В течение ХХ века продолжали развиваться некоторые из уже известных направлений, а также появлялись новые. Прежде всего, продолжалось развитие бихевиоризма и психоанализа. В 30-е годы возникают попытки изменить предмет бихевиористского направления, включив в него не только поведенческие, но и собственно психические явления (необихевиоризм). Наиболее ярким его представителем был Э.Толмен, который полагал, что поведение должно рассматриваться как сложный целостный акт, включающий как внешнюю реакцию на стимул, так и внутренние (промежуточные) переменные: намерения, ожидания, знания. В качестве одного из понятий, описывающих внутренние факторы поведения, Э.Толмен предложил т.н. когнитивную карту. Она представляет собой внутреннюю психическую структуру, которая формируется у организма при взаимодействии со средой. Когнитивная карта отражает окружающий мир и является важнейшим условием ориентации в нем.
В 20-х годах прошлого века возникают новые варианты теорий бессознательного, которые достаточно условно можно обозначить термином постфрейдизм. Его представляли психологи, которые некоторое время работали с З.Фрейдом и разделяли его научные взгляды, но затем пересмотрели теорию классического психоанализа и создали свои концепции личности Наиболее выдающимисясреди них были К..Г.Юнг и А.Адлер. В аналитической психологииЮнга было расширено представление о бессознательном. Юнг отказался от понимания бессознательного как сексуального по своей природе и считал, что оно выражает общую диффузную творческую силу, которая может выражаться самыми разными путями: в религии, стремлении к власти, самовыражении. Наряду с личным бессознательным, о котором говорил Фрейд, и которое включает в себя подавленные конфликты и воспоминания, идущие из детства, Юнг говорит о существовании коллективного бессознательного. Это наиболее архаический слой нашей психики, включающий скрытые следы памяти, универсальные для всего человечества. Они берут свое начало от человекообразных предков. Эти первичные психические образы Юнг назвал архетипами (первообраз). Они являются врожденными и предопределяют наше восприятие, переживание
действительности и реакцию на внешний мир. Резко противопоставлял классическому психоанализу свою индивидуальную психологию А.Адлер. В отличие от Фрейда, он считал, что наиболее значимыми для дальнейшей жизни человека являются вовсе не переживания сексуальной природы, а складывающийся в детстве комплекс неполноценности – преувеличенное чувство собственной слабости и несостоятельности. У каждого индивида в силу разных причин (неполноценное функционирование органов, чрезмерная опека или отвержение со стороны родителей) формируется такой комплекс. Дальнейшая жизнь человека во многом подчинена стремлению преодолеть комплекс неполноценности. При этом возможны разные варианты развития: негативные (гиперкомпенсация и развитие на ее основе комплекса превосходства над другими) и позитивные (формирование социальной заинтересованности в других людях, помощь и забота о них).
В 30-е годы формируется еще одно течение психологической мысли, которое тесно сопрягается с классическим психоанализом - неофрейдизм. Его представители (К.Хорни, Э.Эриксон, Э.Фромм и
др.), заимствуя у Фрейда важнейшие идеи о бессознательном и внутриличностной динамике, вместе с тем, отвергли его тезис о том, что «анатомия – это судьба». Несмотря на различие теоретических позиций, всех психологов-неофрейдистов объединяет мысль о важнейшей роли социокультурных факторов в развитии личности. Примером этого направления мысли может служить концепция социального характера Э.Фромма.
Во второй половине ХХ столетия формируется новое направление психологической науки – гуманистическая психология, которое возникает в противопоставление бихевиоризму и психоанализу как своеобразная «третья сила» (А.Маслоу, К.Роджерс).
Гуманистические психологи подчеркивают, что человек – существо устремленное в будущее, стремящееся реализовать свои возможности и способности. Сущность гуманистической психологии можно раскрыть в следующих четырех положениях:
1) личность рассматривается как целостное существо, в человеке невозможно разделить органическое и психическое, сознательное и бессознательное, чувства и мысли;
2) самым важным источником информации о личности является сознательный опыт человека, т.е. непосредственно данные ему переживания, чувствования, ощущения и т.д.;
3) основным мотивом поведения человека, выступает стремление к самоактуализации. Оно состоит в стремлении человека развиваться в направлении все большей сложности, самодостаточности, зрелости и компетентности. Самоактуализация предполагает, что человек стремится реализовать свои способности и возможности в творческой деятельности.
4) природа человека понимается как изначально гуманная: потребности в любви, дружбе, красоте, милосердии заложены в человеке биологически, а его агрессивность, антисоциальное поведение,
жестокость и деструктивность – есть следствие деформаций в развитии личности.
В конце 60-х годов на базе гуманистической психологии формируется еще одно направление психологической мысли – трансперсональная психология (А.Маслоу, Р.Ассаджиоли, С.Гроф и др.).
Основным ее источником стали различные восточные философские учения и сопряженные с ними психотехнические практики духов ного самосовершенствования. Это направление обратилось к изучению феноменов измененных состояний сознания
В 50-е годы ХХ века на сцене психологической науки появилось еще одно направление – когнитивная психология. В противовес бихевиористам его представители устремились к изучению
внутренних психических процессов и их роли в поведении человека (Дж.Брунер, Дж.Миллер и др.). Предметом изучения в когнитивной психологии стала познавательная активность людей (от лат. Cognitio – познание). В то же время они сохранили идеологию строгого научного исследования и лабораторный эксперимент в качестве основного метода познания психического.
На развитие когнитивной психологии сильное влияние оказали достижения кибернетики и компьютерных наук. Это выразилось с одной стороны в разработке проблемы искусственного интеллекта (А. Ньюэл, Дж. Шоу, Г.Саймон и др.), а с другой – в построении линейных теорий функционирования познавательных процессов. Эти теоретические модели уподоблялись принципам работы электронно-вычислительной машины, как ряд этапов последовательной переработки информации (т.н. компьютерная метафора).
Дата: 2019-12-09, просмотров: 263.