Классификации методов психологического исследования (Б.Г. Ананьев, В.Н. Дружинин).
Организационные методы психологии (сравнительный метод, лонгитюдный метод, метод срезов, комплексный метод).
Эмпирические методы психологии. Наблюдение. Эксперимент. Психодиагностические методы. Методы опроса: беседа, интервью, анкетирование. Метод тестирования. Психологические тесты и их виды. Психобиографические методы. Психогенетический метод. Социометрия. Психосемантика. Метод изучения продуктов деятельности.
Тема 3. Этапы становления психологической мысли
Донаучный, философский и научный этапы становления психологии. Душа как предмет психологического познания на этапе донаучной психологии. Общая характеристика психологических знаний. Психология Нового времени. Первые психологические теории сознания (В.Вундт, Ф.Брентано, У.Джемс).
Теоретико-методологический кризис психологической науки на рубеже 19 и 20 веков; его предпосылки.
Особенности отечественной психологии XX века, основные теории и направления. Теория деятельности как базис отечественной психологической школы. Специфика деятельностного подхода в психологии. Принцип единства сознания и деятельности.
Тема 4. Психика как предмет психологического исследования
Психология как наука о феноменах и закономерностях психики. Культурно-историческая теория развития психики Л.С. Выготского. Представление о низших (натуральных) и высших психических функциях.
Понятие психики как одной из форм отражения действительности. Основные типы психических явлений, изучаемых в современной психологии. Психические процессы, психические состояния и свойства личности.
Тема 5. Психика и мозг. Психофизиологическая проблематика
Психофизиологическая проблема: представления о взаимосвязи психики и мозга. Различные представления о сущности психики. Проблема локализации высших психических функций (ВПФ). Концепция трех функциональных блоков в работе мозга (А.Р. Лурия).
Тема 6. Развитие психики в филогенезе и онтогенезе
Возникновение психики в животном мире. Взаимосвязь развития нервной системы животных и человека с развитием психики. Сознание как высший уровень развития психики. Сознание и бессознательное.
Роль наследственности и среды в развитии психики ребенка. Возрастная периодизация развития психики.
Тема 7. Познавательные процессы: ощущения и восприятие
Понятие ощущения. Понятие анализатора, его строение. Критерии классификации ощущений. Абсолютный и разностный пороги чувствительности и методы их измерения. Закономерности ощущений: адаптация, синестезия, сенсибилизация.
Восприятие как форма психического отражения, его характеристика. Сопоставление процессов ощущения и восприятия. Свойства восприятия. Виды восприятия. Иллюзии восприятия.
Тема 8. Познавательные процессы: внимание и память, воображение
Понятие о внимании. Связь внимания с другими познавательными процессами. Виды внимания. Основные свойства внимания, методы их исследования и коррекции. Психологические теории внимания.
Память и ее роль в познании. Процессы памяти. Виды памяти. Теории памяти. Индивидуальные различия в памяти. Условия успешного запоминания. Приемы мнемотехники. Психологические методы исследования памяти.
Воображение, его характеристика. Взаимосвязь воображения с мышлением. Активное и пассивное воображение. Виды активного воображения: воссоздающее и творческое. Творчество и развитие личности.
Тема 9. Познавательные процессы: мышление и речь
Общая характеристика мышления. Виды мышления. Особенности творческого мышления. Понятие интеллекта Мыслительные операции. Виды и функции речи. Роль речи в становлении познавательных процессов как ВПФ.
Дата: 2019-12-09, просмотров: 231.