Тема 8. Познавательные процессы: внимание и память, воображение
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Уже в глубокой древности люди придавали большое значение памяти. В Древней Греции этот психический процесс высоко ценился. Матерью всех муз древние греки считали богиню памяти Мнемозину. Поэтому процессы памяти до сих пор принято называть мнемоническими — в честь имени греческой богини.

В различные эпохи роль памяти была неодинакова. В древние времена, когда человечество не владело еще письменностью, требования к прочности и точности запоминания и сохранения прошлого опыта были особенно высоки. В настоящее время такое развитие памяти, как способность почти буквально восстанавливать воспринятое ранее, уже не требуется. Да это и невозможно. Резко увеличился объем сведений, которые приходится усваивать и использовать современному человеку. В связи с этим изменились требования, предъявляемые к обучению. Если раньше учиться чему-либо значило, главным образом, запоминать необходимые для этого сведения, то сейчас на первый план выдвигаются задачи умственного развития учащихся.

Однако было бы неправильным считать, что в обучении снята задача фиксации в опыте человека общественно-исторического опыта человечества. Память — основа психической жизни личности. Без сохранения следов воздействовавших раздражителей каждое ощущение и восприятие переживалось бы как впервые возникшее.

Без памяти человек перестал бы ориентироваться в окружающей среде.

Мышление предполагает оперирование понятийным аппаратом и представлениями. Создание образов в воображении невозможно без запаса представлений, преобразуя которые, можно создавать нечто новое. Но для того чтобы оперировать образами и понятиями, необходимо иметь их в памяти.

Целостное человеческое «Я», осознание себя как личности с определенным отношением к миру, устойчивыми интересами, мотивами, потребностями невозможно без памяти. Клинические наблюдения показывают, что человек «без памяти» (с нарушениями памяти) перестает быть личностью: он — автомат, который действует под влиянием примитивных потребностей и сиюминутных внешних стимулов.

Но не стоит представлять память как пассивный процесс, пассивную предпосылку человеческой деятельности. Память — ряд сложных психических процессов, овладевая которыми человек управляет приобретением и сохранением в сознании полезной информации, ее воспроизведением в нужный момент.

Память — познавательный процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

Память дает возможность человеку увязать в единый процесс прошлое, настоящее и будущее. Благодаря памяти человек впитывает опыт предшествующих поколений, приобретает новые знания, умения и навыки.

Виды памяти. По характеру психической активности:

Выделяют несколько классификаций памяти:

• двигательная память — это генетически первичная память на воспроизводство различных двигательных операций (бег, плавание, езда на велосипеде);

человека, вкус любимого напитка);

• образная память — это память на зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые образы, сформированные с помощью процессов восприятия (образ лица дорогого сердцу;

• эмоциональная память — это намять на чувства (память страха или стыда за свой прежний поступок). «Ну, и злопамятный же ты!», говорим мы иногда человеку;

• словесно-логическая память — это память на мысли и слова.

В зависимости от участия воли (постановки цели):

• непроизвольная память — след образа в сознании, возникающий без специально поставленной на это цели. В детстве этот вид памяти весьма развит, но с возрастом ослабевает;

•   произвольная пАамять — намеренное запоминание образа, связанное с какой-то целью и осуществляемое обычно с помощью специальных приемов.

По продолжительности сохранения образов:

 • сенсорная (мгновенная) память — удержание информации, воспринятой органами чувств без ее какой-либо переработки. Если закрыть глаза, затем на мгновение открыть их и снова закрыть, то сохраненный на некоторое время (обычно 0,1 — 0,2 сек) образ увиденного и составит содержание этого вида памяти;

• оперативная память — след образа только лишь для выполнения текущих действий. Например, последвательное снятие информационных символов какого-то сообщения с экрана дисплея и удержание их в памяти до окончания всего сообщения;

• кратковременная память — сохранение образа после однократного, непродолжительного восприятия и немедленное (в первые секунды после восприятия) его воспроизведение. Существует магическая формула кратковременной памяти человека: «семь плюс-минус два». Это означает, что при однократном предъявлении цифр (букв, слов, символов и т. п.) в кратковременной памяти остаются 5-9 объектов этого типа. Информация удерживается в кратковременной памяти около 20 сек.

Кратковременная память — это «контрольно-пропускной пункт», через который образы проникают в долговременную память при условии повторного приема. Без повторения образы теряются.

Иногда вводят понятие «промежуточная память», приписывая ей функцию первичной «сортировки» входной информации: наиболее интересная часть информации задерживается в этой памяти на несколько минут. Если в течение этого времени она не будет востребована, то возможна ее полная потеря;

долговременная память «рассчитана» на длительное сохранение следов образа в сознании. Это основа прочных знаний. Извлечение из долговременной памяти информации осуществляется двояко: или по своему желанию или при постороннем раздражении определенных участков головного мозга (например, при воздействии на эти участки слабыми электрическими разрядами).

Процессы памяти. Каждый из процессов памяти протекает по своим закономерностям.

