Журнал «Исследовательская работа школьников»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

6. Ивочкина, Т. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся / Т. Ивочкина, И. Ливерц // Народное образова­ние. – 2000. – № 3. – С. 136-138.

7. Карецкая, А.М. Методические рекомендации по обучению гимназистов началам научного исследования / А.М. Карецкая, А.Н. Баранова. – М.: АПКиПРО, 2001. – 31 с.

8. Кикоть, Е.Н. Основы исследовательской деятельности: Учебное пособие для лицеистов / Е.Н. Кикоть. – Калининград, 2002. – 105 с.

9. Коцарь, Ю.А. Актуальные вопросы организации научно-исследовательской работы в профильной школе / Ю.А. Коцарь // Методист. – 2003. – № 3. – C.49-50.

10.  Леонтович, А. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии // Школьные технологии. – 1999. – № 1-2. – С.132-135.

11.  Леонтович, А.В. Исследовательская деятельность учащихся: Сборник статей / А.В. Леонтович. – М.: МГДД(Ю)Т, 2002. –110 с.

12.  Роботова, А.С. Элективный курс в профильной школе как введение в науку: Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2005. – 80 с.

13. Савенков, А.И. Путь в неизведанное: развитие исследовательских способностей школьников / А.И. Савенков. – М.: Генезис, 2005. – 204 с.

14.  Сенько, Ю. В. Формирование научного стиля мышления учащихся в процессе обучения: Учеб. Пособие / Ю.В. Сенько. – М.: МГПИ им. В, И. Ленина, 1985. – 102 с.

15.  Степанова, М.В. Организация учебно-исследовательской деятельности старшеклассников в профильной школе: методические рекомендации к курсу по выбору / Под научн. ред. А. П. Тряпицыной. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. – 96 с.

16.  Степанова, М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении / Под ред А.П. Тряпицинойэ – СПб.: КАРО, 2005. – 96 с.

17. Тлиф, В. А. Программа элективного курса для профильных классов школы «Исследовательская и проектная деятельность школьников» / В.А. Тлиф // Исследовательская работа школьников: научно-методический журнал. – 2006. – N3. – С. 109-116.

18. Ученическое научно-исследовательское общество (УНИО) как эффективная внутришкольная структура дополнительного образования учащихся. Организация и разработка опыта деятельности и условий функционирования. – СПб.: ОИ НМЦ ВРУО, 1998.

19.  Хуторской, А.В. Развитие одаренности школьников: Мето­дика продуктивного обучения / А.В. Хуторской. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 320 с.



Задание 9.2. Профессиональная ориентация учащихся при обучении математике

Примерное содержание. Необходимость совершенствования работы по профессиональной ориентации на уроках математики. Формы про­фориентационной работы на материале курса математики. Элективные ориентационные курсы и другие средства профессиональной ориентации учащихся.

Подборка учебного материала по одному из разделов курса математики, позволяющая проводить работу по профессиональной ориентации на уроках.

Литература

1. Алешина, Т.Н. Урок математики: применение дидактических материалов с профессиональной направленностью / Т.Н. Алешина. – М.: Высшая школа, 1991. – 112 с.

2. Балакирева, Э.В. Педагогическая ориентация учащегося в условиях профильного обучения: Методические рекомендации к курсу по выбору / Под научн. ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005.

3. Гутник И.Ю. Педагогическая диагностика в профильном обучении: Методические рекомендации к курсу по выбору / Под научн. ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005.

4. Даутова, О.Б. Психолого-педагогические проблемы выбора профиля обучения: Методические рекомендации к курсу по выбору / Под научн. ред. А. П. Тряпицыной. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. – 112 с.

5. Зеер, Э.Ф. Профориентология: Теория и практика. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. – 192 с.

6. Мартина, Н. Формирование готовности к профессиональному самоопределению / Н. Мартина // Директор школы – 2006. – № 3. – С. 65-70.

7. Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера»: Кн. для учителя / С.Н. Чистякова и др.; Под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 1997. – 189 с.

8. Найдёнова, А.В. Подготовка школьников к выбору профиля обучения / А.В. Найдёнова // Школа и производство. – 2007. – № 3. – С. 14-16.

9. Тараненко, Н.Д. Профильное обучение: новые подходы. Практич. пособие для руководителей, методистов и учителей общеобразоват. учреждений, слушателей ИПК / Н.Д. Тараненко, С.Ф. Хлебунова. – Ростов н/Д: Учитель, 2004. – 96 с.

10. Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации в предпрофильной подготовке школьников: учеб.-метод. пособие / С.Н. Чистякова, П.С. Лернер, С.Н. Родичев, А.В. Гапоненко. – М.: Академия АПКиПРО, 2003. – 102 с.

Задание 9.3. Элективные курсы предпрофильной подготовки учащихся

Примерное содержание. Роль и место элективных курсов в обучении учащихся основной школы. Виды элективных курсов.  Требования, предъявлеемые к программам элективных курсов предпрофильной подготовки учащихся.

