Общая характеристика и периодизация новейшей истории.
Новейшее время истории – это условный термин для определения временного промежутка, начиная в 1917 года и по сегодняшний день. Данный термин появился в обиходе благодаря немецкому ученому Гегелю, который использовал его в своих трудах для обозначения исторического отрезка без указания временных границ.
Первый период новейшего времени (1917-1939 гг.). Промежуток времени между Первой и Второй мировыми войнами часто называют Межвоенным периодом или Интербеллумом.
К важнейшим событиям данного периода относят:
· Революции в России, Египте, Турции и многих европейских государствах.
· Западные демократии в 20-30-е гг.
· Образование СССР и установление социалистического строя в нем.
· Великая депрессия в США – финансовый спад, который длился 11 лет, начиная с 1929 года. Он стал частью глобального мирового кризиса, наложившего отпечаток на другие страны.
· Формирование фашистских режимов в таких странах как Италия, Германия, Испания, Португалия.
Второй этап. Вторая мировая война и Великая отечественная война (1939-1945 гг.). Вторая мировая война вошла в историю как самый крупный и разрушительный военный конфликт. Масштабы военных сражений и количество жертв потрясает – в войне было задействовано около 80% населения планеты.
1 сентября 1939 года немецкие войска оккупировали территорию Польши, и весь мир погрузился в войну, которой суждено было закончиться лишь спустя 6 лет. Итогом самой кровопролитной войны за всю историю человечества стало от 50 до 70 миллионов погибших людей.
Третий этап. Послевоенное время Холодная война (1945-1991 гг.). После Второй мировой войны весь мир претерпел серьезные экономические и социальные изменения.
К наиболее важным событиям этого исторического отрезка относят:
· Разделение мирового сообщества на два противоборствующих лагеря. Главными противниками оказались две сверхдержавы того времени – США и СССР, а также их союзники. Крупный идеологически конфликт вылился в так называемую Холодную войну.
· Формирование международных организаций ООН и НАТО.
· Стремительный рост уровня жизни в Японии, Европе и Северной Америке.
· Покорение человеком открытого космоса в 1961 году.
· Карибский кризис, который едва не повлек за собой начало Третьей мировой войны.
· Распад Советского Союза в 1991 году.
Период Новейшей истории с 1991 года по настоящее. С распадом СССР подошла к своему логическому завершению Холодная война. Но перед миром встала другая, более серьезная проблема – международный терроризм, унесший жизни множества людей.
Начало мирового экономического кризиса, начавшегося в 2008 году в США, серьезно подорвало финансовые системы большинства крупнейших держав.
С изобретением Интернета весь мир погрузился в новую реальность – виртуальную. Стремительное распространение электронной паутины стало предпосылкой для бурного развития интернет-технологий.
Среди глобальных проблем 21 века по-прежнему остается проблема окружающей среды. Бездумное потребление природных ресурсов, высокие темпы загрязнения природы стали причиной того, что в настоящее время мир оказался на пороге глобальной экологической катастрофы.
2. Потсдамская конференция: вопросы и решения. Потсдамская конференция 1945 года. Проходившая в период с 17 июля по 2 августа 1945 года в городе Потсдаме, конференция мировых лидеров стала последней встречей держав участниц антигитлеровской коалиции. Делегацию от СССР представлял Сталин. От США присутствовал Трумэн. Сразу 2 премьер министра приехали от Великобритании — Черчилль и Эттли. Перед участниками встречи стояли задачи разработки программы относительно будущего Германии, а также урегулирование отношений со странами, воевавшими на её стороне.
Ход подготовки. Встреча представителей трёх держав прошла под названием «Терминал». Она состоялась во дворце Цецилиенхофе, расположенном в городе Потсдаме. Это было здание, состоящее из множества помещений и конференц-зала. Заранее сюда был доставлен из СССР круглый стол. Рядом разбили сад с декоративными деревьями для отдыха делегаций. Черчилль имел желание провести встречу раньше. Он бы неуверен относительно благополучности выборов в Великобритании. Однако Трумэн ждал результатов испытания ядерной бомбы, чтобы иметь преимущество в ходе дебатов и не шёл на встречу в этом вопросе.
Окончательно дата была назначена на 15 июля. Черчилль, предполагая, что он может проиграть на выборах и взял с собой Эттли, который позже возглавил делегацию.
Переговоры. В состав советского представительства кроме Сталина ещё входил Молотов, Громыко и Гусев. От США присутствовали Трумэн, Бирнс и Гарриман. От Великобритании — Черчилль, Иден и Керр, а в последствие их заменили Эттли и Бевин.
Встреча проходила в напряжённой обстановке. Единым фронтом против СССР выступили 2 другие державы. Сказались удачные результаты ядерных испытаний проведённых США.
Председателем собрания был избран Трумэн. Было проведено 13 заседаний, в которых успел принять участие Черчилль. Затем прошли ещё 4 после того как делегацию Великобритании возглавил Эттли. Однако эта замена не сказалась на британской позиции.
Принятые решения:
· Основной задачей Потсдамской конференции было переустройство Европы и формирование новых отношений с государствами, поддержавших Германию.
· По инициативе США был сформирован СМИД – международный орган. В него вошли представители стран тройки лидеров и ещё Франции и Китая.
· Первый вопрос, который перед ними стоял – это составление договоров на мирной основе со странами бывшими союзниками Германии.
Принятые решения по Германии:
· Демилитаризация, демократизация, денацификация. Подлежало ликвидации всё производство, где изготавливалась военная техника. По плану страна становилась на рельсы сельскохозяйственного развития. Органы, пропагандирующие нацистскую деятельность, подлежали уничтожению.
· Контрольный механизм. Территория Германии разбивалась на оккупационные округа подконтрольные СССР, США, Великобритании и Франции. Общие вопросы должны были решаться на совместном Контрольном совете. При этом некоторые отрасли, такие как транспорт или рыбная ловля, оставались в ведении страны.
· Репарации. Германия должна была частично покрыть военные расходы союзникам. Этот вопрос вызвал острые дебаты. Наконец соглашение было достигнуто. Каждая страна черпала ресурсы из своей оккупационной зоны. С учётом наибольших потерь со стороны Советского Союза было решено, что из западной зоны будет поступать в СССР оборудование. 10% перейдёт бесплатно, а за 15 % Советское государство расплатится углем и продуктами из своей зоны.
· Раздел флота. Весь флот Германии был в ведении Великобритании. Теперь предполагалось его долевое распределение между странами участниками коалиции. Однако этот вопрос был временно отложен. По инициативе Черчилля все подлодки, кроме последних разработок, подлежали уничтожению.
· Присоединение к СССР Кёнигсберга. Возражений со стороны стран участниц конференции относительно присоединения Кёнигсберга к СССР не последовало. Сделано это было в целях обеспечения безопасности Советского государства.
· Военные преступники. Было решено опубликовать список всех военных преступников, чтобы они предстали перед Международным военным трибуналам.
Принятые решения о Польше:
· Образование польского временного правительства. В стране было создано Временное правительство. Предыдущее подлежало роспуску.
· Формирование западной границы. Советская сторона поддержала в Потсдаме решение о переустройстве западных границ Польши. Великобритания и США тоже одобрили это, но только после согласия СССР принять в ООН страны, воюющие на стороне Германии.
Решение вопросов освобождённых народов:
· Австрия. Страна была разделена на 4 оккупационные зоны, которые распредели между собой государства победители. Так же на 4 части разделилась и Вена.
· Сирии и Ливан. На этой территории находились войска Франции и Великобритании. Они её покинули только после рассмотрения этого вопроса Советом ООН.
· Югославия, Триест и Истрия, Греция. Вопросы по этим державам вызвали много противоречивых споров и ни к чему не привели. В итоге от их обсуждения решено было отказать.
Водные сообщения. Со стороны США было внесены предложения по урегулированию вопросов водных сообщений. Состояли они в следующем:
· Свободное перемещение по всем направлениям водных путей. СССР выступил против такого проекта. Причина: вмешательство в дела освободившихся стран.
· Свобода движения судов через проливы Чёрного моря. СССР посчитал, что этот вопрос должен решаться только между Советским Союзом и Турцией.
В итоге обе проблемы не были решены. По поводу черноморских проливов предполагалось, что каждое из 3 государств будет вести отдельно переговоры с Турцией.
Декларация о Японии:
· Трумэну и Черчилю необходимо было получить информацию о согласии Сталина начать проведение военных действий с Японией. Это подтверждение было получено.
