Технологии развития грамматического строя речи детей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопросы к занятию

1. Обучение дошкольников словообразовательным понятиям.

2. Система формирования морфологической стороны речи детей.

3. Система формирования синтаксической стороны речи дошкольников.

4. Технология исправления грамматических ошибок в речи детей.

5. Защита студентами дидактических пособий для формирования грамматически правильной речи.

       Литература

1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. - 400 с.

2. Бородич , А.М. Методика развития речи детей [Текст]: учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология»/А.М. Бородич. – 2-е изд. - М: Просвещение, 1981. – 255 с.

3. Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. – С.260-274.

4. Лямина , Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста [Текст]: методическое пособие. / Г.М. Лямина. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 96 с.

5. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 3 изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 208 с.

6. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст]: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.А. Стародубова. – М.: Академия, 2007. – 256 с.

7. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи [Текст]: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений./ С.Н. Цейтлин. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 240 с.

8. Ядэшко, В.И. Развитие речи детей от трех до пяти лет //Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. – С. 277-283.

Задания к занятию

1. Проанализируйте план воспитательно-образовательной работы на 2 месяца; проведите наблюдения за детьми и взрослыми (воспитатель, няня, родители) в разных видах деятельности. Выявите и оценить следующие показатели:

- наличие работы с детьми, родителями, персоналом по воспитанию грамматически правильной речи;

- ее систематичность, последовательность, разнообразие приемов и методов;

- грамматическая культура речи взрослых (жаргонизмы, диалектные и просторечные слова).

2. Проведите обследование не менее 5 детей одной из возрастных групп детского сада. Обследование проводить индивидуально, в интересной для ребенка форме, с использованием наглядности. Диагностику разработать самостоятельно с опорой на программу, включив задания морфологического и синтаксического характера. Например, для проверки синтаксических умений уместнее было дать задание по картине: «Составьте рассказ (предложение) по картине». Полученные результаты представить в таблице 6.

Таблица 6

Типичные морфологические и синтаксические ошибки дошкольников

 

Вид ошибки Пример Количество ошибок
     
     

3. Установите причины грамматических ошибок и определите пути их преодоления.

4. Разработайте дидактические пособия для формирования грамматически правильной речи.

Практическое занятие № 22

Технология воспитания звуковой культуры речи

Вопросы к занятию

1. Задачи и содержание воспитания звуковой культуры речи в различных возрастных группах.

2. Система формирования правильного звукопроизношения в разных возрастных группах. Этапы формирования звукопроизношения.

3. Система развития речевого и фонематического слуха у детей дошкольного возраста.

4. Развитие интонационной выразительности у детей разных возрастных групп.

Литература

1. Алексеева, М.М. К методике обучения звукопроизношению// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. – С. 344-352.

2. Гвоздев, А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. //Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. – С. 302-312.

3. Лопухина, И. С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи [Текст]: пособие для логопедов и родителей / И.С. Лопухина. - М.: Аквариум, 1995.

4. Максаков, А.И. Учите, играя (игры и упражнения со звучащим словом) [Текст]: пособие для воспитателя детского сада. /А.И. Максаков, Г.А. Тумакова. – 2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1983. – 144 с.

5. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения [Текст] /М.Ф. Фомичева. - М.: Просвещение, 1981. – 240 с.

Задания к занятию

1. Изучите литературу по проблеме.

2. Составьте конспект статьи А.Н. Гвоздева «Усвоение детьми звуковой стороны русского языка»

3. Подготовьте аннотацию журнальных статей по проблеме воспитания звуковой культуры речи дошкольников.

4. Подберите и подготовьте к проведению по одному упражнению или речевой игре на решение различных задач звукопроизношения.

Практическое занятие № 23

Теоретические основы развития  связной речи дошкольников

Вопросы к занятию

1. Понятие о речевой деятельности, ее структуре. Связная речь как результат речевой деятельности, обоснование цели и задач работы по развитию связной речи детей в детском саду.

2. Понятие связной речи, ее функций и форм.

3. Ситуативная речь, ее характеристика. Причины ее возникновения и проявления на разных возрастных этапах.

4. Понятие контекстной речи, ее характеристика.

5. Условия перехода от ситуативной к контекстной речи.

Литература

1. Логинова, В. И. Умственное воспитание детей на занятиях по формированию речи//ДВ, 1973, № 4.

2. Выготский , Л.С. Мысль и слово//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений /Сост. М.М.Алексеева, В.И. Яшина.- М.: Академия, 2000.- С. 23-27.

3. Леонтьев, А.А. Речевая деятельность//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений /Сост. М.М.Алексеева, В.И. Яшина.- М.: Академия, 2000. - С.34-40.

4. Леушина , А.М. Развитие связной речи у дошкольника //Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. – С. 358-369.

