Не забыть бы тогда, не простить бы и не
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

                                                            потерять.

                                           В. Высоцкий

Давно отгремела Великая Отечественная война. Уже выросли поколения, знающие о ней по рассказам ветеранов, книгам, кинофильмам. Поутихла с годами боль утрат, зарубцевались раны. Но наши писатели и поэты обращались и обращаются к тем далеким дням. Война по-прежнему живет в памяти нашего народа. Военная тема поднимает коренные вопросы человеческого бытия. Современная литература о войне обращается к наиболее тяжелым периодам в ходе Великой Отечественной войны, к критическим моментам в судьбах героев, выявляла гуманистическую природу воюющего солдата.

Русская военная проза и лирика второй половины XX века – один из наиболее крупных “блоков” современного литературного процесса. На ее страницах воспитывались многие поколения читателей. К ней обращаются сейчас и ветераны Великой Отечественной войны, и вчерашние школьники, готовящие себя к службе в рядах вооруженных сил страны. Наша литература (разумеется, лучшие книги) немало сделала для того, чтобы в грозных, катастрофических обстоятельствах пробудить у людей чувства ответственности, понимания того, что именно от них зависит судьба страны. Жестокая, кровавая война потребовала духовного раскрепощения, сопровождалась стихийным освобождением от душивших живую жизнь и искусство сталинских догм, от страха и подозрительности.. В послевоенной литературе продолжается осмысление трагических событий войны, правда о войне, которую четверть века пытались вытеснить из литературы, пришла к читателю.

Произведения писателей, пришедших в литературу прямо с полей сражений, имеют большое воспитательное значение. Многие герои этих книг могут служить примером мужества, бесстрашия, проявленных при выполнении своего долга перед Отечеством.

Военная проза Ю. Бондарева, В.Быкова, К.Воробьева, Б. Васильева, Б.Васильева сурова, трагична. Герои произведений часто попадают, казалось бы, в безвыходные ситуации, когда надо сделать выбор между честью и бесчестием, чувством долга и вполне естественным стремлением человека сберечь свою, единственную жизнь.

Перед угрозой смерти люди ведут себя по-разному. Одни мужественно, смело, поражая выдержкой и высоким чувством товарищества. Другие оказываются трусами, приспособленцами. В трудную минуту резко отделяется добро ото зла, чистота от подлости, героизм от предательства.

И очень важно, что писатели подводят своих героев к правильному выбору, проведя их через сложные испытания, показывая их духовную стойкость, силу воли. Победа 1945 года, безусловно, возрождает и укрепляет исторический оптимизм, веру в конечное торжество добра, справедливости, человечности.

Литература о войне имеет антивоенную направленность. Показывая войну во всей ее сложности, в “крови, страданиях, смерти”, писатели выражают убеждение в том, что это не должно повториться.

В то же время в школьных программах тема Великой Отечественной войны представлена недостаточно.

Учитель часто не имеет возможности в полном объеме охватить все основные проблемы военной прозы.

Программа элективного курса “Память – главный герой” (литература о войне) дает возможность учителю проанализировать произведения крупнейших мастеров второй половины XX века русской военной прозы в их жанрово-тематическом своеобразии, показать приближение художественного слова к полной правде о человеке на войне, о его мужестве, скорби утрат, благородстве.

Занятия элективного курса целесообразно проводить 1 раз в неделю в течение II полугодия 10-го класса или I полугодия 11-го класса.

Цели данного элективного курса:

· приобщение учащихся к богатствам отечественной литературы, открывающей наиболее трагические страницы истории нашей Родины;

· развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;

· воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, формирование гуманистического мировоззрения учащихся.

Формы контроля над знаниями учащихся могут быть разнообразными. Это письменные работы: сочинения, рецензии, эссе с анализом произведений о Великой Отечественной войне, защита рефератов, презентация произведений по выбору учащихся.

Критерии оценки письменных работ (сочинений, эссе):

· точность и глубина анализа художественного текста;

· самостоятельность и оригинальность;

· свободное владение литературной речью;

· умение отобрать нужный материал;

· личностное начало и др.

При оценке рефератов учитываются

· содержательность;

· соответствие обозначенной теме;

· оригинальность формы изложения;

· самостоятельность;

· логичность изложения;

· использование дополнительных наглядных материалов;

· уровень используемых источников.

В процессе работы по данной программе учащиеся совершенствуют следующие умения и навыки:

· анализировать и оценивать произведение как художественное целое;

· определять его тему и идею;

· давать характеристику основным героям;

· знать особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов в их взаимосвязи;

· род и жанр произведения;

· особенности авторской речи и речи действующих лиц;

· выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведению личностную оценку.

Активизируется и речевая деятельность учащихся. На занятиях курса закрепляются следующие умения и навыки:

· пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;

· писать сочинение по изученному произведению о героях и нравственных вопросах, поставленных писателем;

· писать отзыв- рецензию на самостоятельно прочитанное произведение, мотивируя личностное отношение к героям и событиям.

Формы работы с учащимися могут быть разнообразными. Это и лекция учителя, и диспут по прочитанной книге, и урок-семинар, и конференция по одному или нескольким произведениям, и работа учащихся в группах (анализ произведения), обучающий и самостоятельный анализ текста, творческие работы.

В программе осуществляется принцип вариативности, который позволяет учителю и учащимся выбирать для чтения и анализа разные произведения одного писателя или произведения различных авторов, а также находить пути изучения конкретной темы.

