ОСНОВНЫЕ ЛИНИИ ШКОЛЬНОГО КУРСА МАТЕМАТИКИ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В ДЕЙСТВУЮЩИХ УЧЕБНИКАХ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Задание 11.1–11.27. Логико-дидактический анализ учебно-методического комплекта (УМК) по математике для школьников

Примерное содержание. Выберите для анализа один из предложенных УМК, выпущенных издательством «Просвещение»:

(1) Учебно-методический комплект для начальной школы «Перспектива» (серия «Академический школьный учебник»).

(2) Учебно-методический комплект для начальной школы «Школа России».

(3) Учебно-методический комплект «Успешный старт» (Математика 5-11).

(4) Учебно-методический комплект «Математика 5-6»  Г.В. Дорофеева.

(5) Учебно-методический комплект «Математика 5-6»   С.М. Никольского.

(6) Учебно-методический комплект «Наглядная геометрия 5-6»  Т.Г. Ходот.

(7) Учебно-методический комплект: «Занятия с репетитором» В.М. Ткачевой (Математика 5-6).

(8) Учебно-методический комплект «Математика 5-6»    Л.Н. Шеврина.

(9) Учебно-методический комплект «Математика 5-6»     Э.Г. Гельфмана.

(10) Учебно-методический комплект «Алгебра 7-9» Ш.А. Алимова.

(11) Учебно-методический комплект «Алгебра 7-9» Ю.Н. Макарычева.

(12) Учебно-методический комплект «Алгебра 7-9» М.И. Башмакова.

(13) Учебно-методический комплект «Алгебра 7-9»  Г.В. Дорофеева.

(14) Учебно-методический комплект «Алгебра 8-9»  Н.Я. Виленкина.

(15) Учебно-методический комплект «Геометрия 7-9» А.Л. Вернера.

(16) Учебно-методический комплект «Геометрия 7-9» А.В. Погорелова.

(17) Учебно-методический комплект «Геометрия 7-9» Л.С. Атанасяна.


(18) Учебно-методический комплект «Геометрия 8-9» А.Д. Александрова.

(19) Учебно-методический комплект «Математика 10-11» А.Л. Вернера.

(20) Учебно-методический комплект «Математика 10-11» М.И. Башмакова (Гуманитарный профиль обучения).

(21) Учебно-методический комплект «Алгебра и начала анализа 10-11» С.М. Никольского.

(22) Учебно-методический комплект «Алгебра и начала анализа 10-11»  Ю.М. Колягина.

(23) Учебно-методический комплект «Алгебра и начала анализа 10-11»  А.Н. Колмогорова.

(24) Учебно-методический комплект «Алгебра и начала анализа 10-11» Ш.А. Алимова.

(25) Учебно-методический комплект «Геометрия 10-11 (базовый уровень)» А.Д. Александрова.

(26) Учебно-методический комплект «Геометрия 10-11 (профильный уровень)» А.Д. Александрова.

(27) Учебно-методический комплект «Геометрия 10-11» Л.С. Атанасяна.

Опишите структурные компоненты УМК по математике. Проведите детальный логико-дидактический анализ учебника – основного компонента УМК по математике. Охарактеризуйте роль других структурных компонентов выбранного для анализа УМК по математике в раскрытии содержания учебной дисциплины, в формировании математических понятий, выявлении свойств математических объектов и установлении взаимосвязей между математическими объектами. Проанализируйте несколько уроков математики в контексте использования данного УМК в учебном процессе (уроки – с сайта ИД «1 сентября»). Разработайте свой урок, задействовав как можно больше компонентов УМК. Подготовьте к этому уроку необходимые ЭОР.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДАЛЬНЕЙШИХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

1. Разработка технологии обучения математике с использованием выбранного УМК.

2. Компьютерная поддержка (разработка ЦОР) выбранного УМК.

3. Логико-дидактический анализ (УМК) по математике, выпущенных издательством «Академия».




Раздел 12

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ: ЧАСТНАЯ МЕТОДИКА

Литература к разделу

1. Боженкова, Л.И. Обучение учащихся построению сечений многоранников / Л.И. Боженкова. – М., Калуга: КГПУ, 2005. – 72 с.

2. Генкин, Г.З. Геометрические решения негеометрических задач: кн. для учителя / Г.З. Генкин. – М.: Просвещение, 2007. – 79 с.

3. Далингер, В.А. Методика обучения учащихся доказательству математических предложений: Книга для учителя / В.А. Далингер. – М.: Просвещение, 2006.– 256 с.