· С другой стороны Черчилль и Трумэн стремились склонить Японию к капитуляции. Для этого США, Великобританией и Китаем была составлена 26 июля 1946 года Потсдамская декларация. В ней прописывались все условия безоговорочной капитуляции Японии.
· Чтобы приблизить мир СССР тоже подписал этот документ.
Итоги и значение. Потсдамская конференция наглядно показала, что несмотря на разные политические взгляды решение важнейших вопросов мирового переустройства возможно на основе переговоров. Постановления, вынесенные конференцией, были поддержаны странами мира. После её завершения полностью устранилась угроза восстановления германского милитаризма.
3. Образование ООН, ее цели и принципы. ООН была создана на завершающем этапе Второй мировой войны на конференции в Сан-Франциско. Она открыл ась 25 апреля 1945 г. Приглашения были отправлены 42 государствам от имени четырех великих держав - СССР, США, Англии и Китая. Советской делегации удалось организовать приглашение на конференцию для представителей Украины и Белоруссии. Всего в конференции участвовало 50 стран. 26 июня 1945 г. принятием Устава ООН конференция закончила работу.
Устав ООН обязывал членов организации разрешать споры между собой только мирными средствами, воздерживаться в международных отношениях от применения силы или угроз применения силы. Устав провозглашал равноправие всех людей, уважение прав человека и основных свобод, а также необходимость соблюдения всех международных договоров и обязательств. В качестве главной задачи перед ООН ставилось содействие обеспечению всеобщего мира и международной безопасности.
Устанавливалось, что ежегодно должна проводиться сессия Генеральной Ассамблеи ООН с участием делегатов всех стран членов ООН. Важнейшие решения Генеральной Ассамблеи должны приниматься большинством в 2/3 голосов, менее важные простым большинством.
В Организации Объединенных Наций имеется шесть главных органов. Пять из них – Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке и Секретариат – расположены в центральных учреждениях ООН в Нью-Йорке. Шестой орган – Международный суд – находится в Гааге (Нидерланды).
В вопросах поддержания всеобщего мира главная роль отводилась Совету Безопасности ООН, состоящему из 14 членов. Пять из них считались постоянными членами (СССР, США, Англия, Франция, Китай), остальные подлежали переизбранию через каждые два года. Важнейшим условием явился установленный принцип единогласия постоянных членов Совета Безопасности. Для принятия какого-либо решения требовалось их согласие.
Наряду с решением мировых политических проблем большое место в деятельности ООН занимают экономические аспекты, что выражается в расширении ее экономических функций. Все новые сферы мирового хозяйства, международных экономических отношений становятся предметом ее изучения, анализа, поиска путей и средств их решения, выработки соответствующих рекомендаций. Значение экономической деятельности ООН возрастает с усложнением процессов, происходящих во всемирных экономических отношениях и международном разделении труда, усугублением возникающих в мировой экономике проблем, дальнейшим расширением международного экономического сотрудничества.
Одна из центральных задач ООН заключается в содействии обеспечению более высоких стандартов жизни, полной занятости и условий для социально-экономического прогресса и развития. С выполнением этой задачи связано 70% деятельности системы Организации Объединенных Наций. В основе этой деятельности лежит вера в то, что искоренение нищеты и повсеместное повышение уровня благосостояния людей представляют собой необходимые шаги на пути к созданию условий для обеспечения прочного мира во всем мире.
ООН играет решающую роль в выработке международного консенсуса в отношении действий в интересах развития. Начиная с 1960 г. Генеральная Ассамблея содействует определению приоритетов и постановке задач в рамках серии десятилетних международных стратегий развития
4. Формирование биполярного мира. История создания НАТО и ОВД. В 1947 г. отношения между СССР и США продолжали ухудшаться. Европа тогда лежала в развалинах. В условиях страданий людей росли влияние идей коммунизма, престиж СССР. ДЛЯ подрыва этих нaстроений США приняли программу помощи Европе - план Маршалла (по имени госсекретаря США ДЖ. Маршалла. Условием помощи стало ее использование под контролем США. Это условие было неприемлемо для СССР. Под его давлением Венгрия, Румыния, Албания, Болгария, Югославия, Польша, Чехословакия и Финляндия отказались от участия в плане Маршалла.
В ответ на план Маршалла и с целью укрепления советского влияния в мире осенью 1947 г. создается Информационное бюро коммунистических партий (Коминформ) - подобие распущенного в 1943 г. Коминтерна. При активном вмешательстве советских военных и дипломатов промосковские правительства из коммунистов пришли в 1947 -1948 гг. к власти в Польше, Румынии, Венгрии и Чехословакии. В 1949 г. победой коммунистов завершилась гражданская война в Китае. Еще раньше коммунисты пришли к власти в Северном Вьетнаме и Северной Корее.
В 1949 г. для координации вопросов развития создается Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). Одновременно в этих странах, которые называли странами «народной демократии», проводились репрессии против политических сил, включая руководителей компартий, заподозренных в попытках вывести свои государства из-под контроля СССР. В результате все страны «народной демократии» оказались в зависимости от Советского Союза. Лишь правителю Югославии И. Тито удалось отстоять свое право на самостоятельную политику, что стало причиной разрыва отношений СССР с Югославией в 1948 г.
Создание НАТО. Предпосылки создания НАТО в 1949 г. можно охарактеризовать следующим образом. Первое, на что следует обратить внимание, это особенности военно-политического положения СССР в Европе после Второй мировой войны. Советская армия была самой сильной по сравнению с армиями других европейских государств, а американцы по окончании войны фактически ушли из Европы. Геополитические позиции СССР окрепли еще накануне Великой Отечественной войны за счет территориальных приращений в Прибалтике, на Западной Украине и в Белоруссии. Советский Союз имел серьезное влияние па коммунистические партии стран Восточной Европы.
Все эти обстоятельства стали причиной стратегической речи У. Черчилля в американском городе Фултоне в 1946 г., в которой говорилось об опасности, которая грозит западной демократии — недавнему союзнику СССР во Второй мировой войне — со стороны Советского Союза. Это выступление известного британского политика вошло в историю как "фултонская речь" Черчилля, которая, по мнению историков, положила начало холодной войне.
Следующим важным шагом на пути военно-политического альянса Европы и Соединенных Штатов стал план Маршалла, инициированный в 1947 г. США, смысл которого состоял в том, чтобы "накачать" Европу финансовыми средствами для восстановления хозяйства, разрушенного Второй мировой войной. Для США это было важно, поскольку как самой развитой экономической державе мира им требовался торгово-финансовый партнер. Средства были вложены немалые: в течение четырех лет американцы выделяли около 2% своего ВВП.
События развивались стремительно. В 1948 г. при активной роли СССР в странах Восточной Европы устанавливаются просоветские режимы. В том же году Советский Союз организует блокаду Западного Берлина, находившегося на территории подконтрольной СССР Восточной Германии.
Все эти события привели в конечном счете к реакции Западной Европы, которая выразилась в заключение Брюссельского договора 1948 г. между Великобританией, Францией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом. Договор носил оборонительный характер и в качестве противников рассматривал СССР и его союзников. В 1954 г. договор был переименован в Западноевропейский союз (ЗЕС).
Однако практически сразу все участники Брюссельского договора почувствовали, что в случае непредвиденных обстоятельств их сил для самообороны будет недостаточно. Поэтому последовало обращение к США с просьбой присоединиться к европейским странам.
Реакция тогдашнего американского президента Гарри Трумэна была неоднозначной. С одной стороны, европейцы были экономическими и политическими союзниками, необходимыми американцам, чтобы процветать в послевоенном мире. Но, с другой стороны, предстояло опять "ввязываться" в европейские дела, чего в США не любили и старались в тот период истории избегать. Кроме того, традицией Америки было не заключать военные союзы в мирное время. Наконец, над Трумэном довлел авторитет Ф. Рузвельта, который умел находить общий язык со Сталиным, и действующему президенту США не хотелось выглядеть хуже и предпринимать действия, которые в СССР могли бы быть расценены как враждебные. Тем не менее, в 1949 г. Североатлантический договор в Вашингтоне все-таки был заключен.
