Итоги внешней политики СССР в 1953–1964 гг.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

· Просчёты советского руководства по некоторым направлениям внешней политики.

· Укрепление основных позиций и расширение сфер влияния СССР в мире.

7. Внутренняя политика СССР в годы «застоя» в 1970 – 1980 годы. Л. И. Брежнева. Состоявшийся 14 октября 1964 г. Пленум ЦК КПСС освободил Н. С. Хрущева от всех обязанностей. В газетах отставка была названа добровольной. Его уход с политической арены не вызвал акций протеста в стране. Общество отреагировало на отставку Хрущева, с которой в СССР завершился процесс либерализации общественно-политической жизни, молчанием.

ПОВОРОТ К КОНСЕРВАТИВНОМУ КУРСУ. К власти пришли новые молодые политики, сформировавшиеся в годы Великой Отечественной войны. Первым секретарем ЦК КПСС стал Леонид Ильич Брежнев, партийный деятель, до этого занимавший руководящие посты в Молдавии и Казахстане.

Избрание Брежнева первым секретарем многие партийные и государственные деятели расценивали как временное. Выполняя решения Пленума о разделении высших должностей в партии и государстве для предотвращения монополизации высшей власти, пост Председателя Совета министров занял Алексей Николаевич Косыгин, руководивший ранее Госпланом СССР, министерствами финансов, легкой и текстильной промышленности.

 

В основу взятого брежневским правительством курса на поддержание стабильности существующих в СССР экономических, социальных и политических отношений легла разработанная в конце 1960-х гг. концепция "развитого социализма". "Развитой социализм" понимался как обязательный этап на пути продвижения СССР к коммунизму, в ходе которого предстояло добиться органического соединения всех сфер общественной жизни. Не подвергая сомнению теоретические положения о коммунистической перспективе, концепция ставила задачу решения текущих задач одного из этапов построения коммунизма - "развитого социализма". Устранению недостатков современного общества должна была способствовать политика "совершенствования" социализма.

В общественно-политической жизни 1960-х - 1970-х гг. происходил отход от хрущевских преобразований. В конце 1964 г. были объединены промышленные и сельские партийные организации, в 1965 г. - упразднена территориальная система управления народным хозяйством.

 

Идеологическому свёртыванию "оттепели" способствовал отказ от критики культа личности Сталина. На торжественном заседании в Кремле в связи с 20-летием победы над фашистской Германией Брежнев упомянул Сталина. В канун XXIII съезда КПСС (1966) была сделана попытка исторической реабилитации Сталина.

 

БОРЬБА ЗА ЛИДЕРСТВО В ПАРТИИ. Формально октябрьский Пленум ЦК КПСС передал власть Брежневу и Косыгину.

 

Весной 1966 г. на XXIII съезде партии был введен пост Генерального секретаря ЦК КПСС, на который избрали Брежнева. В борьбе за лидерство в партии ему противостояли А. Косыгин и Н. Подгородный, Председатель Президиума Верховного Совета СССР. Большим авторитетом пользовался глава правительства Косыгин, опытный хозяйственник и сторонник реформ.

 

С 1969 г., когда Брежневу удалось укрепить свое влияние, он начал критиковать положение дел в народном хозяйстве. К началу 1970-х гг. позиции Брежнева становятся самыми крепкими в Политбюро. Он формирует вокруг себя "днепропетровскую группировку", в которую вошли выдвиженцы, работавшие с Брежневым в период руководства им Днепропетровской и Молдавской партийными организациями.

 

В 1973 г. в расширенный состав Политбюро вошли сторонники Брежнева либо деятели, не принадлежащие ни к каким группировкам: министр обороны А. А. Гречко, министр иностранных дел А. А. Громыко, председатель КГБ Ю. В. Андропов. Из состава Политбюро были удалены в 1975 г. А. Н. Шелепин, в 1977 г. - Н. В. Подгорный, лишившийся также поста Председателя Президиума Верховного Совета СССР. В октябре 1980 г. от обязанностей члена Политбюро и Председателя Совета Министров был освобожден А. Н. Косыгин. Председателем Президиума Верховного Совета СССР стал Л. И. Брежнев, главой правительства - Н. А. Тихонов, его сторонник.

 

КОНСТИТУЦИЯ 1977 Г. В октябре 1977 г. внеочередная сессия Верховного Совета СССР приняла новую Конституцию. Накануне проект Основного Закона был опубликован в прессе, обсуждался на предприятиях, в колхозах, в учебных заведениях. В основу новой Конституции легла концепция "развитого социализма". Главным принципом государственной власти провозглашалось полновластие народа, основой социального строя - общенародная собственность.

