Характер вопросов воспитателя и речевых реакций детей в процессе беседы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

   

Характер ответа детей

Характер вопросов воспитателя к детям Количество вопросов 1 - 2 словное предложение простое распространенное предложение Сложное сочиненное предложение сложное подчиненное предложение суждения-доказательства из 2 - 3 предложений Всего речевых реакций
Вопросы, требующие припоминания (репродуктивные)              
Вопросы, требующие установления связей (поисковые)              
Вопросы, требующие выводов (обобщающие)              

Практическое занятие № 27

Рассматривание сюжетных картин как средство развития диалогической и монологической речи дошкольников

Вопросы к занятию

1. Особенности восприятия и понимания сюжетных картин дошкольниками. Стадии развития наблюдения, их сущность и значение.

2. Принципы отбора картин для детей разных возрастных групп.

3. Задачи и структура занятий по рассматриванию картины.

4. Методика обучения детей разного возраста рассмотрению картин.

5. Приемы активизации интереса и творчества детей старшей группы на занятиях по рассмотрению картин.

6. Приемы обучения детей форме и логике рассказа.

7. Требования к содержанию и структуре детских рассказов по картине в разных возрастных группах.

Литература

1. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию [Текст]: пособие для воспитателей дет. садов. / Э.П. Короткова. – изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Просвещение, 1982. – 128 с.

2. Люблинская , А.А. Восприятие картинки// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений /Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина.- М.: Академия, 1999. – С.424-428.

3. Рубинштейн, С.Л. Развитие связной речи// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений /Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина.- М.: Академия, 1999. – С.354-358.

4. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образов. учреждений. /О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М.: Владос, 2003. – 288 с.

Задания к занятию

1. Составьте план и конспект статьи Л.С. Рубенштейна.

2. Напишите тезисы статьи А.А. Люблинской.

3. Составьте конспект занятия по обучению детей рассказыванию в процессе рассматривания картин (на выбор).

 

Практическое занятие № 28.

Обучение детей составлению описательных рассказов по игрушке и предметной картинке

Вопросы к занятию

Понятие «описательный рассказ», его сущность.

Особенности мыслительной деятельности детей при составлении описательных рассказов.

3. Усложнение требований к содержанию описательных рассказов в старших группах.

Технология обучения детей составлению описательных рассказов (задачи, структура занятий, методы и приемы).

Особенности использования моделей при обучении детей описательным рассказам.

Литература

1.Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. - 400 с.

2. Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду [Текст] / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Воспитание дошкольника, 2005. – 320 с.

3. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст]: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.А. Стародубова. – М.: Академия, 2007. – 256 с.

4. Ушакова, О.С. Развитие речи и творчества дошкольников [Текст]: игры, упражнения, конспекты занятий. /О.С. Ушакова, Е.М. Струнина, Л.Г. Шадрина, Л.А. Колунова, Н.В. Соловьева, Е.В. Савушкина //Под ред. О.С. Ушаковой. - М.: Сфера, 2003. – 144 с.

Задания к занятию

1. Составьте конспект занятия по обучению детей составлению описательных рассказов по игрушке. Подготовьте модели.

2. На практике запишите рассказы двух детей среднего и старшего возраста по игрушке.

Вопросы к анализу рассказов:

- оцените содержание рассказа с точки зрения полноты связей;

- оцените логику, последовательность изложения;

- определите виды предложений, средства выразительности, точность и богатство словаря;

- выявите эмоциональность и выразительность рассказчика;

Сформулируйте конкретные задачи работы с данными детьми по обучению их составлению описательных рассказов.

 

Практическое занятие № 29.

Обучение детей составлению повествовательных рассказов

Задания к занятию

1. Разработайте конспект занятия по обучению детей составлению повествовательных рассказов. Подготовьте материалы к занятию (в том числе опорные модели).

2. Запишите детские рассказы и проанализируйте их по плану:

- оцените содержание рассказа с точки зрения полноты связей;

- оцените логику, последовательность изложения;

- виды предложений, средства выразительности, точность и богатство словаря;

- эмоциональность и выразительность рассказчика.

Сформулируйте конкретные задачи работы с данными детьми по обучению их составлению описательных рассказов.

3. Проанализируйте занятие по традиционной схеме.

 

Практическое занятие № 30.

Обучение детей творческому рассказыванию

Вопросы к занятию

1. Значение обучения творческому рассказыванию для развития личности и речи ребенка.

2. Особенности освоения содержания и формы творческого рассказа дошкольниками. Типичные трудности.

3. Виды занятий по обучению детей творческому рассказыванию.

4. Требования к содержанию и форме творческих рассказов детей разных возрастных групп.

5. Приемы активизации воображения и фантазии детей.

6. Методика обучения детей выразительной передаче содержания рассказа.

7. Оценка творческих рассказов детей.

Литература

1. Гербова , В.В. Учусь говорить [Текст]: методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга» / В.В. Гербова. – М.: Просвещение, 2002. – 159 с.

2. Занятия по развитию речи в детском саду [Текст]: Программа и конспекты: книга для воспитателей детского сада / О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова, А.И. Максаков, Е.М. Струнина, Т.М. Юртайкина; Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Совершенство, 1998. – 368 с.

3. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию [Текст]: пособие для воспитателей дет. садов. / Э.П. Короткова. – изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Просвещение, 1982. – 128 с.

4. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст]: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.А. Стародубова. – М.: Академия, 2007. – 256 с.

5. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего возраста) [Текст]: пособие для воспитателей детского сада / Е.И. Тихеева.// Под ред. Ф.А. Сохина – изд. 5-е, испр. - М.: Просвещение, 1981. – 159 с.