4. Епишева, О.Б. Специальная методика обучения арифметике, алгебре и началам анализа в средней школе / О.Б. Епишева. – Тобольск: ТГПИ, 2000. – 126 с.

5. Епишева, О.Б. Специальная методика обучения геометрии в средней школе / О.Б. Епишева. – Тобольск: ТГПИ, 2002. – 138 с.

6. Куликов, Ю.М. Уроки математического творчества / Ю.М. Куликов. – М.: Просвещение, 2005. – 46 с.

7. Методика и технология обучения математике. Курс лекций / Под науч. ред. Н.Л. Стефановой, Н.С. Подходовой. – М.: Дрофа, 2005. – 416 с.

8. Методика и технология обучения математике. Лабораторный практикум / Под науч. ред. В.В. Орлова. – М.: Дрофа, 2007. – 320 с.

9. Методика обучения геометрии / Под ред. В.А. Гусева. – М.: Академия, 2004. – 368 с.

10. Мордкович, А.Г. Беседы с учителями математики / А.Г. Мордкович. – М.: Мир и образование, 2005. – 336 с.

11. Петрова, Е.С. Теория и методика обучения математике: В 3 ч. Ч. 2. Частная методика: Алгебра и математический анализ / Е.С. Петрова. – Саратов: Изд-во Сарат.ун-та, 2005. – 104 с.

12. Петрова, Е.С. Теория и методика обучения математике: В 3 ч. Ч. 3. Частная методика: Геометрия / Е.С. Петрова. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2008. – 88 с.

13. Рыжик, В.И. 30 000 уроков математики. Книга для учителя / В.И. Рыжик. – М.: Просвещение. – 2009. – 288 с.

14. Сборник нормативных документов. Математика. Примеры программы по математике / Под ред. Э.Д Днепрова А.Г. Аркадьева. – М.: Дрофа, 2009, – 128 с.

15. Тестов, В.А. Величины, числа, неравенства: стратегия обучения / В.А. Тестов. – Вологда: ВИРО, 2005. – 132 с.

16. Фефилова, Е.Ф. Лабораторные работы по теории и методике обучения математике / Е.Ф. Фефилова. – Архангельск: Поморский университет, 2005. – 254 с.



Задание 12.1–12.42. Методика изучения отдельных тем школьного курса математики

Примерное содержание. Выберите тему исследования из предложенного ниже перечня.

(1) Учение о числе: натуральные числа

(2) Учение о числе: целые числа

(3) Учение о числе: рациональные числа

(4) Учение о числе: иррациональные числа

(5) Учение о числе: действительные числа

(6) Учение о числе: комплексные числа

(7) Преобразования: алгебраические преобразования

(8) Преобразования: тождественные преобразования

(9) Преобразования: геометрические преобразования

(10) Решение сюжетных задач

(11) Уравнения: алгебраические и дробно-рациональные уравнения

(12) Уравнения: иррациональные уравнения

(13) Уравнения: тригонометрические уравнения

(14) Уравнения: трансцендентные уравнения

(15) Системы уравнений и методы их решения

(16) Неравенства, системы неравенств и методы их решения

(17) Функционально-графическая линия

(18) Последовательности

(19) Дифференциальное и интегральное исчисление

(20) Дифференциальные уравнения

(21) Приближённые вычисления

(22) Основы математической логики и теории множеств

(23) Вероятностно-статистическая линия: элементы комбинаторики

(24) Вероятностно-статистическая линия: основы теории вероятностей

(25) Вероятностно-статистическая линия: элементы математической статистики

(26) Логическое строение курса геометрии: основания геометрии

(27) Изучение простейших геометрических фигур: точки, прямой, плоскости

(28) Многоугольники: треугольники

(29) Многоугольники: четырёхугольники

(30) Многоугольники: правильные многоугольники

(31) Окружность и круг, сфера и шар

(32) Тела вращения

(33) Многогранники: призмы

(34) Многогранники: пирамиды

(35) Многогранники: правильные многогранники

(36) Методы изображения

(37) Аналитические методы в геометрии: векторы

(38) Аналитические методы в геометрии: координатный метод

(39) Измерение углов, длин, площадей и объёмов

(40) Геометрические задачи и основные методы их решения: задачи на доказательство

(41) Геометрические задачи и основные методы их решения: задачи на построение

(42) Геометрические задачи и основные методы их решения: задачи на вычисление

Проанализируйте программы, учебники и учебные пособия для школ (классов) различной профильной специализации по теме. Раскройте содержание пропедевтической подготовки к изучению темы. Опишите методику введения математических понятий темы. Опишите методику обучения учащихся рассуждениям (доказательство теорем, решение задач) на материале темы. Опишите процесс организации изучения темы (тематический план, структуры, планы и планы-конспекты уроков) с подробным описанием всех форм работы. Разработайте дидактические материалы, в том числе и цифровые образовательные ресурсы по теме.

