ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Задание 2.1. Формирование математической культуры школьников

Примерное содержание. Проблемное поле исследования математической культуры школьника. Этапы становления и сущностная характеристика математической культуры. Критерии, показатели и уровни развития математической культуры школьников. Закономерности развития математической культуры. Условия и технологии, обеспечивающие эффективное развитие математической культуры в образовательном пространстве.

Литература

1. Болтянский, В.Г. Математическая культура и эстетика / В.Г. Болтянский // Математика в школе. – 1982. – № 2. – С. 40–43.

2. Гусев, В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике / В.А. Гусев. – М.: «Вербум-М», «Академия», 2003. – 432 с.

3. Захарова, Т.Г. Формирование математической культуры в условиях профессиональной подготовки студентов вуза: Дисс…канд. пед. наук: 13.00.08  /  Т.Г. Захарова. – Саратов, 2005. – 173 с.

4. Крутецкий, В.А. Психология математических способностей школьников / В.А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 1968. – 432 с.

5. Мациевский, С.В. Математическая культура / С.В. Мациевский. – Калининград: Изд-во КГУ, 2002. – 72 с.

6. Монахов, В.М. Проектирование программ развития учащихся / В.М. Монахов.  – М.– Новокузнецк, 1997.

7. Немов, Р.С. Психология: В 3 кн. / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2002. – Кн. 2: Психология образования. – 608 с.

8. Осинская, В.Н. Формирование умственной культуры учащихся в процессе обучения математике / В.Н. Осинская.  – Киев: Радянська школа, 1989. – 192 с.

9. Психология математических способностей школьников / под ред. Н.И. Чуприковой. – М.: Изд-во ИПС; Воронеж, 1998. – 416 с.

10. Розанова, С.А. Математическая культура студентов технических университетов / С.А. Розанова. – М.: Физматлит, 2003. – 176 с.

11. Фосс, А. Сущность математики / А. Фосс. – М.: Либроком, 2009. – 120 с.

12. Хоруженко, К.М. Культурология: структурно-логические схемы / К.М. Хоруженко. – М.: Изд-во Владос-Пресс, 2003. – 336 с.

13. Хэндли, Б. Считайте в уме как компьютер / Б. Хэндли; пер. с англ. Е.А. Самсонов. – Мн.: Попурри, 2006. – 352 с.

14.  Якиманская, И.С. Психологические основы математического образования / И.С. Якиманская. – М.: Академия, 2004. – 320 с.

Задание 2.2. Формирование математического мышления школьников

Примерное содержание. Общая характеристика мышления. Математическое мышление учащихся. Формы мышления в процессе обучения математике. Основные принципы построения теорий развивающего обучения. Средства и условия развития мышления. Технологический подход к проблеме развития мышления учащихся при обучении математике.

Литература

1. Атаханов, Р. Математическое мышление и методики определения уровней его развития / Под ред. В.В. Давыдова. – М. – Рига, 2000. – 208 с.

2. Боно, Э. Учите вашего ребенка мыслить / Э. Боно. – Мн.: Попурри, 1998. – 336 с.

3. Вейль, Г. Математическое мышление / Г. Вейль. – М.: Наука, 1989. – 400 с.

4. Виноградова, Л.В. Развитие мышления учащихся при обучении математике / Л.В. Виноградова. – Петрозаводск: Карелия, 1989. – 163 с.

5. Гибш, И.А. Развитие логического мышления в процессе преподавания математики в средней школе / И.А. Гобш, А.Д. Семушин, А.И. Фетисов – М. Учпедгиз 1950. – 132 с.

6. Голиков, А.И. Теоретические подходы к феномену «математическое мышление» / А.И. Голиков // Педагогика. – 2007. – № 7. – С.22-32.

7. Гусев, В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике / В.А. Гусев. – М.: «Вербум-М», «Академия», 2003. – 432 с.

8. Зак, А.З. Как определить уровень развития мышления школьника / А.З. Зак. – М.: Знание, 1982. – 96 с.

9. Калмыкова, З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / З.И. Калмыкова. – М.: Педагогика, 1981. – 200 с.