6. Ушакова, О.С. Развитие речи и творчества дошкольников [Текст]: игры, упражнения, конспекты занятий. /О.С. Ушакова, Е.М. Струнина, Л.Г. Шадрина, Л.А. Колунова, Н.В. Соловьева, Е.В. Савушкина.//Под ред. О.С. Ушаковой. - М.: Сфера, 2003. – 144 с.

Задания к занятию

1. Составьте конспект занятия по обучению детей старшего возраста творческому рассказыванию.

2. На лабораторном практикуме сделайте фото или видеозапись и проанализируйте занятие по обучению творческому рассказыванию. Дословно запишите рассказы детей. Разработайте методические рекомендации для воспитателя.

 

Практическое занятие № 31

Обучение детей пересказыванию литературных текстов

Вопросы к занятию

1. Особенности мыслительной деятельности ребенка при пересказывании художественного текста. Значение пересказа для развития мышления и речи.

2. Требования к отбору текстов для пересказов в разных возрастных группах.

3. Приемы обучения детей пересказу.

4. Программные требования к пересказыванию детей в разных возрастных группах.

Литература

1. Гурович, Л.М. Пересказ как прием активизации умственной деятельности на занятии// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: учебное пособие для студ. высш. и сред.пед.учеб.заведений /Сост. М.М.Алексеева, В.И. Яшина.- М.: Академия, 2000. – С. 445-448.

2. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст]: пособие для воспитателя дет. сада. // Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1984. – 224 с. - С.124-129.

3. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст]: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.А. Стародубова. – М.: Академия, 2007. – 256 с.

4. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образов.учреждений. /О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М.: Владос, 2003. – 288 с.

Задания к занятию

1. Разработайте конспект занятия по обучению детей пересказыванию.

2. Составьте вопросы к статье Л.М. Гурович.

 

Практическое занятие № 32

Диагностика  речевого развития дошкольников

Вопросы к занятию

1. Проблема диагностики речевого развития детей в психологической и педагогической литературе.

2. Методика диагностики уровня речевого развития детей.

3. Способы оформления результатов диагностики.

4. Учет результатов диагностики в педагогической работе с детьми.

       Литература

1. Максаков, А.И Обследование состояния развития речи детей старшего дошкольного возраста //Дошкольное воспитание.-1986.-№ 2,3.

2. Педагогическая диагностика по программе «Развитие» [Текст]: рекомендации и материалы для работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста./ А.И. Булычева, Н.С. Варенцова, Е.В. Горшкова и др. – М.: Гном и Д, 2000. – 128 с.

3. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу [Текст]./Под ред. Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 144с.

4. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста[Текст]: учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образов.учреждений. /О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М.: Владос, 2003. – 288 с.

5. Юдина, Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду [Текст]: пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений./ Е.Г. Юдина, Г.Б. Степанова, Е.Н. Денисова. – М.: Просвещение, 2002. – 144 с.

6. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей [Текст]: пособие для самостоятельной работы: учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений./ М.М. Алексеева, В.И. Яшина, В.М. Макарова, Е.А. Ставцева. - М.: Академия, 2005. -192 с.

       Задание к занятию

1. Изучите возможные методики диагностики речевого развития дошкольников, выберите наиболее оптимальные, подготовьте стимульные материалы. В детском саду обследуйте разные стороны речи 5 детей, сделайте вывод об уровне сформированности речи и сформулируйте педагогические рекомендации для воспитателя по дальнейшему развитию ребенка.

2. Подготовьте аннотацию журнальных статей по проблеме диагностики речевого развития дошкольников.

Практическое занятие № 33

Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста

Обследуйте уровень сформированности разных сторон речи у 2 – 5 детей и дать педагогические рекомендации по дальнейшему развитию ребенка. Ниже приводится методика диагностики словаря дошкольников.

«Формирование родо-видовых обобщений у дошкольников (автор – В.И. Логинова)».

Цель: сформировать у студентов умение выявлять особенности овладения детьми видовыми и родовыми обобщениями.

1. Проведите обследование 5 детей в одной из возрастных групп детского сада с целью выявления особенностей овладения видовыми обобщениями в младшем и среднем возрасте и родовыми обобщениями - в старшем по следующим методикам:

а) для детей третьего, четвертого и пятого года жизни: подобрать три группы предметов (чулки, носки, гольфы; кресло, стул, табурет; чашка, кружка, стакан). Предъявите по очереди три предмета одной группы и предложите назвать каждый предмет («Что это?» или «Как называется этот предмет?»). После того, как ребенок назовет предметы, о каждом из них задайте вопрос: «Как ты узнал, что это стул (табурет, кресло)?».

Аналогичную работу проведите с каждой группой предметов. Все ответы, реакции, действия детей с предметами точно фиксируйте в протоколе; ошибочные ответы в ходе обследования исправляйте. Полученные данные проанализируйте и сведите в таблицу 8.

б) для 5-6 летних детей подобрать три группы предметов (можно картинки): транспорт (автобус, самолет, машина, лодка, вьючная или запряженная лошадь, велосипед, подъемный кран); овощи (огурец, репа, помидор, лук, редиска, картошка, капуста); одежда (платье, носки, шапка, пальто, шарф, тапки, куртка). В каждую группу дополнительно включить три предмета, не относящиеся к данному понятию, но имеющие сходство по несущественным признакам. В группу «транспорт» - каток для укатывания асфальта, комбайн, пушку; в группу «овощи» - мясо, хлеб, яблоко; в группу «одежда» - часы, зонт, бусы.

Таблица 8

Дата: 2019-12-09, просмотров: 319.