Потребительский рынок синтетических мающих средств и тенденции его развития
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Современные СМС представляют собой многокомпонентные смеси, главный компонент которых – синтетические моющие средства – в виде водных растворов снимают с поверхности твёрдых тел (тканей, изделий) загрязнения различной природы.

В состав СМС кроме поверхностно – активных веществ (ПАВ), растворы которых обладают моющим действием, входят соли неорганических кислот и полезные добавки.

СМС являются наиболее широко применяемыми препаратами бытовой химии, их используют в домашнем хозяйстве по статистике 99% семей. Первый синтетический моющий порошок «Новость» был выпущен в 1953 г. на основе продуктов, выделенных из кашалотового саломаса.

В начале 90‑х годов 20‑го столетия отечественная химическая промышленность оказалась не в состоянии обеспечить потребности населения в разнообразных и высококачественных СМС, поэтому значительная доля рыночного предложения формировалась за счет покупок СМС по импорту. Однако после августовского 1998 г. кризиса в условиях более благоприятной экономической ситуации отечественные производители начали развивать своё производство.

Спрос на СМС в настоящее время достаточно высокий. У покупателей популярна как отечественная, так и зарубежная продукция. В период становления рыночной экономики в России отечественный ассортимент СМС значительно сузился, а объемы производства существенно сократились. Тогда многие заводы организовали совместные предприятия с ведущими зарубежными фирмами. Так, например американская компания Procter&Gamble с 1994 г. реализует инвестиционную программу на комбинате «Новомосковскбытхим». Там наложен выпуск стиральных порошков «Ariel», «Tide», «Tix». Компания Unilever организовала производство порошков «ОМО» в Санкт-Петербурге на комбинате «Аист». Комбинат «Эра» продал 29% акций немецкому концерну Henkel и освоил производство порошков «Лоск». Кроме того, отмечается улучшение российского сырья, дизайна упаковки и совершенствование потребительских свойств отечественной продукции.

Лидерами среди предприятий – производителей являются ООО «Новомосковскбытхим», ООО «Хенкель – Юг», и ОАО «Эра». Укрепили свои позиции на потребительском рынке предприятия с российским капиталом: ОАО «Нэфис», ЗАО «Аист», ОАО «Косметическая фирма «Весна»», ОАО «Концерн «Калина»», ООО «Универсал», ЗАО «Артель старателей «Амур»».

Российский рынок синтетических моющих средств в 2008 году активно развивался, о чем свидетельствует сохранение тенденции наращивания объемов производства продукции отечественными предприятиями: объемы производства по России за 12 месяцев 2008 года возросли на 11,3% по сравнению с 2007 годом и составили 795413 тонн. А в предыдущем, 2007 году, объемы производства возросли на 12% по сравнению с 2006 годом, а выпуск продукции в натуральном выражении составил 714384 тонн.

В таблице 1 представлен выпуск продукции по федеральным округам Российской Федерации в январе-декабре 2008 года.

 

Таблица 1. Производство синтетических моющих средств в разрезе федеральных округов РФ, тонн

Регионы РФ 2006 год К соотв. Периоду2005 года, %
Всего по России 795413 111,3
Центральный ФО 379637 120,6
Северо-Западный ФО 116354 116,5

Продолжение таблицы 1.

1 2 3
Южный ФО 23332 131,5
Приволжский ФО 240673 100,3
Уральский ФО - -
Сибирский ФО 35396 98,8
Дальневосточный ФО 21 0,3

 

Основное производство синтетических моющих средств сосредоточено в Центральном и Приволжском федеральных округах, суммарная доля которых за 12 месяцев 2008 года составила 78% общероссийского выпуска продукции (в 2007 году – 77,4%, в 2006 году – 75,8%). Общероссийские объемы выпуска продукции возрастают, и одновременно с этим процессом изменяются доли отдельных регионов в общероссийском выпуске продукции.

Лидерство вплоть до 2006 года удерживал Приволжский федеральный округ, доля которого в последние годы сокращается: в 2000 году она составляла 48% от общероссийского выпуска, а в 2008 году – всего 30,2%.

В 1‑ом полугодии 2006 года впервые на первое место вышел Центральный федеральный округ, доля которого постоянно растет: с 18,6% в 2000 году до 47,7% в 2008 году.

В Уральском федеральном округе синтетические моющие средства не производятся, и продукцию приходится ввозить из Других регионов.

