 4-6.
19. Жоромская Н.Н. О совершенствовании бюджетной классификации РФ / Н.Н. Жоромская, Н.Ю. Дикова // Налоговый вестник. – 2002. – № 8. – С. 5-9.
20. Игудин А.Г. О принципах реформирования межбюджетных отношений / А.Г. Игудин // Финансы. – 2004. – № 8. - С.6.
21. Коков В. Возрастающая ответственность государства / В. Коков // Российский экономический журнал. – 2005. – № 3. – С. 3.
22. Колтынюк Б. А. Ценные бумаги: Учебник/ Б. А. Колтынюк. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2004. – 487 с.
23. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ, части второй (постатейный). 2-ое изд. испр. и доп. / Руковод. авторск. колл. и ответств. редакт. д.ю.н., проф. О.Н.Садиков. - М.: Юрид.фирма КОНТРАКТ: Изд.группа ИНФРА.М - НОРМА, 2004. – 527 с.
24. Курс экономики: Учебник. Под. ред. Б. А. Райзберга. – ИНФРА-М, 2003. – 329 с.
25. Лушин С.И. Государственные финансы в новых условиях / С.И. Лушин // Финансы. – 2004. – № 5. – С. 14-16.
26. Миркин Я. М. Ценные бумаги и фондовый рынок / Я. М. Миркин. – М.: Перспектива, 2006. – 550 с.
27. Миркин Я. Рынок ценных бумаг России: воздействие фундаментальных факторов, прогноз и политика развития / Я. М. Миркин. — М.: Альпина Паблишер, 2005. — 624 с.
28. Митяев Д. Экономическая политика при возврате к мобилизационной модели развития / Д. Митяев // Российский экономический журнал. – 2005. – № 4. – С. 11.
29. Налоги и налоговое право. Учебное пособие / Под ред. А. В. Брызгалина. – М.: Аналитика – Пресс, 2004. – 412 с.
30. Налоги и налогообложение: Учебн. пособие для вузов/ И.Г. Русакова, В.В. Кашин, А.В. Толкушкин и др.; Под ред. И.Г. Русаковой, В.А. Кашина. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2003. – 495 с.
31. Общая теория денег и кредита: Учебник /Под ред. Проф. У.Ф. Жукова.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005. – 104 с.
32. Петров В.А. Основные направления бюджетной политики до 2010 года / В.А. Петров // Финансы. – 2004. – № 5. – С. 35-39.
33. Проблемы доходной базы бюджетов субъектов Федерации // Финансы. – 2005. – № 8. – С. 63-66.
34. Рубцов Б.Б. Зарубежные фондовые рынки: инструменты, структура, механизм функционирования / Б.Б. Рубцов. – М.: ИНФРА-М., 2006. – 104 с.
35. Рыбчак Е. Слияние инвестиционных компаний. Оценочный аспект / Е. Рыбчак, О. Щербакова // Финансовая газета. – 2006. – №8, 10, 11.
36. Рынок ценных бумаг: Учебник /Под ред. В.А. Галанова, А.И. Басова. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 152 с.
37. Сабанти, Б.М. Теория финансов: Учебное пособие / Б.М. Сабанти. – 2-изд. – М.: Издательство «Менеджер», 2007. – 192 с.
38. Тьюлз Р. Фондовый рынок.- 6-е изд.: Пер. с англ./ Р. Тьюлз, Э. Бредли, Т. Тьюлз. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 648 с.
39. Улюкаев А. Государственные финансы и региональное развитие / А. Улюкаев // Вопросы экономики. – 2005. – № 3. – С. 15-18.
40. Финансы и кредит: Учеб. пособие / Под ред. проф. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 512 с.
41. Финансы и кредит: Учебник / Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. Г.Н. Белоглазовой. – М.: Юрайт-Издат, 2006. – 575 с.
42. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. – 2-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 512 с.
43. Финансы: Пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2006. – 560 с.
44. Финансы: Учебник / Под ред. проф. С.И. Лушина, проф. В.А. Слепова. – М.: Изд-во Российской экон. акад., 2005. – 384 с.
45. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 607 с.
46. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2006. – 527 с.
47. Финансы: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. В.В. Ковалева. – М.: ТК Велби: Изд-во «Проспект», 2006. – 634 с.
48. Финансы: Учебное пособие / Под ред. проф. А.М. Ковалевой. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 384 с.
49. Ценные бумаги: Учебник /Под ред. В.И. Колесникова, В.С. Торкановского. - М.: Финансы и статистика, 2006. – 416 с.
50. Чесноков А.С. Рынок ценных бумаг, фондовые биржи, брокерская и дилерская деятельность / А.С. Чесноков. – М.: АО «МЕНАТЕП — ИНФОРМ», 2005. – 541 с.