10.  Каплунович, И.Я. Пять подструктур математического мышления: как их выявить и использовать в преподавании / И.Я. Каплунович, Т.А. Петухова // Математика в школе. – 1998. – № 5. – С.45-48.

11. Соколов, В.Л. Развивая математическое мышление / В.Л. Соколов. – М.: Матема, 2004. – 72 с.

12.  Формирование приемов математического мышления / под ред. Н.Ф. Талызиной. – М.: Наука, 1995. – 145 с.

13.  Цукарь, А.Я. Развитие пространственного воображения: адания для учащихся / А.Я. Цукарь. – СПб.: Союз, 2000. – 252 с.,

14. Шмидт, В.Р. Говорим на языке математики: Тренинги математического мышления для учеников 6–9 классов / В.Р. Шмидт. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 96 с.

15. Якиманская, И.С. Психологические основы математического образования / И.С. Якиманская. – М.: Академия, 2004. – 320 с.

 



Задание 2.3. Формирование и развитие математических способностей школьников

Примерное содержание. Понятие о математических способностях. Состав и структура математических способностей. Условия развития математических способностей учащихся. Технологический подход к проблеме развития математических способностей школьников.

Литература

1. Адамар, Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики / Ж. Адамар. – М.: Советское радио, 1970.  – 152 с.

2. Венгер, Л.А. Педагогика способностей / Л.А. Венгер. – М.: Знание, 1973. – 96 с.

3. Гингулис, Э.Ж. Развитие математических способностей учащихся / Э.Ж. Гингулис // Математика в школе. – 1990. – № 1. – С.14-17.

4. Голубева, Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность / Э.А. Голубева. – Дубна: «Феникс+», 2005. – 512 с.

5. Гусев, В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике / В.А. Гусев. – М.: «Вербум-М», «Академия», 2003. – 432 с.

6. Дубровина, И.В. Индивидуальные различия в способности к общению у детей младшего школьного возраста / И.В. Дубровина // Вопросы психологии. – 1966. – № 5. – С.19-23.

7. Карецкая, А.М. Методические рекомендации по обучению гимназистов началам научного исследования / А.М. Карецкая, А.Н. Баранова. – М.: АПКиПРО, 2001. – 31 с.

8. Кертанова, В.В. Развитие математических способностей студентов в контексте их будущей профессиональной деятельности: Дисс…канд. пед. Наук: 13.00.08. – Саратов, 2007. – 191 с.

9. Крутецкий, В.А. Психология математических способностей школьников / В.А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 1968. – 431 с.

10. Липатникова, И.Г. Практикум по теории и методике обучения математике / И.Г. Липатникова. – Екатеринбург: УрГНУ, 2009. – 174 с.

11.  Менчинская, Н.А. Психология обучения арифметике / Н.А. Менчинская. – М.: Учпедгиз, 1955. – 432 с.

12.  Мерлин, В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности / В.С. Мерлин. – М.: Педагогика, 1986. – 255 с.

13.  Монахов, В.М. Проектирование программ развития учащихся / В.М. Монахов. – М.– Новокузнецк, 1997.

14.  Насыбуллина, А.К. Методика выявления параметров математических способностей учащихся при обучении математике: автореф. дисс…. канд.пед.наук: 13.00.02. – М., 1993. – 24 с.

15.  Немов, Р.С. Психология: В 3 кн. / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2002. – Кн. 2: Психология образования. – 608 с.

16.  Якиманская, И.С. Психологические основы математического образования / И.С. Якиманская. – М.: Академия, 2004. – 320 с.

Задание 2.4. Формирование мотивации учения математике в школе

Примерное содержание. Формирование мотивации учения как психолого-педагогическая проблема. Структура мотивационной сферы учебной деятельности. Мотивационная направленность и анализ компонентов методической системы обучения математике. Мотивационные особенности различных вариантов построения школьных математических курсов. Роль практики в формировании предметной мотивации. Методическое обеспечение работы по овладению школьниками содержательным смыслом математического текста. Формирование потребности в математических доказательствах. Актуализация и формирование поисковой мотивации при работе с математической задачей. Пути и средства становления эстетической мотивации школьников в процессе обучения математике.