На рис. 1 представлены доли основных федеральных округов-производителей продукции в январе – декабре 2006 года.

Синтетические моющие средства раньше выпускались в 26 регионах России, а в настоящее время – в 21 регионе. Самыми крупными регионами-производителями СМС являются: Тульская область, Пермский край, Ленинградская область, Саратовская область, Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Самарская область. Республика Башкортостан и некоторые другие.


Рис. 1. Доли федеральных округов-производителей СМС в 2008 году

 

Рассмотрим распределение объемов выпуска синтетических моющих средств в территориальном разрезе за январь-декабрь 2008 года. Данные представлены в таблице 2.

 

Таблица 2. Объемы выпуска синтетических моющих средств в территориальном разрезе, тонн

Наименование области

12 месяцев 2008 года

В% к соотв. периоду 2007 г.
Всего по России

795413

111.3
Центральный федеральный округ

379637

120,6
Белгородская область

4007

119,9
Владимирская область

12

150,0
Ивановская область

29

87,9
Костромская область

 

 
Московская область

10

111,1
Тамбовская область

-

-
Тульская область

375579

120,6
Ленинградская область

65290

133,2
Г. Санкт-Петербург

51064

100,4
Южный федеральный округ

23332

131,5
Карачаево-Черкесская Республика 1

33,3

Волгоградская область 8491

116,4

Ростовская область 14840

142,0

Приволжский федеральный округ 240673

100,3

Республика Башкортостан 24430

97,8

Республика Марий-Эл 3161

117,7

Республика Татарстан 43855

59,5

Пермский край 71814

132,9

Самарская область 34441

95,5

Саратовская область 62972

130,1

Сибирский федеральный округ 35396

98.8

Алтайский край 76

63,3

Иркутская область 27310

151,8

Новосибирская область 1461

188,5

Омская область 6549

38,7

Дальневосточный федеральный округ 21

0,3

Приморский край 21

77,8

Хабаровский край  

 

       

 

В 2008 году производители 13 регионов сумели увеличить объемы производства синтетических моющих средств. Наибольшего прироста объемов выпуска смогли достичь производители Новосибирской области, которые увеличили производство в 1,9 раза. Также усиленными темпами продолжают наращивать объемы, производства производители Иркутской и Ростовской области; которые обеспечили прирост объемов на 51% и 42%, – соответственно, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Однако некоторые регионы-производители в 2008 году значительно снизили темпы работы и ухудшили свои производственные показатели.

Тульская область – самый крупный регион-производитель синтетических моющих средств и его доля постоянно возрастает: в 2005 году составляла 35,5%, в 2006 году – 42,2%, в 2007 году -43,5%, а в 2008 году – 47,2% от общероссийского объема выпуска продукции.

Импорт

Рассмотрим информацию об импортных поставках в Россию моющих средств на примере 2007 года по таможенной позиции 34.02.20 – «поверхностно-активные средства, моющие, чистящие, расфасованные для розничной продажи».

За этот период продукция поступала в Россию более чем из 30 стран, и основными странами-поставщиками в Россию моющих средств являлись: Польша, Турция, Украина, Германия, Соединенные Штаты.

 

Таблица 3. Страны поставщики моющих средств в Россию

Страна-поставщик Объем импорта, тонн Стоимость, тыс. долл.
Всего 121308 85327,0
Страны дальнего зарубежья 109902 76126,9
Страны СНГ 11407 9300,1
Австралия 403 142,3
Австрия 1179 808,8
Бельгия 1660 701,8
Венгрия 2631 3849,5
Германия 9577 5750,3
Греция 297 382,8
Дания 106 209,6
Израиль 2127 670,2
Ирландия 75 110,5
Италия 458 419,6
Канада 82 60,7
Корея, Республика 1144 735,5
Латвия 26 58,1'
Литва 369 368,7
Люксембург 29 98,6
Нидерланды 591 489,9
Польша 53129 31717,0
Румыния 144 145,0
Словения 81 152,8
Соединенное королевство 1253 780,7
Соединенные Штаты 9301 14988,8
Турция 20254 7403,4
Украина 11407 9300,1
Финляндия 281 401,6
Франция 1705 2248,3
Чешская республика 2422 2833,2
Швейцария 60 62,3
Швеция 82 53,4
Япония 139 123,1
Прочие 296 260,3

 

Крупнейшие страны-поставщики в Россию моющих средств в 2007 году и их доли представлены на рис. 2.