5. Рубинштейн, С.Л. Речь и мышление//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений /Сост. М.М.Алексеева, В.И. Яшина.- М.: Академия, 2000. - С. 28-34.

Задание к занятию

1. Изучите литературу, составьте план и конспект каждого источника.

2. Подготовьте аннотацию журнальных статей по проблеме развития связной речи дошкольников.

Практическое занятие № 24 Методика руководства разговорами в разных возрастных группах

Вопросы к занятию

1. Особенности разговорной речи детей 2 и 3 года жизни. Содержание и методика работы. Структура занятий.

2. Тематика и содержание разговоров с детьми разных возрастных групп детского сада. Требования к руководству разговорами.

3. Коллективный разговор детей, его значение для освоения детьми норм речевого общения. Роль воспитателя в руководстве коллективным разговором.

4. Типичные ошибки в практике работы детских учреждений по развитию разговорной речи детей и пути их устранения.

Литература

1. Арушанова , А.Г. Речь и речевое общение детей. Развитие диалогического общения [Текст]: методическое пособие для воспитателей детского сада / А.Г. Арушанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 128 с.

2. Лямина, Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста [Текст]: методическое пособие. / Г.М. Лямина. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 96 с.

3. Розенгарт-Пупко , Г.Л. Формирование речи у детей раннего возраста //Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. – С.371-374 с.

Задания к занятию

1. Составьте план - конспект статей.

2. Выделите усложнение в содержании и приемах руководства разговорной речью детей в разных возрастных группах детского сада из «Программы воспитания и обучения в детском саду» и статей.

3. Определите темы для разговоров с детьми разных возрастных групп.

4. На практике запишите и проанализируйте разговор воспитателя с детьми. Сделайте вывод об уровне речевого развития детей.

Практическое занятие № 25

Методика подготовки и проведения беседы

Вопросы к занятию

1. Содержание и методика подготовки воспитателя и детей к беседе.

2. Задачи беседы, требования к отбору содержания в разных возрастных группах. Логическая структура занятий.

3. Вопрос как главный прием руководства беседой, требования к вопросам.

4. Требования к ответам детей в процессе беседы.

Литература

1. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей. Развитие диалогического общения [Текст]: методическое пособие для воспитателей детского сада / А.Г. Арушанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 128 с.

2. Крылова, Н.М. Влияние беседы на умственное и речевое развитие детей // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. – С. 403-409.

3. Радина, Е.И. Метод беседы в воспитательно-образовательной работе с детьми старшей группы детского сада// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений /Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина.- М.: Академия, 2000. - С.393-403.

Задания к занятию

1. Изучите указанные работы, сделайте выписки.

2. Составьте фрагмент занятия в любой возрастной группе с беседой на определенную тему.

3. Разработайте конспект обобщающей беседы для детей старшего дошкольного возраста.

 

Практическое занятие № 26

Деловая игра «Беседа как обобщающее занятие»

Вопросы к занятию

1. Проведение и анализ беседы по самостоятельно составленному конспекту.

2. Разработка вопросов для анализа занятия.

3. Защита конспектов занятий, разработанных студентами.

Литература

1. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей. Развитие диалогического общения [Текст]: методическое пособие для воспитателей детского сада / А.Г. Арушанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 128 с.

2. Крылова, Н.М. Влияние беседы на умственное и речевое развитие детей // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. – С. 403-409.

3. Радина, Е.И. Метод беседы в воспитательно-образовательной работе с детьми старшей группы детского сада// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений /Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина.- М.: Академия, 2000. - С.393-403.

4. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст]: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.А. Стародубова.–М.: Академия, 2007. – 256 с.

Задания к занятию

1. Составьте конспект обобщающей беседы для старшей группы (тема по выбору).

2. Подготовьте необходимый материал для проведения занятий.

3. Подготовьтесь к роли воспитателя и эксперта. Анализ занятия провести по вопросам:

- оценить программное содержание беседы с точки зрения доступности, развивающего эффекта, реализации воспитательно-образовательных задач;

- выделить логические части беседы, определить задачи, решаемые в каждой из них;

- определить специфику вопросов в каждой части беседы, их формулировки, направленность, связь с характером детского ответа;

- оценить речевые реакции детей с точки зрения активности, сложности формулировок, разнообразия видов предложений;

- выделить доказательства, сформулировать выводы. Результаты представить в таблице 7.

При анализе беседы необходимо проделать следующее:

1. Сосчитать вопросы трех указанных типов. Количественные данные внести в соответствующую графу.

2. Проанализировать ответы детей на каждый тип вопросов и разнести данные в соответствующие графы.

3. Сделать выписки из плана воспитательной работы воспитателя за два месяца до беседы. Выделить и оценить:

а) содержание, формы и методы подготовительной к беседе работы;

б) план беседы, ее содержание и методические приемы.

Таблица 7

Дата: 2019-12-09, просмотров: 211.