Для воспроизводства социально-бытовых услуг характерна довольно высокая степень локализации, так как большинство видов услуг сильно привязано к территории. За исключением санаторно-курортных и туристских услуг, воспроизводство которых можно рассматривать в рамках крупного экономического района или страны в целом, а также услуг пассажирского, авиационного, железнодорожного и речного транспорта, носящих межрайонный характер, основная масса социально-бытовых услуг локализуется в пределах населенного пункта, города или городской агломерации.
Как показывает анализ, производство и потребление социально-бытовых услуг не сбалансировано, многие виды услуг – бытовых, жилищно-коммунальных, рекреационных, связи – развиты недостаточно. Отставание с развитием услуг характерно для всех регионов России.
Структура потребления услуг имеет существенные региональные особенности, что обусловлено действием факторов как спроса (денежные доходы, социально-демографическая структура населения, национально-исторические привычки и традиции и др.), так и предложения (развитие предприятий службы быта, рекреационного комплекса, транспорта и связи).
Поэтому, намечая пути развития сферы социально-бытовых услуг, необходимо прежде всего изучить потребности населения в услугах и структуру денежных доходов и расходов населения. При оценке перспектив потребления услуг необходимо учитывать ряд социально-экономических, демографических и региональных факторов, оказывающих дифференцированное влияние на потребление различных видов услуг.
При анализе воспроизводства бытовых услуг необходимо рассмотреть следующие укрупненные группы услуг, предполагающие дифференцированный методический подход, услуги по ремонту предметов, услуги по изготовлению предметов, услуги личного характера.
Наиболее существенные факторы, которые следует учитывать при рассмотрении перспектив потребления бытовых услуг, определяются специфическим характером услуг, входящих в каждую группу. Так, масштабы развития сферы услуг по ремонту изделий зависят от обеспеченности населения одеждой, обувью, предметами длительного пользования, от регионально-климатических условий, физиологических особенностей половозрастных групп населения, сроков службы и технической надежности изделий, стоимости услуг по ремонту. С ростом денежных доходов и объемов производства товаров народного потребления количество предметов длительного пользования у населения существенно возрастает, в связи с чем необходимо расширение сети предприятий по ремонту и обслуживанию бытовой техники, техобслуживанию легковых автомобилей.
С количественным увеличением накопленного у населения имущества длительного пользования меняется его качественная структура, возрастает доля технически сложных новых моделей аудио- и видеотехники, радио- и электроприборов. Расширение производства видеомагнитофонов, лазерных проигрывателей, бытовых компьютеров, автоматических хозяйственных машин с программным управлением и их импорта требует соответствующего развития материально-технической базы ремонтного обслуживания.
Определение емкости рынка услуг по изготовлению предметов потребления по индивидуальным заказам населения (обуви, одежды, мебели и др.) требует несколько иного подхода. Здесь первоочередное значение имеют такие факторы, как размер денежных доходов населения, уровень цен на соответствующие товары массового производства в розничной торговле, качество изготовляемых изделий по индивидуальным заказам, но сравнению с массовым производством.
Важную роль в воспроизводстве услуг играют разгосударствление и приватизация предприятий, мастерских, ателье по изготовлению и ремонту одежды и обуви, ремонту автомобилей и бытовой техники и т.д. До 1990 г. основную часть субъектов на рынке услуг представляли государственные предприятия: в сфере изготовления одежды, ремонта обуви, телевизоров, услуг такси их доля составляла 90-94%; небольшая часть услуг приходилась на долю товариществ, акционерных обществ, кооперативов, индивидуальных предприятий и граждан.
В рыночной экономике развитие предприятий сферы услуг различных негосударственных форм собственности меняет структуру воспроизводства услуг, что способствует сбалансированию спроса и предложения на рынке услуг.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 258.