Стратегия развития ипотечного комплекса России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В условиях экономического кризиса Правительством Российской Федерации были предприняты попытки возрождения ипотечного кредитования путем снижения ставки рефинансирования, вливания финансовых средств в банковский сектор и снижения процентной ставки по ипотечным кредитам до 7%. Предположительно эти меры должны сделать ипотечные кредиты более доступными для широких слоев населения и тем самым дать новый импульс развитию строительной отрасли.

Однако, отсутствие научного подхода к развитию ипотеки, протекционизм рыночной системы ипотечного кредитования, отсутствие механизмов привлечения долгосрочных финансовых ресурсов, отказ от государственного регулирования ипотечного комплекса повторно приведут к ошибкам, не дадут желаемого экономического эффекта, не обеспечат доступность ипотечного кредита для населения со средними и низкими доходами (а это - 70% проживающих в России), поэтому необходимо создание ипотечного комплекса.

Ипотечный комплекс России - взаимосвязанная группа предприятий различных отраслей экономики, функционирующих на рынках недвижимости, ипотечного кредитования, страхования, ценных бумаг, а также различных инфраструктурных организаций, действующих в рамках единой цели - обеспечения доступным по стоимости и комфортным жильем российских граждан со средними и низкими доходами. Исходя из вышеизложенного, полагаем, что в настоящее время необходимо разработать новую стратегию развития ипотечного комплекса России, которая учитывала бы все особенности постцентрализованной экономики. В связи с этим основными задачами стратегии развития ипотечного комплекса России, являются:

-   создание реальной возможности покупки жилья
гражданами России в кредит при гарантии социальной защищенности заемщика;

- создание инфраструктуры, обеспечивающей эффективное взаимодействие всех субъектов ипотечного комплекса;

- создание финансовой системы деятельности ипотечного комплекса, позволяющей осуществлять его успешное функционирование в нестабильных экономических и финансовых условиях.

Стратегия развития ипотечного комплекса России должна состоять из трех основных разделов: государственное воздействие на развитие структуры ипотечного комплекса России, развитие механизмов ипотечного комплекса России, формирование условий для привлечения финансовых ресурсов в ипотечный комплекс России.

Государственное воздействие на формирование и развитие структуры ипотечного комплекса является определяющим и заключается в развитии следующих рынков, входящих в сферу действий ипотечного комплекса России:

- Рынок недвижимости, который должен обладать необходимыми характеристиками для участия в ипотечном кредитовании. Развитие рынка включает следующие направления:

1)целенаправленные меры по развитию строительного комплекса России. Реализация мер осуществляется за счет финансирования высокоэффективных технологий, создания лизинговых компаний, привлечения иностранных инвестиций, налоговых льгот, создания эффективных механизмов финансирования строительства;

2)изменение налоговой политики, способствующей увеличению спроса населения на жилье;

3)создание единой государственной информационной системы «Купля/продажа/аренда жилья - спрос/предложение»;

4)снижение стоимости строительства жилья за счет возложения расходов на развитие и обустройство магистральных и внутриквартальных инженерных сетей, иных объектов инженерной (коммунальной) инфраструктуры на региональные и местные исполнительные органы;

5)преодоление дефицита земельных участков с развитой инженерно-коммунальной инфраструктурой.

- Первичный рынок ипотечных кредитов, который охватывает всю совокупность деятельности кредиторов и должников, вступающих между собой в соответствующие обязательственные отношения, при которых должник (залогодатель) в качестве способа исполнения предоставляет, а кредитор (залогодержатель) принимает в залог недвижимое имущество. Развитие рынка включает следующие направления:

1)создание условий для обеспечения банков долгосрочными финансовыми ресурсами;

2)снижение процентной ставки по ипотечным кредитам до 4 - 7% годовых;

3)создание единой государственной банковской информационной системы ипотечного кредитования;

4)развитие инфраструктурных и сервисных организаций рынка;

5)развитие ипотечных программ коммерческих банков и АИЖК;

6)развитие системы строительных сбережений;

7)развитие системы некоммерческих объединений и ассоциаций участников первичного рынка ипотечных кредитов.

- Вторичный рынок ипотечных кредитов, который обеспечивает передачу прав по закладным и ипотечным кредитам (продажа уже выданных ипотечных кредитов), а также реинвестирование выданных ипотечных кредитов. Вторичный рынок является связующим звеном между кредиторами на первичном ипотечном рынке и инвесторами на рынке ипотечных ценных бумаг, обеспечивая аккумуляцию денежных средств инвесторов и направляя финансовые потоки в ипотечные кредиты. Развитие рынка включает следующие направления:

1)совершенствование денежно-кредитного регулирования, которое заключается в расширении практики долгосрочного рефинансирования кредитов банков;

2)развитие унифицированной системы рефинансирования ипотечного жилищного кредитования;

3)развитие инфраструктурных и сервисных организаций рынка;

4)унификация и стандартизация требований и процедур на этапах андеррайтинга, выдачи и обслуживания ипотечных кредитов.

