По профилактике алкогольной и наркотической зависимости
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

                                                        Любимцева В.В., заведующая отделением

                                                       медико-психолого-педагогического

                                                       просвещения

Ι. Пояснительная часть.

 

  Проблема алкогольной и наркотической зависимости подростков в последнее время стала очень актуальной. Социологические исследования, проводимые специалистами центра «Наставник» по г. Рыбинску и Рыбинскому району показали, что большое количество подростков, хотя бы раз в жизни, сталкивались с этой проблемой: кто-то пробовал пить пиво, кто-то крепкие спиртные напитки, многие курить травку, у кого-то принимают наркотики и употребляют спиртные напитки друзья.

  Некоторый ценностный кризис в государстве, политическая и экономическая нестабильность привели к тому, что у большего числа подростков отсутствуют навыки защиты от той беды, которую влечет за собой употребление алкоголя и наркотиков. У многих подростков отсутствуют знания о влиянии алкоголя и наркотиков на организм человека, на возникновение и развитие зависимости, что ведет к ложному представлению о безобидности употребления алкоголя и курения наркотиков даже в редких случаях.

Проводя социологические исследования, мы выяснили: многие подростки употребляют алкоголь для того, чтобы ощутить себя взрослым, независимым, более раскрепощенным. Нередко алкоголь является возможностью соответствовать установкам и нормам поведения в среде сверстников.

Исходя из того, что распространение наркомании и ранней алкоголизации среди молодежи приобрела государственный характер и является угрозой здоровью и жизни подростков, очень важна роль просветительской и профилактической работы среди подрастающего поколения.

Понимая актуальность и степень опасности существующей проблемы – специалисты отделения медико-психолого-педагогического просвещения центра «Наставник»: психологи, социальные педагоги, юристы разработали и апробировали ряд просветительско-профилактических программ, направленных на профилактику зависимости у подростков и формирования у них адекватных установок в отношении собственного здоровья.

 

 Задачами профилактики являются :

 

· Формирование ответственности за собственное поведение в разных ситуациях при общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

· Своевременное выявление тех особенностей подростка, которые могут способствовать появлению определенных сложностей или отклонений в интеллектуальном или личностном развитии, влекущих на путь аддитивного поведения (неумение общаться, неуверенность в себе, низкая самооценка, яркое проявление акцентуаций характера).

· Предупреждение возможных сложностей в поведении.

 

  Профилактическая работа может проводиться как с отдельными учащимися или группами (классами), так и с педагогами и родителями.

При работе с подростками необходимо учитывать следующие принципы:

Обеспечивать информированность о вреде алкоголя;

Бороться с убеждениями :«Это не может случиться со мной»;

Разрушить иллюзии о безопасности приема алкоголя;

Развивать умение жить в обществе;

Искать, предлагать варианты удовлетворения социальных и психологических нужд молодежи образом, не связанным с употреблением алкоголя.

 

Данная работа представлена как обобщение способов работы по предотвращению употребления подростками алкоголя, а так же на пропаганду здорового образа жизни.

Профилактическая работа среди подростков, создание устойчивой мотивации здорового образа жизни, в целях снижения уровня численности молодежи с проблемами алкогольной зависимости, в устранении дефицита знаний, умений и навыков, необходимых школьникам в разных сферах жизни, в том числе, и о вреде наркотиков и алкоголя для личности и ее здоровья.

Данная работа раскрывает формы и методы взаимодействия социальных педагогов и психологов с подростками. В процессе деятельности специалисты:

· Знакомят подростков с основами общей психологии, что помогает  им разобраться в особенностях личности, в своих интересах и потребностях, в особенностях взаимоотношений между людьми.

· Информируют о влиянии алкоголя на организм, причинах и последствиях приема дурманящих веществ.

· Способствуют формированию устойчивой мотивации на здоровый образ жизни.

 

Предлагаемые нами формы и методы могут быть использованы в работе разными специалистами: психологами, педагогами, воспитателями детских домов и социальных центров. Занятия могут использоваться как в совокупности, так и в отдельности.

ΙΙ. Формы и методы профилактической работы.

 

· Анкетирование (Приложение 1-3).  Перед началом проведения практических занятий целесообразно провести анкетирование воспитанников, с целью выявления уровня их осведомленности об употреблении алкоголя и его влияние на формирующийся организм подростка. По окончании курса занятий проводим опрос с целью оценки эффективности просветительской деятельности.

· Мозговой штурм «Зачем люди употребляют алкоголь».