Литература

1. Возняк, Г.М. Прикладные задачи в мотивации обучения / Г.М. Возняк // Математика в школе. – 1990. – №2. – С. 9-11.

2. Гусев, В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике / В.А. Гусев. – М.: «Вербум-М», «Академия», 2003. – 432 с.

3. Дробышева, И.В. Мотивация: дифференцированный подход / И.В. Дробышева // Математика в школе. – 2001. – № 4. – С.46-47.

4. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с.

5. Маркова, А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / А.К. Маркова, А.Б. Орлов, Л.М. Фридман. – М. Педагогика, 1983. – 64 с.

6. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. – М.: Просвещение, 1990. – 192 с.

7. Методика и технология обучения математике. Курс лекций / под науч. ред. Н.Л. Стефановой, Н.С. Подходовой. – М.: Дрофа, 2005. – 416 с.

8. Монахов, В.М. Проектирование программ развития учащихся / В.М. Монахов. – М.– Новокузнецк, 1997.

9. Немов, Р.С. Психология: В 3 кн. / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2002. – Кн. 2: Психология образования. – 608 с.

10. Родионов, М.А. Мотивация учения математике и пути ее формирования / М.А. Родионов. – Саранск: Изд-во МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 2001. – 252 с.

11. Терновая, Н.А. Развитие мотивации и познавательного интереса старшеклассников в процессе решения межпредметных задач (на материале предметов естественно-математического цикла) Автореф. дис... канд. пед. Наук: 13.00.01. – Саратов, 2000. – 195 с.

12. Якиманская, И.С. Психологические основы математического образования / И.С. Якиманская. – М.: Академия, 2004. – 320 с.

Задание 2.5. Формирование и развитие учебно-познавательной компетентности школьников, изучающих математику

Примерное содержание. Компетентностный подход в общем образовании. Специфика учебно-познавательной деятельности как разновидности учения школьников. Понятие учебно-познавательной компетентности. Общеучебные умения как деятельностный компонент содержания учебно-познавательной компетентности школьников. Технологии и учебно-методическое обеспечение формирования и развития учебно-познавательной компетентности школьников, изучающих математику.

Учебно-методический комплекс элективного курса, направленного на формирование учебно-познавательной компетентности школьников, изучающих математику.

Организация и осуществление проектной и исследовательской деятельности учащихся, способствующей развитию учебно-познавательной компетентности.

Литература

1. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. – 2003. – № 10. – С. 8-14.

2. Воровщиков, С.Г. Развитие учебно-познавательной компетентности старшеклассников: управленческий аспект: Монография / С.Г. Воровщиков. – М.: АПК и ППРО, 2006. – 232 с.

3. Воровщиков, С.Г. Учебно-познавательная компетентность старшеклассников: состав, структура, деятельностный компонент: Монография / С.Г. Воровщиков. – М.: АПК и ППРО, 2006. – 160 с.

4. Голуб, Г.Б. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся / Г.Б. Голуб, О.В. Чуракова.– Самара, 2003. – 148 с.

5. Карецкая, А.М. Методические рекомендации по обучению гимназистов началам научного исследования / А.М. Карецкая, А.Н. Баранова. – М.: АПКиПРО, 2001. – 31 с.

6. Кулько, В.А. Формирование у учащихся умений учиться / В.А. Кулько, Т.Д. Цехмистрова. – М.: Просвещение, 1983. – 80 с.

7. Лизинский, В.М. Приемы и формы в учебной деятельности / В.М. Лизинский. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. – 160 с.

8. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении / Н.Ю. Пахомова. – М.: АРКТИ, 2005. – 112 с.

9. Перминова, Л.М. Формирование общих учебных умений и навыков у учащихся как условие повышения качества общего образования / Л.М. Перминова. – СПб: СПбАППО, 2006. – 64 с.

10. Усова, А.В. Формирование у учащихся общих учебно-познавательных умений в процессе изучения предметов естественного цикла / А.В. Усова. – Челябинск: ЧГПУ, 1997. – 34 с.

