Октябрь 1917 г. перевернул Россию. С первых же дней существования советской власти начался процесс национализации. 25 октября 1917 г. был принят Декрет о земле, объявлявшей ее общенародной собственностью. 14 декабря 1917 г. был подписан первый декрет о национализации ряда частных промышленных предприятий. Банковское дело объявлялось монополией государства. Позднее были национализированы торговый флот, внешняя торговля. По декрету о национализации всех крупных предприятий (июнь 1918 г.) национализировали более трех тысяч предприятий. Крупное российское предпринимательство практически перестало существовать. У частного капитала пока оставались торговля, мелкие и часть средних промышленных предприятий. В 1918 году предпринимательство было запрещено под страхом смертной казни. К 1920 году было физически истреблено или оказалось в вынужденной эмиграции более 100 тысяч предпринимателей.
С началом гражданской войны в стране до предела обострилась обстановка. По декрету от 29 ноября 1920 года была национализирована мелкая и средняя промышленность; вводилась государственная монополия внутренней торговли. В результате была ликвидирована частная собственность, из обращения изъяты денежные знаки и свернуты товарно-денежные отношения. В экономической системе военного коммунизма не осталось места для предпринимателей.
С окончанием гражданской войны стала наглядной неэффективность принятой экономической модели. Восстановить разрушенное войной хозяйство без применения материальной заинтересованности, основываясь только на применении чрезвычайных мер, было невозможно. В марте 1921 г. в России была введена новая экономическая политика (НЭП), благодаря которой большевики хотели восстановить экономику страны и совершить переход к социализму.
Главной мерой НЭПа стала замена в деревне продразверстки продналогом. Теперь крестьяне сдавали государству уже не все излишки, а лишь строго определенную их часть. Они стали более заинтересованными в развитии своего хозяйства. Следующей важной мерой явилось введение свободной торговли, но широкому развитию торговли препятствовал дефицит промышленных товаров. Поэтому и в промышленном производстве, и в сфере обращения было разрешено частное предпринимательство. В мае 1921 г. кооперативы и частные лица получили право арендовать национализированные мелкие и средние предприятия. На основе НЭПа к 1925 г. удалось восстановить народное хозяйство страны, однако складывающаяся командная система управления экономикой все больше и больше входила в противоречия с политикой НЭПа. В эту систему не укладывались предприниматели, называемые в городе презрительно нэпманами, а в деревне - кулаками.
В июне 1926 г. был введен сверх налог на нэпманов. Заниматься предпринимательской деятельностью стало не только невыгодно, но и опасно. Сначала частник ушел из производства, а затем из торговли. В результате массового создания колхозов кулачество было постепенно ликвидировано. Предпринимательство в сложившейся в Советском Союзе административно-командной системе оказалось ненужным; государство признало предпринимательскую деятельность уголовно-наказуемым занятием.
В 1985 г. в Советском Союзе началась перестройка, в экономической программе которой был заложен переход к рыночным условиям хозяйствования. В 1986 г. 55 министерств и ведомств, более 100 предприятий, объединений и организаций получили право самостоятельной торговли на внешнем рынке. Ряд постановлений в 1986 г. предусматривал создание совместных предприятий.
Конец восьмидесятых - начало девяностых годов двадцатого века стали переломным периодом в истории России. СССР перестал существовать, изменился политический климат, что в конечном итоге диктовало необходимость экономических перемен. Не обошло стороной это и вопрос о предпринимательстве. В 1987 г. вышел Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности», положивший начало формированию нового российского предпринимателя. Были приняты, в частности, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 07.04.1989 «Об аренде и арендных отношениях в СССР» (Тихом стр 7), Закон СССР от 04.06.1990 «О предприятиях в СССР» (Тихом стр 7), Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик (Тихом стр 7), Закон СССР от 02.04.1991 «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР» ( Тихом стр 7). В законодательстве было закреплено право на равную защиту всех собственников, право собственности граждан на любое имущество потребительского и производственного назначения, кроме отдельных видов имущества, которые в соответствии с законодательством не могут принадлежать гражданину, право собственности юридических лиц, право собственности государства.
Было предоставлено право физическим лицам - предпринимателям осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законодательными актами Союза ССР и республик, включая коммерческое посредничество, торгово-закупочную, инновационную, консультационную и иную деятельность, а также операции с ценными бумагами. Субъектами же предпринимательства признавались граждане СССР, не ограниченные в правах, любые иностранные граждане или лица без гражданства, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Союза ССР и республик. Признавалось коллективное и частное предпринимательство, осуществляемое о на основе собственности граждан, а также имущества, полученного и используемого на законном основании.
Устанавливалось, что предпринимательство граждан может осуществляться как без применения, так и с применением наемного труда, как без образования, так и с образованием юридического лица. Государство признавало любые формы предпринимательства, осуществляемого в рамках закона, общественно полезной деятельностью и обеспечивало правовые гарантии и поддержку.