Межпредметные элективные курсы как средство интеграция знаний учащихся о природе и обществе. Элективные ориентационные курсы как средство профильной ориентации в предпрофильной подготовке школьников.

Проектная деятельность учащихся – один из способов организации изучения материала курса. Защита проекта – своеобразный творческий отчёт об успешности освоения курса.

Проектирование элективного курса по математике.

Литература

1. Воронина, Г.А. Элективные курсы: алгоритмы создания, примеры программ: практическое руководство для учителя / Г.А. Воронина. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 128 с.

2. Математика. 8-9 классы: сб. элективных курсов / Сост. В.Н. Студенецкая, Л.С. Сагателова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 205 с.

3. Математика. 8–9 классы: сборник элективных курсов. – Волгоград: Учитель, 2006. – 205 с.

4. Математика. 8-9 классы: элективные курсы / Сост.: М.Е. Козина. – Волгоград: Учитель, 2006. – 137 с.

5. Математика. 8–9 классы: элективные курсы «Самый простой способ решения непростых неравенств», «Избранные задачи по планиметрии», «Решение задач с помощью графов». – Волгоград: Учитель, 2007. – 89 с.

6. Никитина, Н. Предметно-поточная модель предпрофильной дифференциации / Н. Никитина, Н. Южанина // Директор школы. – 2007. – № 6. – С. 53-60

7. Предпрофильная подготовка учащихся 9 классов по математике: Общие положения, структура портфолио, программы курсов, сценарии занятий. – М.: «5 за знания», 2006. – 128 с.

8. Родионов, А.Г. Предпрофильная подготовка / А. Г. Родионов // Завуч. – 2007. – № 3. – С. 21 – 28

9. Серебренников, Л.Н. Проектная деятельность школьников в предпрофильной подготовке: диагностико-ориентированные функции / Л. Н. Серебренников, А. И. Романов и др. // Школа и производство. – 2007. – № 2. – С. 2-8

10. Смирнова, И.М. Кривые. Курс по выбору. 9 класс / И.М. Смирнова. – М.: Мнемозина, 2007. – 63 с.

11. Смирнова, И.М. Многоугольники. Курс по выбору. 9 класс / И.М. Смирнова. – М.: Мнемозина, 2007. – 64 с.

Задание 9.4. Особенности методики обучения математике в профильных математических классах

Примерное содержание. Цели обучения математике в классах математического профиля. Содержание математического образования в профильных математических классах. Учебники по математике для профильных математических классов. Организация процесса обучения.

Пути активизации познавательной дея­тельности учащихся математических классов. Организация учебной исследовательской деятельности учащимися. Проверка знаний, умений и на­выков учащихся. Портфолио ученика математического класса.

Элективные курсы по математике в профильных математических классах. Разработка элективного курса.

Литература

1. Геометрия: красота и гармония: элективные курсы / Сост.: Л.С. Сагателова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 158 с.

2. Гетманова, А.Д. Логические основы математики. 10-11 классы / А.Д. Гетманова. – М.: Дрофа, 2005. – 253 с.

3. Гетманова, А.Д. Логические основы математики: методические рекомендации к элективному курсу А.Д. Гетмановой «Логические основы математики» / А.Д. Гетманова. – М.: Дрофа, 2005. – 176 с.

4. Гомонов, С.А. Замечательные неравенства: способы получения и примеры применения. 10–11 классы / С.А.Гомонов. – М.: Дрофа, 2006. – 254 с.

5. Гомонов, С.А. Замечательные неравенства: методические рекомендации к элективному курсу С.А. Гомонова «Замечательные неравенства: способы получения и примеры применения» / С.А. Гомонов. – М.: Дрофа, 2006. – 159 с.

6. Журнал «Математика в школе»

7. Зеленский. А.С. Проблемы обучения математике в профильных классах школ, работающих в системе «школа–вуз» / А.С.Зеленский. // Образование и общество. – 2009. – №1. – С.39-42.

8. Лукичева, Е.Ю., Муштавинская, И.В. Математика в профильной школе./ Е.Ю. Лукичева. – СПб.: Просвещение, 2005. – 167 с.

9. Роботова А. С., Никонов И. Н. Элективный курс в профильной школе как введение в науку: Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А. П. Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2005. – 80 с.

10. Смирнова, И.М. Многогранники. Элективный курс. 10–11 классы. / И.М. Смирнова. – М.: Мнемозина, 2007. – 95 с.

11. Смирнова, И.М. Научно-методические основы преподавания геометрии в условиях профильной дифференциации: Монография / И.М. Смирнова. – М.: Прометей, 1994. – 152 с

12. Элективные курсы в профильном обучении. Образовательная область «Математика» / ред. А.Г. Каспржак. – М.: НФПК, 2004. – 96 с.

Задание 9.5. Особенности методики обучения математике в профильных гуманитарных классах

Примерное содержание. Цели обучения математике в гуманитар­ных классах общеобразовательных учреждений. Программы и содержание курса математики для гуманитарных клас­сов.