Главной целью Вашингтонского договора предполагалась коллективная оборона как принцип защиты от внешнего противника. Суть статьи состоит в том, что нападение на одного члена альянса считается нападением на весь альянс. До настоящего времени эта ключевая статья Вашингтонского договора не была в полной мере задействована ни разу (частично во время террористической атаки на США 11 сентября 2001 г.). Дополнительно Договор предполагает отсутствие геополитических и этнических конфликтов между его участниками. Это явилось одной из важных причин урегулирования конфликта между Грецией и Турцией (по поводу раздела Кипра), между рядом стран Восточной Европы.
Создание ОВД. В качестве ответной меры действиям США и их союзников по созданию региональных блоков, а также в качестве реакции на вступление Западной Германии в НАТО (о чем речь пойдет ниже) СССР инициировал подписание Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между социалистическими государствами.
14 мая 1955 г. в Варшаве был подписан такой договор, положивший начало Организации Варшавского договора {ОВД). В ОВД вошли Советский Союз, Польша, ГДР, Чехословакия, Венгрия, Румыния, Болгария и Албания.
Блок носил исключительно оборонительный характер и не был направлен против какой-либо конкретной страны. Главной задачей ОВД была охрана завоеваний социализма и мирного труда народов стран-участниц.
5. Первые конфликты и кризисы «холодной войны». Первые международные кризисы. В 1948 г. США приняли решение закрепить раздел Германии, создав отдельное западногерманское государство. Сталин добивался выполнения решений Ялтинской конференции о единой демократической Германии, рассчитывая сделать ее нейтральным буфером между Западом и Востоком. Теперь Советскому Союзу пришлось взять курс на укрепление своих позиций в Восточной Германии. Советские войска перекрыли пути сообщения, связывающие Берлин с западной оккупационной зоной. Запад создал «воздушный мост», по которому почти год снабжалась западная часть Берлина (зона, выделенная для оккупационных войск союзников).
Берлинский кризис поставил мир на грань войны, привел к окончательному разделу Германии. 20 сентября 1949 г. западная оккупационная зона Германии была объявлена Федеративной Республикой Германии (ФРГ). 7 октября 1949 г. была образована просоветская Германская Демократическая Республика (ГДР).
Еще раньше, в апреле 1949 Г., был подписан Североатлантический договор (НАТО), оформивший военно-политический союз западных стран под главенством США. В него вошли 11 государств: США, Англия, Франция, Италия, Бельгия, Дания, Норвегия, Нидерланды, Люксембург, Португалия, Исландия и Канада.
Корейская война. После разгрома Японии ее бывшая колония Корея была разделена по 38-й параллели на советскую и американскую зоны оккупации. После вывода войск и северное правительство коммуниста Ким Ир Сена, и проамериканское южное правительство диктатора Ли Сын Мина хотели распространить свою власть на всю Корею. 25 июня 1950 г. войска Северной Кореи (КНДР) начали успешно продвигаться на юг. В сентябре 1950 г. войска 15 стран во главе с США под флагом ООН высадили десант в тылу армии КНДР. В ходе ожесточенных боев силы ООН дошли почти до корейско-китайской границы. Спасая КНДР, на ее стороне выступили «добровольцы» из Китая, успешно действовала советская авиация (советские истребители уничтожили 1097 самолетов противника, американцы уничтожили 335 советских самолетов).
Американские военные собирались начать войну с Китаем, сбросить на него атомные бомбы, но не решились это сделать. В 1951 г. линия фронта установилась в районе той же 38-й параллели. В 1953 г. было подписано перемирие. Корейская война дала толчок новому этапу гонки вооружений.
6. СССР в 1953 – 1964 гг. Внутренняя политика Н. С. Хрущева. Перемены после смерти Сталина и XX съезд КПСС. Сталин скончался 5 марта 1953 г. Ближайшие соратники вождя провозгласили курс на установление коллективного руководства, однако на деле между ними развернулась борьба за лидерство.
Однако летом 1953 г. другие члены высшего партийного руководства при поддержке военных организовали заговор и свергли Берию. Он был расстрелян. Борьба на этом не закончилась. Постепенно от власти были отстранены Маленков, Каганович и Молотов, с поста министра обороны был снят Г. к. Жуков. Почти все это делалось по инициативе Н. С. Хрущева, который с 1958 г. начал совмещать партийные и государственные посты.
В феврале 1956 г. состоялся ХХ съезд КПСС, в повестке дня которого были анализ международного и внутреннего положения, подведение итогов пятой пятилетки. На съезде был поднят вопрос о разоблачении культа личности Сталина. С докладом «О культе личности и его последствиях» выступил Н.С.Хрущев.
Реформы в области экономики. Развитие народного хозяйства. Реформы, проводившиеся в 50-х - начале 60-х п. ХХ в., носили противоречивый характер. В свое время Сталин наметил экономические рубежи, на которые страна должна была выйти в ближайшее время. При Хрущеве СССР вышел на эти рубежи, но в изменившихся условиях их достижение дало не столь значительный эффект.
Укрепление народного хозяйства СССР началось с перемен в аграрном секторе. Было решено установить приемлемые цены на сельхозпродукцию, изменить налоговую политику, чтобы колхозники были материально заинтересованы в сбыте Продукции. В перспективе было намечено увеличение денежных доходов колхозов пенсионного обеспечения, смягчение паспортного режима.
В 1954 г. по инициативе Хрущева началось освоение целинных земель. Позже приступ или к переустройству хозяйственного уклада колхозников. Хрущев предложил строить для сельских жителей здания Городского типа и проводить другие меры по благоустройству их быта. Послабление в паспортном режиме открыло шлюзы для миграции сельского населения в город. Принимались различные программы Повышения эффективности сельского хозяйства, причем Хрущев нередко видел панацею в выращивании какой либо одной культуры. Наибольшую известность получила его попытка превратить в «царицу полей» кукурузу.
В 50-е гг. хх в. характеризуются большими успехами в промышленности. Особенно выросла продукция тяжелой промышленности Большое внимание уделялось тем отраслям, которые обеспечивали развитие техники. Первостепенное значение имела программа сплошной электрификации страны. В эксплуатацию вводились новые ГЭС и ГРЭс.
Был выдвинут тезис о полном и окончательном построении социализма в СССР, а в начале 60-х гг. XX в. взят курс на строительство коммунизма, т. е. общества где каждый человек сможет удовлетворить все свои потребности' Согласно принятой в 1962 г. ХХП съездом КПСС новой программе партии предполагалось завершить строительство коммунизма к 1980 г. Однако начавшиеся в это же время серьезные трудности в экономике наглядно продемонстрировали гражданам СССР утопичность и авантюризм идей Хрущева.
Трудности в развитии промышленности во многом были связаны с непродуманными реорганизациями последних лет правления Хрущева. Так, была ликвидирована большая часть центральных промышленных министерств, а руководство экономикой перешло в руки совнархозов, созданных в отдельных регионах страны. Это нововведение привело к разрыву связей между регионами тормозило внедрение новых технологий.
Социальная сфера. Был введен закон о государственных пенсиях. В средних и высших учебных заведениях отменили плату за обучение. Рабочих тяжелой промышленности перевели на сокращенный рабочий день, не уменьшая зарплату. Население получало различные денежные пособия. Выросли материальные доходы трудящихся.
Одновременно с повышением зарплаты было проведено снижение цен на товары массового потребления: отдельные виды ткани, одежды, товары для детей, часы, лекарства и т. п.
Было также создано много общественных фондов, которые выплачивали различные льготные пособия. За счет этих фондов многие смогли обучаться в школе или вузе.
Рабочий день сокращался до 6 - 7 часов, а в предпраздничные и праздничные дни рабочий день длился еще меньше. Рабочая неделя стала короче на 2 часа. С 1 октября 1962 г. были отменены все налоги с зарплаты рабочих и служащих. С конца 50-х гг. ХХ в. началась продажа товаров длительного пользования в кредит.
Несомненные успехи в социальной сфере в начале 60-х п. ХХ в. сопровождались негативными явлениями, особенно болезненными для населения: с прилавков магазинов исчезали продукты первой необходимости, вплоть до хлеба. Произошло несколько выступлений трудящихся, самым известным из которых стала демонстрация в Новочеркасске, при подавлении которой войска применили оружие, что привело ко многим жертвам.
