МОУ Матвеево-Курганская школа №1
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ростовской области

Матвеево-Курганский район

МОУ Матвеево-Курганская школа №1

Творческая работа

На первую квалификационную категорию

По проблеме:

« Формирование и развитие читательского интереса учащихся на уроках литературы »

                                                               

                    Выполнила:   

                                                        Пузикова Ольга Владимировна,

                                                                  учитель русского языка и литературы

 МОУ Матвеево-Курганской СОШ №1.

         

 

 

                  

Год

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3

Глава I. Теоретические основы формирования и развития читательского интереса учащихся на уроках литературы

1.1. Нормативно-правовые основы обучения литературе ……………………..

1.2. Методические основы  изучения читательского интереса учащихся….

1.3. Технология формирования правильного типа читательской деятельности в Образовательной системе «Школа-2100» …………………………………………………….………………………………….

Глава II. Опыт работы по формированию и развитию читательского интереса учащихся на уроках литературы в МОУ Матвеево-Курганской средней общеобразовательной школе №1.

2.1. Применение технологии формирования правильного типа читательской деятельности на уроках литературы в 5-6 классах ……………………………………………………………………………………

2.2. Развитие читательского интереса на внеклассных мероприятиях …………………………………………………………………………………….

2.3.   Работа с родителями по проблеме семейного чтения …. ..…………

2.4. Результативность работы по формированию и развитию читательского интереса …………………………………………………………..

Заключение…………………………………………………………………… Библиография………………………………………………………………….  Приложение……………………………………………………………………

Введение.

Для чего мы преподаем литературу в школе? Конечно, для того чтобы дать детям знания, привить им любовь к чтению, развить эстетический вкус, который, в свою очередь, послужит верному и глубокому постижению прочитанного, окажет содействие к появлению прочного устойчивого интереса к книге, поможет воспитать умного, проницательного читателя, развитую личность.

Почему сегодня надо уделять внимание проблеме чтения? В век кино и телевидения происходит подмена общения с книгой просмотром видеофильмов и компьютерной продукции. В приобщении ребенка к печатному слову много зависит от взрослого, в том числе от педагога. Помощь учителя в развитии у школьника желания, умения и устойчивой привычки читать книги чрезвычайно важно для его будущей жизни, способствует его социализации, развивает эрудицию и общую культуру. При этом, книга становится тем реальным инструментом, который помогает учащимся задуматься о себе, осознать свои сильные и слабые стороны, свои запросы, потребности, стремления.

Дело в том, что отличительной чертой русской классики является её ярко выраженная нравственная сторона. Читать так, как читали прежде, едва ли будут, но Россия не может отказаться от чтения до тонкого слоя, как на Западе. У нас и читатель другой. Там читатель превращается в зрителя сюжетного, событийного ряда, у нас он доверчиво и самоотверженно переливается в героя, вместе с ним и плачет, и радуется, и любит, он всю душу отдает книге, для него она не развлечение, а мучение, то сладкое, то горькое, и непременно возвышенное.

Кризис полноценного чтения детей, развивающего их ум и сердце, помогающего адаптироваться в социуме, достиг своего апогея. Пора определить, как преподносить подросткам произведения литературы, чему надо учить, уча их читать, и что диктует в этом отношении нынешняя социально-культурная ситуация в стране и детский читательский негативизм в целом.

Помочь погрузиться в неповторимый мир книги, обрести высокий смысл своего личностного бытия, продолжить традиции русской и мировой культуры, определить свое отношение к жизни, природе, искусству — вот в чём смысл деятельности педагога — словесника. Основной своей задачей я считаю воспитание образованного мыслящего современного человека, имеющего твердую жизненную позицию, патриота не на словах, а на деле.  В этом мне помогла работа по новым программам и учебникам Образовательной системы «Школа-2100».

Считаю, что мой опыт как учителя русского языка и литературы по   формированию и развитию читательского интереса учащихся будет полезен и другим  учителям.

 

 

Библиография.

Приложение.

Программа предпрофильного элективного курса «Память-главный герой (литература о Великой Отечественной войне)».

Темы рефератов

1. Тема исторической правды в повестях К.Воробьева «Убиты под Москвой» и «Это мы, Господи!»

2. Суровая правда войны.

3. «У войны не женское лицо» (По произведениям Б.Васильева, С.Алексиевич, Ю.Друниной)

4. Нравственный выбор героев в произведениях о Великой Отечественной войне.

5. Тема войны и нравственности в произведениях русских писателей и поэтов.

6. Традиции классической литературы в современной военной прозе и лирике.

7. Образ молодого солдата в произведениях русских писателей о Великой Отечественной войне (Г.Бакланов «Навеки – девятнадцатилетние», В.Кондратьев «Сашка»).

8.  Художественное исследование духовных истоков массового героизма народа в защите Отечества. (По произведениям русских писателей и поэтов о Великой Отечественной войне).

Темы сочинений

1. Остаться человеком в пламени войны (По 1-2 произведениям русских писателей о Великой Отечественной войне).

2. Изображение ратного подвига в произведениях русских писателей о Великой Отечественной войне.

3. «Устарела» ли военная тема в литературе? (сочинение-размышление).

4. «Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой». (А.С.Пушкин).

5. «Сапогами не вытоптать душу!» (По произведениям русских писателей о Великой Отечественной войне)

Литература к элективному курсу

1. Аннотация художественных произведений о Великой Отечественной войне, 12 т, Венок славы. М., 1987

2. Бочаров А. Человек и война. М., 1978

3. Великая Отечественная война в советской литературе. М., 1983

4. Литература. 11-й класс: учебник для общеобразовательных учреждений / под ред. В.В. Агеносова и др. М.: Классикс Стиль, 2004

5. Панкеев И.А. Валентин Распутин. М.: Просвещение, 1990

6. Русская литература XX века.    Хрестоматия для 11-го класса в 2-х частях /сост.А.В.Баранников, Т.А.Калганова, Л.М.Рыбченкова, М.: Просвещение, 2002

7. Небратенко В. Б., Яцык В. Д.,  Край родной в художественной литературе. Учебное пособие для учащихся IX – XI классов общеобразовательной школы. 2007.

 

 

 

Ростовской области

Матвеево-Курганский район

МОУ Матвеево-Курганская школа №1

Творческая работа

Дата: 2019-12-10, просмотров: 190.