Мышление позволяет познать внутреннюю сторону предмета, его суть, представить предметы в отсутствие их самих, предвидеть их изменения во времени и в других условиях.
Мышление — познавательный процесс отражения мира в его существенных связях и отношениях.
Мышление — процесс сознательного отражения действительности в таких объективных ее свойствах, связях и отношениях, в которые включаются и недоступные непосредственному чувственному восприятию объекты (А.Н. Леонтьев).
Ощущения и восприятие обеспечивают познание лишь чувственно-поверхностной картины мира. Дальнейшее же погружение в сложный окружающий мир невозможно без мыслительной деятельности.
Мышление — это отражение действительности на логической ступени познания. Оно носит не непосредственный (как при ощущении и восприятии), а опосредованный характер, т. е. совершается с помощью целой системы средств, которые отсутствуют на чувственной ступени познания.
Например, если предложить ученикам представить себе, как выглядят жилища различных народов, то перед мысленным взором одних предстанут современные здания из стекла и бетона, другие увидят чум, покрытый шкурами животных, третьи — избу, до самой крыши занесенную снегом. Возникшие в этом случае представления — результат чувственного отражения действительности. Такие представления являются непосредственным воспроизведением тех реальных предметов или изображений, которые имелись в прошлом опыте человека.
Если изменить задание и предложить ученикам ответить на вопрос: «Что такое жилище человека?», то для этого обязательно нужно представить себе, как выглядят различные жилища, но этого недостаточно. Необходимо сравнить между собой различные виды жилищ. А для того, чтобы сравнить их, необходимо выделить признаки, присущие тем или иным из них. При этом окажется, что некоторые признаки будут общими, некоторые — резко различными, т. е. отличительными. Так вот, для того чтобы сказать, что такое жилище вообще, необходимо отвлечься от особых признаков и объединить то общее, что присуще каждому из видов жилищ. Только совершив подобные мыслительные операции, окажется возможным дать общее определение тому, что такое жилище человека. Создание такого определения является уже не чувственной, а логической ступенью познания, результатом мышления человека. Решение поставленной задачи оказалось возможным только с помощью определенной системы мыслительных операций. Осуществление мышления посредством мыслительных операций характеризует мышление как опосредованное отражение действительности.
Несмотря на то, что мышление — принципиально новый уровень отражения действительности, необходимо сказать, что мышление всегда и обязательно строится на основе чувственного отражения мира, т. е. образы чувственного познания являются материалом, с помощью которого только и может осуществляться отражение на уровне мышления.
Мышление — это, по сути своей, всегда поиск и открытие чего-то нового. Оно осуществляется там, где возникает проблемная ситуация. Под проблемной ситуацией понимается конфликт между условиями и требованиями задачи, когда появляются новые цели, а старые средства и способы ее достижения уже оказываются неэффективными.
Мышление можно рассматривать не только как познавательный процесс, но и как специфический вид деятельности с элементами ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.
Основные признаки мышления:
- обобщенность (в результате мышления человек получает сжатую «модель» действительности);
- опосредованность (мышление позволяет человеку познать не только то, что воспринимается непосредственно через органы чувств, но и то, что недоступно им, но может быть познано косвенным образом);
- целенаправленность и произвольность (мышление связано с решением какой-то задачи и сопровождается волевым усилием со стороны человека);
- социальная обусловленность (мышление реальных, а не сказочных «маугли» так и не достигло высшего уровня из-за продолжительной отстраненности их от среды себе подобных).
Для мыслительной деятельности характерна сложная взаимосвязь между сознательным и бессознательным. Это, например, просматривается на соотношении основных и побочных результатов мыслительной деятельности. Путь к основному результату корректируется осознанной целью, анализом промежуточных результатов решаемых задач. Побочные же результаты, хотя и отражаются человеком, но оказываются лишенными речевого оформления и осознанности. Тем не менее, они активно участвуют в движении мысли к основным результатам.
Операции мышления.
Технологическую структуру мышления составляют его специфические операции, через которые осуществляется отражение окружающего мира в сознании человека.
Анализ — мысленное расчленение познаваемого объекта на отдельные составляющие (свойства, части, признаки). Эта операция осуществляется, например, при изучении отдельных черт характера человека.