•   Запоминании это избирательное закрепление (запечатление) образа в памяти. Лучше всего запоминается то, что связано со значимыми целями, мотивами и способами деятельности данного человека. Процесс запоминания, как и сама память, может быть кратковременным, оперативным и долговременным — в зависимости от того, какие задачи «обслуживает» память.

Различают запоминание:

- смысловое (логическое), где ведущими являются процессы мышления;

- механическое, реализуемое в результате простых многократных и однотипных повторений образа;

- ассоциативное, когда образ связывается с каким-либо другим образом (феномен ассоциативного запоминания использован в «детекторе лжи»).

•   Воспроизведениеэто процесс восстановления закрепленного в памяти образа без предварительного повторного восприятия. Воспроизведение осуществляется посредством извлечения образа из долговременной памяти и перевода его в оперативную.

Существуют различные виды воспроизведения:

- узнавание — воспроизведение образа при повторном восприятии;

- реминисценция — пока малоизученное явление улучшения воспроизведения информации через некоторое время после ее получения (например, сложный материал воспроизводится лучше через 2-3 дня после его заучивания);

- припоминание — это преднамеренное (произвольное) воспроизведение материала в соответствии с поставленной перед собой целью и задачей;

- воспоминание — это воспроизведение при отсутствии самого объекта.

•   Сохранение — более или менее длительное удержание в памяти некоторых сведений.

•   Забывание — это процесс постепенного уменьшения способности припоминания и воспроизведения образа, хранящегося в долговременной памяти.

Забывание нельзя противопоставлять запоминанию. Это вполне целесообразный процесс, помогающий разгрузить память от неактуальных в данный момент деталей. Забывание не есть болезнь памяти, а условие ее здоровья. Факторы забывания:

- время. Согласно закону Г. Эббингауза, забывание происходит неравномерно: сразу после процесса запоминания оно идет быстро, а потом замедляется.

В процессах памяти имеются исключения. Так, закон обратного хода памяти Рибо свидетельствует, что пожилой человек может до деталей воспроизвести события «давно минувших дней» и тут же забыть текущие события.

На память влияют:

- защитные механизмы психики. Они вытесняют из памяти события, нарушающие психическое равновесие индивида;

- отсутствие потребности в непрерывном использовании одной и той же информации (то, что долго не используется, быстрее уходит из памяти);

- характер занятий, предшествующих запоминанию и следующих за ним.

      Правила и приемы управления памятью

Память составляет основу познания мира человеком. Отсутствие памяти превратило бы его, по выражению С. Л. Рубинштейна, в «существо мгновения».

В онтогенезе память обеспечивает человеку способность к научению. Замечено, что все известные мыслители, ученые имеют прекрасную память. К счастью, память поддается тренировке. Психологическая практика располагает целой системой управления памятью, объединяющей отдельные приемы совершенствования памяти в эффективные технологии.

Объективные факторы управления памятью: окружающая обстановка, характер запоминаемого материала (его логичность, связность, наглядность и внешняя доступность), фармакологические средства, электрические, электромагнитные и акустические воздействия.

Субъективные факторы управления памятью: задатки индивида, его повседневная практика, психологические установки, мотивация, индивидуализированные приемы запоминания, физическое и психическое состояния человека.

Современные методы управления памятью используют процессы регуляции внимания, приемы структурирования и логического осмысления материала, тренировку воображения, мнемонические средства и др.

Память, как и мышечная система, развивается только под «нагрузкой»: чтобы научиться плавать, надо...плавать!

Чем выше уровень самостоятельности, проявляемой человеком в процессе своей профессиональной деятельности, тем быстрее развивается память.

Чем выше мотивирована деятельность, тем прочнее запоминание. Именно отсутствием связи с активной повседневной деятельностью объясняется явление «студенческого парадокса», когда буквально на следующий день после сдачи экзамена от накопленных перед этим знаний по предмету остаются, увы, одни слабые воспоминания.

Чем сильнее материал осмыслен логически, тем его легче запомнить.

Интересный материал, вызывая эмоции, способствует развитию памяти.

По словам А. Ривароля (фр. писатель, 1753), память повинуется сердцу.

Число повторений материала не компенсирует слабого внимания к нему.

Выявлено, что несколько десятков повторений в течение месяца небольшими фрагментами продуктивнее, чем сотни повторений в день материала в целом.

Запоминание происходит лучше при структурировании материала на относительно законченные фрагменты (или по схеме «дерево») и их повторении в течение «растянутого» времени (повторять предпочтительнее не подряд все сразу, а в течение нескольких отрезков времени - часов, дней).

Существенный эффект — в вербальном «озвучивании» запоминаемого материала и его эмоциональной окраске.

Курсы ускоренного чтения для улучшения памяти используют психолингвистические факторы, выделяющие наиболее важные моменты в смысловой структуре текста.

Главное условие эффективности любых приемов управления памятью — их индивидуализация и соответствие характеристикам личности.

Дата: 2019-12-09, просмотров: 248.