- Рынок ипотечных ценных бумаг, который обеспечивает трансформацию персонифицированных прав по кредитным обязательствам и договорам об ипотеке (закладных) в обезличенные доходные ипотечные ценные бумаги и размещение их среди долгосрочных инвесторов. На рынке ипотечных ценных бумаг происходит приобретение, накопление и размещение физическими и юридическими лицами ипотечных ценных бумаг, предлагаемых посредниками, в целях получения по ним дохода.

Развитие рынка предполагает изменения в его деятельности, которые способствовали бы привлечению капитала в ипотечный комплекс России, за счет привлечения инвестиционных ресурсов из-за рубежа, предотвращения оттока инвестиционных ресурсов из страны, эффективной мобилизации свободных финансовых ресурсов, включая денежные средства Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда обязательного страхования вкладов и других государственных фондов.

- Рынок страхования, обеспечивающий страхование рисков в системе ипотечного жилищного кредитования и являющийся инвестором на рынке ипотечных ценных бумаг. Развитие рынка предусматривает два основных направления:

1)введение единых стандартов страхования ипотечных кредитов;

2)государственное страхование ипотечных кредитов.

Развитие механизмов ипотечного комплекса России. В структуру механизмов ипотечного комплекса России входят:

- Рыночная система ипотечного жилищного кредитования, действующая на всех рынках ипотечного комплекса России, включающая в себя предоставление долгосрочных жилищных ипотечных кредитов коммерческими банками и иными кредиторами гражданам-заемщикам, учитывающая применяемые в мировой практике модели и формы взаимодействия участников первичного и вторичного рынков ипотечных кредитов.

Рыночная система ипотечного жилищного кредитования уже получила свое развитие в России, к ней необходимо отнести ипотечное кредитование АИЖК и ипотечное кредитование коммерческих банков. Рыночная система ипотечного кредитования включает в себя:

-   одноуровневую модель ипотечного кредитования, в которой участвуют заемщики и коммерческие банки (характеризуется организационной простотой и распространяется на первичный рынок ипотечных кредитов на уровне «банк - заемщик», при этом закладные не выходят за пределы первичного рынка);

- двухуровневую модель ипотечного кредитования, действующую в России и реализуемую АИЖК (основана на взаимодействии с региональными администрациями и региональными операторами, рефинансирование закладных осуществляется на вторичном рынке ипотечных кредитов);

- систему строительных сбережений (основанную на накоплении заемщиками собственного капитала с последующим правом на получение ипотечного кредита с низкой процентной ставкой. Источниками ресурсов ипотечного кредитования данной модели являются вклады и платежи в погашение ипотечных кредитов, а также бюджетные средства в качестве субсидий).

Все участники рыночной системы ипотечного кредитования в той или иной мере уже сегодня действуют на рынках ипотечного комплекса России.

Субсидированная система ипотечного жилищного кредитования, используемая на рынках недвижимости, первичном рынке ипотечных кредитов и страхования, в которой государство прямым или косвенным образом оказывает содействие различным категориям граждан в приобретении жилья.

Субсидированная система ипотечного жилищного кредитования состоит из федеральных, региональных и муниципальных программ ипотечного жилищного кредитования с субсидированием приобретения жилья семьями со средними и низкими доходами и предполагает:

1)поддержание платежеспособного спроса населения на жилье посредством выделения бюджетных средств, предназначенных для целевой адресной поддержки нуждающихся в улучшении жилищных условий;

2)предоставление финансирования из бюджетов различных уровней муниципалитетам на строительство жилья и ипотеку;

3)субсидии гражданам на первоначальный взнос и/или субсидирование процентной ставки по ипотечному кредиту;

4)полное или частичное государственное страхование ипотечных кредитов;

5)применение более гибких правил предоставления ипотечного кредита;

6)повышение доступности ипотечных кредитов путем установления гибких стандартов андеррайтинга;

7)продажа квартир по цене строительства, с введением ограничений на минимальный срок проживания для последующей продажи квартиры;

8)создание специальных организаций, реализующих отдельные программы жилищного финансирования граждан с низкими доходами;

9)развитие малоэтажного строительства, за счет предоставления в долгосрочную аренду земельных участков с коммуникациями и предоставления льготных ипотечных кредитов на строительство домов (коттеджей).

Темпы и масштабы развития субсидированной системы ипотечного жилищного кредитования должны определяться объективной экономической ситуацией в регионах, платежеспособным спросом на жилье и его предложением, а также наличием необходимых региональных нормативно-правовой базы и инфраструктуры.

Настоящая стратегия предусматривает разработку и утверждение органами местного самоуправления своих муниципальных программ поддержки населения в улучшении жилищных условий, которые предусматривают разработку плана действий органов местного самоуправления, привлечение средств местных бюджетов и внебюджетных источников для решения жилищных проблем граждан, эффективное управление бюджетными и внебюджетными средствами, направленными на финансирование программных мероприятий.

