При анализе конкурентной среды СМС важно установить номенклатуру ее характеризующих показателей. Проведенный информационный поиск показал, что в маркетинговой литературе практически отсутствует четкая регламентация показателей товарной конкурентной среды, несмотря на их большую практическую значимость. В этой связи нами предложен перечень показателей конкурентной среды:
– избыток товаров на рынке;
– ограниченный объём платежеспособного спроса;
– степень насыщенности рынка товарами;
– количество товаров конкурентов;
– количество фирм конкурентов;
– регулирование цен с помощью конкуренции.
Избыток товаров – превышение объема имеющихся на рынке товаров над их реализацией. Определяется как разница между поставляемыми и реализуемыми товарами. Образующийся на рынке избыток товаров и обусловливает возникновение конкурентных отношений между предприятиями и товарами-конкурентами. Избыток товаров может увеличиться за счет уменьшения платежеспособного спроса или, наоборот, снизиться при повышении спроса. Таким образом, избыток товаров служит косвенным дифференциальным показателем ограниченного объема платежеспособного спроса или наличия сильной товарной конкурентной среды. Однако избыток товаров, не пользующихся спросом, лишь создает иллюзию конкурентной среды и удовлетворенного спроса. На самом деле спрос на них недостаточен из-за отсутствия потребительских предпочтений,
Ограниченный объем платежеспособного спроса является наиболее характерным показателем конкурентной среды, которая не может возникнуть и поддерживаться при чрезмерном спросе. Если спрос на товары удовлетворяется недостаточно, конкурентные отношения между товарами и (или) услугами не создаются, а следовательно, они перестают быть конкурентами.
В то же время неудовлетворенный спрос в условиях дефицитного рынка на одни товары может компенсироваться за счет других взаимозаменяемых товаров, несмотря на то, что они может быть и не полностью удовлетворяют потребителей. В этом случае можно говорить не о повышенной конкурентоспособности взаимозаменяемых товаров, а о слабой конкурентной среде на данном сегменте рынка, когда платежеспособный спрос переключается на товары с пониженной привлекательностью для потребителя. Если спрос на эти товары может быть отложен его объем снижается, несмотря на достаточную платежеспособность потребителей.
Таким образом, под ограниченным объемом платежеспособного спроса понимается объем спроса, обусловленный платежеспособностью потребителей и их желанием приобретать необходимые товары (или услуги).
Объем поставок и реализации товаров влияет на степень насыщенности рынка товарами. Избыток товаров определяет высокую степень насыщенности рынка товарами и может привести к затовариванию, то есть к ограниченности рыночного цикла многих товаров во времени, особенно непродовольственных в то время как высокая степень насыщенности рынка для изготовителей и продавцов связана с определенными финансовыми рисками.
Однако наращивание объемов производства и сбыта позволяет увеличивать прибыль, несмотря на предполагаемые риски, связанные с избытком СМС. Снижение этих рисков возможно за счет обеспечения конкурентоспособности товаров и степени насыщенности ими рынка. Насыщенность рынка СМС характеризуется их предложением, товарными запасами, а также интенсивностью сбыта.
Косвенным показателем степени насыщенности рынка может служить количество товаров-конкурентов разных видов. Этот показатель поддается учету регистрационным и экспертным методами. С помощью регистрационного метода определяется – общее количество товаров-конкурентов разных видов, а экспертным методом устанавливается, действительно ли эти товары являются конкурентами на выбранном сегменте рынка. При очевидности конкурентных отношений между товарами применение экспертного метода необязательно. Основанием для его использования может служить недостаточно полный учет всех товаров-конкурентов, что в конечном счете приведет к грубым ошибкам и неверным результатам проведенной оценки количества товаров-конкурентов и степени насыщенности ими рынка.
Избыток СМС и степень насыщенности ими рынка тесно связаны между собой и принципиально отличаются лишь шкалами измерений (дифференциальной или относительной).
Особенностью конкурентной среды является отсутствие государственного регулирования цен.
Основным критерием конкурентоспособности СМС служит степень удовлетворения ими реальных потребностей, что и обусловливает разную привлекательность товаров-конкурентов для потребителей. Однако непосредственное измерение степени удовлетворения потребностей невозможно в силу психофизиологического восприятия потребителями отдельных товаров. Порой разрекламированные товары с невысокими потребительскими свойствами воспринимаются потребителями более благожелательно, чем не рекламируемые товары с одинаковыми и даже повышенными потребительскими свойствами.