Закон СССР от 02.04.1991 «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР» (ст. 5 - 11) устанавливал также: права предпринимателя (в т.ч. на приобретение имущества государственных и иных предприятий, участие своим имуществом в деятельности иных хозяйствующих субъектов, наем и увольнение работников, установление форм, систем и размеров оплаты труда, других видов доходов работников, распоряжение чистой прибылью (доходом), получение не ограниченного размером личного дохода и др.); обязанности и ответственность предпринимателя (в т.ч. оформлять трудовые отношения с работниками путем заключения договоров, оплачивать труд работников, вносить отчисления по страхованию лиц, работающих по найму, обеспечивать надлежащие условия труда, соблюдать права потребителей и др.); правила государственной регистрации граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, и основания прекращения предпринимательской деятельности; правила налогообложения прибыли от предпринимательской деятельности и личного дохода предпринимателя; основные принципы государственной поддержки и защиты прав предпринимателей.
Среди основополагающих правовых актов РСФСР, а позднее Российской Федерации, регулировавших отношения в сфере предпринимательства в этот период, следует назвать прежде всего Законы от 24.12.1990 «О собственности в РСФСР», от 25.12.1990 «О предприятиях и предпринимательской деятельности», от 22.03.1991 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», от 26.06.1991 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР», от 03.07.1991 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», от 04.07.1991 «Об иностранных инвестициях в РСФСР», от 27.12.1991 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».
Закон РСФСР от 25.12.1990 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» в ст. 2 признавал субъектами предпринимательства: граждан РСФСР и других союзных республик, не ограниченных в установленном законом порядке в своей дееспособности; граждан иностранных государств и лиц без гражданства в пределах правомочий, установленных законодательством РСФСР; объединения граждан - коллективных предпринимателей (партнеров). При этом было установлено, что статус предпринимателя приобретался посредством государственной регистрации предприятия, т.е. юридического лица. Предпринимательская деятельность, осуществляемая с привлечением наемного труда, должна была регистрироваться как предприятие. Предпринимательская деятельность, осуществляемая без привлечения наемного труда, могла регистрироваться как индивидуальная трудовая деятельность.
Все вышесказанное привело к тому, что применение на территории Российской Федерации Закона СССР от 02.04.1991 «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР», который, как уже отмечалось, предусматривал ведение физическими лицами предпринимательской деятельности как путем создания юридического лица, так и без образования такового было фактически заблокировано. Поэтому индивидуальная предпринимательская деятельность без образования юридического лица в 1991 г. могла осуществляться лишь при отсутствии у соответствующего предпринимателя наемных работников и после регистрации индивидуальной трудовой деятельности.
Плюс ко всему Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», и Закон СССР «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР», а также ряд других актов исходили из того, что осуществление гражданином предпринимательской деятельности возможно путем создания в этих целях юридического лица. Между тем создание юридического лица - это не предпринимательская деятельность, а единичный волевой акт, свидетельствующий лишь о предприимчивости гражданина-учредителя. После создания и государственной регистрации юридического лица (или предприятия - по терминологии законодательства того времени) предпринимательскую деятельность осуществляет уже не гражданин, а созданное им юридическое лицо.
Именно по этому Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», как правило, не предусматривал право собственности юридического лица на имущество - оно находилось в собственности учредителей. Это касалось не только государственных и муниципальных предприятий, но также индивидуальных (семейных) частных предприятий, смешанных товариществ, товариществ с ограниченной ответственностью.
Несовершенство российских законов, коллизии между ними и законодательством Союза ССР, действовавшим в первой половине 90-х гг. на территории России, трудности в правоприменительной практике не способствовали возникновению значительного количества индивидуальных предпринимателей: их правовое положение оставалось неопределенным. Такая ситуация сохранялась до 01.01.1995 - даты введения в действие части первой нового ГК РФ (от 30.11.1994). Именно эту дату можно считать моментом, с которого началось постепенное, а впоследствии активное развитие индивидуального предпринимательства в современной России.
Исходя из всего вышеизложенного, хочется сформулировать основные выводы по Главе 1:
1). Формирование российского предпринимательства совершалось в аналогии с развитием российского государства.
2). Возникновение и процветание русского предпринимательства благоприятно отражалось на экономике Российского государства, поскольку освоение новых земель, ознакомление с другими новыми странами осуществлялось в большей части благодаря русским предпринимателям.
3). Российское предпринимательство во все времена служило надежной опорой государственной власти.
4). Государство на любом историческом отрезке времени оказывало содействие российскому предпринимательству и эта помощь всегда давала положительные результаты.
5). Заслуга русских купцов и предпринимателей состоит еще и в том, что они вносили колоссальный вклад в культуру и искусство, ведь благодаря их пожертвованиям на храмы мы и сегодня можем созерцать шедевры архитектуры и живописи.
6). Огромный вклад русское предпринимательство внесло в создание и процветание разнообразных отраслей Российской индустрии, что позволило нашему государству овладеть достойным положение на мировом рынке.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 259.