Пути активизации познавательной дея­тельности учащихся гуманитарных классов. Проверка знаний, умений и на­выков учащихся. Организация индивидуальной работы с учащимися.

Методические рекомендации по преподаванию математики в классах гуманитарного профиля.

Межпредметные элективные курсы по математике в гуманитарных классах. Разработка элективного курса.

Литература

1. Башмаков, И.М. Математика 10-11: учебное пособие для 10-11 классов гуманитарного профиля / М.И. Башмаков – М.: Просвещение, 2004 г. – 336 с.

2. Виленкин, Н.Я. Алгебра-10: для классов с углубленным изучением гуманитарных дисциплин. В 2-х частях / Н. Я. Виленкин. – Абакан: Редакционно-издательский отдел АГПИ имени Н.Ф. Катанова, 1993. – 165 с.

3. Ермаков, Д.С. Создание элективных учебных курсов для профильного обучения / Д.С. Ермаков, Г.Д. Петрова // Школьные технологии: науч.-практ. журн. школ. технолога (завуча). – 2003. – № 6. – C. 22-29.

4. Лукичева, Е.Ю. Математика в профильной школе / Е.Ю. Лукичева, И.В. Муштавинская. – СПб.: Просвещение, 2005. – 167 с.

5. Математика: 10 класс: Учебник для гуманитарного профиля / В.Ф. Бутузов, Ю.М. Колягин, Г.Л. Луканкин. – М.: Дрофа, 2007. – 240 с.

6. Носова, О.Л. Контроль знаний на уроках геометрии в гуманитарных классах / О.Л. Носова, Т.Д Фролова // Математика в школе. – 2001. – №6. – С.44-51.

7. Роботова, А.С. Элективный курс в профильной школе как введение в науку: Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А. П. Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2005. – 80 с.

8. Сергеев, В.Н. Нужно ли прививать любовь к математике учащимся с гуманитарными наклонностями / В.Н. Сергеев // Воспитание учащихся при обучении математики: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1987. – С. 112-119.

9. Ширяева, Н.В. Математика для гуманитарных классов лицея для одаренных детей СевКавГТУ: учебно-методическое пособие / Н.В. Ширяева. – Ставрополь: СевКавГТУ, 2005. – 160 с.

10.  Шестакова, Л.Г. Математика в гуманитарных классах / Л.Г. Шестакова // Математика в школе. – 1996. – № 1. – C. 10-13.



Задание 9.6. Особенности методики обучения математики в классах социально-экономического профиля

Примерное содержание. Цели обучения математике в классах социально-экономического профиля. Программы и содержание курса математики для клас­сов социально-экономического профиля.

Пути активизации познавательной дея­тельности учащихся клас­сов социально-экономического профиля. Организация индивидуальной работы по математике с учащимися клас­сов социально-экономического профиля. Методические рекомендации по преподаванию математики в классах  социально-экономического профиля.

Межпредметные элективные курсы по математике для клас­сов социально-экономического профиля: математические методы в социологии и экономике. Разработка элективного курса.

Литература

1. Апанасов, Н.П. Сборник математических задач с практическим содержанием / Н.П. Апанасов, П.Т. Апанасов. – М.: Просвещение, 1987. – 109 с.

2. Баврин, И.И. Начала анализа и математические модели в естествознании и экономике: Книга для уч-ся 10-11 классов / И.И. Баврин. – М: Просвещение, 2000. – 80 с.

3. Винокуров, Е.Ф. Экономика в задачах / Е.Ф. Винокуров, Н.А. Винокурова. – М.: Начала-Пресс, 1995. – 202 с.

4. Горстко, А.Б. Познакомимся с математическим моделированием / А.Б. Горстко. – М.: Знание, 1991. – 157 с.

5. Жолудева, В.В. Методическое пособие по изучению темы «Производная и ее применение» в профильных экономических классах общеобразовательной школы / В.В. Жолудева. – Ярославль: РИЦ ИРО, 2002.– 39с.

6. Кинзибаева, И.Г. Элективные курсы: требования к разработке / И.Г. Кинзибаева // Мастер-класс: прил. к журн. «Методист». – 2006. – №7. – С.10-21.

7. Кудратов, Ж.К. К проблеме воспитания экономического мышления учащихся / Ж.К. Кудратов // Математика в школе. – 1986. – № 5.

8. Лукичева, Е.Ю. Математика в профильной школе / Е.Ю. Лукичева, И.В. Муштавинская. – СПб.: Просвещение, 2005. – 167 с.

9. Роботова А.С. Элективный курс в профильной школе как введение в науку: Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2005. – 80 с.

10. Симонов, А.С. Экономика на уроках математики /А.С. Симонов. – М.: Школа-Пресс, 1999. – 156 с.

11. Элективные курсы по математике и информатике с экономическим содержанием. 10-11 классы /под общ. ред. О.М. Фадеевой. – М.:Глобус, 2007. – 158 с.



