Ответственность индивидуальных предпринимателей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Настоящая дипломная работа была бы не достаточно полной, если бы в ней не раскрывался вопрос ответственности индивидуального предпринимателя и связанных непосредственно с этим особенностей.

Центральным моментом при освещении этого вопроса, на мой взгляд, должно являться то обстоятельство, что индивидуальный предприниматель обладает двумя, неразрывными, тесно переплетенными правовыми статусами. Первым или исходным является правовой статус человека и гражданина. Вторым же является правовой статус индивидуального предпринимателя, т.е. предпринимателя без образования юридического лица. Как уже ранее указывалось в настоящей работе, первым правовым статусом лицо обладает в силу самого факта рождения, либо в результате получения гражданства определенного государства. Обладателем правового статуса индивидуального предпринимателя лицо становится в результате соблюдения установленного порядка государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Под ответственностью в юридической науке обычно понимается правоотношение между государством в лице уполномоченных органов и лицом совершившим правонарушение, выражающееся в осуждении и наказании виновного лица, его принуждении понести ограничения личного и (или) имущественного характера.

Ответственность индивидуального предпринимателя можно разделить на две группы - на общую и специальную, в зависимости от того, какой правовой статус затрагивается.

Общая ответственность связана с правовым статусом человека и гражданина. Это означает, что если лицо, даже обладая статусом индивидуального предпринимателя, совершит правонарушение непосредственно не связанное с осуществлением им предпринимательской деятельности(проезд на красный свет, выезд на встречную, кражу, грабеж, хулиганство и т.п), то он привлекается к ответственности на общих основаниях, установленных законодательством РФ (в частности УК РФ и КоАП РФ). Например, если лицо обладающее статусом индивидуального предпринимателя совершит убийство, то он будет привлекаться к ответственности исходя из состава конкретного преступления как обычный гражданин: вменяемое лицо, достигшее на момент совершения преступления 14 лет, умышленно причинившее смерть другому лицу.

Если же лицо совершает правонарушения, непосредственно связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, то у него возникает специальная ответственность. Виды и составы возможных правонарушений указываются в УК РФ (глава 22), КоАП РФ(ст.14.1-14.25) и НК РФ (ст. 116-129.2). Подробнее см. таблицу-приложение

Считаю необходимым отметить, что разграничение уголовной и административной ответственности законодатель производит по степени общественной опасности того или иного деяния. В качестве критерия этой степени выступает размер ущерба, нанесенного неправомерными действиями индивидуального предпринимателя. Так в примечании к ст. 169 УК РФ указывается, что "...крупным ущербом, доходом, либо задолженностью в крупном размере признаются стоимость, ущерб, доход либо задолженность в сумме, превышающей двести пятьдесят тысяч рублей, особо крупным - один миллион рублей". Исключением для индивидуальных предпринимателей из этого являются ст.174,178,198, 199.1 УК РФ. В примечании к ст. 174 УК РФ в крупном размере признаются финансовые операции и другие сделки с денежными средствами и иным имуществом, совершенные на сумму, превышающую один миллион рублей. В примечании к ст. 178 УК РФ крупным ущербом признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей. В примечании к ст. 198 УК РФ указывается, что крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более ста тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышает триста тысяч рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за указанный выше период более пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей. Что касается ст. 199.1 УК РФ, то в ней крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным - сумма за тот же период более двух миллионов пятьсот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая семь миллионов пятьсот тысяч рублей.

Из сказанного выше вытекает, что правонарушение, сумма ущерба которого не превышает минимальное значение, установленное в УК РФ, относится к разряду административных или налоговых правонарушений и влечет ответственность, предусмотренную КоАП РФ или НК РФ.

Важно заметить, что ответственность индивидуального предпринимателя всегда неразрывно связанна с его личностью в отличии от юридических лиц. У юридических лиц к ответственности привлекается не само лицо как организация, а его руководители (директор, бухгалтер), т.е. те лица, которые непосредственно отвечают за принятие руководящих решений. Еще один момент, который отличает индивидуального предпринимателя от ряда юридических лиц затрагивает гражданско-правовую ответственность. Состоит он в том, что индивидуальный предприниматель несет полную имущественную ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом, в то время как участники юридических лиц часто отвечают лишь в рамках своей доли.

