Работа по развитию высших чувств у дошкольников.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

       Для развития высших чувств у дошкольников круглосуточной группы детского сада нами был разработана программа, под условным названием «Научим малыша улыбаться!».

Программа включает три блока-направления:

1. Дидактические игры;

2. Интегрированные занятия (ИЗО + восприятие изобразительного искусства; ИЗО + нетрадиционные техники);

3. Психогимнастические упражнения

 

 

     Дидактическая игра является одним из средств эмоционального развития дошкольников. Мы широко использовали дидактические игры, так как игра является ведущим видом деятельности в данном возрасте. 

Нами были отобраны игры, игровые упражнения, направленные на развитие творческого воображения, эмпатии, а так же упражнения направленные на посильное овладение своими эмоциями и чувствами, на развитие эмоциональной произвольности, на расширение и углубление эмоционального опыта.  Использовались дидактические игры на закрепления знания классификации цвета: теплые и холодные, легкие и тяжелые; игры на закрепление эмоциональных проявлений; на закрепления способов выражения эмоций при помощи мимики (см. приложение 6). Дети принимали в них активное участие, с удовольствием играли. Индивидуальная работа по закреплению цветов и оттенков проводилась с Ярославом Б. и Максимом М.. С Андреем Е. пришлось проводить индивидуальную работу по всем направлениям, ребенок при выполнении заданий, во время игр рисовал черным цветом «каракули», не смотря на указания воспитателя.

       Для введения детей в мир искусства проведены занятия на тему знакомства с профессией художника, его рабочим местом, процессом создания им произведения искусства (см. приложение 7).

     Закрепление опыта ребенка происходит в изобразительной деятельности. Именно в изобразительной деятельности ребенок имеет возможность наиболее легко выразить то, что его волнует в материале. На основе этого нами был разработан целый комплекс занятий, учитывающий возрастные и индивидуальные особенности детей по результатам констатирующего эксперимента.

      Интегрированные занятия  (ИЗО+ восприятие изобразительного искусства) проводились в форме путешествия в картину. Знакомя ребенка с произведением искусства, мы помогали ему проникнуть внутрь созданной художником картины, войти в эти удивительные и таинственные «предлагаемые обстоятельства», ощутить теплоту, свежесть, запах наполняющего картину воздуха, мысленно прикоснуться к изображенным предметам, услышать, как они звучат, поговорить с героями картины. Мы вместе с ним исследовали эмоциональное состояние героев и характер пространства картины. Но наше путешествие на этом не заканчивалось. Мы отправлялись в прошлое, придумывая, восстанавливая исходные события, предысторию персонажей до момента, запечатленного художником на картине. А после – в будущее, прогнозируя те изменения, которые могут произойти с героями впереди. Исследовав произведение, таким образом, предлагали ребенку создать свою композицию по поводу данного произведения. Детей увлекали такие путешествия, они активно включались в процесс восстановления исходных событий, прогнозирования событий, которые могут произойти с героями (см. приложение 8). Наиболее активными были Кристина Б., Алеша З., Женя Д..

       Особое значение для эмоционального развития детей имеет использования нетрадиционных техник в рисовании. Они создают хорошее настроение, способствуют развитию творчества, развивают цветовосприятие, чувство цвета. Каждое занятие в нетрадиционной технике вызывало у детей восторг, желание быстрее включиться в работу. Поскольку группа разновозрастная, то занятия были разработаны таким образом, что каждый из детей смог проявить себя в силу своих возрастных особенностей и возможностей. Наиболее яркие и творческие рисунки были у Кристины Б. и Эльдара С.(см. приложение 9).

       Для того, чтобы научить выражать свои эмоции при помощи мимики, интонации,   жестов нами использовались психогимнастические упражнения (см. приложение 10). Самое главное условие эффективности таких занятий — добровольное участие в них детей. Каждое занятие мы завершали чем-то радостным, веселым, положительным (особенно если речь на занятии шла, например, о страхе или жадности). Между занятиями  мы в повседневной жизни обращали  внимание детей на поступки, эмоции свои и окружающих, тем самым закрепляя пройденный материал. Содержание этюдов не читается детям, ситуация эмоционально пересказывается. Герои (мальчик, девочка) обозначены в этюдах условно: в зависимости от того, кто проигрывает упражнение.  Наиболее ярко передавали настроение Леша З., Кристина Б..