7. Внешняя политика СССР в 1953 – 1964 гг. Внешняя политика СССР во время правления Н.С. Хрущёва во многом определялась, во-первых, холодной войной, во-вторых, личностью первого секретаря ЦК КПСС, который был очень вспыльчивым и горячим человеком. На отношения Советского Союза и стран Восточной Европы, а также Китая очень сильно повлияли внутренние события в СССР, в частности XX съезд КПСС и доклад Хрущёва о разоблачении И.В. Сталина. Это не понравилось многим социалистическим странам, что привело к некоторым конфликтам во взаимоотношениях СССР и этих стран. Ещё одним аспектом внешней политики Советского Союза была его помощь странам третьего мира. Обо всём этом подробнее вы узнаете из данного урока. На этом уроке не рассматривается западная внешняя политика СССР.
Методы холодной войны.
· Смена политических режимов в Восточной Европе
· Борьба за влияние на страны третьего мира
· Борьба за влияние на страны, освободившиеся от колониального гнёта
Достаточно большую роль во внешнеполитической ситуации СССР сыграло то, какие события происходили в стране в период с 1953 по 1964 гг. (XX съезд КПСС, десталинизация, реабилитация политических заключённых и т. д.). Это во многом повлияло на взаимоотношения Советского Союза с другими странами.
Первым секретарём ЦК КПСС в данный период являлся Н.С. Хрущёв. При нём большую часть времени министром иностранных дел был А.А. Громыко – прекрасный дипломат, умевший отлично договариваться.
Во-первых, Венгрия пыталась выйти из ОВД. Венгерское правительство заявило о выходе из Организации Варшавского Договора после начала вероломного советского наступления на Будапешт, но уже через несколько дней – после взятия Будапешта – все эти решения были аннулированы. То есть Венгрия вышла из ОВД, но ее сразу же вернули обратно.
ИНДУСТРИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.
Р еализация хозяйственной реформы развернулась в 1966 г. в 700 производственных коллективах. К концу восьмой пятилетки (1966-1970) процесс перехода промышленности на систему хозрасчета был завершен. В результате слияния мелких предприятий с крупными создавались производственные объединения (ПО). Вошедшие их состав предприятия были связаны производственной кооперацией по переработке сырья и выпуску готовой продукции. В крупнейшее объединение "АвтоЗИЛ" вошли Московский автомобильный завод им. И. А. Лихачева и несколько заводов-филиалов в других городах. Подразделения некоторых производственных объединений размещались в разных экономических районах и союзных республиках.
Результаты восьмой пятилетки впечатляли: валовой общественный продукт вырос на 13%, промышленная продукция на 50%. Быстрыми темпами развивались машиностроение, радиоэлектроника, химическая, нефтехимическая и другие отрасли. Было возведено 1900 промышленных предприятий. Завершилось сооружение первой очереди Волжского автомобильного завода в Тольятти. В строй вступили Западно-Сибирский металлургический комбинат, тепловые электростанции в Криворожье и Конакове, Братская ГЭС. Завершалась прокладка газопровода Средняя Азия - Центр протяженностью 2750 км. Общая длина построенных нефте- и газопроводов превысила 35 тыс. км.
Причиной краха реформы 1965 г. стала несовместимость материального стимулирования, самостоятельности предприятий, т.е. рыночных методов с плановым регулированием. "Косыгинская реформа" привела к появлению нового для советской экономики типа предприятия, имеющего собственный корпоративный экономический интерес. Труд его работников в новых условиях хозяйствования непосредственно с обществом связан не был.
На рубеже 1970-х начале 1980-х гг. вновь проявляются серьезные диспропорции в структуре промышленности страны. В годы девятой пятилетки (1971-1975) приоритет получают отрасли тяжелой индустрии, прежде всего оборонная. Производство военной техники на машиностроительных предприятиях составило 60% всей продукции.
В годы десятой пятилетки (1976-1980 гг.) была сделана попытка перевести промышленность на путь интенсивного развития. Но намеченные планы по внедрению новой техники и росту производительности труда выполнить не удалось.
Проблемы советской экономики удавалось скрывать благодаря росту мировых цен на нефть и газ. В стране шло освоение новых месторождений природных ресурсов, формировался единый Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). СССР постоянно наращивал продажу природных ресурсов за рубеж: доля поставок нефти за рубеж в 1960-е гг. достигала 11 %, в начале 1980-х гг. – уже 38 % от всего экспорта. Торговля нефтью и другими ресурсами приносила колоссальные прибыли – в 1970-е- начале 1980-х гг. было получено около 180 млрд инвалютных руб.
ТЕНДЕНЦИИ АГРАРНОГО РАЗВИТИЯ. Трудности в развитии сельского хозяйства преодолеть в ходе реформы середины 1960-х гг. не удалось. Росло число убыточных предприятий, несмотря на увеличение размеров капиталовложений и поставок техники селу. Как и прежде, имели место нарушения в политике планирования заготовок, вводились дополнительные задания по закупке сельскохозяйственной продукции. \
В конце 1960 - х- 1970-е гг. стали создаваться интегрированные хозяйства: агропромышленные объединения, комбинаты, агрофирмы. В их состав входили колхозы и совхозы, предприятия по переработке сельхозсырья, организации транспорта и торговли. В середине 1980-х гг. в агросфере действовали 4,8 тыс. межхозяйственных предприятий. За рамками агропромышленной интеграции остались тысячи неперспективных деревень, которые в 1970-е гг. массово ликвидировали.
Растущая миграция молодежи из деревень центральной России вынудила в 1974 г. ЦК КПСС и союзное правительство принять постановление "О мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства Нечерноземной зоны РСФСР". Программа подъема Нечерноземья была рассчитана на пятнадцать лет (до 1990 г.). Предполагалось увеличить капиталовложения в социально-экономическое развитие 29 областей и республик России. Средства стали выделять, но проблема осталась нерешенной.
Для подъема аграрного производства периодически повышались заготовительные цены на зерновые культуры, картофель, молоко и другие виды продукции. Для управления агросферой были созданы в 1982 г. Государственный агропромышленный комитет, а на местах - районные агропромышленные объединения.
Управленческие преобразования не улучшили положения дел в земледелии и животноводстве. Объем валовой продукции сельского хозяйства сокращался: если в 1971-1975 гг. он составлял 13% совокупного общественного продукты, то в 1981-1985 гг. только 6%.
В 1982 г. была принята Продовольственная программа, которая предполагала решить продовольственный вопрос в СССР, преодолеть товарный дефицит к 1990 г.
В начале 1980-х гг. ухудшение условий народнохозяйственного развития было связано с ухудшением демографической ситуации (уменьшением рождаемости); сокращением притока трудовых ресурсов; увеличением расходов на оборону; повышением себестоимости топливно-энергетического сырья вследствие развития Востока страны; падением цен на нефть на мировом рынке.
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА. В 1970-х - начале 1980-х гг. резко сократились капиталовложения в социальную сферу, что отразилось особенно тяжело отразилось на условиях жизни сельских жителей. Хуже, чем горожане они были обеспечены медицинскими и детскими дошкольными учреждениями, предприятиями бытового обслуживания и общественного питания. Продолжался отток селян в города. За период между Всесоюзными переписями населения 1959 и 1979 гг. численность горожан увеличилась со 100 млн чел. до 163,3 млн чел.
Миграция направлялась в большие города, что привело к возрастанию с 3 до 23 количества городов-миллионеров. Процесс урбанизации перешел на новую ступень, когда вокруг города-миллионера выстраивались городские агломерации. Помимо Московской агломерации, в 1960– 1980-е гг. формируются Ленинградская, Горьковская, Свердловская, Новосибирская.
Сокращение доли крестьянства с 20,5 % в начале 1970-х гг. до 12 % в середине 1980-х гг., переход от аграрной к городской цивилизации вел к разрушению прежних культурных и нравственных ориентиров. Этот сложный процесс сопровождался девальвацией официальной идеологии, ростом бездуховности. Среди антисоциальных форм поведения наиболее распространенной стал алкоголизм. Несмотря на постоянные компании по борьбе с пьянством, употребление алкоголя в стране поднялось по сравнению с 1960 г. в 2 раза.
Рост национального дохода позволил увеличить среднюю заработную плату рабочих и служащих с 97 руб. в 1965 г. до 190 руб. в 1985 г., колхозников - с 51 руб. в 1965 г. до 153 руб. в 1985 г. Росли пенсии, выплаты женщинам-матерям, размеры льгот и скидок различным категориям населения. Реальные доходы населения за 1970-е гг. увеличились на 46 %.
При относительной стабильности цен повышение доходов вело к изменению структуры потребительского спроса населения ("потребительской революции"). Увеличились продажи цветных телевизоров, магнитофонов, холодильников, пылесосов, мотоциклов, легковых автомобилей. Однако советская промышленность не могла удовлетворить возросший спрос населения. Необходимые товары приходилось "доставать из-под полы", "по знакомству".