 

Рис. 2. Крупнейшие страны-поставщики СМС

 

По данным таможенной статистики по странам-поставщикам синтетических моющих средств, были рассчитаны средние контрактные цены, представленные в таблице 4.


Таблица 4. Средние контрактные импортные цены на синтетические моющие средства по странам-поставщикам, долларов за тонну

Страна-поставщик Контрактная цена, долл./т
Страны дальнего зарубежья 691,8
Страны СНГ 815,3
Австралия 353,1
Австрия 686,0
Бельгия 422,8
Венгрия 1463,1
Германия 600,4
Греция 1288,9
Дания 1977,4
Израиль 315,1
Ирландия 1473,3
Италия 916,2
Канада 740,2
Корея, Республика 642,9
Латвия 2234,6
Литва 999,2
Люксембург 3400,0
Нидерланды 828,9
Польша 597,0
Румыния 1006,9
Словения 1886,4
Соединенное королевство 623,1
Соединенные Штаты 1611,5
Турция 365,5
Украина 815,3
Финляндия 1429,2
Франция 1318,7
Чешская республика 1169,8
Швейцария 1038,3
Швеция 651,2
Япония 885,6
Прочие 879,4

 

При средней контрактной импортной цене 703 доллара за тонну самая дешевая продукция поставляется в Россию из Израиля, по цене 315 долл. / тонну, а также из Австралии и Турции, по цене 350–360 долларов за тонну. Продукция среднего качества поступает из Украины, Турции, Канады, Швеции, стоимость которой примерно соответствует средним контрактным импортным ценам, а из Ирландии, Финляндии, Франции, Швейцарии поставляется дорогая продукция, которая пользуется в России спросом у определенных категорий покупателей.

Экспорт

Рассмотрим, в какие страны поставляли продукцию российские производители за рассматриваемый период.

Экспорт синтетических моющих средств (код ТН ВЭД 34.02.20) осуществлялся более чем в 18 стран, причем наиболее крупными странами-получателями российской продукции, являлись следующие: Украина, Казахстан, Грузия, Киргизия и Турция.

 

Таблица 5. Основные страны-получатели СМС из России в 2007 году

Страна-получатель Количество, тонн Стоимость, тыс. долл.
Всего 163767 125072,2
Страны дальнего зарубежья 6286 4292,5
Страны СНГ 161081 120779,7
Азербайджан 762 603,8
Армения 357 327,9
Венгрия 768 482,3
Грузия 2308 1256,5
Казахстан 71962 50594,7
Киргизия 2039 1152,7
Латвия 1369 885,3.
Литва 583 508,4
Молдова, Республика 1386 1057,3
Монголия 481 236,3
Польша 760 279,9
Таджикистан 572 320,9
Туркмения 435 296,5
Турция 1850 1579,8
Узбекистан 1175 626,8
Украина 80086 64542,7
Эстония 353 239,4
Прочие 123 81,2

 

Страны-получатели и их доли в общем объеме экспорта изображены на рис. 3.

 

Рис. 3 Основные страны-получатели СМС из России в 2007 году.

 

Рассмотрим, по каким средним контрактным ценам поставляются из России синтетические моющие средства в страны-получатели.

 

Таблица 6. Средние экспортные контрактные цены по странам-получателям в 2007 году

Страна – поставщик Контрактная цена, Долл./т
Всего 747,3
Страны дальнего зарубежья 682,9
Страны СНГ 749,8
Азербайджан 792,4
Армения 918,5
Венгрия 628,0
Грузия 544,4
Казахстан 703,1
Киргизия 565,3
Латвия 646,7
Литва 872,0
Молдова, Республика 762,8
Монголия 491,3
Польша 368,3
Таджикистан 561,0
Туркмения 681,6
Турция 853,9
Узбекистан 533,4
Украина 805,9
Эстония 678,2
Прочие 660,2

 

Значение средней экспортной контрактной цены – 747 долларов за тонну СМС. Самая дешевая продукция поставляется из России в Польшу, по цене примерно 370 долл. / тонну, по средним контрактным ценам поставляются СМС в Азербайджан, Казахстан, Молдову, на Украину и другие страны, а самая дорогая продукция была поставлена в Армению и Литву, по цене около 900 долларов за тонну синтетического моющего средства.

 



Дата: 2019-12-22, просмотров: 245.