Приложение 1
Динамика поступлений по добровольному страхованию
┌┬────────┬──────────┬────────┬───────────┐
│ │Личное стра-│Имущественное│Страхование│По всем видам│
│ │хование │страхование │ответствен-│добровольного │
│ │ │ │ности │страхования │
├┼─────────┼────────┼────────┼────────────┤
│Поступление стра-│ │ │ │ │
│ховых взносов за│ │ │ │ │
│год (млн. руб.) │ │ │ │ │
│2004 │ 44540,0 │ 26315,3 │ 4477,0 │ 75332,3 │
│2005 │ 96295,9 │ 38417,4 │ 6605,6 │ 141318,9 │
│2006 │ 168986,4 │ 58100,3 │ 9234,8 │ 236321,5 │
├┼─────────┼─────────┼────────┼───────────┤
│Прирост страховых│ │ │ │ │
│взносов за год│ │ │ │ │
│(млн руб.) │ │ │ │ │
│2004 │ 26859,7 │ 17276,9 │ 3051,2 │ 47187,8 │
│2005 │ 51755,9 │ 12102,1 │ 2128,6 │ 65986,6 │
│2006 │ 72690,5 │ 19682,9 │ 2629,2 │ 95002,6 │
├┼────────┼──────────┼────────┼───────────┤
│Темп прироста│ │ │ │ │
│взносов за год│ │ │ │ │
│(%) │ │ │ │ │
│2004 │ 151,9 │ 191,1 │ 214,0 │ 167,7 │
│2005 │ 116,2 │ 46,0 │ 47,5 │ 87,6 │
│2006 │ 75,5 │ 51,2 │ 39,8 │ 67,2 │
└──┴───────┴─────────┴────────┴───────────┘
Приложение 2
Динамика страховых выплат по добровольному страхованию
┌┬────────┬──────────┬────────┬───────────┐
│ │Личное стра-│Имущественное│Страхование│ По всем видам│
│ │хование │страхование │ответствен-│ добровольного│
│ │ │ │ности │ страхования │
├┼────────┼──────────┼────────┼───────────┤
│Сумма страховых│ │ │ │ │
│выплат за год│ │ │ │ │
│(млн руб.) │ │ │ │ │
│2004 │ 36279,7 │ 6607,8 │ 480,2 │ 43367,7 │
│2005 │ 85810,9 │ 8247,9 │ 564,8 │ 94623,5 │
│2006 │ 125125,2 │ 8561,1 │ 928,9 │ 134615,2 │
├┼────────┼──────────┼────────┼───────────┤
│Прирост страховых│ │ │ │ │
│выплат за год│ │ │ │ │
│(млн.руб.) │ │ │ │ │
│2004 │ 20324,3 │ 3468,0 │ 191,7 │ 23984,0 │
│2005 │ 49531,1 │ 1640,1 │ 84,6 │ 51255,8 │
│2006 │ 39314,4 │ 313,2 │ 364,1 │ 39991,7 │
├┼────────┼──────────┼────────┼───────────┤
│Темп прироста│ │ │ │ │
│выплат за год│ │ │ │ │
│(%) │ │ │ │ │
│2004 │ 127,4 │ 110,5 │ 66,4 │ 123,7 │
│2005 │ 136,5 │ 24,8 │ 17,6 │ 118,2 │
│2006 │ 45,8 │ 3,8 │ 64,5 │ 42,3 │
└┴────────┴──────────┴────────┴───────────┘
Приложение 3
Группировка действующих кредитных организаций по величине зарегистрированного уставного капитала в 2005-2007 гг.
Дата | До 3 млн. руб. | От 3 до 10 млн. руб. | От 10 до 30 млн. руб. | От 30 до 60 млн. руб. | От 60 до 150 млн. руб. | От 150 до 300 млн. руб. | От 300 млн. руб. и выше | Всего | |||||||
Коли- чество | Уд. вес (%) | Коли- чество | Уд. вес (%) | Коли- чество | Уд. вес (%) | Коли- чество | Уд. вес (%) | Коли- чество | Уд. вес (%) | Коли- чество | Уд. вес (%) | Коли- чество | Уд. вес (%) | ||
2005 | 43 | 3,6 | 87 | 7,3 | 168 | 14,1 | 182 | 15,3 | 226 | 19,0 | 217 | 18,3 | 266 | 22,4 | 1 189 |
2006 | 42 | 3,6 | 85 | 7,2 | 165 | 13,9 | 176 | 14,9 | 226 | 19,1 | 223 | 18,9 | 266 | 22,5 | 1 183 |
2007 | 42 | 3,6 | 85 | 7,2 | 159 | 13,4 | 177 | 15,0 | 222 | 18,8 | 229 | 19,4 | 269 | 22,7 | 1 183 |
Приложение 4
Отдельные показатели деятельности кредитных организаций, сгруппированных по величине активов по состоянию на 1 января 2007 года (млн. руб.)