- Госкорпорация «Российский ипотечный комплекс». Цель создания госкорпорации – строительство доступного и комфортного жилья для граждан со средними и низкими доходами в регионах с использованием субсидированной системы ипотечного кредитования. Строительство жилья осуществляется как самой госкорпорацией, так и аккредитованными застройщиками, по нормативам строительства, установленным для регионов.

Финансирование деятельности осуществляется за счет денежных средств банков, страховых компаний, пенсионных фондов, входящих в состав учредителей, а также государственного финансирования, включая предоставление налоговых и таможенных льгот. Для удешевления стоимости жилья земля под строительство выделяется из федеральных земель, а также из земель субъектов и муниципалитетов без проведения аукционов, что потребует внесения соответствующих изменений в действующее законодательство.

Единая система приобретения и продажи жилья внутри госкорпорации, а также создание маневренного фонда для муниципалитетов будет способствовать развитию ипотечного комплекса России, а также миграции трудовых ресурсов между регионами. Выпускаемые Госкорпорацией облигации должны быть обеспеченны залогом недвижимости (ипотекой).

- Система строительства малоэтажного жилья, имеющая своей основной задачей развитие строительства доступного малоэтажного жилья и снижение цен на земельные участки под строительство. Система включает следующие направления:

1)предоставление населению земельных участков с коммуникациями для малоэтажного строительства в рамках подпрограммы «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства» приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России»;

2)поддержка индивидуальных застройщиков субсидиями и ипотечными кредитами на строительство и приобретение строительных материалов;

3)развитие строительного комплекса малоэтажного строительства;

развитие социальной инфраструктуры в местах малоэтажной застройки;

4)развитие системы ипотечного кредитования в АПК России, включающей создание следующих структур: Земельный банк России, Российская земельная биржа, Российский земельный суд, Российская земельная инспекция[35,с.35].

- Система ипотечных услуг, которая действует на всех рынках ипотечного комплекса и является связующей структурой деятельности субъектов рынков. Система ипотечных услуг - совокупность различных взаимоотношений (между субъектами рынков ипотечного комплекса России в сфере продвижения услуг, ценообразования, сбыта и др.), складывающихся в процессе хозяйственной деятельности субъектов. Развитие системы ипотечных услуг включает следующие направления:

1)создание единых информационных баз и стандартов услуг: риелторов, ипотечных брокеров, банков, строительных, коммунальных, страховых, брокерских и др.;

2)государственная поддержка, нормативное и налоговое регулирование деятельности субъектов системы ипотечных услуг;

3)создание структуры, координирующей функционирование системы ипотечных услуг;

4)развитие малого бизнеса в системе услуг ипотечного комплекса.

- Система государственног окоммерческого найма жилья (аренды), которая предусматривает дальнейший выкуп жилья с использованием механизмов ипотечного комплекса России.

Формирование условий для привлечения финансовых ресурсов в ипотечный комплекс России. Определяющим для развития ипотечного комплекса России является решение задачи привлечения достаточного объема долгосрочных ресурсов, что определяет важность отработки надежных механизмов финансирования кредиторов и обеспечения гарантий надежности инвесторам, направляющим свои капиталы на рынки ипотечного комплекса. Привлечение долгосрочных ресурсов для ипотечного комплекса могло бы, на наш взгляд, осуществляться из следующих источников:

- рефинансирование кредиторов через операторов вторичного рынка ипотечных кредитов;

- введение Банком России ипотечной ставки рефинансирования;

- выпуск кредиторами эмиссионных ипотечных ценных бумаг и их реализация на финансовом рынке;

- привлечение денежных средств населения в системе строительных сбережений;

- рефинансирование через банковские долгосрочные долговые обязательства, обеспеченные залогом недвижимости (облигации);

- предоставление субсидий и субвенций из бюджетов различных уровней в рамках субсидированной системы ипотечного жилищного кредитования;

-средства, предоставляемые институциональными инвесторами (пенсионными фондами и страховыми организациями, паевыми инвестиционными фондами и др.);

-рефинансирование ипотечных операций путем привлечения инвесторов через систему Общих фондов банковского управления (ОФБУ);

- кредитные линии и займы, предоставляемые банками, а также иными организациями;

- средства от продажи целевых облигацией займов;

- выпуск муниципальных облигаций[6,с.4].

Таким образом, в рамках предлагаемой стратегии создание ипотечного комплекса позволит, увеличить платежеспособный спрос граждан России; активизировать рынок жилья; привлечь в жилищную сферу сбережения населения и другие внебюджетные финансовые ресурсы; обеспечить развитие строительного комплекса; оживить экономическую и инвестиционную активность в обществе.


Дата: 2019-12-22, просмотров: 320.