Синтез — мысленное соединение отдельных элементов объекта в единое целое. Пример: построение общего психологического профиля личности по совокупности черт ее характера.
Сравнение — установление сходства и различия между объектами познания.
Абстрагирование — игнорирование в познаваемом объекте всего несущественного и выделение только важного, значимого. Например, при оценке работоспособности человека в условиях повышенной нагрузки можно (в первом приближении) не учитывать влияние цвета окраски стен помещения.
Обобщение (или генерализация) — выделение значимого общего в объекте.
Систематизация — представление объекта в виде, не сводимом к сумме его отдельных составляющих или частей (когда по содержанию целое оказывается больше суммы его составляющих). Например, одновременное использование зрительного и слухового каналов человека-оператора обеспечивает более высокую точность его работы, чем автономное использование каждого из них.
Классификация — группировка объектов по каким-либо признакам.
Классификации мышления
В психологии принято несколько классификаций мышления.
1. По содержанию мышления:
- наглядно-действенное мышление. Непосредственно включено в практически действия (по этой причине иногда его называют "практическим"). Это мышление ребенка примерно до 3 лет. Он учится анализу и синтезу через то, что разбирает и собирает игрушки, выясняя, "что там внутри";
- наглядно-образное мышление. В процесс познания включаются образы, хранящиеся в кратковременной и оперативной памяти человека, как результат его прошлой деятельности. Здесь совсем не обязательно трогать руками объект познания. Ребенок 4-7 лет уже владеет этим видом мышления;
- абстрактно-логическое мышление. Это мышление понятиями. По своим возможностям оно превосходит два первых вида, но не исключает их. Например, при изучении физики у учеников формируются системы таких понятий, как электрон, ток, напряжение, проводник и др. Они позволяют усваивать целые научные направления, не прибегая к непосредственному контакту с физическими моделями этих понятий.
2. По характеру решаемых задач:
- практическое мышление, направленное на решение задач, возникающих в ходе практической деятельности;
- теоретическое мышление, направленное на решение теоретических задач, которые лишь опосредованно связаны с практикой.
3. По степени новизны и оригинальности:
- репродуктивное (шаблонное) мышление, воспроизводящее мышление, связанное с использованием шаблонов, стереотипов, проверенных путей решения задачи;
- продуктивное (творческое) мышление, в котором решается проблема, вырабатывается новая стратегия, обнаруживается нечто новое.
Некоторые ученые выделяют другие виды мышления. Например, предложена классификация, в которой основанием является степень присутствия интуиции:
- вероятностное мышление. Это мышление, опирающееся на знания, прошлый опыт и связанное со степенью ожидания каких-то событий;
- интуитивное мышление. Базируется на эффекте неосознанных путей получения знания. Природа этого мышления заключена в личном творческом опыте человека, его общей, психологической и профессиональной культуре. Интуиция — это обобщение ряда близких автоматизированных мыслительных и сенсорных навыков, приводящее к знанию без осознания путей и условий его получения;
- эвристическое мышление. Это мышление сводится не столько к каким-то формальным правилам и понятиям, сколько обеспечивается мотивационными и эмоциональными процессами личности, чувством вдохновения.
С эвристическим мышлением связан феномен инсайта: инсайт — внезапное, и не выводимое из прошлого опыта понимание и даже решение какой-то проблемы или задачи.
Формы мышления
В данном вопросе отражена связь мышления с логикой. Логика и психология в тесном контакте изучают мышление, но с разных сторон. Логику интересуют результаты мышления. Психология же занята изучением тех внутренних психических процессов, которые приводят к этим результатам. Другими словами, для логики важен результат, а для психологии - сам процесс движения к этому результату.
Основными формами логического мышления являются понятия, суждения и умозаключения.
Понятие — это мысль, обобщающая наиболее характерные и существенные признаки предметов и явлений действительности. В зависимости от уровня обобщения могут быть конкретные и абстрактные понятия. Пример: «стресс» — конкретное понятие, «состояние» — абстрактное.
Суждение раскрывает содержание понятий, отражая связи между предметами и явлениями действительности. Пример: «Личность порождается социумом».