Задание 2.6. Формирование и развитие приемов учебной деятельности в процессе обучения математике

Примерное содержание. Понятие форм деятельности учащихся на уроке. Различные способы их классификации. Методические требования к обучению приемам учебной деятельности. Основные этапы процесса форми­рования приемов учебной деятельности учащихся, изучающих математику. Методический анализ книги Епишевой О.Б. и Крупича В.И. «Учить школьников учиться математи­ке: Формирование приемов учебной деятельности» на примере конкретной темы школьного курса математики.

Литература

1. Боно, Э. Учите вашего ребенка мыслить / Э. Боно. – Мн.: Попурри, 1998. – 336 с.

2. Гусев, В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике / В.А. Гусев. – М.: «Вербум-М», «Академия», 2003. – 432 с.

3. Епишева, О.Б. Общая методика преподавания математики в школе / О.Б. Епишева. – Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 1997.

4. Епишева, О.Б. Учить школьников учиться математике:
Формирование приемов учебной деятельности. Кн. для учителя / О.Б. Епишева, В.И. Крупич. – М. Просвещение, 1990. – 128 с.

5. Карецкая, А.М. Методические рекомендации по обучению гимназистов началам научного исследования / А.М. Карецкая, А.Н. Баранова. – М.: АПКиПРО, 2001. – 31 с.

6. Кулько, В.А. Формирование у учащихся умений учиться / В.А. Кулько, Т.Д. Цехмистрова. – М.: Просвещение, 1983. – 80 с.

7. Лизинский, В.М. Приемы и формы в учебной деятельности / В.М. Лизинский. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. – 160 с.

8. Немов, Р.С. Психология: В 3 кн. / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2002. – Кн. 2: Психология образования. – 608 с.

9. Осинская, В.Н. Формирование умственной культуры учащихся в процессе обучения математике / В.Н. Осинская. – Киев: Радянська школа, 1989. – 196 с.

10. Перминова, Л.М. Формирование общих учебных умений и навыков у учащихся как условие повышения качества общего образования / Л.М. Перминова. – СПб: СПбАППО, 2006. – 64 с.

11. Усова, А.В. Формирование у учащихся общих учебно-познавательных умений в процессе изучения предметов естественного цикла / А.В. Усова. – Челябинск: ЧГПУ, 1997. – 34 с.

12. Якиманская, И.С. Психологические основы математического образования / И.С. Якиманская. – М.: Академия, 2004. – 320 с.

 




Задание 2.7. Когнитивные стили как отражение индивидуальных особенностей усвоения учебного материала по математике

Примерное содержание. Индивидуальные особенности учащихся. Типы и взаимосвязи когнитивных стилей. Диагностика когнитивных стилей. Когнитивные стили в процессе обучения математике. Правила обучения: обучение в предпочитаемом стиле; закрепление в наиболее трудном стиле; контроль в предпочитаемом стиле. Особенности обучения математике детей группы риска (учащихся с незападным подходом к приобретению информации (правополушарные, аудиалы, синекторы, контекст-зависимые, усреднители, конкретики); учащихся, чей стиль обучения не соответствует стилю преподавания учителя (ситуация конфликта стилей); учащихся, стиль которых не совпадает с усредненным стилем класса).

Литература

1. Берулава, Г.А. Стиль индивидуальности: теория и практика / Г.А. Берулава. – М.: Педагогическое Общество России, 2001. – 225 с.

2. Голубева, Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность / Э.А. Голубева. – Дубна: «Феникс+», 2005. – 512 с.

3. Овчинников, Б.В. Ваш психологический тип / Б.В. Овчинников, К.В. Павлов, И.М. Владимирова. – СПБ.: «Андреев и сыновья», 1994. – 238 с.

4. Психология индивидуальных различий. Тесты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2002. – 776 с.

5. Холодная, М.А. Когнитивные стили как проявление своеобразия индивидуального интеллекта. – Киев: КГУ, 1990. – 74 с.