В социальной сфере наметились негативные явления, связанные с появлением нового социального слоя - "номенклатуры". Руководители высшего и среднего уровня имели особые блага, заключавшиеся в снабжении продовольственными и промышленными товарами, обслуживании в специальных поликлиниках, больницах, санаториях.
Начиная с 2006 года осуществлялись приоритетные национальные проекты: «Здоровье», «Образование», «Жилье», «Развитие АПК».
· Основными целями проекта «Здоровье» были провозглашены укрепление здоровья граждан и повышение доступности и качества медицинской помощи. В рамках проекта медицинские работники проходили профессиональную подготовку и переподготовку, им выплачивали дополнительное финансовое вознаграждение, в регионы поставлялось диагностическое оборудование, были проведены массовые кампании по диспансеризации и вакцинации населения. Однако принятые меры оказались недостаточными: по мнению аналитиков, радикального изменения с состоянии здоровья населения и сфере здравоохранения не произошло.
· В рамках проекта «Образование» велась работа по следующим направлениям: стимулирование инноваций в сфере образования, подключение школ к интернету, поддержка талантливой молодежи, финансовое поощрение учителей. В России были созданы два первых федеральных университета — Южный (в Ростове-на-Дону) и Сибирский (в Красноярске).
· Национальный проект «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» был направлен на улучшение жилищных условий населения и увеличение жилищного фонда. К 2010 году доля семей, способных приобрести жилье, увеличилась с 9 % до 20 % (планировалось, что этот показатель достигнет 30 %). Показатели по объемам ввода нового жилья и ипотечного жилищного кредитования также оказались ниже, чем предполагала программа проекта. Уровень износа жилищного фонда остался прежним.
· Национальный проект по развитию сельского хозяйства был направлен на стимулирование развития малых форм агробизнеса с целью создания современного конкурентоспособного сельхозпроизводства. Основные направления в рамках проекта: развитие сельской кредитной кооперации, развитие лизинга, развитие животноводства и земледелия. В 2008 году этот проект преобразован в Государственную программу развития сельского хозяйства.
Демографическая политика. 10 мая 2006 года В.В. Путин в президентском послании Федеральному собранию обозначил демографический кризис как самую острую проблему современной России. 9 октября 2007 года была принята Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. Начиная с 2009 года в отдельные месяцы был зафиксирован небольшой естественный прирост населения, а главным демографическим итогом 2013 года стал естественный прирост населения в стране в целом (впервые за последние два десятилетия).
Национальная политика. Многонациональный состав населения России диктует необходимость продуманной национальной политики, направленной на урегулирование межэтнических отношений: национальное строительство, борьбу с крайними проявлениями национализма, разрешение межэтнических конфликтов мирным путем, развитие культурной самобытности народов при сохранении целостности государства. Национальная политика в Российской Федерации определяется Конституцией РФ, а также Концепцией государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации в 1996 году.
Год последствие санкций.
После присоединения Крыма к России в марте 2014 года администрация Обамы ответила тем, что стало главным инструментом внешней политики наших дней – целевыми санкциями. Соединённый Штаты заморозили счета и запретили въезд в страну более сотне лиц, которые, по мнению Вашингтона, наиболее тесно связаны с Владимиром Путиным. Евросоюз добавил ещё сотню человек в свой список. Более 572 миллионов долларов было заморожено на зарубежных счетах банка «Россия».
Затем в июле 2014 года, когда в небе над восточной Украиной был сбит малайзийский лайнер, Запад всем скопом обвинил в этом ополченцев Донбасса и Россию. Вашингтон ввёл более жёсткие санкции, затрагивающие ключевые отрасли Российской экономики, включая оборонную промышленность, банковский сектор и госкорпорации. С целью побольнее ударить Кремль были введены меры, препятствующие финансированию и передаче технологий нефтегазовым компаниям России, которые приносят в казну более половины дохода.
После присоединения Крыма к России в марте 2014 года администрация Обамы ответила тем, что стало главным инструментом внешней политики наших дней – целевыми санкциями. Соединённый Штаты заморозили счета и запретили въезд в страну более сотне лиц, которые, по мнению Вашингтона, наиболее тесно связаны с Владимиром Путиным. Евросоюз добавил ещё сотню человек в свой список. Более 572 миллионов долларов было заморожено на зарубежных счетах банка «Россия».
Затем в июле 2014 года, когда в небе над восточной Украиной был сбит малайзийский лайнер, Запад всем скопом обвинил в этом ополченцев Донбасса и Россию. Вашингтон ввёл более жёсткие санкции, затрагивающие ключевые отрасли Российской экономики, включая оборонную промышленность, банковский сектор и госкорпорации. С целью побольнее ударить Кремль были введены меры, препятствующие финансированию и передаче технологий нефтегазовым компаниям России, которые приносят в казну более половины дохода.
Санкционный пшик. Многим западным политикам показалось, что санкции произвели нужный эффект, когда они увидели резкий обвал курса рубля и 16% инфляцию на потребительские товары в 2015 году. Но на деле же это было просто совпадение. Падение мировых цен на нефть ухудшило положение в российской экономике, но не вызвало её краха. Санкции тут вообще ни при чём. Правительство России и Центробанк предприняли те же меры, что и в 2008 году, когда цена на нефть тоже падала из-за мирового финансового кризиса.
В итоге российскому правительству удалось пережить кризис за счёт экстренной помощи банкам, введению плавающего курса рубля и целенаправленного сокращения расходов федерального бюджета. Международный валютный фонд, отметивший трёхпроцентное сокращение российского ВВП в прошлом году, прогнозирует его рост на 1.5% в 2016 году даже в случае продолжения падения нефтяных котировок.
Неожиданные последствия. Но самое главное, ради чего и задумывались санкции, не достигнуто. Россия нисколько не изменила своего отношения к Украине и не собирается возвращать Крым. И нет никаких признаков, что это случится в будущем. В то же время санкции принесли США экономические потери и нанесли ущерб геополитическим интересам Америки. Если западные лидеры хотят что-то противопоставить России, то следует отказаться от бесполезных санкций и сосредоточить свои усилия в другом направлении. Например, нужно на деле оказывать масштабную экономическую помощь Украине и позаботиться об энергетической независимости Европы от России.
Такого провала следовало ожидать. Всестороннее исследование последствий разных санкций против разных стран, которые когда-либо вводились, показало, что в 66% они не достигали желаемого результата, а в 79% они не предотвратили военные действия. Вместо этого экономические санкции били по доходам простых граждан, которые начинали считать своим врагом не своё правительство, а правительства тех стран, которые вводили эти санкции.
Впрочем, правительство России не хотело просто терпеть санкции, поэтому ответило встречными ограничениями. В ответ на персональные ограничения против российских политиков и бизнесменов Россия составила аналогичный «бан-лист». Когда же были введены санкции против отдельных отраслей экономики, Россия ответила продовольственным эмбарго, которое больно ударило по европейским фермерам.
Самым же неожиданным результатом санкций стал разворот России в сторону Китая, с которым был заключён тридцатилетний газовый контракт на сумму 400 млрд. долларов. В октябре 2015 года Китай и Россия договорились о взаиморасчётах по некоторым сделкам в рублях и юанях, что сделало эти страны менее зависимыми от американской финансовой системы и её регуляторов.
Даже в Европе России удалось найти лазейки для обхода санкций. Чтобы получить доступ к арктической нефти, компания «Роснефть» приобрела 30% проектных скважин в северной Атлантике у норвежской компании «Статойл».
Заманчиво думать, что санкции всё же заработают через несколько лет, но это только попытка выдать желаемое за действительное. Как показывают академические исследования, длительные санкции дают мало шансов на политические изменения. Достаточно вспомнить Кубу. В случае же с Россией неизбежный рост цен на нефть в ближайшие годы сведёт все возможные последствия санкций к нулю или почти к нулю.
Общая характеристика и периодизация новейшей истории.
Новейшее время истории – это условный термин для определения временного промежутка, начиная в 1917 года и по сегодняшний день. Данный термин появился в обиходе благодаря немецкому ученому Гегелю, который использовал его в своих трудах для обозначения исторического отрезка без указания временных границ.
Первый период новейшего времени (1917-1939 гг.). Промежуток времени между Первой и Второй мировыми войнами часто называют Межвоенным периодом или Интербеллумом.