 

Закреплялась политическая основа государства - Советы. Во главе системы органов государственной власти находился двухпалатный Верховный Совет СССР, состоящий из Совета Союза и Совета Национальностей. Он принимал и изменял общесоюзную Конституцию, включал в состав Союза новые республики, утверждал государственный бюджет, планы социального и экономического развития. Постоянно действующим органом Верховного Совета являлся его Президиум.

Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти оставался Совет Министров СССР.

 

Ядром советской политической системы называлась Коммунистическая партия. Статья 6 -я Конституции 1977 г. закрепляла за КПСС роль руководящей и направляющей силы общества , определяющей генеральную перспективу его развития, линию внутренней и внешней политики. Вместе с тем, деятельность самой КПСС, как общественной организации, опиралась на ее устав, а не Конституцию страны, что создавало правовую коллизию.

 

Во внешней политике Конституция зафиксировала принцип социалистического интернационализма в отношениях СССР с социалистическими странами и государствами, освободившимися от колониальной зависимости. Сохранялись основные положения сталинской Конституции 1936 г. о национально-государственном устройстве.

 

Продолжая линию развития советского конституционного права к прежним правам граждан Конституция добавила право на бесплатное медицинское обслуживание, право на предоставление бесплатного жилища, право на свободное пользование достояниями культуры, право участвовать в управлении государственными и общественными делами, вносить предложения в государственные органы, свободно критиковать недостатки в их деятельности. Впервые в практике советского конституционного законодательства в новой Конституции был закреплен принцип социалистической законности. Основной закон предусматривал право граждан обжаловать действия любых чиновников, нарушивших гражданские права, через суд.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ СЕРЕДИНЫ 1960-Х ГГ. Относительная стабилизация советской экономической системы произошла в период осуществления восьмого пятилетнего плана развития народного хозяйства (1966–1970). В плане ставилась задача за пять лет увеличить выпуск промышленной продукции в два раза, сельхозпродукции - на 1/4, производительность труда в промышленности – на 30–35 %, прибыль – более чем в 2 раза. Большое внимание уделялось развитию сельского хозяйства и производству потребительских товаров. Намечались задачи развития территориально-производственных комплексов (ТПК): Западно-Сибирского, Ангаро-Енисейского, Тимано-Печерского, Южно-Якутского.

 

В марте 1965 г. на Пленуме ЦК КПСС Брежнев призвал в краткие сроки устранить негативные последствия ошибок прежних лет: борьбу с личными приусадебными участками, домашним скотоводством, за повсеместные посевы кукурузы.

 

С колхозов и совхозов списывались долги перед государством, понижались ставки

подоходного налога на крестьян. Колхозы переводились на прямое банковское кредитование. Была введена гарантированная оплата труда колхозников, повышена их материальная заинтересованность в результате труда. Закупочные цены на рожь, пшеницу и другие культуры поднялись в 1,5–2 раза. Увеличивались надбавки к действующим закупочным ценам на скот. План государственных закупок сельхозпродукции снижался. За производство сверхплановой продукции вводилось материальное поощрение: за сданное дополнительно зерно устанавливалась 50 % надбавка. Были стабилизированы цены на технику и запчасти для сельхозмашин.

В результате принятых мер уже в 1965 г. колхозы и совхозы получили за сданную государству продукцию на 15 % больше, чем в предшествующем году.

 

За счет бюджета страны проводились работы по орошению и осушению земель, борьба с водной и ветровой эрозией. Появились новые ирригационные сооружения: Каховская оросительная система, Краснодарское водохранилище. К концу восьмой пятилетки на полях страны работали до 2 млн тракторов, 623 тыс. зерноуборочных комбайнов. Росла квалификация руководства агросферой: до 95,5 % директоров совхозов и 80 % председателей колхозов получили высшее или среднее образование.

В ноябре 1969 г. III съезд колхозников СССР принял новый Устав колхозов. Вместо устаревшей системы оплаты труда по трудодням вводилась ежемесячная гарантированная оплата по тарифным ставкам. Устанавливалось пенсионное обеспечение колхозников. В Уставе закреплялось право колхозников выбирать не только председателей и членов правления колхозов, но и бригадиров, а также руководителей других подразделений. Съезд избрал Союзный Совет колхозов для обобщения и распространения передового опыта отдельных хозяйств. В результате число совхозов в 1970 г. достигло 15 тыс.