Задание 9.7. Особенности методики обучения математики в классах естественнонаучного профиля

Примерное содержание. Цели обучения математике в классах естественнонаучного профиля. Программы и содержание курса математики для клас­сов естественнонаучного профиля.

Роль контекстных задач в обучении математике учащихся классов естественнонаучного профиля. Контекстные задачи на ЕГЭ по математике.

Организация проектной деятельности с учащимися клас­сов естественнонаучного профиля.

Методические рекомендации по преподаванию математики в классах естественнонаучного профиля.

Межпредметные элективные курсы по математике для клас­сов естественнонаучного профиля: метод математического моделирования. Разработка элективного курса.

Литература

1. Гладкая, И.В. Основы профильного обучения и предпрофильной подготовки: учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2005. – 176 с.

2. Голуб, Г.Б. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования. Методическое пособие для педагогов - руководителей проектов учащихся основной школы / Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгина, О.В. Чуракова. – Самара: Учебная литература, 2006. – 224 с.

3. Горстко, А.Б. Познакомимся с математическим моделированием / А.Б. Горстко. – М.: Знание, 1991. – 157 с.

4. Журналы «Математика в школе», «Физика в школе», «Химия в школе»

5. Крылова, О.Н. Технология работы с учебным содержанием в профильной школе: Учебно-методическое пособие для учителя / Под ред. А.П.Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2005. – 112 с.

6. Максимова, В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения / В.Н. Максимова. – М.: Просвещение. – 1988. – 190 с.

7. Перельман, Я.И. Занимательная геометрия на вольном воздухе и дома / Я.И. Перельман. – Ленинград: Время, 1925. – 256 с.

8. Роботова А. С., Никонов И. Н. Элективный курс в профильной школе как введение в науку: Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А. П. Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2005. – 80 с.

9. Черникова, Т.В. Методические рекомендации по разработке и оформлению программ элективных курсов / Т.В. Черникова // Профильная школа: информ. и науч.-метод. журн. / М-во образования РФ, РАО. – М.: Рус. журн. . – 2005. – № 5. – C. 11-16.



Задание 9.8. Особенности методики обучения математики в классах информационно-технологического профиля

Примерное содержание. Цели обучения математике в классах информационно-технологического профиля. Программы и содержание курса математики для клас­сов информационно-технологического профиля.

Интеграция математики и информатики. Организация проектной деятельности с учащимися клас­сов информационно-технологического профиля.

Методические рекомендации по преподаванию математики и информатики в классах информационно-технологического профиля.

Элективные курсы по математике для клас­сов информационно-технологического профиля. Разработка элективного курса.

Литература

1. Андреева, Е.В. Математические основы информатики / Е.В. Андреева, Л.Л. Босова, И.Н. Фалина. – М: Бином. Лаборатория знаний, 2005. – 328 с.

2. Анеликова, Л.А. Алгоритмика в теории и практике / Л.А. Анеликова. – М.: Солон-Пресс, 2007 г. – 72 с.

3. Гайштут, А.Г. Математика в логических упражнениях / А.Г. Гайштут. – Киев: Рад.школа, 1985. – 192 с.

4. Гетманова, А.Д. Логические основы математики. 10-11 классы / А.Д. Гетманова. – М.: Дрофа, 2005. – 253 с.

5. Гетманова, А.Д. Логические основы математики: методические рекомендации к элективному курсу А.Д. Гетмановой «Логические основы математики» / А.Д. Гетманова. – М.: Дрофа, 2005. – 176 с.

6. Журналы «Математика в школе», «Информатика в школе», «Информатика и образование».

7. Костюк, Ю.Л. Информатика. Основы разработки алгоритмов. Элективный курс. Учебное пособие / Ю.Л. Костюк. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010. – 286 с.

8. Лукичева, Е.Ю. Математика в профильной школе / Е.Ю. Лукичева, И.В. Муштавинская. – СПб. фил.: Просвещение, 2005. – 167 с.

9. Мартынов, Н.Н. Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного программирования на JavaScript. Информатика и ИКТ. Профильный уровень. 10 класс / Н.Н. Марьынов. –
М: Бином-Пресс, 2010. – 272 с.

10.  Роботова, А.С. Элективный курс в профильной школе как введение в науку: Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А. П. Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2005. – 80 с.

11. Семакин, И.Г. Информационные системы и модели. Элективный курс. Учебное пособие / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 303 с.


Задание 9.9. Особенности методики обучения математике в средних образовательных учреждениях инновационного типа (лицеях, гимназиях, колледжах, частных школах)

Примерное содержание. Характеристика различных типов инновационных образовательных учреждений. Специфика обучения в инноваци­онных образовательных учреждениях по сравнению со средней школой. Осо­бенности программ, учебников и учебных пособий.

Система и структуры уроков по математике в этих типах образовательных учреждений. Диффе­ренцированная работа учителя. Формы учета и контроля знаний учащихся по математике. Внеклассная работа в лицеях, гимназиях, колледжах, частных школах.