К важнейшим событиям данного периода относят:
· Революции в России, Египте, Турции и многих европейских государствах.
· Западные демократии в 20-30-е гг.
· Образование СССР и установление социалистического строя в нем.
· Великая депрессия в США – финансовый спад, который длился 11 лет, начиная с 1929 года. Он стал частью глобального мирового кризиса, наложившего отпечаток на другие страны.
· Формирование фашистских режимов в таких странах как Италия, Германия, Испания, Португалия.
Второй этап. Вторая мировая война и Великая отечественная война (1939-1945 гг.). Вторая мировая война вошла в историю как самый крупный и разрушительный военный конфликт. Масштабы военных сражений и количество жертв потрясает – в войне было задействовано около 80% населения планеты.
1 сентября 1939 года немецкие войска оккупировали территорию Польши, и весь мир погрузился в войну, которой суждено было закончиться лишь спустя 6 лет. Итогом самой кровопролитной войны за всю историю человечества стало от 50 до 70 миллионов погибших людей.
Третий этап. Послевоенное время Холодная война (1945-1991 гг.). После Второй мировой войны весь мир претерпел серьезные экономические и социальные изменения.
К наиболее важным событиям этого исторического отрезка относят:
· Разделение мирового сообщества на два противоборствующих лагеря. Главными противниками оказались две сверхдержавы того времени – США и СССР, а также их союзники. Крупный идеологически конфликт вылился в так называемую Холодную войну.
· Формирование международных организаций ООН и НАТО.
· Стремительный рост уровня жизни в Японии, Европе и Северной Америке.
· Покорение человеком открытого космоса в 1961 году.
· Карибский кризис, который едва не повлек за собой начало Третьей мировой войны.
· Распад Советского Союза в 1991 году.
Период Новейшей истории с 1991 года по настоящее. С распадом СССР подошла к своему логическому завершению Холодная война. Но перед миром встала другая, более серьезная проблема – международный терроризм, унесший жизни множества людей.
Начало мирового экономического кризиса, начавшегося в 2008 году в США, серьезно подорвало финансовые системы большинства крупнейших держав.
С изобретением Интернета весь мир погрузился в новую реальность – виртуальную. Стремительное распространение электронной паутины стало предпосылкой для бурного развития интернет-технологий.
Среди глобальных проблем 21 века по-прежнему остается проблема окружающей среды. Бездумное потребление природных ресурсов, высокие темпы загрязнения природы стали причиной того, что в настоящее время мир оказался на пороге глобальной экологической катастрофы.
2. Потсдамская конференция: вопросы и решения. Потсдамская конференция 1945 года. Проходившая в период с 17 июля по 2 августа 1945 года в городе Потсдаме, конференция мировых лидеров стала последней встречей держав участниц антигитлеровской коалиции. Делегацию от СССР представлял Сталин. От США присутствовал Трумэн. Сразу 2 премьер министра приехали от Великобритании — Черчилль и Эттли. Перед участниками встречи стояли задачи разработки программы относительно будущего Германии, а также урегулирование отношений со странами, воевавшими на её стороне.
Ход подготовки. Встреча представителей трёх держав прошла под названием «Терминал». Она состоялась во дворце Цецилиенхофе, расположенном в городе Потсдаме. Это было здание, состоящее из множества помещений и конференц-зала. Заранее сюда был доставлен из СССР круглый стол. Рядом разбили сад с декоративными деревьями для отдыха делегаций. Черчилль имел желание провести встречу раньше. Он бы неуверен относительно благополучности выборов в Великобритании. Однако Трумэн ждал результатов испытания ядерной бомбы, чтобы иметь преимущество в ходе дебатов и не шёл на встречу в этом вопросе.
Окончательно дата была назначена на 15 июля. Черчилль, предполагая, что он может проиграть на выборах и взял с собой Эттли, который позже возглавил делегацию.
Переговоры. В состав советского представительства кроме Сталина ещё входил Молотов, Громыко и Гусев. От США присутствовали Трумэн, Бирнс и Гарриман. От Великобритании — Черчилль, Иден и Керр, а в последствие их заменили Эттли и Бевин.
Встреча проходила в напряжённой обстановке. Единым фронтом против СССР выступили 2 другие державы. Сказались удачные результаты ядерных испытаний проведённых США.
Председателем собрания был избран Трумэн. Было проведено 13 заседаний, в которых успел принять участие Черчилль. Затем прошли ещё 4 после того как делегацию Великобритании возглавил Эттли. Однако эта замена не сказалась на британской позиции.
Принятые решения:
· Основной задачей Потсдамской конференции было переустройство Европы и формирование новых отношений с государствами, поддержавших Германию.
· По инициативе США был сформирован СМИД – международный орган. В него вошли представители стран тройки лидеров и ещё Франции и Китая.
· Первый вопрос, который перед ними стоял – это составление договоров на мирной основе со странами бывшими союзниками Германии.
Принятые решения по Германии:
· Демилитаризация, демократизация, денацификация. Подлежало ликвидации всё производство, где изготавливалась военная техника. По плану страна становилась на рельсы сельскохозяйственного развития. Органы, пропагандирующие нацистскую деятельность, подлежали уничтожению.
· Контрольный механизм. Территория Германии разбивалась на оккупационные округа подконтрольные СССР, США, Великобритании и Франции. Общие вопросы должны были решаться на совместном Контрольном совете. При этом некоторые отрасли, такие как транспорт или рыбная ловля, оставались в ведении страны.
· Репарации. Германия должна была частично покрыть военные расходы союзникам. Этот вопрос вызвал острые дебаты. Наконец соглашение было достигнуто. Каждая страна черпала ресурсы из своей оккупационной зоны. С учётом наибольших потерь со стороны Советского Союза было решено, что из западной зоны будет поступать в СССР оборудование. 10% перейдёт бесплатно, а за 15 % Советское государство расплатится углем и продуктами из своей зоны.
· Раздел флота. Весь флот Германии был в ведении Великобритании. Теперь предполагалось его долевое распределение между странами участниками коалиции. Однако этот вопрос был временно отложен. По инициативе Черчилля все подлодки, кроме последних разработок, подлежали уничтожению.
· Присоединение к СССР Кёнигсберга. Возражений со стороны стран участниц конференции относительно присоединения Кёнигсберга к СССР не последовало. Сделано это было в целях обеспечения безопасности Советского государства.
· Военные преступники. Было решено опубликовать список всех военных преступников, чтобы они предстали перед Международным военным трибуналам.
Принятые решения о Польше:
· Образование польского временного правительства. В стране было создано Временное правительство. Предыдущее подлежало роспуску.
· Формирование западной границы. Советская сторона поддержала в Потсдаме решение о переустройстве западных границ Польши. Великобритания и США тоже одобрили это, но только после согласия СССР принять в ООН страны, воюющие на стороне Германии.
Решение вопросов освобождённых народов:
· Австрия. Страна была разделена на 4 оккупационные зоны, которые распредели между собой государства победители. Так же на 4 части разделилась и Вена.
· Сирии и Ливан. На этой территории находились войска Франции и Великобритании. Они её покинули только после рассмотрения этого вопроса Советом ООН.
· Югославия, Триест и Истрия, Греция. Вопросы по этим державам вызвали много противоречивых споров и ни к чему не привели. В итоге от их обсуждения решено было отказать.
Водные сообщения. Со стороны США было внесены предложения по урегулированию вопросов водных сообщений. Состояли они в следующем:
· Свободное перемещение по всем направлениям водных путей. СССР выступил против такого проекта. Причина: вмешательство в дела освободившихся стран.
· Свобода движения судов через проливы Чёрного моря. СССР посчитал, что этот вопрос должен решаться только между Советским Союзом и Турцией.
В итоге обе проблемы не были решены. По поводу черноморских проливов предполагалось, что каждое из 3 государств будет вести отдельно переговоры с Турцией.
Декларация о Японии:
· Трумэну и Черчилю необходимо было получить информацию о согласии Сталина начать проведение военных действий с Японией. Это подтверждение было получено.
· С другой стороны Черчилль и Трумэн стремились склонить Японию к капитуляции. Для этого США, Великобританией и Китаем была составлена 26 июля 1946 года Потсдамская декларация. В ней прописывались все условия безоговорочной капитуляции Японии.
· Чтобы приблизить мир СССР тоже подписал этот документ.