| Группы кредитных организаций, ранжированных по величине активов (по убыванию) | ||||||
1-5 | 6-20 | 21-50 | 51-200 | 201-1000 | 1001-1189 | Итого | |
Количество филиалов на территории Российской Федерации, единиц | 1034 | 452 | 411 | 644 | 674 | 66 | 3281 |
Объем предоставленных кредитов | 4026759 | 1811955 | 1038079 | 1297384 | 698560 | 7328 | 8880063 |
Объем вложений в государственные ценные бумаги | 351484 | 54195 | 41209 | 61730 | 28526 | 100 | 537245 |
Объем вложений в векселя | 25065 | 31137 | 37289 | 63970 | 71259 | 526 | 229245 |
Объем вложений в акции и паи предприятий и организаций-резидентов (кроме банков) | 46138 | 58393 | 26875 | 47166 | 15897 | 170 | 194639 |
Сумма средств предприятий и организаций на счетах | 844872 | 373839 | 299906 | 450242 | 386523 | 5867 | 2361249 |
Сумма бюджетных средств на счетах | 14348 | 15047 | 1502 | 7734 | 3932 | 38 | 42600 |
Объем вкладов физических лиц | 2288993 | 476492 | 291367 | 437203 | 296940 | 2488 | 3793482 |
Стоимость обращающихся на рынке долговых обязательств | 368765 | 184564 | 138042 | 244001 | 82399 | 331 | 1018101 |
Собственные средства (капитал) | 607028 | 329981 | 218722 | 299629 | 231815 | 5538 | 1692714 |
Всего активов | 5968490 | 2871514 | 1701686 | 2193692 | 1291630 | 18549 | 14045561 |
Приложение 5
Рассмотрение и утверждение бюджетов
┌──────────────────────────┐
│Основы рассмотрения и утверждения бюджетов (ст. 184-191 БК РФ)│
│* Правительство РФ, высшие исполнительные органы субъектов РФ, местные администрации вносят на│
│ рассмотрение соответствующего законодательного (представительного) органа проект бюджета на│
│ очередной финансовый год и плановый период в сроки: │
│ - проект федерального закона - до 24 часов 26 августа │
│ - проект закона субъекта РФ - в сроки, установленные законом субъекта РФ, но не позднее 15│
│ октября │
│ - проект решения о местном бюджете - в сроки, установленные муниципальным правовым актом│
│ представительного органа муниципального образования, но не позднее 15 ноября │
│* Документы и материалы, представляемые одновременно с проектом бюджета - ст. 184.2 БК РФ │
│* Одновременно с проектом закона о бюджете на очередной финансовый год рассматриваются и│
│ утверждаются проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов │
│* Законы о внесении изменений в налоговое законодательство РФ вносятся субъектом права│
│ законодательной инициативы на рассмотрение и утверждение законодательным (представительным)│
│ органом до принятия закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год │
│* Одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете Правительство РФ вносит в│
│ Государственную Думу проекты федеральных законов: │
│ - о внесении изменений и дополнений в законодательство о налогах и сборах │
│ - о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ │
│ - о внесении изменений и дополнений в федеральный закон «О бюджетной классификации РФ» │
│ - проекты федеральных законов о повышении минимального размера пенсии, о порядке индексации и│
│ перерасчета государственных пенсий, о повышении минимального размера оплаты труда, если такая│
│ индексация предусмотрена проектом │
│ - об утверждении отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных │
│ внебюджетных фондов РФ в отчетном финансовом году │
│ - о страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на│
│ производстве и профессиональных заболеваний на очередной финансовый год и плановый период │
│* До 1 августа текущего финансового года Правительство РФ вносит на рассмотрение проект│
│ федерального закона о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды │
│ Процедура рассмотрения и утверждения федерального бюджета (ст. 192-200 БК РФ) │
│ Подготовка законопроекта к первому чтению │
│ ┌────────────┐ ┌───────────────────┐ │
│ │ ЦБ РФ │ │ Правительство РФ │ │
│ │ ┌───────────────────────┐ │ │ │ │
│ │ │Направление проекта основных│ │ │ ┌────┐ ┌─────┐ │ │
│ │ │направлений единой государственной│ │ │ │Представление│ │Внесение на│ │ │
│ │ │денежно-кредитной политики на│ │ │ │проекта │ │рассмотрение в ГД│ │ │
│ │ │очередной финансовый год и плановый│ │ │ │законопроекта│ │проектов федеральных│ │ │
│ │ │период Президенту РФ и в Правительство│ │ │ │Президенту РФ│ │законов │ │ │
│ │ │РФ │ │ │ └─────────────┘ └─────┬────┘ │ │
│ │ └─────────────────────────────┘ │ │ │ │ │
│ │ ┌───────────┐ │ │ ┌─────────────────┐ │ │ │