Умозаключение — форма мышления, при которой из нескольких суждений образуется новое.
Суждения, умозаключения — условия понимания.
Понимание чего-либо — это умозаключение (или суждение), приводящее к познанию связей между предметами и явлениями, и переживаемое как удовлетворение познавательной потребности.
Понятие о языке и речи
Язык необходим людям для передачи исторического опыта. Взаимопонимание есть не что иное, как «переход» мыслей от общества к личности и от личности к обществу, от человека к человеку. Язык выступает как средство общения. Эффективный обмен мыслями возможен лишь между людьми, владеющими общим для них языком, точнее, идентичными структурами материального механизма речи. В самих звуках, произносимых человеком, нет мыслей, «но звуки, произносимые партнерами по диалогу, производят действие раздражителей нейрофизиологических структур их внутренней речи. И через них, надо полагать, происходит обмен мыслями». Язык как система специальных знаков принимает участие в осуществлении мыслительной деятельности. Человек, овладев языком, приобретает способность к логическому мышлению.
Мысль внешне проявляется в звуках речи, жестах, знаках письменности. Благодаря этому, мысль одного человека становится доступной другому.
Функции речи
Обычно выделяют три основные функции речи, которые теснейшим образом связаны между собой.
Первая функция — осуществление процесса общения между людьми, ее еще называют коммуникативной. Подвидом ее служит: информационная функция, с помощью которой происходит передача информации, сообщения. При сообщении человек может указывать другому на какой-либо предмет, явление или высказывать свои суждения по какому-либо вопросу. Помимо сообщения о каких-либо событиях, явлениях, речь часто направлена на то, чтобы побудить собеседника к определенным действиям, поступкам, а также вызвать у него определенные мысли, чувства, желания. Такая функция речи носит название побудительной, или волеизъявительной. Речь одного человека побуждает другого о чем-то задуматься, определенным образом отнестись к тому или иному событию, пережить чувства радости, сожаления и т. п. Побудительная сила речи определяется ее выразительностью, поэтому третьей разновидностью коммуникативной функции называют эмоционально-выразительной. Успешность осуществления выразительной функции, в свою очередь, зависит от структуры построения предложений, от отбора слов (живости, образности языка, доступности для понимания), а также от невербальных средств (интонации, жестов, мимики, изменения позы и пр.).
Вторая функция речи заключается в том, что речь выступает как средство выражения мыслей, их образования и развития. Речь становится таким средством благодаря тому, что она обозначает те или иные предметы, явления действия, качества и пр. В связи с этим данную функцию называют сигнификативной, или семантической. Однако роль речи в процессе мышления не ограничивается этой функцией. Человек, усваивая язык как общественно-фиксированную систему знаков, одновременно овладевает неразрывно связанными с ним логическими формами и операциями мышления. Тогда речь начинает выполнять третью функцию — обобщения, так как с ее помощью у человека происходит создание собственных мыслей. Речь становится средством анализа, синтеза, сравнения и обобщения предметов и явлений действительности.
Виды речи
1. По характеру проявления психической активности выделяют внешнюю и внутреннюю речь.
Внешняя речь служит средством общения (хотя в отдельных случаях человек может размышлять вслух, не общаясь ни с кем), поэтому ее основной признак — доступность восприятия через слуховой или зрительный каналы другими людьми.
Внутренняя речь — это внутренний беззвучный речевой процесс. Она недоступна восприятию других людей и, следовательно, не может быть средством общения. Обычно о ней говорят, что это словесная оболочка мышления. Внутренняя речь своеобразна. Она очень сокращена, свернута, почти никогда не существует в форме полных, развернутых предложений. Часто целые фразы сокращаются до одного слова (подлежащего или сказуемого). Объясняется это тем, что предмет собственной мысли человеку вполне ясен и поэтому не требует развернутых словесных формулировок. Разворачивают, подобно внешней речи, внутреннюю речь только в тех случаях, когда испытывают затруднения в процессе мышления.
2. В зависимости от того, употребляются ли для внешней речи звуки или письменные знаки, различают устную (обычно звуковую разговорную речь) и письменную речь.
