Применение технологии формирования правильного типа читательской деятельности на уроках литературы в 5-6 классах.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

  Программа  по литературе Р.Н. и Е.В. Бунеевых призвана «поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать» (Программа по литературе Р.Н. и Е.В. Бунеевых в сборнике «Образовательная система «Школа-2100». – М., Баласс, 2004, с 334). В 5 - 6 классах выбранные для чтения и изучения тексты объединены по жанрово-тематическому принципу. В соответствии с программой произведения изучаются текстуально или обзорно. Текстуальное изучение предполагает, помимо общего осмысления содержания произведения, анализ текста, наблюдение над художественной формой произведения, а также обращение к заданиям «Тетради по литературе». 

Я считаю, что в общении читателя с автором произведения нужно оставить место действию личного элемента, оживить интерес учащихся своим собственным интересом и взглядами, делиться с ними любовью к тем произведениям, о которых ведут речь на занятиях. Предложить читателю мысленно представить себя в тех обстоятельствах, в которые его вместе с героями поставил писатель. Перенаправить свое внимание с текста на «обратную связь» - на мысли, чувства, образы, вопросы, которые возникают в сознании читателя, из них исходят, на них опираются, от них проводят цепочку связи с произведением. Возбуждение интереса искать в наличном круге детских представлений, который органично соединяется с идеями и конкретностью произведения. При этом разговор то устремляется в глубину текста, то выныривает наружу, к жизненным реалиям и опыту самих детей. Этот метод активно формирует аналоговое и ассоциативное мышление, способность к идентификации – необходимые качества для полноценного восприятия художественной литературы. Прослеживая вместе с читателями судьбы героев, учитель показывает, что жизнь человека никогда не бывает беспроблемной. На примерах персонажей подготовить ребенка к преодолению трудностей, помочь выстоять нравственно в любой ситуации, оставаясь при этом человеком.

  Я часто спрашиваю себя:  почему не все люди любят стихи? Почему их любят все дети дошкольного возраста, с удовольствием слушают, повторяют и быстро запоминают наизусть, еще не научившись читать? Почему в школьные годы эта любовь нередко угасает, ведь поэзия как вид искусства включает в себя элементы и живописи, и музыки. Если учащиеся не видят картины того, что изброжено в стихотворении, оно теряет для них половину своей красоты; если они не слышат музыки стиха, то стихотворение теряет вторую половину своей красоты и не вызывает в них душевного отклика, особенно если это картина природы.

  Авторы программы и учебника в 5-6 классах используют лирические стихотворения в качестве «эмоциональной заставки» к теме, разделу или для углубления читательских эмоций при работе с произведением, что не предполагает привычного анализа стихотворения. Главное для детей этого возраста – научиться эмоционально «проживать» прочитанное и выражать свои эмоции. Начиная в 5 классе изучение особенностей стихотворного текста, я подбираю стихи с четким, равномерным ритмом  и с точной звучной рифмой. Легче воспринимаются учащимися те стихи, в которых стихотворная строка соответствует законченному предложению либо его смысловой части.

На уроке «От чего захватывает дух» при изучении стихотворения И.С.Гумилёва из цикла «Капитаны» до его чтения учащимся предлагается вспомнить: случалось ли им переносить такое состояние, когда «захватывало дух», и каковы были причины этого. В этот момент развивается антиципация, то есть умения предполагать, предвосхищать. А потом, переходя к чтению стихотворения, спрашивали о том, каким они представляют себе характер автора этого произведения и от чего у этого человека «захватывало дух».   После анализа стихотворения учащиеся словами рисуют те картины, которые у них возникли.

Дома учащиеся читают стихотворение из цикла «Капитаны» или другие, от которых у них «захватывает дух». Предлагаю попробовать написать собственные стихи. Вот некоторые из них:    

                                           Трудно быть капитаном

                                           Знаю я наверняка,

                                           Потому что в классе

                                           Капитан – это я.

                Алёна Г.

Тема дружбы для учащихся 5 классов очень важна, поэтому, до работы с главой «План компании» (А. Дюма «Три мушкетёра»), ребята делятся своими рассуждениями о дружбе: «Дружба - это доверие, преданность, верность, умение хранить тайны и помогать в трудную минуту (Вика П.)