│ │ │Представление указанного│ │ │ │Доработка материалов - │ │ │ │
│ │ │проекта в ГД │ │ │ │10 дней │◄──────┼──────┼─┐ │
│ │ └─────────┘ │ │ └──────┬───────────┘ │ │ │ │
│ └──────┼───────┘ └──────┼──────┼──────┘ │ │
│ ▼ до 26 августа текущего года ▼ ▼ │ │
│ ┌───────┐ ┌──────────────────────────┐ │ │
│ │ Комитет ГД РФ по бюджету │ │ Совет Государственной Думы │ │ │
│ │ │ │ (Председатель ГД - в период парламентских каникул) ├ ┼─ ─┐ │
│ │ ┌───────┐ │ │ ┌─────────────────────┐ │ │ │ │
│ │ │Подготовка заключения│◄┼──┼───┤ Направление материалов в Комитет ГД по бюджету │ │ │ │
│ │ │о полноте│ │ │ └──────────────┘ │ │ │ │
│ │ │представленных │ │ │ ┌─────────────────┐ │ │ │
│ │ │материалов ├─┼──┼─────────────►│ Принятие решения │ │ │ │ │
│ │ └────────┘ │ │ └──┬────────┬──┘ │ │ │
│ │ │ │ ▼ ▼ │ │ │ │
│ │ ┌────────┐ │ │ ┌───────────┐ ┌───────┐ │ │ │
│ │ │Подготовка заключения│ │ │ │Принятие проекта закона к│ │Возвращение проекта├─┼─┘ │ │
│ │ │по законопроект и│ │ │ │рассмотрению │ │закона на доработку │ │ │
│ │ │проекта постановления│ │ │ └────┬───┬─┘ └───┘ │ │ │
│ │ │ГД о принятии в первом│ │ │ │ │ │ │
│ │ │чтении проекта│ │ │ │ │ ┌────┐ │ │ │
│ │ │федерального закона о│ │ │ │ │ │Направление проекта│ │ │
│ │ │федеральном бюджете и│ │ │ ▼ │ │закона для внесения│ │ ┌─┴─┐ │
│ │ │об основных│ │ │ ─┐ │ │замечаний и предложений│ │ │ │ │
│ │ │характеристиках │ │ │ │Определение комитетов-│ │ │в Совет Федерации,│ │ │30 │ │
│ │ │федерального бюджета│ │ │ │соисполнителей по│ │ │комитеты ГД, другим│ │ │ │ │
│ │ │на очередной│ │ │ │рассмотрению отдельных│ └─►│субъектам права│ │ │ д │ │
│ │ │финансовый год и│ │ │ │разделов проекта│ │законодательной │ │ │ н │ │
│ │ │плановый период,│ │ │ │закона │ │инициативы, а также в│ │ │ е │ │
│ │ │представление их на│ │ │ │Счетную палату РФ на│ │ │ й │ │
│ │ │рассмотрение ГД │ │ │ │заключение │ │ │ │ │
│ │ └───────┘ │ │ └─────────┘ │ └─┬─┘ │
│ └──────┬────┘ └──────────────────────┘ │ │
│ │ ┌──────────────────────┐ │
│ │ │Комитеты ГД РФ, субъекты права законодательной│ │ │
│ │ │инициативы │ │
│ │ │Подготовка заключения по законопроекту │ │ │
│ │ └──────────────────────────────────┘ │
│ │ ┌───────────────────────────────────┐ │ │
│ └──────►│ Первое чтение законопроекта в ГД РФ ├── ──┘ │
│ └───────────────────────────────┘ │
└────────────────────────────────────────┘
Приложение 6
┌─────────────────────────────┐
│ Процедура рассмотрения и утверждения федерального бюджета (продолжение) │
│ ┌─────────────────────────────┐ │
│ │ Первое чтение законопроекта в ГД РФ (ст. 201-204 БК РФ) │ │
│ │* При рассмотрении проекта закона о бюджете в первом чтении обсуждаются: │ │
│ │ - концепция бюджета │ │
│ │ - прогноз социально-экономического развития РФ │ │
│ │ - основные направления бюджетной и налоговой политики │ │
│ │Предмет рассмотрения проекта в первом чтении - п. 2 ст. 199 БК РФ │ │
│ │ ┌──────────────────────────────────┐ │ │
│ │ │ Государственная Дума │ │ │
│ │ │ ┌───────────┐ ┌── ──── ─── ─┐ │ ┌─────┐ │ │
│ │ │ │Заслушивание доклада Правительства РФ,│ │ │Новое Правительство РФ│ │ │
│ │ │ │содокладов Комитета по бюджету и│ │Повторное │ │ │Разработка нового│◄─┐ │ │
│ │ │ │комитета-соисполнителя, ответственного│ рассмотрение ◄┼──┤варианта законопроекта│ │ │ │
│ │ │ │за прогноз социально-экономического│◄──┤законопроекта│ │ │- 30 дней │ │ │ │
│ │ │ │развития, доклада Председателя Счетной│ │ └───┘ │ │ │
│ │ │ │палаты РФ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ └─┬──┘ └ ─ ┬── ─ ┘ │ ┌─ ─── ─ ─── ─── ─── ┐ │ │ │
│ │ │ │ ▼ ▲ │ Согласительная │ │ │
│ │ │ │ ┌─ ─── ─── ─── ─── ─── ─── ─── ─── ┐ │ ┌─┼─►│ комиссия - 10 дней │ │ │ │
│ │ │ ▼ Принятие решение при повторном │ │ └ ── ── ─┬─ ─── ─┬── ┘ │ │ │
│ │ │ ┌──┐ │рассмотрении законопроекта - 10│ │ │ │ ▼ │ │ │
│ │ │ │Принятие решения│ дней │ │ ┌────────┼───┐ │ │ │
│ │ │ └┬──┬─┘ └─ ─── ─── ─── ─── ─── ─── ─── ─── ┘ │ │ │ │Правительство РФ ▼ │ │ │ │
│ │ │ │ ┌─── ┼── ─── ─── ─── ─── ──┤ │ │ │ ┌─ ─── ─── ─── ─── ┐ │ │ │ │
│ │ │ │ │ ▼ │ │ │ │ │Внесение на│ │ │ │ │
│ │ │ │ │ └►┌─────────────────┐ │ │ │ рассмотрение │ │ │ │
│ │ │ ▼ ▼ ┌─┤Отклонить законопроект │ │ │ │ │согласованных │ │ │ │ │
│ │ │ ┌────────────┐ │ └─┬────────────┘ │ │ │ характеристик │ │ │ │
│ │ │ │Принять │ │ ┌──────┐ ├─┼─┼ ─┼─┤бюджета │ │ │ │ │
│ │ │ │законопроект│ │ │ │Передать законопроект в│ │ │ │ └ ─── ─── ─── ─── ─┘ │ │ │ │
│ │ │ │в первом│ │ │согласительную комиссию для├─┼─┘ │ │ ┌─ ─── ─── ─── ─── ┐ │ │ │ │