Составьте библиографический список статей из периодических изданий по выбранной тематике.

Представьте наиболее удачную из опубликованных (на сайте ИД          «1 сентября» в рубрике «Фестиваль педагогических идей») статей с подробной рецензией (анализом).

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДАЛЬНЕЙШИХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

1. Теоретико-множественный подход к построению школьного курса математики.

2. Аксиоматический подход к построению школьного курса математики.

3. Построение школьного курса математики на основе принципа фузионизма.

4. Эвристический подход к построении математических доказательств в рамках логического подхода.



ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Образец оформления титульного листа творческой работы

 

Министерство образования и науки Российской Федерации Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского   Кафедра математики и методики её преподавания   методическая система закрепления знаний учащихся при изучении математики в средней школе дипломная работа (курсовая работа) (контрольная работа) (реферат) студентки 5 курса механико-математического факультета Андреяновой Елены Александровны     Научный руководитель кандидат пед. наук, доцент ________________________ Т.А. Капитонова     Зав. кафедрой кандидат пед.наук, доцент ________________________ И.К. Кондаурова   Саратов – 2010  

Приложение 2

Образец оформления содержания творческой работы

 

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

1 Психолого-педагогические аспекты закрепления в структуре

обучения математике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

1.1 Закрепление как необходимый этап современного урока . . . . . . . 6

1.2 Психологические основы усвоения и закрепления

математических знаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

1.3 Развитие познавательной самостоятельности учащихся

в процессе закрепления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

2 Методические аспекты закрепления математических знаний

и умений учащихся . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21

2.1 Виды, методы и формы закрепления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21

2.1.1 Многообразие классификаций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21

2.1.2 Первичное, вторичное и систематизирующее закрепления .22

2.1.3 Воспроизводящее, тренировочное и творческое

закрепление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23

2.1.4 Методы закрепления учебного материала . . . . . . . . . . . . . . . 24

2.1.5 Организация закрепления учебного материала в условиях

фронтальной, коллективной, групповой и индивидуальной

форм учебной деятельности учащихся на уроке . . . . . . . . . . . . . . 37

2.2 Общие и специфические особенности закрепления отдельных

элементов теоретических знаний по математике . . . . . . . . . . . . . . . 41

2.3 Нестандартные виды закрепления математических знаний . . . . 51

2.4 Основные средства закрепления знаний учащихся

при изучении математики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54

3 Система учебных заданий по теме «Векторы», обеспечивающая

дифференцированное закрепление знаний учащихся . . . . . . . . . . . . . . . 56

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58

Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60

Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64

Приложение А. Урок первичного закрепления теоремы Пифагора . . . . 64

Приложение Б. Урок систематизирующего закрепления

теоремы Пифагора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69

Приложение В. Карточки с пропусками для закрепления

определения понятия «модуль» и теоремы синусов . . . . . . . . . . . . . . . . 79

Приложение Г. Система учебных заданий по теме «Векторы»,

обеспечивающая дифференцированное закрепление знаний учащихся .  83

 



СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение. 3

 

Раздел 1. История и современное состояние школьного  математического образования в россии и за рубежом 8

 

Раздел 2. Психолого-педагогические основы обучения математике. 24

 

Раздел 3. Теория и методика обучения математике: общая методика. 36

3.1 Математические понятия, предложения, упражнения,   теоремы, задачи, алгоритмы, правила, технологические схемы обучения элементам математического содержания. 36

3.2 Урок математики. 44

3.3  Средства обучения математике. 56

 

Раздел 4. Инновационные технологии в обучении математике. 64

 

Раздел 5. Современные средства оценивания результатов обучения. 81

 

Раздел 6. Дополнительное математическое образование школьников. 88

 

Раздел 7. Математическое развитие дошкольников и младших школьников 112

 

Раздел 8. Методика обучения математике детей с особыми образовательными потребностями 121

 

Раздел 9. Методика и технология профильного обучения математике. 134

 

Раздел 10. Элементарная математика. 146

 

Раздел 11. Основные линии школьного курса математики и их реализация в действующих учебниках 152

 

Раздел 12. Теория и методика обучения математике:                        частная методика 154

 

Приложения……………………………………………..……………………..157

 

 

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 294.