Поэтому для оценки конкурентоспособности используются косвенные критерии, которые можно подразделить на две основные группы: потребительские и экономические, которые делятся на:
1) потребительские:
– качество,
– ассортимент;
2) экономические:
– система скидок,
– цена (потребления, реализационная, закупочная).
Потребительские критерии конкурентоспособности определяют потребительскую ценность или полезность товаров и представлены двумя основополагающими характеристиками: качеством и ассортиментом. Указанная группа критериев имеет наибольшую значимость для всех потребителей.
Среди потребительских критериев особое место занимает качество товаров, которое отдельные авторы считают наряду с ценой практически единственным критерием конкурентоспособности товаров. Однако такое представление о сущности конкурентоспособности, обусловленной основополагающими характеристиками товара, неполно.
Привлекательность качества товаров для потребителей в значительной мере обеспечивает их конкурентоспособность. В то же время при оценке качества возникают две проблемы, от разрешения которых во многом зависит достоверность определения конкурентоспособности товаров.
Первая проблема заключается в том, что отдельные группы потребительских свойств, составляющих качество, неравнозначны как у одного, так и у разных товаров. Наибольшую значимость у большинство СМС имеет функциональное назначение, которое оказывает решающее влияние на создание потребительских предпочтений, а также безопасность и эргономические свойства.
Значимость других групп потребительских свойств (эстетических, экологических, социального назначения для разных товаров и сегментов потребителей), как правило, ниже, чем ранее указанных.
Экологические свойства СМС имеют значение для промышленных потребителей, если низкий уровень этих свойств потребует дополнительных затрат на очистные сооружения и другие меры по охране окружающей среды. Индивидуальный потребитель задумывается об экологических свойствах товаров лишь тогда, когда общество или государство проводит целенаправленную природоохранную политику, в том числе и экологическое воспитание граждан. В этом случае потребители могут отдавать свои предпочтения товарам с улучшенными экологическими свойствами. В обществе, где экологическое воспитание населения начинается еще с детских лет, для потребителей небезразличны усилия предприятий по охране окружающей среды.
Вторая проблема состоит в определенном несовпадении оценки качества товара, проектируемого на этапе разработки, сформированного на этапе производства и проверенного при окончательном контроле перед реализацией с потребительской оценкой качества. Разрыв между реальным качеством и требованиями к нему потребителей оказывает существенное влияние на потребительские предпочтения, а следовательно, и на конкурентоспособность. Чем меньше этот разрыв, тем выше конкурентоспособность товаров.
Сложность заключается в том, что потребитель при оценке качества товаров ориентируется в значительной мере не на регламентируемые нормативными документами показатели качества, а на собственные вкусы и представления о том, каким должен быть товар. Причем иногда представления о товаре у многих потребителей очень поверхностные, на уровне в основном органолептических показателей, которые не всегда достаточно полно и объективно характеризуют полезность товара для потребителей.
Таким образом, можно говорить о потребительской оценке уровня качества, который устанавливается как отношение фактически определяемых значений органолептических показателей качества к предполагаемым потребителями значениям тех же показателей.
Итак, потребительская оценка качества товаров является одним из важнейших критериев конкурентоспособности товаров.
Вместе с тем качество тесно связано с другим критерием конкурентоспособности – ассортиментом. Более того, целый ряд показателей качества одновременно применяется для целей идентификации ассортиментной характеристики товаров. К числу таких показателей относятся органолептические показатели (внешний вид), иногда консистенция и (или) внутреннее строение.
Отличительные признаки между СМС разных наименований также определяются с помощью показателей качества и влияют на их конкурентоспособность. Повышенная значимость показателей ассортиментной идентификации (функционального назначения, внешнего вида и др.) обусловливает большую роль ассортимента как критерия конкурентоспособности. Ассортиментная принадлежность товара имеет важнейшее значение для принятия решения об его покупке, особенно если она не импульсивная, а заранее запланированная и служит средством удовлетворения неотложных потребностей.
