Программа антикризисных мер государства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В 2009 году обсуждена и принята программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации. Она является документом, определяющим приоритетные задачи по преодолению кризисных явлений в экономике страны и пути их решения.

Согласно этой программе вводится предоставление субсидий из федерального бюджета субъектам Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам в размере 80% ставки рефинансирования Центрального банка РФ. А по кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных потребительских кооперативов), занимающимися производством мяса крупного рогатого скота и молока, – 100% ставки.

Снижена квота на импорт мяса птицы до 952 000 тонн и увеличены внеквотные ставки таможенной пошлины на ввоз мяса домашней птицы и свинины.

Правительство Российской Федерации приняло распоряжение о направлении в 2009 году средств федерального бюджета в ОАО «Росагролизинг» в объеме 25 млрд руб. в целях приобретения и последующей передачи по договорам лизинга отечественной сельскохозяйственной техники, сельскохозяйственного оборудования, племенного скота, техники и оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности, промышленного рыбоводства, лесного хозяйства, лесопереработки и техники для дорожного строительства. Средства на увеличение уставного капитала в феврале 2009 года были перечислены Россельхозбанку в полном объеме.

Продлен до 1 января 2012 года срок освобождения от НДС ввоза на таможенную территорию Российской Федерации племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, овец и коз, племенных лошадей и племенного яйца, осуществляемого российскими сельскохозяйственными товаропроизводителями и организациями, занимающимися лизинговой деятельностью.

Все это крайне необходимо, но этого совершенно недостаточно. У правительства сейчас нет больших финансовых возможностей. Но, если не решить вопрос  о доходности в сельском хозяйстве, то экономика страны войдет в еще более сложное положение. Тем более, что вопросы доходности можно решить и рядом других мер: мораторием на банкротство сельскохозяйственных организаций, налоговыми каникулами, отсрочкой платежей по задолженности в бюджет и другими решениями, которые бы позволили ослабить финансовый пресс в кризисный период. Минсельхоз России объявил интервенционные цены на зерно. Было бы целесообразно ввести систему индикативных цен на все виды сельскохозяйственной продукции.

Следует осуществлять дифференцированный подход к государственной поддержке аграрного сектора экономики, обратив первоочередное внимание на депрессивные районы. Значительная их часть находится в Нечерноземной зоне и на Дальнем Востоке.

Тревогу вызывает положение в отраслях, обеспечивающих функционирование сельского хозяйства. В пристальном внимании нуждается пищевая промышленность, где темпы годового прироста производства пищевых продуктов сократились почти до 1%, а по ряду продуктов их объем даже снизился. Большой проблемой остается обновление оборудования в этой отрасли.

Учитывая, что аграрный сектор находится практически в полной зависимости от зарубежных производителей техники, России следует настаивать:
– на создании с участием государства мощной сельскохозяйственной машиностроительной корпорации, которая могла бы объединить ресурсы на приоритетных направлениях технологической модернизации сельского хозяйства;
– на поддержке возрождения системы инженерно-технического обслуживания на селе и обеспечении доступа к ней основной массы сельскохозяйственных товаропроизводителей;
– на разработке и принятии федеральной целевой программы «Развитие машиностроения для АПК», реально обеспечивающей решение задачи комплексной модернизации сельскохозяйственного производства и перерабатывающей промышленности.

Что касается социальных аспектов, то представляется необходимым усилить государственную поддержку реализации программы социального развития села, с тем, чтобы создать у крестьянина позитивное ожидание повышения доходов и улучшения условий его жизни. В противном случае после кризиса помогать будет некому. При этом уже по 2009 году принято решение о сокращении бюджета программы «Социальное развитие села», хотя это противоречит заверениям Президента и Правительства о том, что социальные обязательства государства будут не только выполнены, но и перевыполнены.

При реализации антикризисных мер не должна выпадать из поля зрения необходимость решения и других вопросов:
– об увеличении выделения средств на программу повышения плодородия почв и особенно на мелиорацию земель;
– о разработке программы по развитию кормопроизводства, в частности производства высокобелковых культур;
– о программе развития свиноводства до 2012 года;
– о включении в Госпрограмму «Развития сельского хозяйства» механизмов стимулирования производства таких основных видов продукции, как зерно, сахарная свекла, мясо и молоко;
– о разработке отраслевой целевой программы развития кооперации по сбыту сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и других.

Что касается регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, то необходимо принятие в самые короткие сроки федерального закона «О регулировании торговой деятельности в Российской Федерации»,  а также внесение изменений в антимонопольное законодательство, нормативные правовые акты по вопросам конкуренции.

Таким образом, в нынешних экономических условиях сельскому хозяйству России очень важна поддержка государства, перед которым стоят очень сложные и многочисленные задачи в этой области. И, конечно, ни одна страна не сможет существовать без сельскохозяйственных продуктов питания. Так что на первом плане у государства стоит экономическая и социальная поддержка сельского хозяйства, как основной отрасли агропромышленного комплекса. 









Дата: 2019-12-10, просмотров: 210.