 

3.3 Основные направления мер по решению проблем государственной поддержки индивидуального предпринимательства в России на примере города Серпухова

 

Рассматривая вопрос о предпринимательской деятельности, нельзя не затронуть тему поддержки малого предпринимательства в России, а поскольку я живу в г. Серпухове Московской области, хочется определить влияние государственной поддержки именно на деятельность индивидуальных предпринимателей моего города.

Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства осуществляется на основании ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» и Постановления Московской области от 29.01.2009 71/2, утверждающее программу Московской области «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Московской области на 2009-2012 годы».

Данная программа ставит перед собой определенные цели, к которым относятся создание благоприятных условий для предпринимательства, увеличение процента товаров и услуг, производимых предпринимателями, а также привлечение материальных и финансовых ресурсов в сферу малого и среднего предпринимательства.

Задачами этой программы является:

- финансовая поддержка предпринимательства;

- развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

- создание условий для подготовки кадров и др.

Стоит отметить, что малое и среднее предпринимательство занимает в настоящее время стабильную позицию в структуре экономики Московской области и играет достаточно важную роль в социальной жизни ее населения.

Развитие предпринимательства тесно связано с такими проблемами, как отсутствие стартового капитала для начала предпринимательской деятельности, большие процентные ставки по кредитам, сложности в получении лицензий, сертификатов. Наиболее важной проблемой развития индивидуального предпринимательства в г. Серпухове является недостаточное количество эффективных объектов инфраструктуры.

Эту проблему и должна решать инфраструктура поддержки малого предпринимательства, при чем обязательно на региональном и муниципальном уровнях, поскольку без поддержки государства и местных органов власти комплексная и результативная инфраструктура поддержки возникнуть и существовать не может.

Для поддержки малого предпринимательства Правительством Московской области был принят ряд Постановлений:

1). Постановление Правительства Московской области от 26.05.2009 401/17 «О некоммерческой организации «Московский областной гарантийный фонд содействия кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства»;

2). Постановление Правительства МО от 22.05.2009 N 394/15 "Об утверждении Порядка предоставления за счет средств бюджета Московской области субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на проведение мероприятий долгосрочной целевой программы Московской области "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Московской области на 2009-2012 годы»;

3). Постановление Правительства МО от 05.05.2009 N 348/15 "О Совете по развитию малого и среднего предпринимательства при Правительстве Московской области" (вместе с "Положением о Совете по развитию малого и среднего предпринимательства при Правительстве Московской области").

В свете освещения данного вопроса, стоит остановить свое внимание на бизнес - инкубаторе. Это организация, существующая в моем городе, деятельность которой направлена как раз на поддержку и помощь малому предпринимательству в городе Серпухове.

Целью «Серпуховского бизнес - инкубатора» является создание наиболее комфортных условий для начинающих индивидуальных предпринимателей.

Эта организация также обеспечивает благоприятные условия для успешной деловой активности в течение начальных стадий, увеличивает шансы на выживание предприятия и способствует созданию новых рабочих мест. А учитывая положительный опыт работы Серпуховского Бизнес-инкубатора, такие организации начали создаваться и в других городах таких как Ногинск, Жуковск, Егорьевск и т.д.

Бизнес-инкубатора помогает преодолению таких трудностей, как недостаточное представление о рыночных отношениях, отсутствие средств и доступа к кредитным ресурсам, дефицит производственных площадей и оборудования для малых предприятий, подбор кадров и персонала, ведение бухгалтерского учёта и так далее.

Воплощение в жизнь программы "Развитие и расширение Фонда поддержки предпринимательства "Серпуховский бизнес - инкубатор" в рамках мероприятия "Создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства" позволила:

1) Улучшить профессиональный уровень начинающих и действующих предпринимателей в сфере бизнеса;

2) Предоставить возможность получить информацию законодательного и коммерческого характера;

3) Оказать финансовую и консультационную помощь предпринимателям;

4) Вовлечь молодежь, инвалидов в экономическую жизнь государства;

Исходя из всего вышеизложенного, я сделала вывод, что система государственной поддержки малого предпринимательства постепенно совершенствуется и развивается. Я уверена, что такая политика государства по отношению к предпринимательству обязательно принесет положительные результаты.