│ │ │ │чтении │ ├───┼──►│разработки согласованных│ │ │ │Доработка │ │ │ │ │
│ │ │ └─────┬──────┘ │ │основных характеристик│ │ │ │ законопроекта и │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │бюджета │ └ ──┼─ ┼─┐внесение на│ │ │ │ │
│ │ │ │ │ └────────────┘ │ │ │повторное │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ ┌───────────────┐ │ │ рассмотрение - │ │ │ │
│ │ │ ▼ ├─── ──►│Вернуть законопроект на│ │ │ │20 дней │ │ │ │ │
│ │ │ ┌───┐ │ │ │доработку │ │ │ └ ─── ─┘ │ │ │ │
│ │ │ │Утвердить │ │ └─────────┘ │ └─────────┘ │ │ │
│ │ │ │основные ха-│ │ │ ┌──────────┐ │ │ │ │
│ │ │ │рактеристики│ │ └ ─►│Отклонить законопроект и│ │ │ │ │
│ │ │ │бюджета │ │ │поставить вопрос о доверии├──┼───┘ │ │
│ │ │ └─────┬───┘ └──────►│Правительству РФ │ │ │ │
│ │ │ │ └──────────┘ │ │ │
│ │ └───────┼──────────────────────────┘ │ │
│ │ │ Повторное отклонение проекта возможно только в случае постановки вопроса о│ │
│ │ │ доверии Правительству РФ │ │
│ └─────────┼────────────────────────────┘ │
│ ▼ │
│ ┌──────────────────────────────────────┐ │
│ │ Второе чтение законопроекта в ГД РФ (ст. 205 БК РФ) │ │
│ │ │ │
│ │Предмет рассмотрения проекта федерального бюджета во втором чтении - п. 2 ст. 205 БК РФ │ │
│ │ ┌───────┐ ┌──────────┐ ┌─────────────┐ │ │
│ │ │ │ │ Комитет по бюджету КД РФ │ │ Профильные │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ комитеты │ │ │
│ │ │ │ │ ┌───────────┐ │ │ │ │ │
│ │ │Субъекты права │ │ │Подготовка сводных таблиц поправок и│ │ │ ┌───────────────┐ │ │ │
│ │ │законодательной├──┼►│направление их в соответствующие профильные├─┼──┼►│Рассмотрение │ │ │ │
│ │ │ инициативы │ │ │комитеты и в Правительство РФ │ │ │ │таблиц поправок│ │ │ │
│ │ │ Направление │ │ └──────┘ │ │ └──────────┘ │ │ │
│ │ │ поправок по │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ предмету │ │ ┌────────────────┐ │ │ │ │ │
│ │ │ второго │ │ │Рассмотрение материалов, принятие решения,│ │ │ ┌───────────────┐ │ │ │
│ │ │ чтения │ │ │формирование сводных таблиц поправок,│◄┼──┼─┤Предоставление │ │ │ │
│ │ │ │ │ │рекомендованных к принятию или отклонению,│ │ │ │результатов │ │ │ │
│ │ │ │ │ │вынесение их на рассмотрение ГД РФ │ │ │ │рассмотрения │ │ │ │
│ │ │ │ │ └──────────────┘ │ │ └──────────┘ │ │ │
│ │ └─────┘ └──────┬───────────────┘ └───┘ │ │
│ │ ▼ │ │
│ │ ┌─────────────────────────────┐ │ │
│ │ │ Государственная Дума │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ │ │Рассмотрение проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый│ │ │
│ │ │год и плановый период во втором чтении в течение 35 дней со дня его принятия в первом│ │ │
│ │ │чтении │ │ │
│ │ └───────────────┬───────────────────┘ │ │
│ │ 15 дней ▼ │ │
│ │ ┌────────────────┐ │ │
│ │ │Третье чтение законопроекта в ГД РФ │ │ │
│ │ └────────────────────┘ │ │
│ └────────────────────────────────┘ │
└─────────────────────────┘
Приложение 7
┌─────────────────────────────────┐
│ Процедура рассмотрения и утверждения федерального бюджета │
│ (продолжение) │
│ │
│ ┌───────────────────────┐ │
│ │ Второе чтение законопроекта │ │
│ └──────────────┬─────────────────┘ │
│ 15 дней │ │
│ ▼ │
│ ┌──────────────────────────────────────┐ │
│ │ Третье чтение законопроекта в ГД РФ (ст. 207-210 БК РФ) │ │
│ │ │ │
│ │При рассмотрении в третьем чтении в соответствии с распределением бюджетных ассигнований по│ │
│ │разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального│ │
│ │бюджета, предусмотренным отдельными приложениями к федеральному закону о федеральном бюджете,│ │
│ │принятыми во втором чтении, утверждаются ведомственная структура расходов федерального бюджета│ │
│ │на очередной финансовый год и на первый и второй годы планового периода │ │
│ │ │ │
│ │ ┌──────────┐ ┌─────────────────┐ │ │
│ │ │ Государственная Дума │ │ Совет Федерации - 14 дней │ │ │
│ │ │ ┌──────────────┐ │ │ ┌────────────┐ │ │ │
│ │ │ │ Третье чтение законопроекта - 15 дней │ │ │ │Рассмотрение законопроекта и принятие│ │ │ │
│ │ │ │ (ст. 208 БК РФ) ├─┼──┼►│решения (закон голосуется на предмет│ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │его одобрения в целом) │ │ │ │
│ │ │ │Законопроект голосуется в целом │ │ │ └────────┬─────────┬───────┘ │ │ │
│ │ │ └──────────────────────────────┘ │ │ ▼ ▼ │ │ │
│ │ │ │ │ ┌─────────┐ ┌────────────────┐ │ │ │
│ │ │ ┌─ ─── ─── ─── ─── ─── ─── ─── ─── ─── ──┐ │ │ │ Отклонение │ │ Одобрение │ │ │ │
│ │ │ Повторное рассмотрение и принятие ─┼ ─┼►│ законопроекта │ │ законопроекта │ │ │ │
