Нормативно-правовые основы обучения литературе.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

  В процессе модернизации программа обучения литературе общеобразовательной школы подвергается самым существенным структурным, организационным и содержательным изменениям. Суть этих изменений – обеспечение наибольшей личностной направленности и вариативности образования, его дифференциации и индивидуализации. Изучение литературы на направлено на достижение определенных целей - воспитание, развитие, совершенствование умений. Современные требования, определяемые Стандартом 2004 года по сравнению с предыдущими документами расширяет круг требований, связанных с изучением художественного текста. Сохранены содержательные линии литературного образования: Первая линия – круг чтения. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ – литературные произведения, предназначенные для обязательного чтения. Художественные произведения представлены в хронологической последовательности. Перечень представляет собой инвариантную часть любой программы литературного образования, обеспечивающую федеральный компонент общего образования. Перечень допускает расширение списка писательских имен и произведений в авторских программах, что содействует реализации принципа вариативности в изучении литературы.

    В современном Стандарте существует три уровня детализации учебного материала:

· названо имя писателя с указанием конкретных произведений;

· имя без конкретных произведений (определено только их количество, выбор остается за учителем или автором программы);

· предложен список имен писателей и указано минимальное число авторов, произведения которых обязательны для изучения.

Вторая линия - теория литературы (основные теоретико-литературные понятия). Значительно расширен круг обязательных для изучения теоретических понятий: художественный образ, содержание и форма, историко-литературный процесс, литературные направления и течения, основные факты жизни и творчества русский писателей, литературные роды и жанры, авторская позиция, тема, сюжет, идея, проблематика, тип, лирический герой, образ автора, персонаж, стадии развития действия, стиль, проза и поэзия, литературная критика и другие.

Третья линия – развитие устной и письменной речи учащихся. Сохранены основные виды деятельности по освоению литературных произведений и теоретико-литературных понятий: осознанное и выразительное чтение, пересказ, заучивание наизусть, определение рода и жанра , анализ, выявление языковых средств художественной образности и определение их роли , участие в дискуссии, подготовка докладов и другие.

Четвертая линия – историко-литературные сведения. В соответствии к требованиями к уровню подготовки выпускников в результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен знать и понимать содержание изучаемых произведений, основные факты жизни и творчества писателя, теоретико-литературные понятия. Уметь воспроизводить и анализировать содержание литературного произведения.

Литературное произведение в рамках школьного курса изучается не изолированно, а как часть чего-то общего. Важно работать с контекстом произведения (контекст личной или творческой биографии писателя, контекст литературной эпохи, контекст литературного направления или течения, историко-фактологический контекст).

Не существует универсальной методики анализа текста, невозможно выработать алгоритм, который можно было бы применить к любому произведению, потому что существует масса факторов, которые влияют на анализ текста. Обращаясь к новому тексту, нужно заново выстраивать работу по его анализу. Этому алгоритму и предстоит обучить детей.

  Главная задача изучения литературы как искусства слова – постижение авторской мысли и художественных средств ее выражения, другими словами работа с творческой лабораторией писателя. На уроках литературы используется вся совокупность работы с текстом: чтение, восприятие произведения, выявление восприятия с помощью вопросов, анализ произведения, истолкование. Как показывает опыт, два последних вида работы с тектом вызывают у учащихся наибольшие затруднения.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 199.