Литература

1. Даутова, О.Б. Самоопределение личности школьника в профильном обучении: Учебно-методическое пособие для учителей./ Под редакцией профессора, члена-корреспондента РАО А.П.Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2006. – 352 с.

2. Карецкая, А.М. Методические рекомендации по обучению гимназистов началам научного исследования / А.М. Карецкая, А.Н. Баранова. – М.: АПКиПРО, 2001. – 31 с.

3. Кикоть, Е.Н. Основы исследовательской деятельности: Учебное пособие для лицеистов / Е.Н. Кикоть. – Калининград, 2002. – 105 с.

4. Лукичева, Е.Ю. Математика 3. Профильное обучение. Программы; Разработки уроков; Научно-методические материалы / Е.Ю. Лукичева. –М.: СМИО Пресс, 2008. – 89 с.

5. Лукичева, Е.Ю. Математика в профильной школе / Е.Ю. Лукичева. – М.: Просвещение, 2007.

6. Пигалицын, Л.Л. Учитель – автор и его авторский класс / Л.Л. Пигалицын // Директор школы. – 2004. – № 4. – С.35.

7. Писарева, С.А. Образовательная среда профильного обучения: Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2005. – 96 с.

8. Поташник, М.М. Инновационные школы России: становление и развитие / М.М. Поташник. – М.: Новая школа, 1996. – 317 с.

9. Рекомендации по адаптации разработанных моделей профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов к условиям массовой школы: Сборник научно-методических материалов / Под редакцией О.В. Архангельской, И.Г. Блинова, О.Г. Грохольской, В.И. Ерошина, Н.Н. Шамрай. – М.: СпортАкадем-Пресс, 2005. – 116 с.

10. Сикорова, М. Продуктивное обучение в частной школе // Школьные технологии. – 1999. – № 4. – С. 179-180.

11. Электронный журнал ИМиДЖ. – (http://image.websib.ru/)

 



Задание 9.10. Зарубежный опыт профильного обучения

Примерное содержание. Реформы образования в направлении его профилизации в большинстве стран мира (В большинстве стран Европы все учащиеся до 6 класса в основной общеобразовательной школе получают одинаковую подготовку. К 7 классу должен выбрать свой дальнейший путь: академический, который в дальнейшем открывает путь к высшему образованию и профессиональный, в котором обучаются по упро­щенному учебному плану, содержащему преимущественно прикладные и профильные дисциплины. В США профильное обучение существует на последних двух или трех годах обучения в школе. Учащиеся могут вы­брать три варианта профиля: академический, общий и профессиональный. Вариативность образовательных услуг в них осуществляется за счет различных курсов по выбору. При этом прежде всего учитываются за­просы и пожелания родителей, планирующих профиль для своих детей).

Общие черты организации обучения на старшей сту­пени общего образования в развитых странах: (1) Профильное образование (2-3 года) на старшей ступени общеобразовательной школы. (2) Рост доли учащихся профильных школ (до 70%). (3) Небольшое количество направлений дифференциации (два в англоязычных странах (академичес­кий и неакадемический), три во Франции (естественнонаучный, филологический, социально-экономический), три в Германии («язык – литература – искусство», «социальные науки», «математика – точные науки – технология»). (4) Количество профилей и учебных курсов на старшей ступени школы за рубежом, постоянно сокращается, одновременно растёт число обязательных предметов и курсов. (5) Различие в организации профильной подготовки по способу формирования индивидуального учебного плана обучающегося: от жёстко фиксированного перечня обязательных учебных курсов (Франция, Герма­ния) до возможности набора из множества курсов, предлагаемых за весь период обучения (Англия, Шотлан­дия, США). Школьники выбрают 15-25 учебных курсов, продолжительностью до одного семестра. (6) Количество обязательных учебных предметов (в их числе естественные науки, иностранные языки, математика, родная словесность, физическая культура) на старшей ступени по сравнению с основной существенно меньше. (7) Выделение старшей профильной школы как самостоятельного вида образовательного учреждения: лицей (Франция), гимназия (Германия), «высшая школа» (США). (8) Дипломы (свидетельства) об окончании старшей (профильной школы) обычно дают право прямого зачис­ления в вузы за некоторыми исключениями.

Литература

1. Аксёнова, Э.А. Зарубежный опыт профильного обучения в старшей школе / Э.А. Аксёнова // Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования: сб. науч. тр.: Рос. акад. образования, Ин-т общего сред. образования; под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. – М. : ИОСО РАО, 2003. – С .101-110.

2. Дистанционная поддержка профильного обучения. – 2004-2008. – (http://edu.of.ru/profil/default.asp?ob_no=13194 ).

3. Профориентация учащихся: зарубежный опыт. – Портал «Профориентир». – 2005. – (http://www.cls-kuntsevo.ru/portal_proforientir/prof_obuch_uchashihsya_zarubezgom_zarub_opit.php ).

4. Федотова, Е.Е. Зарубежный опыт применения портфолио в профильном обучении / Е.Е. Фёдорова // Внешкольник. – 2005. – №6. – С.10-14.