 

Результаты восьмой пятилетки в области сельского хозяйства стали положительными. В 1966 г. был собран большой урожай зерна – 171,5 млн т. Урожайность в среднем по стране составила 13,7 центнера с гектара. Государство закупило 75 млн т. зерна. Среднегодовой объем продукции увеличился на 21 %. Росло также производство хлопка-сырца, сахарной свеклы, подсолнечника, мяса, молока, яиц и других сельскохозяйственных продуктов.

 

Осенью 1965 г. начала осуществляться экономическая реформа в промышленности. Основные положения реформы были закреплены в Положении о социалистическом государственном предприятии 1965 г. Объем реализованной продукции стал одним из главных показателей работы предприятия. Сокращалось количество плановых показателей, вводимых государством. На предприятиях создавались специальные фонды за счет отчислений от прибыли. Средства этих фондов предназначались для развития производства и материального поощрения работников. Восстанавливалось отраслевое управление, которое должно было действовать в условиях новых принципов планирования и хозяйственной самостоятельности предприятий. Реформа, повышая роль экономических методов управления, не затрагивала основ командно-административной системы.

 

ИНДУСТРИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.

Р еализация хозяйственной реформы развернулась в 1966 г. в 700 производственных коллективах. К концу восьмой пятилетки (1966-1970) процесс перехода промышленности на систему хозрасчета был завершен. В результате слияния мелких предприятий с крупными создавались производственные объединения (ПО). Вошедшие их состав предприятия были связаны производственной кооперацией по переработке сырья и выпуску готовой продукции. В крупнейшее объединение "АвтоЗИЛ" вошли Московский автомобильный завод им. И. А. Лихачева и несколько заводов-филиалов в других городах. Подразделения некоторых производственных объединений размещались в разных экономических районах и союзных республиках.

 

Результаты восьмой пятилетки впечатляли: валовой общественный продукт вырос на 13%, промышленная продукция на 50%. Быстрыми темпами развивались машиностроение, радиоэлектроника, химическая, нефтехимическая и другие отрасли. Было возведено 1900 промышленных предприятий. Завершилось сооружение первой очереди Волжского автомобильного завода в Тольятти. В строй вступили Западно-Сибирский металлургический комбинат, тепловые электростанции в Криворожье и Конакове, Братская ГЭС. Завершалась прокладка газопровода Средняя Азия - Центр протяженностью 2750 км. Общая длина построенных нефте- и газопроводов превысила 35 тыс. км.

 

 Причиной краха реформы 1965 г. стала несовместимость материального стимулирования, самостоятельности предприятий, т.е. рыночных методов с плановым регулированием. "Косыгинская реформа" привела к появлению нового для советской экономики типа предприятия, имеющего собственный корпоративный экономический интерес. Труд его работников в новых условиях хозяйствования непосредственно с обществом связан не был.

 

На рубеже 1970-х начале 1980-х гг. вновь проявляются серьезные диспропорции в структуре промышленности страны. В годы девятой пятилетки (1971-1975) приоритет получают отрасли тяжелой индустрии, прежде всего оборонная. Производство военной техники на машиностроительных предприятиях составило 60% всей продукции.

 

В годы десятой пятилетки (1976-1980 гг.) была сделана попытка перевести промышленность на путь интенсивного развития. Но намеченные планы по внедрению новой техники и росту производительности труда выполнить не удалось.

 

Проблемы советской экономики удавалось скрывать благодаря росту мировых цен на нефть и газ. В стране шло освоение новых месторождений природных ресурсов, формировался единый Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). СССР постоянно наращивал продажу природных ресурсов за рубеж: доля поставок нефти за рубеж в 1960-е гг. достигала 11 %, в начале 1980-х гг. – уже 38 % от всего экспорта. Торговля нефтью и другими ресурсами приносила колоссальные прибыли – в 1970-е- начале 1980-х гг. было получено около 180 млрд инвалютных руб.