Следовательно, по степени значимости, критерии конкурентоспособности – ассортимент и качество – могут быть равнозначными, а в некоторых случаях ассортимент может оказаться наиболее весомой характеристикой. Однако при наличии товаров-конкурентов одного вида потребитель чаще всего отдаст предпочтение качеству.
Важнейшим экономическим критерием конкурентно – способности СМС является цена.
Следует иметь в виду, что довольно часто индивидуальный потребитель связывает цену реализации с основополагающими характеристиками товара, особенно с качеством. У многих потребителей повышенные цены на товар ассоциируются с высоким качеством. Однако это не всегда правильно, так как цена реализации определяется следующими факторами: закупочной ценой, транспортными расходами, затратами на хранение, издержками обращения, торговыми наценками и т.п. От их размера и будет зависеть цена. Качество реализуемого товара является лишь одним, хотя и важным, фактором, заложенным в реализационную цену, в частности в затраты на его обеспечение.
Степень воздействия цены на обеспечение конкурентоспособности товаров неодинакова у разных потребителей. Низкие цены в большей мере влияют на потребительские предпочтения покупателей с низкими и средними доходами. Высокие цены создают большую привлекательность для обеспеченных потребителей. Вместе с тем, говоря о цене как об одном из критериев конкурентоспособности, нельзя считать цену прямой мерой полезности товаров или их потребительной ценности. Потребитель покупает товар не потому, что он имеет высокую или низкую стоимость (цену), а потому, что он отвечает его требованиям по основополагающим характеристикам потребительной стоимости (ценности).
Однако в литературе существует иная точка зрения, согласно которой «потребительной ценностью товара называется максимальная цена, которую покупатель считает для себя выгодной заплатить за данный товар». В данном случае речь идет о неверном применении термина «потребительная ценность», которая, по нашему мнению, является синонимом «потребительной стоимости». Приведенное выше определение термина есть не что иное, как выгода потребителя, которую он может получить. Однако максимальный уровень цен может установить лишь производственный потребитель, следящий за ценовой конъюнктурой рынка. Индивидуальный потребитель достаточно часто такой информацией не располагает, а потому не может установить для себя эту максимальную цену.
К экономическим критериям, кроме цены, относятся также скидки на товары, которые в конечном счете и определяют фактическую цену реализации. Система скидок устанавливается в зависимости от количественных характеристик покупки (размера товарной партии, количества единичных экземпляров товаров), времени продажи, стабильности приобретения товаров (скидки для постоянных покупателей) и других критериев.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что конкурентоспособность является сложным свойством товаров, характеризуемым интегральным относительным показателем. Определить этот показатель для каждого товара можно лишь в сравнении с другим товаром-конкурентом, показатели которого являются базовыми, принятыми за основу для сопоставления двух или нескольких товаров-конкурентов. В этом заключается одно из отличий интегрального показателя конкурентоспособности от уровня качества, для которого базовыми служат регламентированные нормативными документами показатели.
Конкурентоспособность – важнейшая особенность товаров-конкурентов, базирующаяся на определенных принципах:
– комплексность;
– относительность;
– социальная адресность.
Комплексность конкурентоспособности товаров заключается в том, что при ее оценке должна учитываться совокупность критериев, определяющих особенности товаров-конкурентов.
Относительность конкурентоспособности предполагает сравнительный характер ее оценки, когда выбранные критерии одного товара сравниваются с критериями другого товара, принятыми за базовые.
Социальная адресность конкурентоспособности определяется степенью удовлетворения с помощью товаров конкурентов потребностей конкретных социально ориентированных сегментов потребителей. Так, одни и те же товары могут обладать конкурентоспособностью для определенных потребителей и не обладать ею для других.
Например, дорогие престижные СМС привлекательны для обеспеченных потребителей и не являются таковыми для малообеспеченных. Социальная адресность этих товаров и их конкурентоспособность будут неодинаковыми.
Ограничение активного воздействия на повышение конкурентоспособности товаров и услуг требует обоснованного отбора и применения методов обеспечения конкуренто-способности, которые необходимо рассматривать как наиболее эффективные пути повышения конкурентоспособности.
Одним из путей повышения конкурентоспособности СМС является обеспечение их организационного и информационного подкрепления в форме предоставления дополнительных сервисных услуг, а также доведение до потребителей необходимой и достоверной информации.