Предлагается свободно высказаться по поводу причин, побуждающих человека употреблять алкоголь. Ведущий фиксирует все ответы по мере поступления на ватмане, поощряя к активности всех участников. В конце подводится итог и обобщение, задается вопрос о том, были сделаны какие-либо открытия. В ходе обсуждения надо обратить внимание на то, какие человеческие потребности якобы удовлетворяются с помощью алкоголя, и есть ли другие способы достичь этого эффекта. Например, человек употребляет алкоголь, чтобы снять психическое напряжение. Этого же можно достичь при помощи физических упражнений, прогулок, посещений дискотеки, разговора с подругой или другом и т.д.

·

Дата
Дата
Тренинг «Будь уверенней»

Цели :

· Формирование осознанного отношения к физическим и психологическим границам собственной личности;

· Повышение уровня самопринятия, формирование адекватной самооценки, позитивного отношения к себе;

· Развитие умения осознавать, адекватно выражать свои чувства;

· Формирование уважительного отношения к личности и чувствам других людей;

· Развитие способности к самоанализу и рефлексии;

· Формирование конструктивных способов отстаивания собственных границ, защиты своего персонального пространства; умения сказать «нет» и противостоять давлению.

 

В ходе тренинга подростки овладевают социально-психологическими знаниями, происходит коррекция поведения; формирование навыков межличностного взаимодействия; развивается рефлексия, умение гибко реагировать на ситуацию и перестраиваться в различных условиях деятельности.

В практической лекционной работе целесообразно задействовать   специалистов – валеолога, нарколога, юриста. Первый раздел лекционных занятий – медицинский. Это подготовительный курс, где раскрывается опасность употребления алкоголя, возникновение алкогольной зависимости и ее страшных последствиях (влияние на потомство, семью). 

  

Темы лекций :

· «Алкоголь и его последствия»

· «На дне»

· «Как победить привыкание к алкоголю»

 

Очень важно в конце лекционного курса дать информацию о том, где и кто может помочь подростку решить данную проблему.

 

· Занятие «Последствия употребления алкоголя»

 

Цели :

- формирование потребности к здоровому образу жизни;

- развитие умения принимать адекватные ситуации решения.

 

Материал: образец рекламы алкоголя.

  

Ход занятия

 

I Вводная часть

Вводная беседа.

Педагог показывает рекламу алкоголя и задает детям вопрос:

- Замечали ли вы внизу рекламы алкоголя и табака надпись: «Минздрав предупреждает…….»?

- Скажите, что должно быть в рекламе, чтобы человек последовал ее совету?

Для того чтобы реклама и пропаганда была успешной, нужно сформулировать сообщение в ней в соответствии с тем поведением, которые хотите вызвать у людей. Если вы хотите, чтобы люди стали выяснять ситуацию (действительно вредно), лучше всего акцент сделать на потерях («вредит вашему здоровью»). Чтобы побудить людей предпринимать профилактические меры лучше всего подойдут сообщения, акцентирующие внимание на выигрыше от позитивных последствий.

- А знаете ли вы, чем опасен алкоголь?

(Алкоголь снижает защитные функции организма, особенно растущего, действует «обжигающе» на внутреннюю поверхность желудка, что приводит его к заболеваниям – возникают боли, пища плохо усваивается; алкоголь неблагоприятно влияет на умственную деятельность)

-Можно ли считать алкогольным напитком пиво?

 

II Основная часть

Дискуссия

- Объясните, почему алкоголь может вредить учебе и профессиональной деятельности человека?

(После принятия алкоголя, и на другой день человеку трудно сосредоточиться, ухудшаются возможности восприятия знаний и их усвоения. Трудно заниматься, читать книги. Возникает безразличие к окружающим, раздражительность, агрессивность. Даже небольшое количество алкоголя приводит к тому, что человек начинает вести себя развязно. Нередко он становится причиной насмешек со стороны окружающих).

- Почему некоторые люди, зная о последствиях алкоголя, все равно достаточно много пьют?

(Как правило, взрослым надо долго употреблять алкоголь, чтобы стать «алкоголиком», т.е. больным человеком, который не может жить без алкоголя. У подростков зависимость от алкоголя развивается быстрее, и часто все интересы такого подростка сводятся к выпивке).

После ответов участников дискуссии, учитель дополняет сказанное:

- Употребление алкоголя приводит к ухудшению отношений со взрослыми, конфликтам в семье.

Упражнения в принятии решений.

Игры-ситуации «На дне рождения», «На дискотеке», «С друзьями».

- анализ ситуаций;

- проигрывание по ролям.

Упражнения в умении отказаться от алкоголя: ласково, жестко, резко, тактично.

- Придумайте убедительную причину, чтобы ваши друзья не настаивали на том, чтобы вы выпили и не осуждали вас за это.