 

ТЕНДЕНЦИИ АГРАРНОГО РАЗВИТИЯ. Трудности в развитии сельского хозяйства преодолеть в ходе реформы середины 1960-х гг. не удалось. Росло число убыточных предприятий, несмотря на увеличение размеров капиталовложений и поставок техники селу. Как и прежде, имели место нарушения в политике планирования заготовок, вводились дополнительные задания по закупке сельскохозяйственной продукции. \

 

В конце 1960 - х- 1970-е гг. стали создаваться интегрированные хозяйства: агропромышленные объединения, комбинаты, агрофирмы. В их состав входили колхозы и совхозы, предприятия по переработке сельхозсырья, организации транспорта и торговли. В середине 1980-х гг. в агросфере действовали 4,8 тыс. межхозяйственных предприятий. За рамками агропромышленной интеграции остались тысячи неперспективных деревень, которые в 1970-е гг. массово ликвидировали.

 

Растущая миграция молодежи из деревень центральной России вынудила в 1974 г. ЦК КПСС и союзное правительство принять постановление "О мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства Нечерноземной зоны РСФСР". Программа подъема Нечерноземья была рассчитана на пятнадцать лет (до 1990 г.). Предполагалось увеличить капиталовложения в социально-экономическое развитие 29 областей и республик России. Средства стали выделять, но проблема осталась нерешенной.

 

Для подъема аграрного производства периодически повышались заготовительные цены на зерновые культуры, картофель, молоко и другие виды продукции. Для управления агросферой были созданы в 1982 г. Государственный агропромышленный комитет, а на местах - районные агропромышленные объединения.

 

Управленческие преобразования не улучшили положения дел в земледелии и животноводстве. Объем валовой продукции сельского хозяйства сокращался: если в 1971-1975 гг. он составлял 13% совокупного общественного продукты, то в 1981-1985 гг. только 6%.

 

В 1982 г. была принята Продовольственная программа, которая предполагала решить продовольственный вопрос в СССР, преодолеть товарный дефицит к 1990 г.

 

В начале 1980-х гг. ухудшение условий народнохозяйственного развития было связано с ухудшением демографической ситуации (уменьшением рождаемости); сокращением притока трудовых ресурсов; увеличением расходов на оборону; повышением себестоимости топливно-энергетического сырья вследствие развития Востока страны; падением цен на нефть на мировом рынке.

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА. В 1970-х - начале 1980-х гг. резко сократились капиталовложения в социальную сферу, что отразилось особенно тяжело отразилось на условиях жизни сельских жителей. Хуже, чем горожане они были обеспечены медицинскими и детскими дошкольными учреждениями, предприятиями бытового обслуживания и общественного питания. Продолжался отток селян в города. За период между Всесоюзными переписями населения 1959 и 1979 гг. численность горожан увеличилась со 100 млн чел. до 163,3 млн чел.

 

Миграция направлялась в большие города, что привело к возрастанию с 3 до 23 количества городов-миллионеров. Процесс урбанизации перешел на новую ступень, когда вокруг города-миллионера выстраивались городские агломерации. Помимо Московской агломерации, в 1960– 1980-е гг. формируются Ленинградская, Горьковская, Свердловская, Новосибирская.

 

Сокращение доли крестьянства с 20,5 % в начале 1970-х гг. до 12 % в середине 1980-х гг., переход от аграрной к городской цивилизации вел к разрушению прежних культурных и нравственных ориентиров. Этот сложный процесс сопровождался девальвацией официальной идеологии, ростом бездуховности. Среди антисоциальных форм поведения наиболее распространенной стал алкоголизм. Несмотря на постоянные компании по борьбе с пьянством, употребление алкоголя в стране поднялось по сравнению с 1960 г. в 2 раза.

Рост национального дохода позволил увеличить среднюю заработную плату рабочих и служащих с 97 руб. в 1965 г. до 190 руб. в 1985 г., колхозников - с 51 руб. в 1965 г. до 153 руб. в 1985 г. Росли пенсии, выплаты женщинам-матерям, размеры льгот и скидок различным категориям населения. Реальные доходы населения за 1970-е гг. увеличились на 46 %.

 

При относительной стабильности цен повышение доходов вело к изменению структуры потребительского спроса населения ("потребительской революции"). Увеличились продажи цветных телевизоров, магнитофонов, холодильников, пылесосов, мотоциклов, легковых автомобилей. Однако советская промышленность не могла удовлетворить возросший спрос населения. Необходимые товары приходилось "доставать из-под полы", "по знакомству".

В социальной сфере наметились негативные явления, связанные с появлением нового социального слоя - "номенклатуры". Руководители высшего и среднего уровня имели особые блага, заключавшиеся в снабжении продовольственными и промышленными товарами, обслуживании в специальных поликлиниках, больницах, санаториях.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 361.