Одним из источников эффективности перевозок наливных грузов является качество управления работой парка цистерн. Как объект управления парк цистерн обладает тремя признаками: собственность, специализация и готовность к погрузке на периоде планирования.
В РФ признак собственности отображал принадлежность вагона парку РЖД или какому-то промышленному предприятию. Доля цистерн, принадлежавших промышленным предприятиям, составляла 70%. Сегодня на территории России находятся как российские, так и зарубежные цистерны, за нахождение которых начисляется плата. Российские цистерны подразделяются на цистерны парка ОАО «РЖД» и собственные, т.е. – находящиеся в собственности государственных и частных предприятий или частных лиц. Часть цистерн парка ОАО РЖД» отдана в аренду и относится к парку арендованных вагонов.
Независимо от собственности каждая цистерна конструкционно специализирована на перевозку определённых грузов, что отражено в обозначении её заводской модели. Первоначально различали три специализации: для тёмных, светлых и вязких нефтепродуктов. В последствии была введена более гибкая специализация, которая отражалась в типе вагона, входящего по предложению профессора Тулупова А.М. в состав его инвентарного номера. Первые три цифры номера обозначали тип. С увеличением ассортимента выпускаемых промышленностью цистерн число их типов выросло до 26. Возможности отображать тип цистерны в номере вагона были исчерпаны. Для отображения специализации стали использовать компьютерную базу данных. Сегодня число типов цистерн превышает сотню и назрела необходимость замены в базе данных кодов типов вагона кодами их моделей.
Независимо от собственности и грузовой специализации цистерна может быть готовой к погрузке или неготовой. Для того, чтобы считаться готовой, цистерна должна быть полностью выгруженной, очищенной от остатков прошлого груза и гарантированно исправной. Чтобы определять состояние цистерны, определён порядок проведения осмотра силами операторов пунктов технического и коммерческого осмотра. Пункты технического осмотра размещены таким образом, чтобы гарантийное плечо безремонтного пробега вагона составляло не более 700 километров.
Качественный осмотр внутренней поверхности котла возможен в том случае, когда цистерна очищена от груза. Поэтому техническому осмотру предшествует коммерческий осмотр, позволяющий определить наличие остатков слитого груза и решить вопрос о их судьбе, а следовательно, и месте слива. Остатки слитого груза могут быть возвращены грузополучателю или реализованы на месте дислокации цистерны, как товар, (т.е. проданы).
Технология коммерческого осмотра котла – несовершенна, т. к. основывается на методах субъективного контроля: простукивания поверхности и опускания внутрь мерного шеста. Такие методы нередко приводят к ошибочным выводам. Поэтому в РФ был разработан ГОСТ на подготовку цистерн к погрузке, предусматривающий периодическую промывку и пропарку – независимо от результатов контроля. Все типы цистерн разделены на две группы: одна промывается каждые 30 дней, другая – после пяти операций погрузки. Для поддержания парка вагонов в исправном состоянии действует система технического обслуживания и ремонта. Она предусматривает периодическое проведение деповского и капитального ремонта, а также списания на металлолом. В связи с этим осуществляется пономерное слежение за сроками, прошедшими после постройки цистерны и после прохождения последнего планового ремонта. Истекший срок сравнивается с нормативным, зависящим от типа цистерны, и на основании этого принимается решение о направлении цистерны в депо.
В связи с тем, что парк цистерн требует к себе повышенного внимания, разработаны и действуют технологические процессы обработки цистерн во всех состояниях. Вместе с тем, на практике систематически возникают ситуации, требующие вмешательства, или, как принято говорить в кибернетике, возмущения процесса.
К возмущениям относятся:
- неполный слив груза;
- нарушение грузовой специализации;
- нарушение сроков промывки-пропарки;
- нарушение сроков передачи в плановый ремонт или в списание;
- нарушение целостности маршрутной отправки;
- разукомплектование цистерн.
Возмущения снижают эффективность перевозок наливных грузов и требуют оперативного принятия решений по ликвидации последствий, т.е. оперативного управления по возмущениям.
4. Информационная структура информационно-планирующей системы станции
В работе ВНИИЖТа отмечено, что для автоматизации оперативного планирования должна применяться так называемая подсистема управления работой наливной станции – УНС. В состав комплекса задач УНС входят задачи:
- СИ – сбора информации;
- КВП – контроля выполнения выданных оперативных заданий;
- ППО – планирования приема и отправления поездов;
- УКО – управление коммерческим осмотром;
- УТО – управление техническим осмотром;
- УВЭ – управление выводом цистерн из эксплуатации;
- УДВ – управление доставкой цистерн, выведенных из эксплуатации
- УОП – управление организацией очистки и промывки цистерн
- УДП – управление организацией досрочной промывки цистерн;
- ЗЛ – расчета заявок на поездные локомотивы;
- УОГ – управление отправлением гружёных цистерн;
- ВОРС – выбор очерёдности расформирования составов на горке
Эти задачи должны решаться в определённой последовательности по мере готовности соответствующей информации. Для задания такой последовательности необходимо соблюдать определённый регламент работы, воплощаемый в новых информационных технологиях ДСЦ.