Итоги и значение. Потсдамская конференция наглядно показала, что несмотря на разные политические взгляды решение важнейших вопросов мирового переустройства возможно на основе переговоров. Постановления, вынесенные конференцией, были поддержаны странами мира. После её завершения полностью устранилась угроза восстановления германского милитаризма.
3. Образование ООН, ее цели и принципы. ООН была создана на завершающем этапе Второй мировой войны на конференции в Сан-Франциско. Она открыл ась 25 апреля 1945 г. Приглашения были отправлены 42 государствам от имени четырех великих держав - СССР, США, Англии и Китая. Советской делегации удалось организовать приглашение на конференцию для представителей Украины и Белоруссии. Всего в конференции участвовало 50 стран. 26 июня 1945 г. принятием Устава ООН конференция закончила работу.
Устав ООН обязывал членов организации разрешать споры между собой только мирными средствами, воздерживаться в международных отношениях от применения силы или угроз применения силы. Устав провозглашал равноправие всех людей, уважение прав человека и основных свобод, а также необходимость соблюдения всех международных договоров и обязательств. В качестве главной задачи перед ООН ставилось содействие обеспечению всеобщего мира и международной безопасности.
Устанавливалось, что ежегодно должна проводиться сессия Генеральной Ассамблеи ООН с участием делегатов всех стран членов ООН. Важнейшие решения Генеральной Ассамблеи должны приниматься большинством в 2/3 голосов, менее важные простым большинством.
В Организации Объединенных Наций имеется шесть главных органов. Пять из них – Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке и Секретариат – расположены в центральных учреждениях ООН в Нью-Йорке. Шестой орган – Международный суд – находится в Гааге (Нидерланды).
В вопросах поддержания всеобщего мира главная роль отводилась Совету Безопасности ООН, состоящему из 14 членов. Пять из них считались постоянными членами (СССР, США, Англия, Франция, Китай), остальные подлежали переизбранию через каждые два года. Важнейшим условием явился установленный принцип единогласия постоянных членов Совета Безопасности. Для принятия какого-либо решения требовалось их согласие.
Наряду с решением мировых политических проблем большое место в деятельности ООН занимают экономические аспекты, что выражается в расширении ее экономических функций. Все новые сферы мирового хозяйства, международных экономических отношений становятся предметом ее изучения, анализа, поиска путей и средств их решения, выработки соответствующих рекомендаций. Значение экономической деятельности ООН возрастает с усложнением процессов, происходящих во всемирных экономических отношениях и международном разделении труда, усугублением возникающих в мировой экономике проблем, дальнейшим расширением международного экономического сотрудничества.
Одна из центральных задач ООН заключается в содействии обеспечению более высоких стандартов жизни, полной занятости и условий для социально-экономического прогресса и развития. С выполнением этой задачи связано 70% деятельности системы Организации Объединенных Наций. В основе этой деятельности лежит вера в то, что искоренение нищеты и повсеместное повышение уровня благосостояния людей представляют собой необходимые шаги на пути к созданию условий для обеспечения прочного мира во всем мире.
ООН играет решающую роль в выработке международного консенсуса в отношении действий в интересах развития. Начиная с 1960 г. Генеральная Ассамблея содействует определению приоритетов и постановке задач в рамках серии десятилетних международных стратегий развития
4. Формирование биполярного мира. История создания НАТО и ОВД. В 1947 г. отношения между СССР и США продолжали ухудшаться. Европа тогда лежала в развалинах. В условиях страданий людей росли влияние идей коммунизма, престиж СССР. ДЛЯ подрыва этих нaстроений США приняли программу помощи Европе - план Маршалла (по имени госсекретаря США ДЖ. Маршалла. Условием помощи стало ее использование под контролем США. Это условие было неприемлемо для СССР. Под его давлением Венгрия, Румыния, Албания, Болгария, Югославия, Польша, Чехословакия и Финляндия отказались от участия в плане Маршалла.
В ответ на план Маршалла и с целью укрепления советского влияния в мире осенью 1947 г. создается Информационное бюро коммунистических партий (Коминформ) - подобие распущенного в 1943 г. Коминтерна. При активном вмешательстве советских военных и дипломатов промосковские правительства из коммунистов пришли в 1947 -1948 гг. к власти в Польше, Румынии, Венгрии и Чехословакии. В 1949 г. победой коммунистов завершилась гражданская война в Китае. Еще раньше коммунисты пришли к власти в Северном Вьетнаме и Северной Корее.
В 1949 г. для координации вопросов развития создается Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). Одновременно в этих странах, которые называли странами «народной демократии», проводились репрессии против политических сил, включая руководителей компартий, заподозренных в попытках вывести свои государства из-под контроля СССР. В результате все страны «народной демократии» оказались в зависимости от Советского Союза. Лишь правителю Югославии И. Тито удалось отстоять свое право на самостоятельную политику, что стало причиной разрыва отношений СССР с Югославией в 1948 г.
Создание НАТО. Предпосылки создания НАТО в 1949 г. можно охарактеризовать следующим образом. Первое, на что следует обратить внимание, это особенности военно-политического положения СССР в Европе после Второй мировой войны. Советская армия была самой сильной по сравнению с армиями других европейских государств, а американцы по окончании войны фактически ушли из Европы. Геополитические позиции СССР окрепли еще накануне Великой Отечественной войны за счет территориальных приращений в Прибалтике, на Западной Украине и в Белоруссии. Советский Союз имел серьезное влияние па коммунистические партии стран Восточной Европы.
Все эти обстоятельства стали причиной стратегической речи У. Черчилля в американском городе Фултоне в 1946 г., в которой говорилось об опасности, которая грозит западной демократии — недавнему союзнику СССР во Второй мировой войне — со стороны Советского Союза. Это выступление известного британского политика вошло в историю как "фултонская речь" Черчилля, которая, по мнению историков, положила начало холодной войне.
Следующим важным шагом на пути военно-политического альянса Европы и Соединенных Штатов стал план Маршалла, инициированный в 1947 г. США, смысл которого состоял в том, чтобы "накачать" Европу финансовыми средствами для восстановления хозяйства, разрушенного Второй мировой войной. Для США это было важно, поскольку как самой развитой экономической державе мира им требовался торгово-финансовый партнер. Средства были вложены немалые: в течение четырех лет американцы выделяли около 2% своего ВВП.
События развивались стремительно. В 1948 г. при активной роли СССР в странах Восточной Европы устанавливаются просоветские режимы. В том же году Советский Союз организует блокаду Западного Берлина, находившегося на территории подконтрольной СССР Восточной Германии.
Все эти события привели в конечном счете к реакции Западной Европы, которая выразилась в заключение Брюссельского договора 1948 г. между Великобританией, Францией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом. Договор носил оборонительный характер и в качестве противников рассматривал СССР и его союзников. В 1954 г. договор был переименован в Западноевропейский союз (ЗЕС).
Однако практически сразу все участники Брюссельского договора почувствовали, что в случае непредвиденных обстоятельств их сил для самообороны будет недостаточно. Поэтому последовало обращение к США с просьбой присоединиться к европейским странам.
Реакция тогдашнего американского президента Гарри Трумэна была неоднозначной. С одной стороны, европейцы были экономическими и политическими союзниками, необходимыми американцам, чтобы процветать в послевоенном мире. Но, с другой стороны, предстояло опять "ввязываться" в европейские дела, чего в США не любили и старались в тот период истории избегать. Кроме того, традицией Америки было не заключать военные союзы в мирное время. Наконец, над Трумэном довлел авторитет Ф. Рузвельта, который умел находить общий язык со Сталиным, и действующему президенту США не хотелось выглядеть хуже и предпринимать действия, которые в СССР могли бы быть расценены как враждебные. Тем не менее, в 1949 г. Североатлантический договор в Вашингтоне все-таки был заключен.
Главной целью Вашингтонского договора предполагалась коллективная оборона как принцип защиты от внешнего противника. Суть статьи состоит в том, что нападение на одного члена альянса считается нападением на весь альянс. До настоящего времени эта ключевая статья Вашингтонского договора не была в полной мере задействована ни разу (частично во время террористической атаки на США 11 сентября 2001 г.). Дополнительно Договор предполагает отсутствие геополитических и этнических конфликтов между его участниками. Это явилось одной из важных причин урегулирования конфликта между Грецией и Турцией (по поводу раздела Кипра), между рядом стран Восточной Европы.
