Тема 2. Основные методы психологических исследований
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Классификации методов психологического исследования (Б.Г. Ананьев, В.Н. Дружинин).

Организационные методы психологии (сравнительный метод, лонги­тюдный метод, метод срезов, комплексный метод).

Эмпирические методы психологии. Наблюдение. Эксперимент. Психодиагностические методы. Методы опроса: беседа, интервью, анкетирование. Метод тестирова­ния. Психологические тесты и их виды. Психобиографические методы. Пси­хогенетический метод. Социометрия. Психосемантика. Ме­тод изучения продуктов деятельно­сти.

 

Тема 3. Этапы становления психологической мысли

Донаучный, философский и научный этапы становления психологии. Душа как предмет психологического познания на этапе донаучной психоло­гии. Общая характеристика психологических знаний. Психология Нового времени. Первые психологические теории сознания (В.Вундт, Ф.Брентано, У.Джемс).

Теоретико-методологический кризис психологической науки на рубеже 19 и 20 веков; его предпосылки.

Осо­бенности отечественной психологии XX века, основные тео­рии и направления. Теория деятельности как базис отечественной психологической школы. Специфика деятельностного подхода в психологии. Принцип единства сознания и деятельности.

 

Тема 4. Психика как предмет психологического исследования

Психология как наука о феноменах и закономерностях психики. Культурно-историческая теория развития психики Л.С. Выготского. Представление о низших (натуральных) и высших психических функциях.

Понятие психики как одной из форм отражения действительности. Основные типы психи­ческих явлений, изучаемых в современной психологии. Психические про­цессы, психические состояния и свойства личности.

Тема 5. Психика и мозг. Психофизиологическая проблематика

Психофизиологическая проблема: представления о взаимосвязи психики и мозга. Различные представления о сущности психики. Проблема локализации высших психических функций (ВПФ). Концепция трех функциональных блоков в работе мозга (А.Р. Лурия).

 

Тема 6. Развитие психики в филогенезе и онтогенезе

Возникновение психики в животном мире. Взаимосвязь развития нервной системы животных и человека с развитием психики. Сознание как высший уровень развития психики. Сознание и бессознательное.

Роль наследственности и среды в развитии психики ребенка. Возрастная периодизация развития психики.

 

Тема 7. Познавательные процессы: ощущения и восприятие

Понятие ощущения. Понятие анализа­тора, его строение. Критерии классификации ощущений. Абсолютный и разностный пороги чувствительности и методы их измерения. Закономерности ощущений: адаптация, синестезия, сенсибилизация.

Восприятие как форма психического отражения, его характеристика. Сопоставление процессов ощущения и восприятия. Свойства восприятия. Виды восприятия. Иллюзии восприятия.

 

Тема 8. Познавательные процессы: внимание и память, воображение

Понятие о внимании. Связь внимания с другими познавательными процессами. Виды внимания. Основные свойства внимания, методы их исследования и коррекции. Психологические теории внимания.

Память и ее роль в познании. Процессы памяти. Виды памяти. Теории памяти. Индивидуальные различия в памяти. Условия ус­пешного запоминания. Приемы мнемотехники. Психологические методы исследования памяти.

Воображение, его характеристика. Взаимосвязь воображения с мышлением. Ак­тивное и пассивное воображение. Виды активного воображения: воссоздающее и творче­ское. Творчество и развитие личности.

 

Тема 9. Познавательные процессы: мышление и речь

Общая характе­ристика мышления. Виды мышления. Особенности творческого мышления. Понятие интеллекта Мыслительные операции. Виды и функции речи. Роль речи в становлении познавательных процессов как ВПФ.

Дата: 2019-12-09, просмотров: 193.