5. Филатова, Л.О. Профильное обучение в зарубежных странах / Л.О. Филатова // Экономический вестник Ростовского государственного университета. – 2005. – Т. 3. – № 1. – С. 144-158.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДАЛЬНЕЙШИХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

1. Профилизация дополнительного образования

2. Особенности методики обучения математики в учреждениях начального профессионального образования.

3. Профильная общеобразовательная подготовка в системе начального и среднего профессионального образования.

4. Особенности методики обучения математики в учреждениях среднего профессионального образования.

5. Подготовка педагогических кадров к введению предпрофильного обучения.

6. Профильное обучение в сельской школе.

7. Научные основы математического образования в профильной школе



Раздел 10

ЭЛЕМЕНТАРНАЯ МАТЕМАТИКА

Задание 10.1. Математика и искусство

Примерное содержание. Математика и поэзия. Ма­тематика и музыка. Применение теории пропорций в живописи и архитектуре. При­менение в искусстве некоторых замечательных кривых. Проективная геометрия и живопись.

Математическое изобразительное искусство. Общие темы в математическом искусстве – использование многогранников, тесселляций, лент Мебиуса, невозможных фигур, фракталов и искаженных перспектив.

Литература

1. Волошинов, А.В. Математика и искусство / А.В. Волошинов. – М.: Просвещение 2000. – 399с.

2. Искусство и точные науки: сб. ст. – М.: Наука, 1979. – 295 с.

3. Ковалев, Ф.В. Золотое сечение в живописи. Учеб. Пособие /  Ф.В.Ковалев. – Киев: Выща школа, 1989. – 144 с.

4. Кондратов, A . M . Математика и поэзия / А.М. Кондратов. – М.: Знание, 1962. – 48 с.

5. Левитин, К. Геометрическая рапсодия / К. Левитин. – М., Знание, 1976. – 144 с.

6. Пидоу, Д. Геометрия и искусство / Д. Пидоу. – М.: Мир, 1979. – 332 с.

7. Шилов, Г.Е. Простая гамма. Устройство музыкальной шкалы / Г.Е. Шилов. – М.: Наука, 1980. – 24 с.

Задание 10.2. Математика и гуманитарные науки

Примерное содержание. Математика и лингвистика (комбинаторная лингвистика). Применения математических методов в социологии, психологии, педагогике и других общественных науках.

Литература

1. Алпатов, В.М. История лингвистических учений. Учебное пособие / В.М. Алпатов.  – М.: Языки русской культуры, 1999. – 368 с.

2. Биркгофф, Г. Математика и психология / Г. Биркгофф. – М.: Советское радио, 1977. – 96 с.

3. Калиткин, Н.Н. и др. Математические модели природы и общества / Н.Н. Калиткин, Н.В. Карпенко, А.П. Михайлов, В.Ф. Тишкин, М.В. Черненков. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2005. – 360 с.

4. Пиотровский Р.Г. Математическая лингвистика. Учеб. пособие для пед. институтов / Р.Г. Пиотровский, К. Б. Бектаев, А.А. Пиотровская. – М.: Высшая школа, 1977. – 383 с.

5. Математика в современном мире. – М.: Мир, 1967.– 202 с.

6. Толстова, Ю.Н. Логика математического анализа социологических данных / Ю.Н. Толстова. – М.: Наука, 1991. – 160 с.



Задание 10.3. Математика и биологические науки

Примерное содержание. Математика и изучение реального мира. Сущность математического подхода к изучению реального мира. Применение математических методов в биологиче­ских исследованиях. Роль математики в развитии медицинской теории и практики.

Литература

1. Беллман, Р. Математические методы в медицине / Пер. с англ. А.Л. Лисаченкова, И.Л. Шалькова; под ред. Белых.– М.: Мир, 1987.– 200 с.

2. Гильдерман, Ю. И. Математизация биологии / Ю.И. Гильдерман. – М.: Знание, 1969. – 48 с.

3. Коренева, Л.Г. Генетика и математика / Л.Г. Коренева // Математика и естествознание. – М.: Просвещение, 1979. – С. 326-383.

4. Фомин, С.В. Математика в биологии / С.В. Фомин. – М.: Знание, 1989. – 48 с.

5. Калиткин, Н.Н. Математические модели природы и общества / Н.Н. Калиткин, Н.В. Карпенко, А.П. Михайлов, В.Ф. Тишкин, М.В. Черненков. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2005. – 360 с.

6. Математические модели в экологии и генетике. – М., 1994. – 420 с.

7. Чепиков, М.Г. Интеграция науки / М.Г. Чепиков. – М.: Мысль, 1981.– 276 с.

Задание 10.4. Аксиоматический метод математики

Примерное содержание. Неформальный аксиоматический метод: эмпирический и аксиоматический способы формирования понятий; понятия, аксиомы, логический вывод, теоремы.

Дедуктивное построение геометрии: аксиоматика Евклида, аксиоматика Гильберта, аксиоматика Вейля.