                                             Дружба - великая сила,

Помни об этом всегда,

Когда уезжаю из дома,

                                              Грустно мне иногда.

                                                                     Лиза А.

В течение урока находим доказательства этих слов в произведении. Дома учащиеся должны устно ответить на вопросы: «Интересно ли читать роман А.Дюма «Три мушкетёра? Чему он учит сегодня?» На следующем уроке ребята обмениваются впечатлениями о романе: «Три мушкетёра»- книга о законах чести, о дружбе и верности» (Настя В). «Особый интерес её в том, что и сегодня она учит быть надёжными и преданными, принимать решение и хранить благородство» (Дима Ш). При написании сочинения в форме эссе помогает статья Н. Долининой «Честь и достоинство» и материалы тетради на печатной основе, где уже есть план, который они могут использовать в качестве образца (при желании ребята делают рисунки к роману). Я считаю большим плюсом учебников Образовательной системы «Школы-2100» то обстоятельство, что уже в 5-ом классе приведены отрывки из работ литературоведов, критиков, других писателей о произведениях, а также мнения ребят их возраста. Это помогает ребёнку в формулировании своей точки зрения. К тому же все отрывки очень интересны по стилю и содержанию. В слабоуспевающих классах стараюсь организовать обсуждение приведённых отрывков литературоведческих работ, обращаю внимание на способы выражения мысли авторами-литературоведами.

Работая  над разделом «Открывая мир вокруг…» помню, что основная его задача – научить детей с помощью книги вглядываться в себя, анализировать собственные поступки. Приступая к изучению 19 главы, учащиеся читают фрагмент из письма тёти Лены (учебник литературы «Год после детства» Р.Н. и Е.В.Бунеевых,  6 кл.), а затем отвечают на вопросы и  задания учебника. Сообщаю некоторые сведения о Крымской войне и о том периоде жизни Л.Н.Толстого, который был связан с созданием «Севастопольских рассказов»; работаем с тетрадью на печатной основе, выяснял отношение писателя к войне еще с детских лет. Таким образом проходит процесс антиципации (1 этап).

При анализе (2 этап) рассказа «Севастополь в декабре месяце» предлагают ребятам следующие вопросы и задания:

1. Из каких картин складывается панорама обороны Севастополя? Где мы побывали вместе с автором на протяжении рассказа?

2. Как ведут себя люди в осажденном городе? Что поражает рассказчика в их поведении?

3. Выберите из рассказа фразы, особенно ярко говорящие о величии духа и нравственной силе русского солдата. Какие главные черты русского народа увидел рассказчик в лицах солдат, в их поведении?

Идёт работа с тестом.  Ученики зачитывают: «Вы начинаете понимать защитников Севастополя; вам становится почему-то совестно за самого себя перед этим человеком. Вам хотелось бы сказать ему слишком много, чтобы выразить ему своё сочувствие и удивление».     «Вглядитесь в лица, в осанки и в движение этих людей: в каждой морщине этого загорелого скуластого лица, в каждой мышце, в ширине этих плеч, в толщине этих ног, обутых в громадные сапоги, в каждом движении, спокойном, твёрдом, неторопливом, видны эти главные черты, составляющие силу русского,- простоты упрямства; но здесь на каждом лице кажется вам, что опасность, злоба и страдания войны, кроме этих главных признаков, проложили ещё следы сознания своего достоинства и высокой мысли и чувства».

4. Можно ли считать этот рассказ анализом собственных переживаний автора? Выберите из текста фразы, говорящие о состоянии его души. Как вы думаете, с какой целью писатель так подробно описывает свои чувства?

Ребята находят: «Не может быть, чтобы при мысли, что и вы в Севастополе, не проникло в душу вашу чувство какого-то мужества, гордости и чтоб кровь не стала быстрее обращаться в ваших жилах…».  «Я говорю: «робко спрашиваете», потому что страдания, кроме глубокого сочувствия, внушают почему-то страх оскорбить и высокое уважение к тому,  кто перенёс их».     «Но вид чистого неба, блестящего солнца, красивого города, отворённой церкви и движущегося по разным направлениям военного люда скоро приведёт ваш дух в нормальное состояние легкомыслия, маленьких забот и увлечения одним настоящим…».   «Со свистом и визгом разлетается потом осколки, зашуршат в воздухе камни, и забрызгает вас грязью. При этих звуках вы испытываете странное чувство наслаждения и вместе страха. В ту минуту, как снаряд, вы знаете, летит на вас, вам непременно придет в голову, что снаряд этот убьёт вас.