Из содержания последней главы можно сделать следующие выводы:

1) Деятельность индивидуального предпринимателя с правовой точки зрения осуществляется в более простом порядке по сравнению с юридическими лицами.

2) Ответственность индивидуального предпринимателя можно условно разделить на общую (связанную правовым статусом человека и гражданина) и специальную (связанную с правовым статусом лица, осуществляющего деятельность в качестве индивидуального предпринимателя)

3) Реализация программы поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, в том числе индивидуальных предпринимателей, доказала свою эффективность на примере «Серпуховского бизнес-инкубатора»

4) В настоящее время существует целый клубок проблем в сфере осуществления деятельности индивидуальных предпринимателей, требующий оперативного решения.



Заключение

 

Подводя итоги моей ВКР, всему тому, что было рассмотрено и проанализировано ранее, я хотела бы сделать один очень простой и в тоже время емкий и важный вывод. Тема "индивидуальный предприниматель, особенности его правового статуса " с первого взгляда кажется легкой. В процессе написания работы я поняла, что это не так. С каждой прочитанной, проанализированной и написанной страницей я ощущала, что рассматриваемая мною проблема не статична - она живая, находящаяся в постоянной динамике. Я понимала, все сильнее и сильнее, как она важна для нашего государства в целом, что на ней завязаны множественные социальные, политические и экономические процессы, что предпринимательская деятельность в нашем государстве имеет глубокие исторические корни, которые связывают наши народы, цементируют наши культурные и духовные традиции. Труд таких людей поистине титанический, из разряда "сделай сам", зачастую никем не поддерживаемый и основанный лишь на энтузиазме самих предпринимателей.

Предприниматели в любую историческую эпоху служили надежной опорой своего Отечества. Современная Россия исключением не является. Но у нас как всегда особый путь. Средний класс, та прослойка людей, которые бы служили стабилизатором политической, социальной и экономической ситуации в государстве не развита, она слаба и мала. А кто обычно входит в средний класс? Это лица обладающие средним или выше среднего доходом и предприниматели, представители малого и среднего бизнеса. Именно они являются опорой власти во многих развитых государствах, именно они обеспечивают работой сотни тысяч людей, а государству - существенные налоговые поступления. Именно на них власть предержащие смотрят с оглядкой принимая важнейшие решения, именно за их голоса ведется борьба на выборах. А как же у нас? Опорой власти в настоящее время служит определенная олигархическая группа, которая и правит бал. Именно в руках этих людей сосредоточены огромные потенциалы, полученные в результате процесса "дикой приватизации". Эти люди, в отличии от индивидуальных предпринимателей, зачастую не заинтересованы в развитии своего бизнеса как конкурентоспособной единицы мировой экономики - они просто выкачивают доходы и периодически "подкрашивают фасады своих контор". Связано это по большей части с тем, что их компании занимают монопольные позиции на рынке и обладают рычагами сильного административного давления. Отечественная продукция, за исключением сырьевой базы, в большинстве своем не конкурентоспособна на мировом рынке, т.к. в основной своей массе давно морально устарела. Единственный выход из сложившейся ситуации - внедрение инновационных технологий и создание здоровой и свободной от "серого" административного давления конкурентной среды. А где ее создавать? Прежде всего в низших звеньях бизнеса, представителями которого и являются индивидуальные предприниматели. Именно они, как локомотив, потянут за собой все сферы жизни общества к позитивным переменам. Именно в предпринимательской среде малого и среднего бизнеса внедрение инноваций будет проходить наиболее быстро, т.к. предприниматель будет иметь личную заинтересованность в повышении конкурентоспособности и повышении своей прибыли. А какой солдат не мечтает стать генералом? Так и у предпринимателей - каждый хочет стать бизнес-китом. И на мой взгляд именно этот путь может вывести нашу страну, наше общество на качественно новый уровень.

А теперь хотелось бы рассмотреть проблемы осуществления деятельности индивидуальных предпринимателей и на их основе предложить конкретные шаги по их решению.

