Тема 2. Основные методы психологических исследований
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Методы научных исследований - это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Основные методы психолого-педагогического исследования — наблюдение и эксперимент.

Наблюдение научный метод исследования, не ограниченный простой регистрацией фактов, а научно объясняющий причины того или иного психологического явления.

В зависимости от выбранного объекта, внешнего (поведенческие акты, действия, физиологические изменения) или внутреннего (переживания, мысли, психические состоя­ния и процессы) различаются две основные вариации ме­тода наблюдения: объективное наблюдение и само­наблюдение.

Эксперимент позволяет произво­дить проверку гипотезы исследования. Эксперимент, наряду с наблюдением, — один из основных методов науч­ного познания вообще и психологического исследования в частности. Он отличается от наблюдения в первую очередь тем, что предполагает специальную организацию ситу­ации исследовании и активное вмешательство в нее исследователя, планомерно манипулирующего одной или несколькими переменными (факторами) и регистрирующе­го сопутствующие изменения в «поведении» изучаемого объекта. Проводить эксперимент, экспериментировать — значит, изучать влияние независимой переменной на одну или несколько зависимых переменных.

Спецификой психологического и педагогического экспериментов вы­ступает активное вмешательство исследователя в деятель­ность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт.

Принято выделять два основных вида эксперимента:

1) лабораторный эксперимент обычно проводимый в специально оборудованных помещениях и на испытуе­мых, которые сознательно участвуют в эксперименте, хотя могут и не знать о его истинном назначении;

2) естественный эксперимент, участники которого могут не знать о том, что выступают в роли испытуемых.

Лабораторный эксперимент — это исследовательская стратегия, направленная на моделирование деятельнос­ти индивида в искусственно созданных условиях, с использованием специальных исследовательских средств (например, аппаратуры), тщательно разработанных инст­рукций и т. д. Ведущим признаком лабораторного экспе­римента является обеспечение воспроизводимости иссле­дуемой характеристики и условий, необходимых для ее проявления. Требование чистоты получаемых данных свя­зано с определенными ограничениями: в искусственных ла­бораторных условиях практически невозможно моделировать повседневные жизненные обстоятельства, удается вос­производить лишь отдельные их фрагменты. Главное дос­тоинство лабораторного эксперимента — высокая точность контроля за переменными, главный недостаток — инфор­мированность испытуемых о самой ситуации исследования.

Естественный эксперимент — исследовательская стратегия, впервые предложенная А.Ф. Лазурским в 1910 г. Проводится в условиях, близких к повседневной жизнедеятельности испытуемого, причем, последний не знает, что участвует в исследовании. За счет этого достигается высо­кая чистота эксперимента. Данный метод позволяет психо­логу активно влиять на экспериментальную ситуацию, не нарушая ее естественности для участников. Естественные эксперименты обеспечивают достоверную информацию, но не могут проводиться многократно, поскольку при повтор­ном проведении утрачивают свою естественность и скрытость от испытуемых.

В настоящее время широко обсуж­дается проблема этичности проведения психологических экспериментов этого типа, так как они предполагают ис­пользование скрытой записывающей техники (фотокамер, видеокамер, диктофонов), что считается недопустимым, при отсутствии добровольного согласия участника экспери­мента. Проведенные с нарушением этических норм, такие эксперименты могут стать источником психической трав­мы для «испытуемого поневоле».

Вспомогательные методы исследования

Психологическое тестирование — метод объективно­го измерения одного или нескольких аспектов целостной личности через вербальные ответы на определенным об­разом сформулированные вопросы или через другие по­веденческие проявления. Тест (от англ. test — испытание, проверка) — стандарти­зированная процедура психологического измерения (иначе — психометрическая процедура), позволяющая опре­делить степень выраженности у индивида тех или иных пси­хических характеристик, свойств, способностей. Обычно включает ряд относительно коротких (по времени) испыта­ний, в качестве которых могут выступать различные задачи, вопросы, смоделированные ситуации. Результаты выполне­ния тестовых заданий являются индикаторами психических свойств или состояний личности; их значения переводятся в стандартные (нормированные) данные. Выделяют тесты ин­теллекта, способностей, личностные тесты, а также тесты достижений, при помощи которых определяется уровень знаний, умений и навыков в конкретных учебных дисципли­нах или видах профессиональной деятельности.

Анкетирование — основной метод получения первич­ной социально-психологической информации на основе опроса испытуемого. Методическое средство — анкета, опросный лист или вопросник, организованный особым образом, для получения от респондента (опрашиваемого) каких-либо сведений. Включает в себя формулировки вопросов, логически связанных с общей задачей исследова­ния, и возможные варианты ответов, из которых респондент должен выбрать наиболее подходящие или предложить собственные. 

 Диалогические методы предполагают высокую зависи­мость получаемых диагностических результатов от особен­ностей контакта исследователя с испытуемым.

К числу основных диалогических методов традици­онно относят беседу и ее разновидность — интервью.

Беседа в психологии — это метод получения психоло­гической информации посредством двустороннего вер­бального общения с испытуемым в различных ситуациях, организованных исследователем. Беседа применяется на разных стадиях исследования, как для первичной ориентировки, так и для уточнения вы­водов, полученных с помощью других методов, особенно, для наблюдения.

 Интервью — вид беседы, при котором ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные (обыч­но подготовленные заранее) вопросы. В сравнении с анкетированием предполагает большую свободу опрашиваемого в формулировке ответов, их боль­шую детализацию и развернутость. Часто вопросники для интервью строятся по типу социологических анкет, ставя­щих целью получение типичных ответов по большому количеству вопросов. Такой подход нужен лишь на первой стадии исследования для первичной ориенти­ровки в проблеме.

Социометрия (от лат. societas — общество и греч. metred — измеряю) — созданная Дж. Морено психологическая теория общества и, одновременно, особая система экспериментальных методов — социально-психо­логических тестов, применяемых для анализа и оценки межличностных отношений и эмоциональных связей в малой группе (семье, рабочем, учебном или воинском коллективе и т. д.). Социометрия позволяет на основе совокупности ответов всех членов группы оценить социальный статус каждого отдельного участника, структуру межличностных отношений («социометрическую структуру»), сплоченность группы (ее «коммуникативную общность»), взаимность связей, объем и интенсивность взаимодействий и др. показатели. Для социометрии характерно активное использование анкетирования, интервьюирования, различных модификаций групповых дискуссий, ролевых и деловых игр, психодрамы и социодрамы.

 

Дата: 2019-12-09, просмотров: 234.