       Многие дети затруднялись в передачи эмоций в этюдах, в которых необходимо было выразить состояния удивления (Ваня Б., Ярослав Б. Андрей Е.), презрения (Андрей Е., Ярослав Б., Женя Д., Максим М.), удивление и стыд (Леша З., Кристина Б.), презрения - печаль, презрение – гнев (все дети группы).  

       В следующих упражнениях  детям,  по желанию,     предлагается          из набора всевозможных предметов выбрать те, которые обладают такими же свойствами, как  одно из переживаний, проанализированных в предыдущей игре (если нет подходящих предметов или игрушек, можно просто их называть).  Леша З., 7 лет, показывает с помощью предметов "раздражение": «Это чувство колючее как ежик, серое как мышь, шершавое, кислое  как лимон».  Кристина Б., 6 лет, показывает с помощью предметов "страх": «Это чувство липкое как пластилин, холодное как лед, быстрое как стрела».

В последующем, мы использовали творческие задания на передачу эмоциональных состояний, при помощи жестов и мимики, например «испуганный заяц», «радостная мама», «грустное дерево» и другие.

Таким образом, развитие эмоций происходит в разных видах  деятельности: на занятиях, в процессе игровой деятельности,  в ходе выполнения различных творческих заданий, а также в повседневной жизни.

     После проведения формирующего эксперимента нами было проведено исследование эффективности проведенных мероприятий: методика «Определение эмоционального благополучия детей дошкольного возраста» (адаптированный вариант), методика «Выбери нужное лицо», наблюдение за характером эмоциональных проявлений детей. Анализ, которых показал,       что эмоциональные проявления стали более разнообразными, уровень развития эмоций стал на порядок выше, по отношению к констатирующему эксперименту. Дети стали эмоционально откликаться на произведения изобразительного искусства, книжные иллюстрации, у них возникает желание прокомментировать, задать вопрос, объяснить товарищу смысл иллюстрации.                                                                                                                        Кроме того, нами был проведен опрос родителей и близких родственников, живущих совместно с детьми, в анкете были предложены следующие вопросы:                                                                                                                                                                                                                                                      - изменилось ли что-то в поведении вашего ребенка за последнихе3 месяца? - если изменилось, то в какую сторону? В чем проявляются изменения?         - заходила ли речь о чувствах и эмоциях?                                                           В результате опроса были получены следующие результаты:                   80% родителей (9 человек) отметили положительные изменения в поведении ребенка в сторону большей внимательности по отношению к ним и окружающим.                                                                                                      20% (3 человека) « не заметили» изменений.                                                  70% родителей вспомнили, что за указанное время дети задавали вопросы о чувствах («мама, а котик радуется, когда я с ним играю?»).                                 В некоторых случаях (30%), родители отметили попытки детей корректировать поведение других по отношению к ним («почему ты не улыбаешься, когда я тебя целую?»).                                                                                                                                                                                             

    Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, подтвердилась: изобразительная деятельность является одним из средств эмоционального развития детей дошкольного возраста из неполных семей, воспитывающихся в условиях круглосуточной группы.

 

 

Выводы по главе

        По результатам констатирующего можно отметить, что у детей круглосуточной группы из неполных семей проявляется синдром госпитализма, характеризующийся, прежде всего недоразвитием эмоционально-волевой сферы и некоторые задержки в развитии познавательной деятельности.  

        Как показало исследование большое значение в развитии эмоциональной сферы и личности в целом имеет изобразительная деятельность. Влияние эмоциональных воздействий разнообразно. Но с другой стороны, любое эмоциональное воздействие, не зависимо от того негативное оно или позитивное по своей сути, оказывает побудительное воздействие на ребенка.  