5. Почему на протяжении рассказа вместо «я» Л.Н. Толстой говорит «вы»? Где мы уже встречались с подобным примером? Чему учит писатель своих читателей? «Толстой делает читателей участникам событий» (Рома Д.). «Писатель учит их поведению на войне, общению с ранеными, с солдатами. Учит любви и уважению к солдату» (Яна Г.).

В заключении ребята делают вывод, что Л.И. Толстой заставил нас задуматься о том мире, который вокруг нас, и о том, что надо стать лучше, чем мы есть. Надо стать лучше, нравственно чище, чем мы есть, - такую задачу ставит писатель перед собой и читателем.

Дома шестиклассники выполняют задание в рабочей тетради, учитывая принцип минимакса, сильные учащиеся  по желанию выполняют все задания, а остальные задание № 2: знакомятся с определениями, которые даёт писатель понятиям война, храбрость, и дают свои. Учитель предварительно сообщает норму оценивания, а ученик сам выбирает, какое задание на какую оценку он может выполнить.

Важную роль в учебном процессе играет мотивация. В своей работе я опираюсь на мотивы успешности, на возникающее у ученика ощущение движения вперёд. Дети должны сами осознавать, для чего им тот или иной материал. Поэтому особое внимание уделяю организации самостоятельной работы и выполнению творческих заданий. Считаю, что в организации самостоятельной деятельности учеников важны алгоритмы и блоковая подача материала, которые предусматривают действия по определённому образцу для решения творческих и нестандартных задач. Творчество начинается тогда, когда ребёнок четко представляет, что ему делать и в какой последовательности, а потому легко может ставить и решать иные задачи. При выполнении ряда заданий дети получают возможность выбора. Это настраивает учащихся на осознанное восприятие материала, формирует самостоятельность, уверенность в себе, ответственность. Однако помимо творческих заданий на каждом уроке ребята выполняют различные логические операции: анализ, синтез, сравнение, построение выводов. Стараюсь активизировать различные типы памяти: зрительную, слуховую,  моторную.

С целью развития письменной речи ребятам предлагаю выполнить разнообразные творческие работы, в том числе сочинения разных жанров: эссе, отзывы, рецензии, собственные произведения. Система работы прослеживается в рабочих тетрадях по литературе на печатной основе, она ведется поэтапно. В пятом классе ребята (на основе одного произведения или нескольких) учатся формулировать тему, определять главную мысль, доказывая цитатами; составляют план сочинения свои или, используя предложенный, собирают материал даже характеристики героев; сопоставляют их; сочиняют детективы. Шестиклассники составляют аннотацию на книгу, прочитанную летом, басни, стихи, рассказы, учатся подбирать эпиграф и собирать текстовый материал, «украшать» свою работу подробными или детальными пейзажа, интерьера. После изучения повести Л. Кассиля «Кондуит и Швамбрания», ребята создали свои страны. «Динотопия» (у Алексея) - страна на южном континенте, где люди и динозавры живут вместе, не воюя друг с другом, а помогая осваиваться в этом мире. Живут они в очень красивом месте. Дома их каменные, заплетенные диким виноградом и плещем, повсюду растут папоротники и дикие орхидеи. Деревья стоят, такие величественны, могучие. Сквозь кроны пробивается ласковые солнышко, которое своими лучами прогревает огромное дерево. Этот удивительный мир не встретишь нигде. Здесь нет войн и разрушений. Здесь живут в мире, любви и взаимопонимании. Здесь сильные защищают слабых, уважают старших, любят природу и охраняют ее. Динотопия - это сказка и рай для людей и животных. И не важно,  какой ты, большой или маленький, слабый или сильный. 

Здесь я рассмотрела далеко не все применяемые мною приёмы и формы работы, способствующей развитию читательского интереса. Этот перечень должен быть поистине бесконечен, ибо каждый урок литературы – урок совместного творчества учителя и учеников, урок духовности и человеколюбия. 

 

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 223.