6. Холодная, М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума / М.А. Холодная. – СПб.: Питер, 2004 – 384 с.

Задание 2.8. Развитие интеллектуальных умений при обучении математике

Примерное содержание. Методы психологии в обучении математике: анализ и синтез; сравнение; обобщение и специализация; абстрагирование и конкретизация; классификация; систематизация. Интеллектуальные умения. Условия эффективного развития интеллектуальных умений при обучении математике.

Литература

1. Боно, Э. Учите вашего ребенка мыслить / Э. Боно. – Мн.: Попурри, 1998. – 336 с.

2. Осинская, В.Н. Формирование умственной культуры учащихся в процессе обучения математике/ В.Н. Осинская. – Киев: Радянська школа, 1989. – 196 с.

3. Формирование приемов математического мышления / под ред. Н.Ф. Талызиной. – М.: Наука, 1995. – 145 с.

4. Якиманская, И.С. Психологические основы математического образования / И.С. Якиманская. – М.: Академия, 2004. – 320 с.

Задание 2.9. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся при изучении математики в школе

Примерное содержание. Проблема активизации познавательной деятельности в истории педагогической мысли. Специфика познавательной деятельности учащихся, изучающих математику в условиях средней школы. Педагогические условия активизации учебно-познавательной деятельности школьников. Уровни сформированности познавательной активности учащих­ся.

Особенности познава­тельных процессов у учеников младшего, среднего и старшего школьного возраста.

Подготовка учащихся к активному восприятию нового учебного материала. Активизация мыслительной деятельности учащихся в период изучения нового материала. Развитие познавательной активности при закре­плении и повторении. Активизация познавательной деятельности учащихся при решении математических задач.

Развитие познавательной активности учащихся в условиях дополнительного математического образования.

Литература

1. Боно, Э. Учите вашего ребенка мыслить / Э. Боно. – Мн.: Попурри, 1998. – 336 с.

2. Виноградова, Л.В. Методика преподавания математики в средней школе / Л.В. Виноградова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 256 с.

3. Груденов, Я.И. Совершенствование методики работы учителя математики: книга для учителя / Я.И. Груденов. – М.: Просвещение, 1990. – 224 с.

4. Гусев, В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике / В.А. Гусев. – М.: «Вербум-М», «Академия», 2003. – 432 с.

5. Кузнецов, В.И. Принципы активной педагогики: Что и как преподавать в современной школе / В.И. Кузнецов. – М.: Академия, 2001. – 120 с.

6. Лизинский, В.М. Приемы и формы в учебной деятельности / В.М. Лизинский. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. – 160 с.

7. Монахов, В.М. Проектирование программ развития учащихся / В.М. Монахов. – М.– Новокузнецк, 1997.

8. Немов, Р.С. Психология: В 3 кн. / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2002. – Кн. 2: Психология образования. – 608 с.

9. Степанов, В.Д. Активизация внеурочной работы по математике / В.Д. Степанов. – М.: Просвещение, 1991. – 80 с.

10.  Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном
процессе / Г.И. Щукина. – М., 1989. – 192 с.

11.  Якиманская, И.С. Психологические основы математического образования / И.С. Якиманская. – М.: Академия, 2004. – 320 с.

 




Задание 2.10. Формирование и развитие познавательного интереса учащихся к математике

Примерное содержание. Психолого-педагогические основы раз­вития познавательного интереса у учащихся. Историография и совре­менное состояние проблемы. Сущность, структура, поуровневое моделирование познавательного интереса. Его роль в процессе обучения математике. Анализ содержания школьного курса математики с точки зрения возможностей повышения у учащихся познавательного интереса к предмету. Организация учебной и внеучебной деятельности учащихся, способствующей развитию познавательного интереса. Разработка конспектов уроков и внеурочных занятий, предусматривающих использование различных методов совершенствования у школьников познаватель­ного интереса к математике.

Литература

1. Виноградова, Л.В. Методика преподавания математики в средней школе / Л.В. Виноградова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 256 с.

2. Гусев, В.А. Как помочь ученику полюбить математику? / В.А. Гусев. – М: Авангард, 1994. – 168 с.