Устная и письменная речь обладают своими психологическими особенностями.
При устной речи человек воспринимает слушателей, их реакцию на его слова. Получая мгновенную обратную связь, он может корректировать свою дальнейшую речь. В дополнение к собственно языковым средствам человек может использовать внеязыковые (жесты, мимику, темп речи, паузы и т. п.), которые также влияют на степень понимания слушателями его речи.
Монолог и диалог (полилог).
В зависимости от условий общения, устная речь приобретает вид либо монологической, либо диалогической. Речь, в которой принимают участие больше, чем два человека, носит название полилога. В диалоге (полилоге) люди говорят попеременно. В повседневном разговоре диалогическая речь не планируется. Направленность такой беседы и ее результаты в значительной степени определяются высказываниями ее участников, их репликами, замечаниями, одобрениями или возражениями. Поэтому говорят, что эта речь — поддерживающая, так как речь каждого участника диалога все время поддерживается вопросами, ответами, возражениями собеседников. Если такой поддержки нет, то речь либо превращается в монолог, либо вовсе прекращается.
Иногда диалог организуется специально, чтобы выяснить определенный вопрос, тогда речь носит целенаправленный характер (например, ответ студента на вопрос преподавателя).
Диалогическая речь, как правило, предъявляет меньше требований к построению связного и развернутого высказывания, чем другие виды внешней речи: здесь не нужна предварительная подготовка, так как собеседники находятся в одинаковой ситуации, воспринимают одни и те же факты и явления и поэтому сравнительно легко, иногда «с полуслова», понимают друг друга. Им не требуется излагать свои мысли в развернутой речевой форме. Важное требование к собеседникам при диалогической речи — уметь выслушивать собеседника до конца, понимать его возражения и отвечать именно на них, а не на собственные мысли. Для диалогической речи характерно активное использование внеязыковых средств. Она ведется при эмоционально-экспрессивном контакте говорящих.
Монологическая речь предполагает, что говорит один человек, другие —только слушают, не участвуя в разговоре. Монологическая речь в практике общения человека с высшим образованием занимает большое место и проявляется в самых разнообразных выступлениях: доклад, лекция, выступление на радио или телевидении и др. Общая и характерная особенность всех форм монологической речи — ярко выраженная направленность к слушателям.
Цель такой речи — воздействие на слушателей передача им знаний, убеждение в чем-либо. В связи с этим монологическая речь носит развернутый характер, требует связаного изложения мыслей, а, следовательно, предварительной подготовки и планирования. Как правило, монологическая речь связана с известным напряжением. Она требует от говорящего умения логически последовательно излагать свои мысли, выражать их в ясной и отчетливой форме, быть плавной, непрерывной.
Письменная речь обращена к отсутствующему читателю, который не видит и не слышит пишущего, прочтет написанное только через некоторое время. Отсутствие непосредственного контакта между пишущим и читающим создает определенные трудности в построении письменной речи.
Письменная речь, в отличие от устной, не имеет почти никаких дополнительных внеязыковых средств для лучшего изложения мыслей, как это бывает в устной речи. Она не предполагает ни знания ситуации адресатом, не может использовать ни жесты, ни мимику, ни интонацию, ни паузы. Можно воспользоваться только выделением элементов текста шрифтом, курсивом или абзацем. Таким образом письменная речь обычно менее выразительна, чем устная. Поэтому именно она должна быть особенно развернутой, как семантически, так и грамматически. Пишущий должен строить свое сообщение так, чтобы читающий мог проделать весь обратный путь от развернутой внешней речи к внутреннему смыслу излагаемого материала.
С другой стороны, у письменной речи, по сравнению с устной, есть преимущество: написанное всегда можно перечитать, т. е. произвольно возвратиться ко всем включенным в него звеньям. Поэтому в письменной речи не нужны, даже мешают, частые повторы одной и той же мысли, пусть и представленной в разной языковой оболочке. Тем более, что письменная речь, в отличие от устной, дает возможность тщательно работать над выражением мысли. Отсюда следует, что письменная речь занимает главенствующие позиции в процессе формирования общей речевой культуры человека.
Дата: 2019-12-09, просмотров: 279.