К началу ХХ столетия психологическая наука в России в значительной степени опиралась на достижения классической психологии сознания. Ученые этого направления подчеркивали специфичность психического, его независимость от явлений физического мира(М.И.Владиславлев, М.М.Троицкий, Н.Я.Грот, Г.И.Челпанов и др). Характерным для них являлось также использование метода интроспекции как основного метода познания психического. Типичным примером являются взгляды Г.И.Челпанова. Он полагал, что материализм растворяет психическое в физическом. Он обосновывает идею об автономности и специфичности внутреннего мира. К психическим явлениям неприменимо такое понятия как протяженность, которое можно использовать только для описания
материальных процессов. Поскольку протяженные (материальные) процессы не могут выступать причиной непротяженных (психических), то отсюда вытекает утверждение о параллеизме психического и материального. Согласно Челпанову психическое объясняется только из психического. В тоже время многие психологи того времени были сторонниками использования эксперимента как основного метода познания внутреннего мира человека.
В послереволюционный период происходит становление советской психологической науки. Психологи ставят перед собой задачу создания новой психологии, которая опиралась бы на философские идеи диалектического материализма (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин и др.). Несмотря на то, что это философское учение стало идеологической догмой, и навязывалось политическим руководством страны в качестве единственно верного способа понимания действительности, многие советские ученые честно пытались применять его положения в развитии психологического знания. Это стремление породило два самобытных теоретических подхода к пониманию психического: культурно-историческую теорию и деятельностный подход. Наиболее систематически идеи марксизма, важные для построения новой психологии изложил С.Л.Рубинштейн в программной статье «Проблемы психологии в трудах Карла Маркса»(1934).
Культурно-историческая теория психики человека была сформулирована Л.С.Выготским в 20-30-е годы прошлого века и оказала значительное влияние на становление отечественной психологии.
Согласно Выготскому сущность человеческой психики связана с тем, что человек в отличие от животного не просто реагирует на воздействия внешнего мира и приспосабливается к ним, но и активно видоизменяет, воздействует на него. Источником этого стало систематическое использование различных орудий, которые стали мощными средствами преобразования мира.
Вместе с тем, человек стал применять особые орудия-знаки (прежде всего язык) и для воздействия на свою психику (подробнее это положение теории Л.С. Выготского раскрыто в вопросе о происхождении сознания данного пособия). Благодаря использованию орудий, низшие формы психики (например, непроизвольное внимание или память) превратились в высшие, собственно человеческие (произвольное запоминание, логическое мышление и др.). В процессе овладения собственной психикой и поведением человек превращает непосредственные природные процессы в опосредствованные, т.е. протекающие с использованием средств (орудий). Наконец само развитие этих орудий происходит от внешнего их использования в процессе взаимодействия с другими людьми к внутреннему применению в качестве инструмента регулирования психических процессов. Как полагал Выготский, первые слова обеспечивали организацию совместных действий людей. Это были слова-приказы типа «сделай это», «принеси это» «пойди туда» и т.п. Затем человек стал обращать эти приказы не только на окружающих, но и на самого себя. Таким образом, интерпсихическое (межличностное) содержание становится достоянием индивидуальной
психики человека.
Другая, не менее важная линия развития отечественной психологии связана со становлением деятельностного подхода к психике человека (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев). В 20-е годы
С.Л.Рубинштейном был сформулирован основополагающий методологический принцип деятельностного подхода - принцип единства сознания и деятельности. Его суть в том, что сознание не только является психической предпосылкой деятельности, ее регулятором, но также формируется и проявляется в самой деятельности.
Дата: 2019-12-09, просмотров: 229.