Связь с внешней средой позволяет ИП Сутулину А.Н. учитывать ее неконтролируемые факторы, которые влияют на конкурентоспособность синтетических моющих средств. К ним относятся социально-экономические, правовые, экологические, природные, научно-технические и другие факторы.
К компонентам обратной связи относятся потребительские предпочтения (их формирование и поддержание), рекламации потребителей, информация от потребителей о приемлемости качества и цены.
Вместе с тем перечисленных компонентов внешней среды недостаточно для обеспечения конкурентоспособности СМС. В дополнение к ним важную роль играют компоненты внутренней структуры.
Управление персоналом как одним из компонентов внутренней структуры отличается следующими характерными признаками:
- нацеленность работы персонала на обеспечение и поддержание конкурентоспособности товаров и услуг по всему технологическому циклу;
- быстрая адаптация к постоянно изменяющейся конкурентной среде;
- постоянное повышение своей квалификации;
- систематический анализ конкурентной среды, а также преимуществ своей организации, реализуемых ею товаров, оказываемых услуг и организации-конкурента, ее товаров и услуг;
- учет факторов, влияющих на формирование и поддержание потребительских предпочтений;
- знание методов обеспечения конкурентоспособности и умение применять их сфере обслуживания.
Конкурентоспособность товара – это степень его потребительской привлекательности по сравнению с товаром-аналогом на конкретном сегменте потребительского рынка.
Привлекательными для различных потребительских сегментов могут быть разные свойства СМС, качество и цена потребления, а также другие факторы. Поэтому основополагающим при оценке конкурентоспособности товаров является четкая сегментация потребительского рынка.
Конкурентоспособным является то СМС, комплекс потребительских и стоимостных свойств которого обеспечивает ему коммерческий успех, т.е. позволяет быть прибыльно обмененным на деньги в условиях широкого предложения к обмену других товаров-аналогов.
Предлагаемый товар должен отличаться:
1) высоким уровнем качества при стандартном наборе параметров, определяющих это качество, либо
2) нестандартным набором свойств, реально интересующих потребителей.
В получении информации о результатов оценки конкурентоспособности заинтересованы не только товаропроизводители и торговые организации. Она очень нужна потребителям. Во многих странах мира, в том числе и в России, в руки потребителя попадают периодические издания в которых имеется информация о сравнительном качестве товаров–аналогов, поступающих на рынок страны. Публикации результатов сравнительного теста конкурирующих товаров облегчает потребителям выбор товаров, а производителей стимулируют к выпуску конкурентной продукции.
Выберем показатели, влияющие на покупательские предпочтения при выборе СМС. Номенклатуру покупателей представим в виде таблицы 14.
Таблица 14. Номенклатура показателей конкурентоспособности СМС, реализуемых ИП Сутулиным А.И
№ п/п. | Показатели конкурентоспособности | Обозначение |
1 | Торговая марка изготовителя | Х 1 |
2 | Зпах | Х2 |
3 | Масса нетто | Х3 |
4 | Количество порошка для одной стирки | Х4 |
5 | Цена | Х5 |
6 | Заявленный список тканей, которые можно стирать порошком | Х6 |
Поставим наиболее значимому свойству наивысший балл, остальным свойствам в порядке их относительной значимости. Результаты ранжирования запишем в виде таблицы.
Таблица 15. Результаты ранжирования показателей конкурентоспособности СМС, реализуемых ИП Сутулиным А.И
Эксперты, r | Свойство, n | ||||||
Х1 | Х2 | Х3 | Х4 | Х5 | Х6 | ||
1 | 3 | 2 | 1 | 4 | 5 | 6 | 21 |
2 | 2 | 1 | 3 | 4 | 5 | 6 | 21 |
3 | 2 | 1 | 3 | 5 | 4 | 6 | 21 |
4 | 4 | 3 | 1 | 2 | 5 | 6 | 21 |
5 | 2 | 3 | 1 | 5 | 4 | 6 | 21 |
6 | 2 | 1 | 3 | 4 | 6 | 5 | 21 |
15 | 11 | 12 | 24 | 29 | 35 | ||
Δi | – 6 | – 10 | – 9 | 3 | 8 | 14 | |
Δi² | 36 | 100 | 81 | 9 | 64 | 196 | S = 486 |
0,12 | 0,09 | 0,10 | 0,19 | 0,23 | 0,28 | 1 |
Рассчитаем коэффициент весомости показателей конкурентоспособности СМС ml.