Проблема соотношения реального физического мира и его математических моделей: космологические гипотезы и их отражение в моделях геометрии; проблема числа измерений в физике и математике.

Интерпретации и модели системы аксиом: совместность и непротиворечивость системы аксиом; понятие математической структуры, изоморфия и эквивалентность математических структур; категоричность и полнота системы аксиом.

Геометрическое устройство реального мира: геометрия Евклида и геометрия Лобачевского. Является ли реальный мир евклидовым?

Аксиоматическое определение понятия натурального числа: элементарная аксиоматика натурального ряда, её стандартная модель и нестандартные модели; Аксиоматика Пеано и её категоричность.

Использование аксиоматического метода в современной математике: понятия упорядоченного множества, метрического пространства, топологического пространства; алгебраические структуры.

Аксиоматическое определение понятия действительного числа: аксиомы линейно упорядоченного поля; формулировки принципа непрерывности: аксиома Вейерштрасса, аксиома Дедекинда, аксиома Кантора.

Аксиома Архимеда: неархимедово пространство в физике и математике.

Нестандартный математический анализ: актуальные бесконечно малые и бесконечно большие величины в трактовке Лейбница и Эйлера и в современном понимании; множественность математических моделей реального физического мира.

Гносеологические возможности формального аксиоматического метода: формализация арифметики и теорема Гёделя о неполноте; формализация теории множеств и неразрешимость проблемы континуума.

Литература

1. Гастев, Ю.А. Содержательная и формальная математика / Ю.А. Гастев // О некоторых вопросах современной математики и кибернетики. – М.: Просвещение, 1965. – С. 198-229.

2. Игошин, В.И. История развития аксиоматического метода в науке и история учения об обосновании геометрии / В.И. Игошин // Международный академический журнал (Академия истории и политологии). – 1999. – № 1. – С. 40-47.

3. Кутузов, Б.В. Геометрия Лобачевского и элементы оснований геометрии / Б.В. Кутузов. – М.: Учпедгиз, 1955. – 152 с.

4. Столл, Р. Множества. Логика. Аксиоматические теории / Р. Столл. – М.: Просвещение, 1968. – 232 с.

5. Тарский, А. Введение в логику и методологию дедуктивных наук. / А. Тарский. – М.: Гос. изд-во иностр. лит-ры, 1948. – 328 с.

 

Задание 10.5. Основания математики

Примерное содержание. Основания математики в греческий период её развития. Проблема обоснования дифференциального исчисления (метафизическое обоснование бесконечно малых, физическая и геометрическая аргументация). Основные направления философского обоснования неевклидовых геометрий в XIX в. Становление современной концепции математики Концепция абсолютного доказательства и метод формализованной аксиоматики.

Литература

1. Гильберт, Д. Основания геометрии / Д. Гильберт. – М.-Л.: ГИТТЛ, 1948. – 491 с.

2. Клайн, М. Математика. Утрата определенности / М. Клайн. – М.: Мир, 1984.– 423 с.

3. Яновская, С.А. Методологические проблемы науки / С.А. Яновская. –М.: Мысль, 1972. – 280 с.

4. Математика в современном мире. – М.: Мир, 1967. – 202 с.

Задание 10.6. Элементы теории графов

Примерное содержание. Графы и их свойства. Определение графа, не ориенти­руемые и ориентируемые графы, изоморфизм графов, цепи и циклы. Плоские графы; раскрашивание графов. Нахождение кратчайшего пути в графе. Транспортная сеть.

Литература

1. Басакер, Р. Конечные графы и сети / Р. Басакер, Т. Саати. – М.: Наука, 1974. – 368 с.

2. Березина, Л.Ю. Графы и их применение / Л.Ю. Березина. – М.: Просвещение, 1979. – 143 с.

3. Уилсон, Р. Введение в теорию графов / Р. Уилсон. – М.: Мир, 1982. – 208 с.

 

Задание 10.7. Занимательная топология

Примерное содержание. Занимательные задачи топологического характера. Уникурсальные фигуры. «Геометрия нитей». Задачи о лабиринтах. Топологические игры. Топологические развлечения и головоломки: бумаж­ные кольца, фокусы. Проблема окраски карты. Топологические модели.

Литература

1. Барр, Ст. Россыпи головоломок / Ст. Барр. – М.: Мир, 1987. – 416 с.

2. Болтянский, В.Г., Ефремович, В.А. Наглядная топология / В.Г. Болтянский, В.А. Ефремович. – М.: Наука, 1982. – 160 с.

3. Гарднер, М. Математические досуги / М. Гарднер. – М.: Мир, 1972. – 496 с.

4. Колягин, Ю.М. Познакомьтесь с топологией. На подступах к топологии / Ю.М. Колягин, А.А. Саркисян. – М: Либроком, 2010. – 136 с.

5. Рингель, Г. Теорема о раскраске карты / Г. Рингель. – М.: Мир, 1977. – 258 с.

6. Франсис, Дж. Книга с картинками по топологии / Дж. Франсис. – М.: Мир, 1991.– 248 с.