Учебно – тематический план

№ п/п Примерное тематическое планирование материала Содержание элективного курса Форма урока Кол-во часов
1-2 Основные этапы художественного освоения темы Великой Отечественной войны в литературе 60-90х годов. Предшественники “новой войны” (Виктор Некрасов, Андрей Платонов, Михаил Шолохов) Обзор произведений, написанных о Великой Отечественной войне (А.Бек “Волоколамское шоссе”, рассказы А.Платонова, повесть В.Некрасова “В окопах Сталинграда”). Рассказ М.Шолохова “Судьба человека” – новый этап в осмыслении военной темы. Лекция 2
3-5 Стремление к эпическому воссозданию войны. “Панорамные романы” К.Симонова и В.Гроссмана. Трилогия К.Симонова “Живые и мертвые”. Образы центральных персонажей романа. Историческая концепция, положенная в основу трилогии. “Жизнь и судьба” В.Гроссмана – глубокое художественно-философское исследование Великой Отечественной войны. Лекция и семинар 3
6-7 “Проза лейтенантов”.   Психология человека на войне. Повести Ю.Бондарева “Батальоны просят огня” и “Горячий снег”. Лекция с элементами беседы 2
8 Роман “Берег” – стремление автора подняться над национальными и идеологическими барьерами к подлинной человечности Особенности сюжета и композиции произведения. Любовь русского лейтенанта Никитина и немецкой девушки Эммы. Подвиг лейтенанта Княжко. Урок-исследование 1
9 Правдивый рассказ о поколении “навеки девятнадцатилетних” в произведениях Григория Бакланова. Повесть “Навеки – девятнадцатилетние” – реквием героическому молодому поколению военных лет. Беседа 1
10-11 Произведения В.Быкова. Исследование внутренней природы человека, его стержневых свойств в экстремальных ситуациях в произведениях Василия Быкова.. Нравственные проблемы в произведениях В.Быкова. Проблемы нравственного выбора человека в повести “Сотников”. Совершил ли подвиг учитель Мороз (повесть “Обелиск”)? Лирико-романтическое решение военной проблематики в повести “Альпийская баллада”. Исследование Семинар 2
12 Нравственные проблемы повести В.Распутина “Живи и помни”. Проблемы чести, совести, долга в повести. Нарастание внутреннего конфликта между героями. Судьба Настены. Урок-диалог 1
13 Правда о войне в повестях Константина Воробьева “Убиты под Москвой” Судьба писателя К.Воробьёва. Судьба повести “Убиты под Москвой”. Страшная правда о войне. Беседа 1
14 Проблема гуманизма в повести В. Кондратьева “Сашка”. Новый подход к проблеме “человек на войне”. Особенности композиции повести. Урок- размышление 1
15 “У войны не женское лицо”. Повести В.Закруткина, Б.Васильева о женщинах на войне. В.Закруткин “Матерь человеческая”. Чувство материнства, не имеющее национальности. Подвиг девушек-зенитчиц в повести Б.Васильева “А зори здесь тихие”. Гуманизм повести. Презентация 1
16 Стихотворения русских поэтов о героях и о войне.    А. Ахматова «Мужество», А. И. Фатьянов «Соловьи», Р. Г. Гамзатов, Б. Ш. Окуджава, «АХ, война, что ж ты сделала подлая…», В. С. Высоцкий «Он не вернулся из боя» Урок-концерт, исполнение песен 1
17 Память – главный герой. Донские поэты о войне. Д. М. Долинский, И. Варавва, А. В. Софронов. Стремление поэтов сказать свою правду о войне. чтение наизусть 1

Темы рефератов

1. Тема исторической правды в повестях К.Воробьева «Убиты под Москвой» и «Это мы, Господи!»

2. Суровая правда войны.

3. «У войны не женское лицо» (По произведениям Б.Васильева, С.Алексиевич, Ю.Друниной)

4. Нравственный выбор героев в произведениях о Великой Отечественной войне.

5. Тема войны и нравственности в произведениях русских писателей и поэтов.

6. Традиции классической литературы в современной военной прозе и лирике.

7. Образ молодого солдата в произведениях русских писателей о Великой Отечественной войне (Г.Бакланов «Навеки – девятнадцатилетние», В.Кондратьев «Сашка»).

8.  Художественное исследование духовных истоков массового героизма народа в защите Отечества. (По произведениям русских писателей и поэтов о Великой Отечественной войне).

Темы сочинений

1. Остаться человеком в пламени войны (По 1-2 произведениям русских писателей о Великой Отечественной войне).

2. Изображение ратного подвига в произведениях русских писателей о Великой Отечественной войне.

3. «Устарела» ли военная тема в литературе? (сочинение-размышление).

4. «Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой». (А.С.Пушкин).

5. «Сапогами не вытоптать душу!» (По произведениям русских писателей о Великой Отечественной войне)

Литература к элективному курсу

1. Аннотация художественных произведений о Великой Отечественной войне, 12 т, Венок славы. М., 1987

2. Бочаров А. Человек и война. М., 1978

3. Великая Отечественная война в советской литературе. М., 1983

4. Литература. 11-й класс: учебник для общеобразовательных учреждений / под ред. В.В. Агеносова и др. М.: Классикс Стиль, 2004

5. Панкеев И.А. Валентин Распутин. М.: Просвещение, 1990

6. Русская литература XX века.    Хрестоматия для 11-го класса в 2-х частях /сост.А.В.Баранников, Т.А.Калганова, Л.М.Рыбченкова, М.: Просвещение, 2002

7. Небратенко В. Б., Яцык В. Д.,  Край родной в художественной литературе. Учебное пособие для учащихся IX – XI классов общеобразовательной школы. 2007.

 

 

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 236.