Создание ОВД. В качестве ответной меры действиям США и их союзников по созданию региональных блоков, а также в качестве реакции на вступление Западной Германии в НАТО (о чем речь пойдет ниже) СССР инициировал подписание Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между социалистическими государствами.
14 мая 1955 г. в Варшаве был подписан такой договор, положивший начало Организации Варшавского договора {ОВД). В ОВД вошли Советский Союз, Польша, ГДР, Чехословакия, Венгрия, Румыния, Болгария и Албания.
Блок носил исключительно оборонительный характер и не был направлен против какой-либо конкретной страны. Главной задачей ОВД была охрана завоеваний социализма и мирного труда народов стран-участниц.
5. Первые конфликты и кризисы «холодной войны». Первые международные кризисы. В 1948 г. США приняли решение закрепить раздел Германии, создав отдельное западногерманское государство. Сталин добивался выполнения решений Ялтинской конференции о единой демократической Германии, рассчитывая сделать ее нейтральным буфером между Западом и Востоком. Теперь Советскому Союзу пришлось взять курс на укрепление своих позиций в Восточной Германии. Советские войска перекрыли пути сообщения, связывающие Берлин с западной оккупационной зоной. Запад создал «воздушный мост», по которому почти год снабжалась западная часть Берлина (зона, выделенная для оккупационных войск союзников).
Берлинский кризис поставил мир на грань войны, привел к окончательному разделу Германии. 20 сентября 1949 г. западная оккупационная зона Германии была объявлена Федеративной Республикой Германии (ФРГ). 7 октября 1949 г. была образована просоветская Германская Демократическая Республика (ГДР).
Еще раньше, в апреле 1949 Г., был подписан Североатлантический договор (НАТО), оформивший военно-политический союз западных стран под главенством США. В него вошли 11 государств: США, Англия, Франция, Италия, Бельгия, Дания, Норвегия, Нидерланды, Люксембург, Португалия, Исландия и Канада.
Корейская война. После разгрома Японии ее бывшая колония Корея была разделена по 38-й параллели на советскую и американскую зоны оккупации. После вывода войск и северное правительство коммуниста Ким Ир Сена, и проамериканское южное правительство диктатора Ли Сын Мина хотели распространить свою власть на всю Корею. 25 июня 1950 г. войска Северной Кореи (КНДР) начали успешно продвигаться на юг. В сентябре 1950 г. войска 15 стран во главе с США под флагом ООН высадили десант в тылу армии КНДР. В ходе ожесточенных боев силы ООН дошли почти до корейско-китайской границы. Спасая КНДР, на ее стороне выступили «добровольцы» из Китая, успешно действовала советская авиация (советские истребители уничтожили 1097 самолетов противника, американцы уничтожили 335 советских самолетов).
Американские военные собирались начать войну с Китаем, сбросить на него атомные бомбы, но не решились это сделать. В 1951 г. линия фронта установилась в районе той же 38-й параллели. В 1953 г. было подписано перемирие. Корейская война дала толчок новому этапу гонки вооружений.
6. СССР в 1953 – 1964 гг. Внутренняя политика Н. С. Хрущева. Перемены после смерти Сталина и XX съезд КПСС. Сталин скончался 5 марта 1953 г. Ближайшие соратники вождя провозгласили курс на установление коллективного руководства, однако на деле между ними развернулась борьба за лидерство.
Однако летом 1953 г. другие члены высшего партийного руководства при поддержке военных организовали заговор и свергли Берию. Он был расстрелян. Борьба на этом не закончилась. Постепенно от власти были отстранены Маленков, Каганович и Молотов, с поста министра обороны был снят Г. к. Жуков. Почти все это делалось по инициативе Н. С. Хрущева, который с 1958 г. начал совмещать партийные и государственные посты.
В феврале 1956 г. состоялся ХХ съезд КПСС, в повестке дня которого были анализ международного и внутреннего положения, подведение итогов пятой пятилетки. На съезде был поднят вопрос о разоблачении культа личности Сталина. С докладом «О культе личности и его последствиях» выступил Н.С.Хрущев.
Реформы в области экономики. Развитие народного хозяйства. Реформы, проводившиеся в 50-х - начале 60-х п. ХХ в., носили противоречивый характер. В свое время Сталин наметил экономические рубежи, на которые страна должна была выйти в ближайшее время. При Хрущеве СССР вышел на эти рубежи, но в изменившихся условиях их достижение дало не столь значительный эффект.
Укрепление народного хозяйства СССР началось с перемен в аграрном секторе. Было решено установить приемлемые цены на сельхозпродукцию, изменить налоговую политику, чтобы колхозники были материально заинтересованы в сбыте Продукции. В перспективе было намечено увеличение денежных доходов колхозов пенсионного обеспечения, смягчение паспортного режима.
В 1954 г. по инициативе Хрущева началось освоение целинных земель. Позже приступ или к переустройству хозяйственного уклада колхозников. Хрущев предложил строить для сельских жителей здания Городского типа и проводить другие меры по благоустройству их быта. Послабление в паспортном режиме открыло шлюзы для миграции сельского населения в город. Принимались различные программы Повышения эффективности сельского хозяйства, причем Хрущев нередко видел панацею в выращивании какой либо одной культуры. Наибольшую известность получила его попытка превратить в «царицу полей» кукурузу.
В 50-е гг. хх в. характеризуются большими успехами в промышленности. Особенно выросла продукция тяжелой промышленности Большое внимание уделялось тем отраслям, которые обеспечивали развитие техники. Первостепенное значение имела программа сплошной электрификации страны. В эксплуатацию вводились новые ГЭС и ГРЭс.
Был выдвинут тезис о полном и окончательном построении социализма в СССР, а в начале 60-х гг. XX в. взят курс на строительство коммунизма, т. е. общества где каждый человек сможет удовлетворить все свои потребности' Согласно принятой в 1962 г. ХХП съездом КПСС новой программе партии предполагалось завершить строительство коммунизма к 1980 г. Однако начавшиеся в это же время серьезные трудности в экономике наглядно продемонстрировали гражданам СССР утопичность и авантюризм идей Хрущева.
Трудности в развитии промышленности во многом были связаны с непродуманными реорганизациями последних лет правления Хрущева. Так, была ликвидирована большая часть центральных промышленных министерств, а руководство экономикой перешло в руки совнархозов, созданных в отдельных регионах страны. Это нововведение привело к разрыву связей между регионами тормозило внедрение новых технологий.
Социальная сфера. Был введен закон о государственных пенсиях. В средних и высших учебных заведениях отменили плату за обучение. Рабочих тяжелой промышленности перевели на сокращенный рабочий день, не уменьшая зарплату. Население получало различные денежные пособия. Выросли материальные доходы трудящихся.
Одновременно с повышением зарплаты было проведено снижение цен на товары массового потребления: отдельные виды ткани, одежды, товары для детей, часы, лекарства и т. п.
Было также создано много общественных фондов, которые выплачивали различные льготные пособия. За счет этих фондов многие смогли обучаться в школе или вузе.
Рабочий день сокращался до 6 - 7 часов, а в предпраздничные и праздничные дни рабочий день длился еще меньше. Рабочая неделя стала короче на 2 часа. С 1 октября 1962 г. были отменены все налоги с зарплаты рабочих и служащих. С конца 50-х гг. ХХ в. началась продажа товаров длительного пользования в кредит.
Несомненные успехи в социальной сфере в начале 60-х п. ХХ в. сопровождались негативными явлениями, особенно болезненными для населения: с прилавков магазинов исчезали продукты первой необходимости, вплоть до хлеба. Произошло несколько выступлений трудящихся, самым известным из которых стала демонстрация в Новочеркасске, при подавлении которой войска применили оружие, что привело ко многим жертвам.
7. Внешняя политика СССР в 1953 – 1964 гг. Внешняя политика СССР во время правления Н.С. Хрущёва во многом определялась, во-первых, холодной войной, во-вторых, личностью первого секретаря ЦК КПСС, который был очень вспыльчивым и горячим человеком. На отношения Советского Союза и стран Восточной Европы, а также Китая очень сильно повлияли внутренние события в СССР, в частности XX съезд КПСС и доклад Хрущёва о разоблачении И.В. Сталина. Это не понравилось многим социалистическим странам, что привело к некоторым конфликтам во взаимоотношениях СССР и этих стран. Ещё одним аспектом внешней политики Советского Союза была его помощь странам третьего мира. Обо всём этом подробнее вы узнаете из данного урока. На этом уроке не рассматривается западная внешняя политика СССР.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 610.