 

Очень важно учитывать, что использование наглядной агитации при работе, как со старшими, так и младшими подростками, очень эффективно. Зрительно воспринимается больше информации, она дольше сохраняется в памяти.

Кроме того, подростки видят информацию сами, а не получают в виде нотаций от взрослых, поэтому она вызывает больше доверия.

В речи педагогу необходимо использовать больше примеров, ярких образов и неожиданных сравнений. Это привлекает внимание, лучше развенчивает мифы об алкоголе.

 

· Занятие «Мифы об алкоголе»

Цели:

- формирование умения преодолевать барьеры;

- развитие мотивации к здоровому образу жизни.

 

Материал: плакат с описанием мифов и реальности (можно заранее написать текст мелом на доске).

 

Ход занятия

 

 I Вводная часть

Повторение. «Достоверность информации».

Педагог предлагает вспомнить предыдущее занятие о достоверности информации.

 

 II Основная часть

Игра «Что вы знаете об алкоголе?»

- Слышали ли вы положительную информацию об алкоголе?

Ответы записываются на доске, а учитель дополняет ответы учащихся, вывешивая плакат с написанными мифами об алкоголе.

Затем он предлагает доводы, которые опровергают названную информацию, записывая их на доске напротив мифов. Таким образом, делается вывод о недостоверности безвредности алкоголя.

 

Мифы об алкоголе

 

                     мифы                     реальность
Алкоголь снимает страх, нервозность Это кратковременный эффект. Лица, употребляющие алкоголь для снятия страха, нервозности постепенно становятся постоянно нервными, тревожными, неуверенными в себе.
Алкоголь помогает решать проблемы, стоящие перед человеком. Алкоголь не помогает решать проблемы, а помогает на время их забыть. Проблемы приходится решать все равно, и на «трезвую голову их решать гораздо лучше».
Пиво не алкоголь Пиво содержит спирт, и в больших количествах оно оказывает такое же действие как вино или водка.
Алкоголь согревает Он имеет весьма кратковременный эффект и может применяться, как средство скорой помощи лишь при отсутствии другой возможности. Однако согревающий эффект кратковременен. Очень часто пьяные замерзают, пробыв длительное время на морозе
 Алкоголь помогает улучшить отношения со сверстниками. На первый взгляд это так. Однако снятие тормозов в конечном счете, приводит к резкому ухудшению взаимоотношений, поскольку в алкогольном общении нередко возникают ссоры, взаимные подозрения, драки.
Я всегда знаю меру, всегда смогу остановиться. У меня сильная воля и алкоголиком я не стану. Большинство алкоголиков не считают себя алкоголиками. И никогда начинающий пить не собирался стать алкоголиком. Подростки очень быстро становятся алкоголиками, поскольку на растущий организм алкоголь действует наиболее разрушительно.
Употребление алкоголя личное дело человека, и как, где и сколько он употребляет, никого не касается. Это не так, поскольку употребление алкоголя сказывается на отношениях в семье, на работе, в общественных местах. Значительное число ранений и убийств совершается в состоянии алкогольного опьянения («выявление отношений»).
Алкоголь отрицательно отражается на здоровье, но только самого пьющего, а это его личное дело. Алкоголь влияет на потомство, и часто рождаются неполноценные дети.

 

· Занятие « Алкоголь и закон».

Цели:

- знакомство учащихся с законодательством в области употребления алкоголя подростками;

- формирование потребности к здоровому образу жизни;

- развитие умений преодолевать жизненные барьеры.

 

Материал: плакат с формулировками законов, карточки с описанием ситуаций.

 

Ход занятия

 

І Вводная часть

а) Упражнение – активатор «Колечко».

Участники игры садятся в кружок, складывают ладони лодочкой. Водящий обходит круг, проводя своими сложенными ладонями между ладонями каждого, и кладёт кому-то небольшой предмет или колечко, затем произносит слова: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». После этих слов, обладатель колечка старается выскочить в круг, а другие игроки пытаются задержать его. Если ему удаётся уйти, то он становится водящим.

б) Вводная беседа «Правила игры и правила жизни».

После игры учитель говорит, что в игре необходимо соблюдать правила. В жизни общества тоже существуют свои правила – законы. Когда человек их нарушает, то он подвергается наказаниям. Часто люди нарушают законы, потому что не знают их. Однако незнание закона не освобождает человека от ответственности. Основной закон страны – Конституция. Частные законы описаны в специальных Кодексах – уголовном, административном.

 

ІІ Основная часть

1).Дискуссия на тему: «Закон и употребление алкоголя».