│ │ │ │законопроекта в одном чтении (при│ │ │ └────────┬───────┘ └─────────────┬──┘ │ │ │
│ │ │ несогласии с решением СФ РФ законопроект │ └──────────┼─────────────────────────┼────┘ │ │
│ │ │ │считается принятым, если проголосовало не│ │ ▼ │ │ │
│ │ │ менее 2/3 общего числа депутатов ГД РФ) │ ┌─ ─── ─── ─── ─── ─── ─── ─── ─── │ │ │
│ │ │ └─ ─── ─── ─── ─── ─── ─── ─── ─── ─── ──┘◄┼─ ┤Согласительная комиссия (10 дней)│ │ │ │
│ │ └────┘ └─ ─── ─── ─── ─── ─── ─── ─── ─── │ │ │
│ │ ▲ │ │ │
│ └─────────────────┼─────────┼──────┘ │
│ │ 5 дней │ │
│ │ ▼ │
│ ┌─────────────────────┴────────────────┐ │
│ │ Президент РФ │ │
│ │ ┌────────────┐ ┌────────────────┐ │ │
│ │ │Подписание и обнародование законопроекта│ │Отклонение законопроекта│ │ │
│ │ └────────────────────┘ └───────────┘ │ │
│ └───────────────────────────┘ │
│ ┌─────────────────────────────────────┐ │
│ │ Рассмотрение секретных статей федерального бюджета │ │
│ │ │ │
│ │* Секретные статьи федерального бюджета рассматриваются на закрытом заседании палат│ │
│ │ Федерального Собрания РФ. Материалы к секретным статьям федерального бюджета рассматриваются│ │
│ │ исключительно председателями палат Федерального Собрания РФ и специальными комиссиями палат │ │
│ │* Принятие специальных секретных программ и включение их в состав тех или иных расходов│ │
│ │ федерального бюджета осуществляется по представлению Президента РФ │ │
│ └──────────────────────────────────┘ │
└────────────────────────────────────────┘
Приложение 8
┌─────────────────────────────────────────┐
│ ┌──────────────────────────────────────┐ │
│ │ Временное управление бюджетом (ст. 190-191 БК РФ) │ │
│ │ │ │
│ │* Орган, исполняющий бюджет, правомочен, если закон (решение) о бюджете не вступил(-о) в силу:│ │
│ │ ┌──────────────┐ ┌──────────────────────────────┐ │ │
│ │ │ с начала финансового года │ │ через три месяца после начала финансового года │ │ │
│ │ │ ┌─────────────┴──┴────────────────┐ │ │ │
│ │ │ │* осуществлять расходование бюджетных средств (при условии, что из бюджета на│ │ │ │
│ │ │ │ предыдущий финансовый год на эти цели уже выделялись средства) в размере не более│ │ │ │
│ │ │ │ 1/4 ассигнований предыдущего года в расчете на квартал (не более 1/12 - в расчете на│ │ │ │
│ │ │ │ месяц) на: │ │ │ │
│ │ │ │ - цели, определенные законодательством │ │ │ │
│ │ │ │ - продолжение финансирования инвестиционных объектов, государственных контрактов │ │ │ │
│ │ │ │ - оказание финансовой помощи бюджетам других уровней │ │ │ │
│ │ │ │* не финансировать расходы, не предусмотренные проектом закона (решения) о бюджете на│ │ │ │
│ │ │ │ очередной финансовый год │ │ │ │
│ │ │ │* применять размер и порядок, определенный законом о бюджете на предыдущий год, ставки│ │ │ │
│ │ │ │ зачисления (нормативы) регулирующих налогов и нормативы централизации доходов в│ │ │ │
│ │ │ │ бюджеты других уровней для финансирования централизованных мероприятий, а также│ │ │ │
│ │ │ │ порядок распределения средств на оказание финансовой помощи бюджетам других уровней │ │ │ │
│ │ │ └──────────┬──┬──────────────────┘ │ │ │
│ │ └─────────┘ └──────────┬────────────┘ │ │
│ │ ▼ │ │
│ │ ┌──────────────────────────────┐ │ │
│ │ │ Орган, исполняющий бюджет, не имеет права: │ │ │
│ │ │- предоставлять бюджетные средства на инвестиционные цели, на возвратной основе,│ │ │
│ │ │ предоставлять субвенции негосударственным юридическим лицам │ │ │
│ │ │- осуществлять заимствования в размере более 1/8 объема заимствований предыдущего года в│ │ │
│ │ │ расчете на квартал │ │ │
│ │ │- формировать резервные фонды органов исполнительной власти и осуществлять расходы из этих│ │ │
│ │ │ фондов │ │ │
│ │ └──────────────────────────────────┘ │ │
│ │Если закон (решение) о бюджете вступает в силу после начала финансового года и исполнение│ │
│ │бюджета до его вступления силу осуществляется в порядке, приведенном выше, орган│ │
│ │исполнительной власти представляет на рассмотрение и утверждение законодательного│ │
│ │(представительного) органа проект закона (решения), уточняющий показатели бюджета (в течение│ │
│ │двух недель со дня вступления в силу закона) │ │
│ └─────────────────────────────────────┘ │
│ ┌──────────────────────────────────────┐ │
│ │ Внесение изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете │ │
│ │ (ст. 212, 213 БК РФ) │ │
│ │ │ │
│ │* Изменения и дополнения в федеральный закон о федеральном бюджете вносятся на основании│ │