Задание 10.8. Развитие понятия «пространство» и создание неевклидовой геометрии

Примерное содержание. Первые сведения о пространстве. Возникновение гео­метрии как учения о свойствах протяженности пространства. Открытие неевклидовой геометрии; возникновение идеи множественности понятия «пространство».

Литература

1. Польский, Н.И. О различных геометриях / Н.И. Польский. – М.: Киев: Изд-во АН УССР, 1962. – 100 с.

2. Розенфельд, Б.А. История неевклидовой геометрии: Развитие понятия о геометрическом пространстве / Б.А. Розенфельд. – М.: Наука, 1976. – 413 с.



Задание 10.9. Основы многомерной геометрии в аксиоматическом и наглядном изложении

Примерное содержание. Обзор важнейших понятий и фактов многомерной геометрии на аксиоматической основе и их наглядная интерпретация. Наиболее известная интерпретация многомерной геометрии (четырехмерный мир Минковского).

Хилтон, Гельмгольц и Гарднер о возникновении «наглядного» представления четы­рехмерного куба.

Прямая, отрезок, гиперплоскости в многомерном пространстве. Многогранник в n-мерном пространстве: n-параллелепипеды, n-симплексы, теорема Эйлера, правильные n-многогранники, симметрии правильных многогранников.

Литература

1. Гордевский, Д.З. Популярное введение в многомерную геометрию / Д.З. Гордевский, Л.С. Лейбин. – Харьков: Изд-во ХТУ, 1964. – 192 с.

2. Кольман, Э.Я. Четвертое измерение / Э.Я. Кольман. – М.: Наука, 1970. – 93 с.

3. Малахов, А.И. Теоретические основы многомерной геометрии и их приложения / А.И. Малахов. – Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 1990. – 112 с.

4. Розенфельд, Б.А. Многомерные пространства / Б.А. Розенфельд. – М.: Наука, 1966. – 648 с.

5. Сазанов, А.А. Четырехмерная модель мира по Минковскому / А.А. Сазанов. – М.: ЛКИ, 2008. – 288 с.

6. Сазанов, А.А. Четырехмерный мир Минковского / А.А. Сазанов. – М.: Наука, 1988. – 224 с.

Задание 10.10. Симметрия

Примерное содержание. Различные виды симметрии. Применение симметрии к кристаллографии. Описание различных кристаллических решеток.

Симметрия в природе, науке и искусстве.

Литература

1. Вейль, Г. Симметрия / Г. Вейль. – М.: Наука, 1968. – 192 с.

2. Вигнер, Е. Этюды о симметрии / Е. Вигнер. – М.: Мир, 1971. – 320 с.

3. Компанеец, А.С. О симметрии / А.С. Компанеец. – М.: Знание, 1965. – 48 с.

4. Шафрановский, И.И. Симметрия в природе / И.И. Шафрановский. – М.: Недра, 1968. – 184 с.

5. Шубников, А.В. Симметрия в науке и искусстве / А.В. Шубников, В.А. Копцик. – М.: Наука, 1972. – 339 с.

6. Шубников, А.В. Симметрия и антисимметрия конечных фигур / А.В. Шубников. – М., 1951. – 172 с.

 

Задание 10.11. Кинематический метод в геометрических задачах

Примерное содержание. Сущность кинематическою метода. Применение ки­нематики к задачам элементарной геометрии. «Задача кладоискателя»: математиче­ское и кинематическое решения. Другие применения рассматриваемого метода к решению геометрических задач.

Литература

1. Любич Ю.И. Кинематический метод в геометрических задачах / Ю.И. Любич, Л.А. Шор. – М.: Наука, 1976. – 48 с.

 

Задание 10.12. Теория игр

Примерное содержание. Матричные игры: определение антагонистической иг­ры в нормальной форме, максимальные и минимальные стратегии, ситуации равнове­сии, смешанное расширение игры. Существование решения матричной игры в классе смешанных стратегий, свойства оптимальных стратегай и значения игры. Доминиро­вание стратегий. Вполне смешанные и симметричные игры.

Литература

1. Кармин, С. Математические методы в теории игр, программировании и экономике / С. Кармин. – М.: Наука. 1964. – 838 с.

2. Коваленко, А.А. Сборник задач по теории игр / А.А. Коваленко. – Львов: Высшая школа, 1974. – 87 с.

3. Оуэн, Г. Теория игр / Г. Оуэн. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – 230с.

4. Теория игр: Учеб. пособие для ун-тов /Л.А. Петросян, Н.А. Зенкевич, Е.А. Семина. – М.: Высш. шк., Книжный дом «Университет», 1998. – 304 с.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДАЛЬНЕЙШИХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

1. Значение элементарной математики в системе непрерывного математического образования.

2. Научные основы школьного курса математики.

3. Философия математики.

4. Альтернативная теория множеств.

5. Теория математических моделей.

6. Теория фракталов.

7. Теория катастроф.



Раздел 11

Дата: 2019-12-10, просмотров: 245.