Во время дискуссии обсуждаются вопросы:

- В каких случаях употребление алкоголя – это нарушение закона?

( Когда его употребляют подростки, если алкоголь распивается в общественных местах, где это запрещено; правила торговли запрещают продажу спиртных напитков несовершеннолетним; когда дети вовлекаются взрослыми в распивание алкоголя и др).

- Кому грозит наказание за нарушение этих законов?

( Тому, кто отвечает за детей и подростков – взрослым).

- Какие наказания несут за нарушение этих законов родители и ответственные за детей и подростков?

Если подростки до 16 лет нарушают законы, запрещающие употребление спиртных напитков и появляются в нетрезвом виде в общественных местах или распивают там спиртные напитки, то родители могут быть оштрафованы на достаточно большую сумму.

Если подросток употреблял спиртные напитки вместе со взрослыми (т.е. с теми, кому уже есть 18 лет), то за доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения виновных в этом взрослых, в том числе и родителей, также могут подвергнуть штрафу, а если это повторялось неоднократно, это уже считается преступлением и виновных в этом взрослых могут наказать лишением свободы на срок до 5 лет.

2). Упражнение в формировании потребности к здоровому образу жизни.

Работа с ситуациями

 Ученики разбиваются на подгруппы, учитель раздаёт каждой подгруппе карточки с описанием ситуаций и участники определяют, какие законы нарушены в каждой ситуации.

 - Два друга, одному из которых 18 лет, а другому 15, задержаны за употребление спиртных напитков.

- Родители в день рождения Серёжи дали выпить ему шампанского. Серёжа пошёл гулять с друзьями и был задержан милиционером.

Задание на дом: переписать разбиравшиеся законы и ознакомиться с ними подробнее.

 

 

· Занятие «Я отвечаю за себя»

 

Цель:

- формирование умения свободно выражать свою позицию, принимать правильное решение, преодолевая жизненные барьеры.

 

Материал: листы с текстом анкет на каждого учащегося.

Ход занятия

І Вводная часть

Вступительное слово учителя: « Мы провели с вами много уроков, посвящённых здоровью и борьбе с вредными привычками, которые разрушают здоровье. Сегодня я хочу предложить вам проверку не только своих знаний, но и своего отношения к этому вопросу». Затем учащимся предлагается тест об особенностях привычек и образа жизни подростков. Ребят предупреждают, что заполнение анкеты несложное, что нет неправильных ответов, потому что каждый выражает свою позицию и тем самым отвечает за себя. Ребятам можно сообщить, что результаты анкетирования анонимные и будут использованы при организации досуга в школе.

 

ІІ Основная часть

а). Заполнение анкет.

 

                  Чем занять себя, если не употреблять алкоголь.

                            ( стань лучше, не употребляя алкоголь)

 

Одна из основных причин, по которой люди употребляют алкоголь и наркотики – это желание испытать чувство «кайфа»,чувство, при котором пропадают все проблемы и ты, вроде бы, становишься счастливым. Пробуждение от этого состояния очень тяжёлое.

Давайте посмотрим, чем можно заменить потребность «скрыться в облаках кайфа». Есть много интересных вещей в мире, вокруг тебя. Попробуй это сделать. А вдруг это принесёт тебе тоже « кайф».

 

☺ Здесь много вещей, которые заставят вас почувствовать себя лучше.

 

· Покатайся на скейтборде                              

· Поиграй в уличный хоккей

· Займись альпинизмом

· Возьми машину на прокат

· Займись подводной рыбалкой

· Поухаживай за лошадьми

· Разгадай кроссворд

· Испеки пирог

· Возьми молоток и строй

· Сделай коллаж

· Займись ходьбой

· Переставь мебель в спальной

· Начни коллекционировать

· Поиграй с животными

· Выучи слова

· Запишись в зимний лагерь

· Посмотри комедию

· Поухаживай за бабушкой

· Нарисуй картину

· Изучи родословную своей семьи

· Полетай на дельтаплане

· Сходи в музей

· Поиграй в видеоигры

· Ляг на спину и посмотри на небо

· Покатайся на сноуборде

· Научись играть в шахматы

· Покатайся на роликах

· Съешь фрукты или мороженое

· Купи одежду

· Посади цветы

· Научись играть на гитаре

· Почитай журнал

· Сделай что – нибудь новое

· Попарься в бане

· Поиграй на свежем воздухе

· Найди работу

· Покатайся на машине

· Присоединись к театральной группе

· Напиши письмо другу

· Сделай фотоальбом

· Сделай доброе кому- нибудь

· Поплавай

· Насладись картингом

· Приготовь пищу.