Проверим согласованность мнений экспертов.
Рассчитываем средний ранг (Т) путём деления сумм рангов на количество свойств.
Дальше рассчитаем отклонение оценок Δi.выставленных всеми экспертами по каждому свойству.
Рассчитаем , после чего рассчитаем Σ =S – сумма квадратов отклонений. Результаты приведённых выше расчетов запишем в таблицу 14.
Проверим согласованность мнений экспертов с помощью коэффициента конкордации.
При W ≥0.75 – согласованность мнений экспертов хорошая.
Дифференциальная оценка конкурентоспособности проводится в соответствии с оценочной шкалой:
Отлично – 1;
Хорошо – 0,75;
Удовлетворительно – 0,5;
Неудовлетворительно – 025.
Результаты оценки конкурентоспособности исследуемых образцов СМС представим в виде таблицы 16.
Таблица 16. Результаты оценки конкурентоспособности СМС «Ariel автомат».
Эксперты | Свойства | |||||
Х1 | Х2 | Х3 | Х4 | Х5 | Х6 | |
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0,75 | 0,5 |
2 | 0,75 | 0,75 | 1 | 1 | 1 | 0,25 |
3 | 0,75 | 0,75 | 1 | 1 | 0,5 | 0,25 |
4 | 1 | 0,75 | 1 | 0,75 | 1 | 0,5 |
5 | 0,75 | 0,75 | 0,75 | 1 | 1 | 0,5 |
6 | 0,75 | 0,75 | 0,75 | 1 | 0,75 | 0,25 |
S | 6.0 | 4.75 | 5.5 | 5.75 | 5.0 | 2.25 |
gi | 0.83 | 0.79 | 0.92 | 0.96 | 0.83 | 0.38 |
Таблица 17. Результаты оценки конкурентоспособности СМС «Persil автомат»
Эксперты | Свойства | |||||
Х1 | Х2 | Х3 | Х4 | Х5 | Х61 | |
1 | 0,75 | 1 | 1 | 1 | 0,75 | 1 |
2 | 0,75 | 0,75 | 1 | 1 | 0,75 | 1 |
3 | 1 | 1 | 1 | 0,75 | 0,5 | 1 |
4 | 1 | 1 | 1 | 0,75 | 0,75 | 1 |
5 | 0,75 | 0,75 | 0,75 | 0,75 | 0,25 | 0,75 |
6 | 0,75 | 0,5 | 0,75 | 1 | 1 | 1 |
S | 5.0 | 5.0 | 5.5 | 5.25 | 4.0 | 5.75 |
gi | 0.83 | 0.83 | 0.92 | 0.88 | 0.67 | 0.96 |
Таблица 18. Результаты оценки конкурентоспособности СМС «Tide автомат»
Эксперты | Свойства | |||||
Х1 | Х2 | Х3 | Х4 | Х5 | Х6 | |
1 | 1 | 1 | 0,75 | 1 | 1 | 0,5 |
2 | 0,75 | 0,75 | 1 | 1 | 1 | 0,25 |
3 | 0,75 | 0,75 | 0,75 | 1 | 0,75 | 0,25 |
4 | 1 | 0,75 | 0,75 | 0,75 | 1 | 0,5 |
5 | 0,75 | 0,5 | 0,75 | 1 | 0,75 | 0,5 |
6 | 0,75 | 0,75 | 1 | 1 | 0,75 | 0,25 |
S | 5.0 | 4.5 | 5.0 | 5.75 | 5.25 | 2.25 |
Qi | 0.83 | 0.75 | 0.83 | 0.96 | 0.88 | 0.38 |
Таблица 19. Результаты оценки конкурентоспособности СМС «E automat»
Эксперты | Свойства | |||||
Х1 | Х2 | Х3 | Х4 | Х5 | Х6 | |
1 | 0.5 | 0.5 | 0.75 | 0.25 | 1 | 1 |
2 | 0.75 | 0.75 | 1 | 0.75 | 1 | 1 |