       На основе данных, полученных в ходе эксперимента, мы сделали ряд выводов о влиянии изобразительной деятельности на эмоциональное развитие дошкольников. Развитие эмоциональной сферы оказывает влияние на формирования навыков в изобразительной деятельности. В процессе восприятия произведений искусства у детей развивается способность эмоционально переживать содержания произведения, возникает желание выразить свое отношение к нему. Художественные образы воздействуют на его чувства и сознание, влияют на отношение к явлениям и событиям жизни, способствуют расширению кругозора. Благодаря изобразительной деятельности дошкольники начинают понимать красоту окружающего мира, богатство и разнообразие его красок, форм, движений. На этой основе у детей формируется эстетический вкус, способность различать прекрасное и безобразное не только в искусстве, но и в окружающей действительности.

 

 

Заключение

     Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу  о том, что изобразительная деятельность является одним из средств эмоционального развития детей дошкольного возраста из неполных семей, воспитывающихся в условиях круглосуточной группы при условии:

• формирование позитивного отношения ребенка к процессу рисования;         • создание эмоционального микроклимата в группе;                                         • закрепление базовых навыков в изобразительной деятельности;                           • использование произведений живописи как средства побуждения к собственной деятельности.

     В настоящее время современная педагогика отстаивает единство методов обучения и методов развития художественно-творческих способностей, обусловливающих выразительность, в основе которой лежит эмоциональное, эстетическое отношение к изображаемому, определяющее активность восприятия и воображения. Успешному решению художественно-творческих задач способствует активизация психических свойств, относящихся к эмоционально-интеллектуальной структуре личности. Эти свойства имеют непосредственное отношение к обучению изобразительному искусству и взаимосвязаны с творческими способностями и уровнем их развития. Отдельные эмоции и эмоциональный фон в целом имеют важное значение во время формирования художественного сознания и приобретения новых умений и навыков. При наличии эмоций сокращается время, необходимое на формирование умений и навыков. Особую роль здесь играют положительные эмоции. Различные эмоции возникают в результате прямого воздействия раздражителей на головной мозг, то есть на непосредственно отражательном уровне. Вживание в образ художника помогает решить задачу, быстрее и глубже понять значение изображения с различными культурными и жизненными представлениями.                                                                            

     Главная задача – воспитание чувств дошкольника, необходимо способствовать обогащению их содержания, их большей устойчивости и глубине, учить ребенка овладевать внешним выражением своих чувств, преодолевать отрицательные чувства. Отрицательные эмоции могут закрепиться и перенестись на учебную деятельность в целом, на взаимоотношения педагога и группы, что может привести к серьезным нарушениям в психическом и личностном развитии дошкольника. Познавательные потребности развиваются лишь тогда, когда деятельность приносит удовольствие и удовлетворение, т. е. если она удается ребенку и он чувствует себя нужным и любимым, как в своей семье, так и в детском саду. Воспитание чувств – это тонкий и сложный процесс, в котором не допустим механический подход, так как воздействия при воспитании чувств касаются не какой-то изолированной сферы психической жизни дошкольника, а ребенка как целостной личности. Чувства ребенка будут развиваться и крепнуть только в том случае, если они переживаются не пассивно, а превращаются в мотив соответствующих действий и поступков.

     Разработанная нами программа по развитию у детей круглосуточной группы из неполных семей эмоций позволит детям, по нашему мнению, овладеть всей совокупностью эмоциональных проявлений, что положительно отразится на личности ребенка в дальнейшем.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Белавина И., Найденская Н. Планета - наш дом. Мир вокруг нас. Методика проведения занятий на основах экологии для дошкольников. - М.: Лайда, 1995.

2. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. — М., 1990.

3. Васильева А.И. Учите детей наблюдать природу. – Мн: Народная асвета, 1972. .

4. Виноградова Н.Ф., Кусынова Т.А. Дети и взрослые вокруг. - М.: Просвещение, 1993.

5. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского сада / сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусин. - М.: Просвещение, 1983.

6. Григорьева Г. Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности». – М., 2000.

