Воспроизводство социально-бытовых услуг
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Для воспроизводства социально-бытовых услуг характерна довольно высокая степень локализации, так как большинство видов услуг сильно привязано к территории. За исключением санаторно-курортных и туристских услуг, воспроизводство которых можно рассматривать в рамках крупного экономического района или страны в целом, а также услуг пассажирского, авиа­ционного, железнодорожного и речного транспорта, нося­щих межрайонный характер, основная масса социально-бытовых услуг локализуется в пределах населенного пункта, города или городской агломерации.

Как показывает анализ, производство и потребле­ние социально-бытовых услуг не сбалансировано, многие виды услуг – бытовых, жилищно-коммунальных, рекреацион­ных, связи – развиты недостаточно. Отставание с разви­тием услуг характерно для всех регионов России.

Структура потребления услуг имеет существенные региональные особенности, что обусловлено действием факторов как спроса (денежные доходы, социально-демографическая структура населения, национально-исто­рические привычки и традиции и др.), так и предложения (развитие предприятий службы быта, рекреационного комплекса, транспорта и связи).

Поэтому, намечая пути развития сферы социально-бытовых услуг, необходимо прежде всего изучить потребно­сти населения в услугах и структуру денежных доходов и расходов населения. При оценке перспектив потребления услуг необходимо учитывать ряд социально-экономических, демографических и региональных факторов, оказывающих дифференцированное влияние на потребление различных видов услуг.

При анализе воспроизводства бытовых услуг необходимо рассмотреть следующие укрупненные группы услуг, предполагающие дифференцированный методи­ческий подход, услуги по ремонту предметов, услуги по изготовлению предметов, услуги личного характера.

Наиболее существенные факторы, которые следует учитывать при рассмотрении перспектив потребления бытовых услуг, определяются специфическим характером услуг, входящих в каждую группу. Так, масштабы развития сферы услуг по ремонту изделий зависят от обеспеченности населения одеждой, обувью, предметами длительного пользования, от регионально-климатических условий, физиологических особенностей половозрастных групп населения, сроков службы и технической надежно­сти изделий, стоимости услуг по ремонту. С ростом денеж­ных доходов и объемов производства товаров народного потребления количество предметов длительного пользова­ния у населения существенно возрастает, в связи с чем необходимо расширение сети предприятий по ремонту и обслуживанию бытовой техники, техобслуживанию легко­вых автомобилей.

С количественным увеличением накопленного у населения имущества длительного пользования меняется его качественная структура, возрастает доля технически сложных новых моделей аудио- и видеотехники, радио- и электроприборов. Расширение производства видеомагни­тофонов, лазерных проигрывателей, бытовых компьютеров, автоматических хозяйственных машин с программным управлением и их импорта требует соответствующего развития материально-технической базы ремонтного обслу­живания.

Определение емкости рынка услуг по изготовлению предметов потребления по индивидуальным заказам населения (обуви, одежды, мебели и др.) требует несколько иного подхода. Здесь первоочередное значение имеют такие факторы, как размер денежных доходов населения, уровень цен на соответствующие товары массового произ­водства в розничной торговле, качество изготовляемых изделий по индивидуальным заказам, но сравнению с массовым производством.

Важную роль в воспроизводстве услуг играют разгосударствление и приватизация предприятий, мастер­ских, ателье по изготовлению и ремонту одежды и обуви, ремонту автомобилей и бытовой техники и т.д. До 1990 г. основную часть субъектов на рынке услуг представляли государственные предприятия: в сфере изготовления одежды, ремонта обуви, телевизоров, услуг такси их доля составляла 90-94%; небольшая часть услуг приходилась на долю товариществ, акционерных обществ, кооперати­вов, индивидуальных предприятий и граждан.

В рыночной экономике развитие предприятий сферы услуг различных негосударственных форм соб­ственности меняет структуру воспроизводства услуг, что способствует сбалансированию спроса и предложения на рынке услуг.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 215.