│ │ соответствующих проектов законов, представляемых в Государственную Думу Правительством РФ │ │
│ │ ┌────────────────────────────┐ │ │
│ │ по всем вопросам, являющимся │ Субъекты законодательной инициативы │ │ │
│ │ предметом правового регулирования │вправе внести на рассмотрение ГД указанный проект│ │ │
│ │ федерального закона о федеральном │закона в случаях: │ │ │
│ │ бюджете, в том числе в части, │- превышения доходов над учтенными в бюджете более│ │ │
│ │ изменяющей: │ чем на 10%, если Правительство РФ не внесло│ │ │
│ │ - основные характеристики │ соответствующий законопроект в течение 10 дней со│ │ │
│ │ федерального бюджета и │ дня рассмотрения ГД отчета об исполнении закона о│ │ │
│ │ распределение регулирующих доходов │ федеральном бюджете за первое полугодие │ │ │
│ │ между уровнями бюджетной системы │- выявления нецелевого и неэффективного│ │ │
│ │ - распределение расходов федерального │ использования средств федерального бюджета,│ │ │
│ │ бюджета по разделам функциональной │ подтвержденного проверками Счетной палаты РФ и│ │ │
│ │ и ведомственной классификаций │ федеральных органов исполнительной власти,│ │ │
│ │ расходов │ осуществляющих функции финансово-бюджетного│ │ │
│ │ │ надзора в финансово-бюджетной сфере │ │ │
│ │ └───────────────────────┘ │ │
│ │* Государственная Дума рассматривает указанный законопроект во внеочередном порядке в течение│ │
│ │ 15 дней в трех чтениях │ │
│ └──────────────────────────────────────┘ │
└────────────────────────────────────┘
[1] Финансы: Учебник / Под ред. проф. С.И. Лушина, проф. В.А. Слепова. – М.: Изд-во Российской экон. акад., 2005. – С. 68.
[2] Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2006. – С. 55.
[3] Финансы и кредит: Учеб. пособие / Под ред. проф. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2005. – С. 17.
[4] Финансы и кредит: Учебник / Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. Г.Н. Белоглазовой. – М.: Юрайт-Издат, 2006. – С. 36.
[5] Дадашев, А.З. Финансовая система России: Учебное пособие / А.З. Дадашев, Д.Г. Черник. – М.: ИНФРА-М, 2007. – С. 3.
[6] Финансы: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. В.В. Ковалева. – М.: ТК Велби: Изд-во «Проспект», 2006. – С. 14.
[7] Финансы: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – С. 73.
[8] Балабанов, А.И. Финансы / А.И. Балабанов, И.Т. Балабанов. – СПб.: Изд-во «Питер», 2006. – С. 32.
[9] Финансы и кредит: Учеб. пособие / Под ред. проф. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2005. – С. 23
[10] Финансы: Учебник / Под ред. проф. С.И. Лушина, проф. В.А. Слепова. – М.: Изд-во Российской экон. акад., 2005. – С. 69.
[11] См.: Дадашев, А.З. Финансовая система России: Учебное пособие / А.З. Дадашев, Д.Г. Черник. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 248 с.
[12] Финансы и кредит: Учеб. пособие / Под ред. проф. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2005. – С. 17.
[13] Финансы: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – С. 253.
[14] Бабич, А.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. – М.: Финансы: ЮНИТИ, 2005. – С. 412.
[15] См.: Финансы: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. В.В. Ковалева. – М.: ТК Велби: Изд-во «Проспект», 2006. – 634 с.
[16] Сабанти, Б.М. Теория финансов: Учебное пособие / Б.М. Сабанти. – 2-изд. – М.: Издательство «Менеджер», 2007. – С. 20.
[17] Сабанти, Б.М. Теория финансов: Учебное пособие / Б.М. Сабанти. – 2-изд. – М.: Издательство «Менеджер», 2007. – С. 22.
[18] Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2006. – С. 268.
[19] Финансы и кредит: Учебник / Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. Г.Н. Белоглазовой. – М.: Юрайт-Издат, 2006. – С. 37.
[20] Балабанов, А.И. Финансы / А.И. Балабанов, И.Т. Балабанов. – СПб.: Изд-во «Питер», 2006. – С. 32
[21] Агрегат денежного обращения М2 равен сумме наличных денег, чековых вкладов и небольших срочных вкладов.
[22] Коков В. Возрастающая ответственность государства / В. Коков // Российский экономический журнал. – 2005. – № 3. – С. 3.
[23] Комментарий к Гражданскому кодексу РФ, части второй (постатейный). 2-ое изд. испр. и доп. / Руковод. авторск. колл. и ответств. редакт. д.ю.н., проф. О.Н.Садиков. - М.: Юрид.фирма КОНТРАКТ: Изд.группа ИНФРА.М - НОРМА, 2004. – С. 164.
[24] Бюджетная система России: Учебник для вузов/ Под. ред. проф. Г. Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – С. 34.