 

 

· Занятие « Умение отвечать за свое здоровье»

 

Цели:

- формирование у учащихся здорового стиля жизни;

- обучение активной позиции в выборе здорового образа жизни.

 

Ход занятия

 

Ι Вводная часть

Игра «Здоровье и барьеры».

Учитель предлагает учащимся игру: «Придумай программу борьбы с вредными привычками, которая будет посвящена здоровью и борьбе с вредными привычками, разрушающими здоровье». Педагог предлагает вообразить, что ученики попали в страну, где люди ведут неправильный образ жизни – едят нездоровую пищу, употребляют алкоголь, наркотики, много курят, ведут малоподвижный образ жизни. Исследования медиков показывают, что число больных растет, среди них все больше детей и подростков, но никто не знает, что такое здоровый стиль жизни. Правительство этой страны готово реализовать любые эффективные предложения, выдвинутые за здоровый образ жизни.

Все предложения учащихся записываются на доске, а затем выбираются лучшие.

Никаких критических замечаний по поводу предложений не высказывается.

 

ΙΙ Основная часть

 Классификация предложенных рекомендаций

Учитель предлагает классифицировать предложения по таким основаниям:

· информационные мероприятия;

· мероприятия по преодолению вредных привычек;

· мероприятия, поддерживающие тех, кто ведет здоровый образ жизни.

 

Учитель задает учащимся вопросы:

· В каком возрасте, нужно начинать профилактическую работу? (с детского возраста – с семьей, затем в школе, потом индивидуально)

· Полезна ли запугивающая информация? Если да, то в какой мере? (Только если она достоверна. Нужно чувство меры.)

· Нужно ли контролировать работу создателей рекламы? (Да, нужно. Кроме рекламы человек должен иметь доступ к достоверной информации).

· Нужны ли телепередачи и фильмы, посвященные здоровью? (Да. Нужны, если они дают нужную информацию и способствуют формированию здорового образа жизни).

· Нужна ли научно-популярная литература о здоровом образе жизни? (Да, нужна, но популярная и наглядная).

· Должны ли медики помогать людям, желающим отказаться от вредных привычек?

· Нужны ли административные меры для борьбы за ЗОЖ? Обсуждение этих вопросов желательно проводить в форме свободной дискуссии.

· Скажите, с какими профилактическими мероприятиями вы знакомы, кроме уроков, проводимых у вас в школе?

· Подумайте, станете ли вы приучать своих детей к здоровому стилю жизни?

 

ΙΙΙ Вместо заключения

Предлагаемые нами материалы не являются авторскими, но с успехом апробированы и внедрены в практику взаимодействия с подростками с целью профилактики алкоголя и наркотической зависимости.

По итогам работы получены положительные отзывы от родителей и учащихся. Подростки отмечают, что проведенные занятия и «Тренинг уверенного поведения» помогли им не только задуматься о разрушительном влиянии алкоголя на неокрепший организм, но и узнать о проблемах и последствиях, которые возникают у пьющего человека во взрослой жизни. Тренинг помог стать увереннее в себе и с большим уважением воспринимать себя как личность; отстаивать свое мнение и право на выбор.

 

 

Список литературы

 

 

1. Белогуров С.Б., Климович О.Ю. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния распространению наркомании. - М: Центр Планетариум, 2002

 

2. Гарифуллин Р.Р. Скрытая профилактика наркомании. М, 2002

 

3. Луканина Н.Ф. Профилактика алкогольной и наркотической зависимости подростков. Ярославль, 2004

 

4. Меры предупреждения, средства и методы борьбы с наркоманией. -Ярославль: ЯГПУ, 2004

 

5. Программа формирования здорового жизненного стиля // Научно-методический центр «Диагностика. Аудитория «Развитие» им. Л.С.Выготского. М, 2000

 

6. Руководство по работе с подростками «Смотри по жизни вперед». Санкт-Петербург, 2001

 

7. Худенко Е.Д. и др. Внедрение технологий укрепления основ психического здоровья в системе комплексной реабилитации детей и подростков. – М., 2007

 

 

Приложение №1

 

Анкета №1

 

(предлагается перед началом цикла занятий)

 

Пожалуйста, заполни эту анкету. Свои имя и фамилию писать не надо. Только отмечай в квадратиках крестиком те варианты ответов, которые тебе подходят. Когда заполнишь все, сложи листочек пополам, чтобы твоих ответов не было видно, и сдай его. Старайся отвечать честно, иначе наши последующие занятия могут получиться неинтересными и неэффективными.

 

1. Твой пол:  муж.   жен.

Дата
Дата
Твой возраст: …….. лет.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 264.