3 | 0.75 | 0.75 | 1 | 0.75 | 0.75 | 1 |
4 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
5 | 1 | 1 | 1 | 0.75 | 0.75 | 1 |
6 | 0.75 | 0.75 | 0.75 | 0.25 | 0.75 | 0.75 |
S | 4.75 | 4.75 | 5.5 | 3.75 | 5.25 | 5.75 |
Qi | 0.79 | 0.79 | 0.92 | 0.63 | 0.88 | 0.96 |
Таблица 20. Результаты оценки конкурентоспособности СМС «Аист автомат»
Эксперты | Свойства | |||||
Х1 | Х2 | Х3 | Х4 | Х5 | Х6 | |
1 | 0.75 | 1 | 1 | 0.5 | 0.75 | 1 |
2 | 0.5 | 0.75 | 1 | 0.5 | 0.75 | 1 |
3 | 0.75 | 1 | 1 | 0.75 | 0.5 | 1 |
4 | 0.75 | 1 | 1 | 0.75 | 0.75 | 1 |
5 | 0.5 | 0.75 | 0.75 | 0.5 | 1 | 1 |
6 | 0.75 | 0.75 | 0.75 | 0.75 | 0.75 | 1 |
S | 4.0 | 5.25 | 5.5 | 3.75 | 4.5 | 6 |
Qi | 0.67 | 0.88 | 0.92 | 0.63 | 0.75 | 1 |
Таблица 21. Результаты оценки конкурентоспособности СМС «Лоск автомат»
Эксперты | Свойства | |||||
Х1 | Х2 | Х3 | Х4 | Х5 | Х6 | |
1 | 0.5 | 0.5 | 0.75 | 0.25 | 1 | 1 |
2 | 0.75 | 0.75 | 1 | 0.25 | 1 | 1 |
3 | 0.75 | 0.75 | 1 | 0.25 | 0.75 | 0.75 |
4 | 1 | 1 | 1 | 0.5 | 1 | 1 |
5 | 1 | 1 | 1 | 0.5 | 0.75 | 1 |
6 | 0.75 | 0.75 | 0.75 | 0.25 | 0.75 | 0.75 |
S | 4.75 | 4.75 | 5.5 | 2.0 | 5.25 | 5.5 |
Qi | 0.79 | 0.79 | 0.92 | 0.33 | 0.88 | 0.92 |
Для каждого наименования СМС рассчитаем сумму баллов и средний балл.
Коэффициент конкурентоспособности определяем по формуле:
Где: К – комплексный показатель;
mi – коэффициент весомости показателей конкурентоспособности;
gi – средний балл.
К1 = 0,12 * 0,83 + 0,09 * 0,79 + 0,10 * 0,92 + 0,19 * 0,96 + 0,23 * 0,83 + 0,28 * 0,38 = 0,74
К2 = 0,12 * 0,83 + 0,09 * 0,83 + 0,10 * 0,92 + 0,19 * 0,88 + 0,23 * 0,67 + 0,28 * 0,96 = 0,86
К3 = 0,12 * 0,83 + 0,09 * 0,75 + 0,10 * 0,83 + 0,19 * 0,96 + 0,23 * 0,88 + 0,28 * 0,38 = 0,74
К4 = 0,12 * 0,79 + 0,09 * 0,79 + 0,10 * 0,92 + 0,19 * 0,63 + 0,23 * 0,88 + 0,28 * 0,96 = 0,85
К5 = 0,12 * 0,67 + 0,09 * 0,88+ 0,10 * 0,92 + 0,19 * 0,63 + 0,23 *, 075 + 0,28 * 1 = 0,82
К6 = 0,12 * 0,79 + 0,09 * 0,79 + 0,10 * 0,92 + 0,19 * 0,33 + 0,23 * 0,88 + 0,28 * 0,92 = 0,78
Рис. 5. Результаты оценки конкурентоспособности СМС методом экспертной оценки
По результатам проведённой оценки можно сделать вывод, что оцениваемые нами СМС имеют приблизительно одинаковый уровень конкурентоспособности от 0,78 до 0,85. Лидером оценки является «Persil автомат» (0,86). Самый низкий уровень показали «Ariеl автомат» и «Tide автомат» (0,74).
Дата: 2019-12-22, просмотров: 269.