1. Вопрос кредитования индивидуальных предпринимателей в период кризиса встал весьма остро. Многие банки просто не осуществляли кредитование малого бизнеса. Мне представляется, что необходимо создание именно государственного банка, который будет заниматься непосредственно вопросами кредитования индивидуальных предпринимателей и субъектов малого и среднего предпринимательства. Причем кредиты на открытие индивидуальным предпринимателем собственного дела должны выдаваться под процент, не превышающий ставку рефинансирования ЦБ РФ, под залог имущества либо под поручительство, на срок не менее трех или пяти лет, с возможностью отсрочки платежа от одного до трех лет.

2.Создать действенные механизмы быстрой и эффективной защиты индивидуальных предпринимателей. На уровне федерации, субъекта федерации и муниципального образования создать независимые, саморегулируемые организации, представляющие интересы и формируемые из среды индивидуальных предпринимателей на выборной основе. Привлечь их представителей к разработке быстрых и эффективных механизмов защиты индивидуальных предпринимателей от правового произвола со стороны должностных лиц и представителей бизнеса, ведущих недобросовестную конкурентную борьбу. Законодательно зафиксировать эти положения на федеральном уровне, уровне субъектов федерации и на уровне муниципалитетов.

3.Разработать и ввести прогрессивную шкалу налогообложения для индивидуальных предпринимателей в рамках уже существующей системы налогообложения. Освободить индивидуальных предпринимателей от уплаты части налогов и сборов в течении года с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя т.к. именно первый год для индивидуального предпринимателя является наиболее трудным, он является годом выживания.

4. Проработать вопрос уголовной ответственности лиц, в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, осуществляющих предпринимательскую деятельность с согласия законных представителей, за преступления, предусмотренные главой 22 УК РФ. В частности можно предложить назначать таким лицам наказание, не связанное с лишением или ограничением свободы, в рамках уже существующих санкций.

5. Касаемо лицензирования отдельных видов деятельности в отношении индивидуальных предпринимателей считаю необходимым по максимуму упростить порядок получения лицензии, но в замен ужесточить ответственность за нарушение лицензионных требований. Санкцию ч.1 ст. 171 УК РФ считаю целесообразным дополнить следующим содержанием: "наказывается...либо лишением свободы на срок до 3 лет." Считаю это необходимым, т.к. лицензирование затрагивает сферы предпринимательской деятельности, связанные с потенциальной опасностью, например производство продуктов питания, средств личной гигиены и так далее.

6.Считаю необходимым введение экзамена на предмет владения содержанием нормативных актов, касающихся деятельности индивидуальных предпринимателей, при осуществлении процесса государственной регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя. Лиц, прошедших экзамен считать ознакомленных с содержанием такого рода законодательства.

7. Расширение и развитие федеральной, региональной и местной консультативной поддержки индивидуального предпринимательства.

На последок хотела бы сказать, что вопрос об индивидуальном предпринимательстве очень объемен. В своей работе я охватила лишь часть того о чем можно было бы рассказывать и рассказывать. Проблем, существующих в настоящее время в этой сфере множество и наша общая задача, задача молодого поколения добиться их грамотного и эффективного решения, а как результат - добиться положительных сдвигов в социально-экономическом положении нашего общества.



Список литературы

 

1. Конституция Российской Федерации;

2. Гражданский Кодекс РФ;

3. Налоговый кодекс РФ;

4. Уголовный кодекс РФ;

5. Административный кодекс РФ;

6. Трудовой кодекс РФ;

7. ФЗ РФ 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года;

8. ФЗ РФ 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26 декабря 2008 года;

9. ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 01.01.2004года;

10. ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8.08.2001года;

11. ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002года;

12. Постановление правительства РФ от 19.06.2002г. 439 «Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей»;

13. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. М.Ю. Тихомирова. М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2005. С. 671 и сл.

14. Волгин В.В. Индивидуальный предприниматель: Практическое пособие. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Дашков и Ко, 2003.

15. Гейхман В.Л., Дмитриева И.К. Трудовое право: Учебник для вузов. М.: РПА МЮ РФ, 2002.

16. Залесский В.В. Комментарий к Федеральному закону "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2003.

17. Лапин М.С. Предприниматель без образования юридического лица. Инфра-М, М. 2000.

18. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., дополненное. М.: Азбуковник, 1997.

19. Тихомиров М.Ю. Индивидуальный предприниматель: правовое положение и виды деятельности. 2010г.

 

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 202.