7. Дмитриев Ю.Д., Пожарицкая Н.М. Твоя Красная книга. - М.: Молодая гвардия, 1986.

8. Жуковская Р.Н. и др. Родной край: Пособие для воспитателей детского сада / Под ред. С.А. Козловой. - М.: Просвещение, 1985.

9. Запорожец А.В. «Психология». М. Просвещение. 1965 г.

10. Казакова Р. Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий». – М., 2005.

11. Козлова Н. Г. «Прекрасное – детям. Ознакомление дошкольника с искусством Беларуси». – Мозырь, 2008.

12. Комарова И. А., Ершова Н. В. «Дом наших улыбок». – Мозырь, 2008.

13. Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание. — М., Просвещение, 1990.

14. Лук А.Н. Эмоции и личность. — М.: Знание, 1999.

15.  Мазурина А.Ф. Наблюдения и труд детей в природе - М., Просвещение, 1976.

16. Мухина В.С. «Детская психология». Москва 1985 г.

17. Новоселова С. Вернем игру и детскую инициативу в детский сад. // Педагогический вестник, № 3,4, 1996.

18. Пикхарт К.Е. Руководство для одиноких родителей. — М., 1998.

19. Программа дошкольного образования «Пралеска». – Мн., 2007.

20. Рыжова Н.А. Наш дом - природа. // Дошкольное воспитание № 7, 1994.

21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СП, 2002.

22. Рожина Л.Н. Развитие эмоционального мира личности. — Минск, 1999.

23. Собкин В.С., Марич Е.М. Жизненный ориентации родителей детей-дошкольников \\ Вопросы психологии. - №1 2003.

24. Саморукова Г.Г. Как знакомить дошкольников с природой? - М.: Просвещение, 1978.

25. Тезисы второй всероссийской научной конференции "Психологические проблемы современной российской семьи" (25-27 октября 2005г.). В 3-х частях. - 2 часть / Под общей редакцией доктора психологических наук В.К. Шабельникова и кандидата психологических наук А.Г. Лидерса. - М., 2005.

26. Фигдор Г. Дети разведенных родителей. — М., 1995.

27. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. — М.: Владос, 2003.

28. Эстетическое воспитание в детском саду. - М., 1985.

Приложение № 1

Приложение № 2

Приложение № 3

Методика «Секрет»

Цель: Изучить уровень развития межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста.

Материал: 3 открытки.

Порядок проведения: ребенку дается инструкция: «Друзей всегда поздравляют с праздниками. Вот тебе 3 открытки. Разложи их в шкафчики ребятам, которых ты хочешь поздравить открыткой в первую, вторую и третью очередь. Никому не говори, это наш секрет».

Обработка результатов: результаты выборов занести в социометрическую матрицу. Проставив выборы каждого ребенка по горизонтали (на пересечении с номером каждого ребенка, которому он отдал открытку), подсчитать количество выборов, полученных каждым ребенком (по вертикали в столбцах); затем определить взаимные выборы, обведя их кружком и соединяя линией, подсчитать количество взаимных выборов у каждого ребенка. По количеству выборов, полученных каждым ребенком определить статус: 1 группа-5-6 выборов, 2 группа-3-4 выбора, 3-1-2 выбора, 4- 0 выборов. Проанализировать мотивировки выборов детей, отнесенных к 1 и 2 группам.

Приложение № 4

Методика «Оценочная шкала эмоциональных проявлений ребенка». Цель: Изучить эмоциональные проявления ребенка и степень их выраженности.                                                                                                 Оценочная шкала конкретных проявлений ребенка

Чувственное проявление Интенсивность 0  1  2   3    4 Обстоятельство
сверхчувствительность возбуждаемость капризность боязливость плаксивость злобность    завистливость веселость      ревность обидчивость упрямство жестокость ласковость сочувствие агрессивность самомнение нетерпеливость                      

Примечание: 0 – нет, 1 – немного, 2 – среднее, 3- очень много, 4- крайне много.

Приложение № 5

Дата: 2019-12-10, просмотров: 345.