Психология ребенка из алкогольной семьи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Когда речь идет об алкоголизме и наркомании, чаще всего имеется в виду человек, который страдает этой болезнью. Только недавно специалисты начали обращать внимание на семью больного и признали, что зависимость от употребления психоактивных веществ — это семейное заболевание, семейная проблема. Совершенно необязательно такая семья должна быть «неблагополучной». Очевидно, что проблема алкоголизма и наркомании — удел самых разных социальных прослоек, и иногда внешне семья выглядит образцом благополучия, никто из окружающих не может предположить, какая боль скрывается под маской благополучия.

Зависимость от психоактивных веществ может пагубно отразиться на ребенке еще до того, как он сам начал их употреблять. Ребенок, растущий в подобной семье, является элементом дисфункциональной системы и несет в себе весь комплекс факторов, ведущих к развитию заболевания. Он попадает в замкнутый круг зависимости. (Приложение № 2).

 

В ответ на затянувшуюся стрессовую ситуацию в семье возникает созависимость, что и приводит к страданиям всех ее членов. Особенно уязвимы дети. Отсутствие достаточного жизненного опыта, неокрепшая психика – все это приводит к тому, что царящая в доме дисгармония, ссоры и скандалы, непредсказуемость и отсутствие безнаказанности, а также отчужденное поведение родителей глубоко травмируют детскую душу, и последствия этого травмирования зачастую накладывают отпечаток на дальнейшую жизнь человека.

Дети, родители которых были алкоголиками, часто сами заболевают хроническим алкоголизмом. Риск заболеть у них выше, чем у тех, чьи родители не злоупотребляют спиртными напитками. Они затрудняются в принятии любых решений, склонны ко лжи, отличаются заниженной самооценкой, слаборазвитым чувством юмора, в дальнейшем у них возникают трудности в интимных отношениях. Самое главное – все они стремятся плыть по течению, подстраиваться под окружающих. Они не управляют обстоятельствами; индивидуальность, творческое начало у них не проявляются; часто возникают сомнения, неуверенность в правильности своих поступков. Большинство из них нуждаются в поддержке, одобрении, успокоении.

Дети, растущие в семьях, где есть химическая зависимость, составляют генетическую группу риска по развитию алкоголизма и наркомании, так как предрасположенность к образованию физической зависимости (т.е. нарушение биохимического баланса головного мозга) передается по наследству. Эти дети несут в себе комплекс психологических проблем, связанных с определенными правилами и ролевыми установками такой семьи, что тоже ведет к вероятности попасть в группу социального риска. Ребенок, чтобы выжить в алкогольной семье, неизбежно усваивает дезадаптивные формы поведения.

 

Основные факторы, которые определяют попадание детей из семей с химической зависимостью в группу риска по развитию заболевания:

· генетическая предрасположенность;

· высокий уровень эмоционального напряжения в семье;

· отсутствие условий для нормального физического развития;

· отсутствие условий для нормального психологического развития;

· нестабильность (социальная, психологическая, личностная);

· вероятность различных видов насилия в семье, отсутствие безопасности;

· психологическая предрасположенность (низкая самооценка и неуверенность в себе, глубинные чувства вины и страха, отсутствие навыков решения личностных проблем и многое другое);

· неудовлетворенность духовных потребностей (конфликт, незаполненность духовных интересов и др.).

Дети алкоголиков находятся в условиях недостатка заботы и постоянного стресса. Скрытые и явные конфликты, непредсказуемость поведения членов семьи и ситуации в целом делают жизнь ребенка небезопасной. Он живет с ощущением, что в любую минуту может произойти взрыв. Более того, он чувствует себя ответственным и виноватым за ситуацию в семье. Условия, в которых растет ребенок в семье алкоголиков, очень часто включают в себя насилие в самых различных формах.