3. Гусев, В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике / В.А. Гусев. – М.: «Вербум-М», «Академия», 2003. – 432 с.

4. Дейкина, А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения / А.Ю. Дейкина; Бийс. пед. гос. ун-т им. В.М. Шукшина. – Бийск: НИЦ БПГУ, 2002. – 48 с.

5. Кузнецов, Б.Н. Воспитание интереса к изучению математики в школе / Б.Н. Кузнецов. – Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1989. – 132с.

6. Методика и технология обучения математике. Курс лекций / под науч. ред. Н.Л. Стефановой, Н.С. Подходовой. – М.: Дрофа, 2005. – 416 с.

7. Монахов, В.М. Проектирование программ развития учащихся / В.М. Монахов. – М.– Новокузнецк, 1997.

8. Терновая, Н.А. Развитие мотивации и познавательного интереса старшеклассников в процессе решения межпредметных задач (на материале предметов естественно-математического цикла): Дисс…канд. пед. Наук: 13.00.01. – Саратов, 2000. – 195 с.

9. Формирование интереса к учению у школьников / под ред. А.К. Маркова. – М: Просвещение, 1986. – 192с.

10. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся / Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 1995. – 160 с.

11. Якиманская, И.С. Психологические основы математического образования / И.С. Якиманская. – М.: Академия, 2004. – 320 с.

 


Задание 2.11. Формирование и развитие познавательной самостоятельности учащихся при обучении математике

Примерное содержание. Психолого-педагогические основы развития познавательной самостоятельности учащихся. Историография и совре­менное состояние проблемы. Сущность и структура познавательной самостоятельности учащихся и ее роль в процессе обучения математике. Поуровневое моделирование познавательной самостоятельности учащихся.

Особенности развития познавательной самостоятельности учащихся при обучении математике с использованием новых информационных технологий.

Примеры обучающих программ по математике, влияющих на развитие познавательной самостоятельности учащихся. Условия и технологии, обеспечивающие эффективное развитие познавательной самостоятельности при обучении математике.


Литература

1. Гузеев, В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии / В.В. Гузеев. – М.: НИИ школьных технологий, 2004. – 128 с.

2. Карецкая, А.М. Методические рекомендации по обучению гимназистов началам научного исследования / А.М. Карецкая, А.Н. Баранова. – М.: АПКиПРО, 2001. – 31 с.

3. Кондаурова, И.К. Теоретическое и технологическое обеспечение развития познавательной самостоятельности студентов в условиях вуза (на материале физико-математических дисциплин): Дисс…канд. пед. наук: 13.00.01 / И.К. Кондаурова. – Саратов, 2000. – 274 с.

4. Коновалец, Л.С. Познавательная самостоятельность учащихся в усло­виях компьютерного обучения / Л.С. Коновалец // Педагогика. – 1999. – № 2. – С.46-50.

5. Костин, B. C. Обучающая система по геометрии / В.С. Костин // Информатика и образование. – 2008. – № 10. – С. 85-91.

6. Манвелов, С.Г. Задания по математике на развитие самоконтроля учащихся / С.Г. Манвелов. – М.: Просвещение, 2005. – 159 с.

7. Осинская, В.Н. Формирование умственной культуры учащихся в процессе обучения математике / В.Н. Осинская. – Киев: Радянська школа, 1989. – 196 с.

8. Пидкасистый, П.И.  Самостоятельная познавательная деятельность
школьников в обучении / П.И. Пидкасистый. – М.: Педагогика, 1980. – 240 с.

9. Самостоятельная деятельность учащихся при обучении математике (формирование умений самостоятельной работы): Сб. статей / Сост. С.И. Демидова, А.О. Денищева. – М.: Просвещение, 1985. – 192 с.




Задание 2.12. Развитие памяти школьников при изучении математики

Примерное содержание. Взаимосвязь обучения и развития. Общая характеристика памяти. Системы математических упражнений, способствующих развитию различных видов памяти. Методические рекомендации по развитию запоминания и объема памяти на уроках математики и во внеурочной работе.