Информационная взаимосвязь задач, реализуемая в процессе их решения в масштабе реального времени отображается схемой информационной структуры УНС в составе информационно-планирующей системы (рис. 4.1). Содержание информационных связей раскрыто в табл. 4.1, где каждая связь.
Рисунок 4.1. Схема информационной структуры подсистемы УНС
Условные обозначения к рис. 4.1:
УНС – подсистема управления работой наливной станции в целом;
УПМР – подсистема управления поездной и маневровой работой в парках;
Задачи:
К – контроль выполнения плана работы парков;
ЗСП – прием и обработка заданий ДСЦ для парков прибытия;
ЗСО – прием и обработка заданий ДСЦ для парков отправления;
представлена в виде набора имён массивов информации, представляемых по макетам, описанным ниже.
Таблица 4.1 Информационное обеспечение задач
Задачи УНС | Вход | Выход | |||
Переменная информация | Источник | Информация | Приемник | ||
СИ | Содержание файла «mo» | База данных АСУ | ПРП | ЗЛ, ЗСП, УКО, УДВ | |
Содержание файла «рр» | То же | ХГН | КВП, ЗЛ | ||
ТСЗД | УКО | ||||
Содержание файла «mm» | – «- | ТСПП | ЗЛ, УКО, УТО | ||
ТССП | ЗЛ | ||||
Содержание файлов 0530, 0531 | – «– | СПС | ЗЛ | ||
Сообщение о прибытии | ЛИУК – ПП | СПП | КВП | ||
Сообщения о прибытии и отправлении | ЛИУК – ПП ЛИУК – ПО | СПТ | КВП | ||
Сообщение об отправлении | ЛИУК – ПО | СПО | КВП | ||
Сообщения о погрузке и выгрузке | АРМы ТВК | ГИ | КВП | ||
Продолжение таблицы 4.1 | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
КВП | СПП, СПО, ГИ, ХГН | СИ | ВЗД, СОП 1, ВП 1 | ДСЦ | |
ЗД | ДСЦО | ||||
Аналогично | Аналогично | ТСЗД | ДСЦ | ||
ППО | ППП | ДЦУ | ПРП
| ЗСП | |
ПМУ | ДНЦВ | ||||
ППП | ДЦУ | ПО | УВЭ, ЗЛ, УДВ | ||
ЗЛ | ПО | ППО | ЗЛ | ДНЦО, ТЧД | |
ПЛ | ТЧД | ||||
ОГР | ДНЦ | ||||
ХГН | СИ | ||||
ТССП | То же
| ||||
ТСПП | |||||
ПРП | |||||
ЗЛ | ЗЛ | ПОЛ | УОГ | ||
ПОГ | ТЧД | ||||
УДП | ПОП | ДСЦ | ПДП | ВОРС | |
ТСЗД | КВП | ||||
ТСПП | СИ | ||||
ТССП | |||||
ПО | ППО | ||||
УОГ | ТСПП | СИ | ПО | ||
ТСПО | |||||
ХГН | |||||
ПО | ППО | ||||
ПОЛ | ЗЛ | ||||
ПН | УОП, УДП | ||||
РКО | УКО | ||||
РТО | УТО | ||||
РДВ | УДВ | ||||
УОП | РКО | УКО | ПОП | ВОРС, УДП | |
ТСПП | СИ | ||||
ПГП | ЗСО | ||||
РТО | УТО | ||||
УТО | РКО | УКО | РТО | УОП, УОГ, УВЭ | |
ТСПП | СИ | ||||
Продолжение таблицы 4.1 | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
УКО | ПРП | СИ | РКО | УОП, УТО, УОГ | |
ТСПП | |||||
ТСЗД | |||||
УВЭ | РТО | УТО | ПВЭ | УДВ | |
ПО | ППО | ||||
УДВ | ПВЭ | УВЭ | ПДВ | УОГ | |
ПО | ППО | ||||
Депо | ДНЦО | ||||
ВОРС | ПОП | УОП | ПН, ПО | ЗСО | |
ПДП | УДП | ||||
ПР | ЗСП | ||||
ПО | УОГ |
Дата: 2019-12-22, просмотров: 269.