Экспериментальное изучение развития высших чувств у дошкольников, воспитывающихся в условиях круглосуточной группы.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Педагогический эксперимент, проводился с 26 ноября 2007 г. по  12 мая 2008 г. на базе детского ясли - сада № 3 г. Могилева и  проходил в три этапа: 1) констатирующий эксперимент; 2) формирующий эксперимент; 3) контрольный эксперимент.

Нами была выбрана круглосуточная группа, где процент детей из неполных семей составляет 99%.  В эксперименте принимали участия 12 детей круглосуточной группы. Задачами данного этапа были следующие:

1.Выявить эмоциональный микроклимат детей в условиях группы и семье.

2.Выявить эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста.

3.Определить умения чувствовать эмоции, понимать состояние другого человека (жалость, сострадание и т.п.).

4.Выявить понимание и эмоциональное переживание ценности дружбы, доброты, развитие умение владеть своими эмоциями.

      Для решения первой задачи мы использовали наблюдение за поведение детей в группе, общение детей друг с другом в различных ситуациях.                                                                                                                                           Особое внимание уделили поведению и стилю педагогического руководства воспитателей. Для более детального изучения эмоционального микроклимата в группе была использована методика «Рисунок воспитателя» (см. приложение  № 1). Для анализа рисунков мы обращались к помощи педагога- психолога дошкольного учреждения.

       Анализ методики «Рисунок воспитателя» показал, что дети привязаны к воспитателю, некоторые рисовали рядом с воспитателем себя (3 из 12).
Как правило, в детских рисунках фигура воспитателю доминирует, что видно по ее размерам по отношению к другим объектам рисунка.                       Кроме того, наблюдается положительное эмоциональное восприятие воспитателя, так как в большинстве рисунков воспитатель изображен с улыбкой, радостным выражением лица. На рисунках Кристины Б. и Олега Т. фигура воспитателя украшена короной, палантином на голове. Эльдар С. изобразил воспитателя с широко открытым ртом, что говорит о негативном восприятии воспитателя (повышающим голос, кричащим).              

   Для анализа эмоционального климата в семье и изучения влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка использовалась методика «Рисунок семьи» (см. приложение № 2).Анализ результатов данного исследования был направлен на изучение личности ребенка, а  также его эмоциональной сферы.

 Как указал психолог, дети очень часто уменьшали состав семьи, а именно Ваня Б., Матвей К. «забывали» нарисовать тех членов семьи, которые им эмоционально менее привлекательны, с которыми сложились конфликтные отношения.         

 Также, в некоторых рисунках дети не включали себя в состав семьи         ( Иван Б., Олег Т.), у некоторых детей были рисунки, в которых  ребенок не изобразил себя или вместо семьи нарисовал только себя (Матвей В.).      Это указывает на  отсутствие чувства общности со своей семьей, родными и близкими ребенку людьми. Для рисунков детей из неполных семей также  характерно отделение членов семьи друг от друга. Это говорит о чувстве             не включенности, отчужденности. Так на рисунке Кристины Б. мама изображена в доме, сидящей у зарешеченного окна. Иван Б. изображает семью, каждый член которой отделен  друг от друга забором, что говорит о разобщенности семьи, отсутствии крепких отношений в семье ребенка.       На некоторых рисунках у детей наблюдается тенденция не дорисовывать членов своей семьи.                                                                                                                                           С Андреем Е. не удалось провести ни одной методики, так как он активно и агрессивно рисовал только «каракули», используя при этом черный цвет. По словам педагога-психолога это говорит о закрытости и глубокой психологической травме. Ребенок состоит на учете у педагога-психолога.

  Кроме того, нами была проведена социометрия(приложение № 3).    Детям предлагалось подарить подарок своим лучшим друзьям. Проведенная социометрия   не дала желаемых результатов.    В группе не удалось определить статус детей. Дети не выделяют предпочтительных им для игр и занятий партнеров. В отсутствии в поле зрения испытуемого ребенка детей методику провести вообще не удалось, так как дети не могут вспомнить ребят из своей группы. Предлагалось сделать  подарок своему другу из групп. Как правило, дети дарили подарок тому ребенку, который в данный момент находился рядом. Дети не могли ответить на вопрос «Почему ты даришь подарок именно ему (ей)?». Контакты детей были весьма однообразны и мало эмоциональны. Они сводились к простым обращениям и указаниям. Устойчивых дружеских связей в группе не обнаружено.

      Наблюдение за эмоциональными проявлениями детей в различных режимных моментах показало на бедность и недостаточную степень выраженности эмоциональных проявлений детей (приложение № 4). Как правило, преобладают такие чувственные проявления как злобность, упрямство, агрессивность. Дети не могли поделить мыло при умывании (Иван Б., Женя Д.), порядок дежурства по столовой (Иван Б., Эльдар С., Кристина Б.), игрушки (все члены детского коллектива), что проявлялось в ежедневных  конфликтах. Наибольшую агрессию проявлял Андрей Е., он мешал играм детей, разрушал их постройки, ломал игрушки. Дети довольно редко демонстрировали сочувствие, радость. Самым ярким чувственным проявлением была ласковость, которая проявлялась по отношению к взрослым, что говорит о недостатке любви и ласки у детей данной группы. Дети круглосуточной группы вели себя не активно на занятиях.                  Дети весьма скупо выражали свои переживания. Как было замечено нами, эти дети  улыбались редко,  смеялись в исключительных случаях.

        Для изучения уровня развития эмоций нами использовалась методика «Выбери нужное лицо» (см. приложение № 5). Почти все дети затруднялись в выборе карточек с эмоцией, которая соответствует герою рассказа.     Андрей Е., не зависимо от эмоционального состояния героя рассказа, всегда выбирал лица с негативной эмоциональной окраской. Женя Д. смог не только верно определить эмоции всех героев, но и объяснить, почему герой находится именно в таком эмоциональном состоянии. Изучение развития эмоциональной сферы детей показало, что 8 из 12 детей имеют низкий уровень развития эмоций.

      С нашей точки зрения для эмоционального развития детей дошкольного возраста круглосуточной группы необходимо  учить их понимать эмоции, выражать свои чувства при помощи мимики, интонации, жестов. Это возможно по средствам  изобразительной деятельности: знакомства детей с различными видами  искусства, работой художников, иллюстраторов, скульпторов, включения детей в различные виды художественной деятельности.

 


Дата: 2019-12-10, просмотров: 268.