Литература

1. 126 эффективных упражнений по развитию вашей памяти. – М.: Эйдос, 1994. – 192 с.

2. Гусев, В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике / В.А. Гусев. – М.: «Вербум-М», «Академия», 2003. – 432 с.

3. Епишева, О.Б. Общая методика преподавания математики в школе / О.Б. Епишева. – Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 1997. – 191 с.

4. Лезер, Ф. Тренировка памяти / Ф.Лезер. – М.:Эйдос, 1994. – 166 с.

5. Немов, Р.С. Психология: В 3 кн. / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2002. – Кн. 2: Психология образования. – 608 с.

6. Якиманская, И.С. Психологические основы математического образования / И.С. Якиманская. – М.: Академия, 2004. – 320 с.

 

Задание 2.13. Гендерный подход при обучении математике

Примерное содержание. Природные различия между мальчиками и девочками. Социокультурный характер стереотипов маскулинности и фемининности. Учет половых особенностей и создание оптимальной среды обучения для мальчиков и девочек на разных этапах обучения математике.

Инновации для улучшения качества обучения математике. Инновации в области специального образования.

Литература

1. Введение в гендерные исследования: Учебное пособие / Под. ред. И.В. Костиковой. М.: Изд. МГУ, 2000. – 224 с.

2. Гариен, М. Мальчики и девочки учатся по-разному! / М. Гариен. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 301 с.

3. Еремеева, В.Д. Мальчики и девочки – два разных мира / В.Д. Еремеева, Т.Н. Хризман. – СПб.: Тускарора, 1998. – 184 с.

4. Константинова, О.А. Гендерный подход к обучению школьников: Дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / О.А. Константинова. – Саратов, 2005.– 174 c.

5. Методика и технология обучения математике. Курс лекций / под науч. ред. Н.Л. Стефановой, Н.С. Подходовой. – М.: Дрофа, 2005. – 416 с.

6. Немов, Р.С. Психология: В 3 кн. / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2002. – Кн. 2: Психология образования. – 608 с.

 



Задание 2.14. Специфика восприятия и усвоения алгебраического и геометрического материала в школе

Примерное содержание. Специфика алгебраического и геометрического материала. Влияние особенностей материала на характер мыслительной деятельности. Развитие рефлексивных способностей учащихся.

Особенности развития подростков и специфика обучения алгебре, связанная с ними. Специфика обучения алгебре как предмету. Объективные особенности геометрических представлений. Восприятие и усвоение геометрического материала.

Литература

1. Гусев, В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике / В.А. Гусев. – М.: «Вербум-М», «Академия», 2003. – 432 с.

2. Ливер, Б.Л. Обучение всего класса / Б.Л. Ливер. – М.: Новая школа, 1995. – 96 с.

3. Компанийц, П.А. Особенности преподавания геометрии в связи с арифметикой в I-IV классах / П.А. Компанийц. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. – 128 с.

4. Немов, Р.С. Психология: В 3 кн. / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2002. – Кн. 2: Психология образования. – 608 с.

5. Подходова, Н.С. Волшебная страна фигур: Пособие по развитию пространственного мышления (в пяти путешествиях): в 5-и книгах / Н.С. Подходова, М.В. Горбачева, А.А. Мистонов. – СПб.: Питер, 2000.

6. Пойа, Д. Математическое открытие / Д. Пойа. – М., Наука, 2007. – 213 с.

7. Фридман, Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе / Л.М. Фридман. – М.: Просвещение,1983. – 160с.

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

 

1. Математическое развитие взрослых.

2. Проектирование развивающей образовательной среды школы.

3. Психологический анализ ошибок при решении арифметических задач учащимися 5-6 классов.

4. Психологический анализ ошибок при решении алгебраических задач (на материале задач какой-либо темы курса алгебры).

5. Психологический анализ ошибок при решении геометрических задач на построение.

6. Психологический анализ ошибок при решении геометрических задач на доказательство.

7. Психологический анализ ошибок при решении геометрических задач на вычисление.



Раздел 3

Дата: 2019-12-10, просмотров: 372.