Можно выделить три основных фактора, порождающих боль в душе ребенка из алкогольной семьи:

o Физическая отверженность (недостаточная забота, неправильный уход и питание, физическое и сексуальное насилие и т.д.). Дети вырастают с убеждением, что мир – это небезопасное место, людям нельзя доверять.

o Эмоциональная отверженность. Дети вынуждены прятать часть себя, чтобы быть принятыми взрослыми. Они чувствуют, что их отвергают, когда они делают ошибки, когда несовершенны или проявляют свои чувства. Дети не могут соответствовать ожиданиям своих родителей, они берут на себя ответственность за поведение других людей, их часто осуждают за действия и чувства их родителей, не разделяются чувства и поведение ребенка, и осуждение за поступки родителей направляется на самого ребенка в целом.

o Непростроенность границ. Когда у родителей нарушено адекватное ощущение границ (и своих, и детских), дети чувствуют себя заброшенными. Родители не воспринимают ребенка как отдельное существо со своей ценностью, считают, что ребенок должен чувствовать, выглядеть, делать то же, что и они, часто ожидают, что ребенок выполнит то, что им не удалось когда-то, завершит начатое ими. Родители могут хотеть, чтобы ребенок взял на себя ответственность за их чувства. Самооценка родителей нередко зависит от поведения ребенка. Они относятся к ребенку, как к равному взрослому, не давая ему возможности быть ребенком.

 

Отверженность, заброшенность и нарушение границ ведут к тому, что дети чувствуют себя неадекватными, неоцененными, они начинают стыдиться себя, чувствуют страх и боль.

В настоящее время определился современный взгляд на положение детей в пьющих семьях и идеологию методов работы с ними. Зарубежными специалистами разработан широкий спектр методик, направленных на поддержку и реабилитацию детей, относящихся к группе риск. К основным качествам, которые необходимы детям из дисфункциональных семей для формирования здорового, физически и душевно сильного и подвижного образа жизни, относятся:

- социальная компетентность;

- навыки решения проблем;

- развитие автономии (самостоятельности);

- чувство цели и будущего.

Программы помощи детям из семей с химической зависимостью основаны на понимании закономерностей психического развития ребенка.

Таким образом, алкоголизация родителей приводит не только к душевной травматизации ребенка, но и негативно сказывается на формировании его личности. Это ощущается впоследствии всю жизнь.

 Важнейшие особенности процесса взросления детей из алкогольных семей заключаются в том, что:

· Дети вырастают с убеждением, что мир – это небезопасное место и доверять людям нельзя.

· Дети вынуждены скрывать свои истинные чувства и переживания, чтобы быть принятыми взрослыми.

· Дети чувствуют эмоциональное отвержение взрослых, когда по неосмотрительности допускают ошибки, когда не оправдывают ожидания взрослых, когда открыто проявляют свои чувства и потребности.

· Дети, особенно старшие в семье, вынужденно берут на себя ответственность за поведение других людей. Их часто осуждают за действия и чувства их родителей;

· Родители не разделяют чувств и не одобряют поведения ребенка; осуждение его поступков формирует отрицательную оценку его личности в целом.

· Дети чувствуют себя заброшенными.

· Родители могут не воспринимать ребенка как отдельное существо, обладающее своей собственной ценностью; могут считать, что ребенок должен чувствовать и делать то же, что и они, выглядеть так же, как они.

· Самооценка родителей может зависеть от поведения ребенка; родители могут относиться к ребенку как к равному, взрослому, не давая ему возможности быть ребенком.

· Чувства, которые когда-то возникли у ребенка в ответ на ситуацию в семье, становятся движущими силами в его дальнейшей жизни. Это вина, страх обида, злость. Вырастая, дети алкоголиков не осознают этих чувств, не знают в чем их причина и что делать с этими чувствами. Но именно сообразно с ними они строят свою жизнь, свои отношения с другими людьми, движимые этими чувствами прибегают к алкоголю и наркотикам. Дети алкоголиков переносят свои душевные раны и опыт во взрослую жизнь. Очень часто у них появляются те же проблемы, что были в доме их пьющих родителей.

Семья с алкоголезависимыми родителями опасна не только своим десоциализирующим влиянием на собственных детей, но и распространением разрушительного воздействия на личностное становление детей из других семей.

 

 

 Технология работы с семьей,  злоупотребляющей спиртными напитками

Основные этапы работы с семьей

1.Изучение семьи.

Задачи:

· Сбор полной информации о функционировании семьи.

· Оценка семейной ситуации.

 

2.Анализ информации и составление программы работы с семьей.

Задачи:

· Изучение и систематизация результатов.

· Формирование выводов о семье.

· Составление индивидуальной программы.

 

3.Коррекционная работа с семьей.

Задачи:

· Улучшение ситуации в семье.

· Создание новых или восстановление разрушенных позитивных контактов      

     семьи с социумом.

 

4.Контроль за ситуацией в семье.

Задачи:

· Отслеживание результатов коррекционной работы.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 287.