[25] Улюкаев А. Государственные финансы и региональное развитие / А. Улюкаев // Вопросы экономики. – 2005. – № 3. – С. 16
[26] Жоромская Н.Н. О совершенствовании бюджетной классификации РФ / Н.Н. Жоромская, Н.Ю. Дикова // Налоговый вестник. – 2002. – № 8. – С. 5.
[27] Игудин А.Г. О принципах реформирования межбюджетных отношений / А.Г. Игудин // Финансы. – 2004. – № 8. – С. 6.
[28] Березин М.Ю. Механизм образования в бюджетах собственных, закрепленных и регулирующих налоговых доходов / М.Ю. Березин // Право и экономика. – 2005. – № 12. – С. 45.
[29] Губко А. «Зависшие» платежи в бюджет / А. Губко // Финансовая газета. – 2005. – № 29. – С. 9.
[30] СЗ РФ. – 1999. – № 30. – Ст. 3829.
[31] Берзон Н. И. Фондовый рынок/ Н. И. Берзон и др.; Под ред. Н. И. Берзона. – М.: Вита-Пресс, 2006. – С. 214.
[32] Ценные бумаги: Учебник /Под ред. В.И. Колесникова, В.С. Торкановского.- М.: Финансы и статистика, 2006. – С. 362.
ВВЕДЕНИЕ
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Финансовая и прежде всего бюджетная система оказывают существенное воздействие на рост валового внутреннего продукта и его главную часть — национальный доход, на развитие предприятий и отраслей народного хозяйства и материальное положение широких слоев населения. Главным критерием функционирования предприятий различных форм собственности в современных условиях стала их прибыль.
Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Основу системы государственного регулирования социально-экономических процессов составляют отношения по поводу перераспределения доходов.
Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход от в основном централизованно планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.
В последние годы вопросами создания надежной финансовой системы и проведения государственной финансовой политики посвящается значительное количество публикаций. Однако, единства по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто.
Так, западные крупные экономисты не дают четкого определения финансовой политики. С. Фишер, Р. Дорнбуш и Р.Шмалензи не выделяют финансовую политику как самостоятельное понятие. В то же время они подходят к исследованию данной темы, расширяя определение фискальной политики. Аналогично рассматривают указанную проблему и некоторые другие представители зарубежных экономических школ. В частности К. Р. Макконнелл и С. Л. Брю совмещают понятия финансово-бюджетной и фискальной политики, определяя их как изменения, вносимые правительством в порядок государственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и неинфляционного национального продукта.
Марксисты, видят под финансовой политикой в первую очередь совокупность государственных мероприятий по стабилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для осуществления государством его функций, указывая, что социальная направленность и эффективность воздействия финансовой политики на развитие производительных сил и производственных отношений определяются объективными закономерностями экономического развития, общественно-политическим строем страны.
В советский период в экономической науке разрабатывались вопросы функционирования финансовой системы. Особый вклад в эту область внесли такие отечественные ученые, как А.Н. Ананьич, А.И. Ачкасов, Н.Д. Барковский, А.Н Беличенко, В.И. Бовыкин, Б.В. Боханов, В.П. Комиссаров, Г.Г. Матюхин, О.М. Прексин, С.Л. Ронин, А.Л. Сидоров и многие другие.
Рыночные преобразования в России вызвали появление научных трудов, освещающих различные аспекты функционирования финансовой системы в современных условиях. Указанные проблемы стали активно разрабатываться российскими учеными, среди которых следует выделить работы В.И. Букато, Н.И. Валенцевой, B.C. Геращенко, Ю.В. Головина, Е.Ф. Жукова, Э.В. Искренко, Л.Н. Красавиной, В.В. Круглова, О.И. Лаврушина, В.Д. Миловидова, Д.М. Михайлова, И.Н. Платоновой, A.M. Сарчева, В.Н. Шенаева и других.
Значительный вклад в разработку проблемы функционирования финансовой системы в целом внесли такие зарубежные ученые, как Х.У. Дерих, П. Кругман, М. Обстфельд, М. Пебро, Питер С. Роуз, Максиме В. Энг, Френсис А. Лис, Лоуренс Дж. Мауер., Р.Ф. Бертраме и другие.
Цель данной работы – рассмотреть основы функционирования и порядок регулирования финансовой системы современной России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить экономическую сущность и особенности развития финансовой системы России;
2. Рассмотреть развитие системы бюджетного регулирования в РФ;
3. Теоретически обосновать подходы к управлению развитием банковской системы в РФ;
4. Проанализировать отдельные направления государственной политики в области регулирования финансовых рынков;
5. Обобщить основополагающие аспекты регулирования отдельных звеньев финансовой системы в РФ.
В первой главе определена экономическая сущность и особенности развития финансовой системы, понятие, структура финансовой системы, а также основные направления государственного регулирования финансовой системы в РФ.
Во второй главе дана характеристика системы нормативного регулирования бюджетного устройства и бюджетного процесса, приведены организационные и методические аспекты построения оптимальной системы государственного финансового контроля, а также пути совершенствования системы бюджетного регулирования и бюджетного устройства в РФ.
В третьей главе выполнен анализ отдельных направлений финансовой политики РФ на современном этапе. Для этого обоснованы подходы к управлению развитием банковской системы, рассмотрены основы государственной политики в области регулирования финансовых рынков и обобщены основополагающие аспекты регулирования отдельных звеньев финансовой системы в РФ.
Экономическая сущность и особенности развития финансовой системы России
Дата: 2019-12-22, просмотров: 257.