Содержание
Введение_________________________________________________________3
Глава 1. Теоретические основы построения внутренней и внешней среды организации______________________________________________________5
1.1.Понятие внутренней и внешней среды организации, методы анализа__________________________________________________________5
1.2.Схема построения и связь элементов внутренней среды ______________9
1.3. Схема построения и связь элементов внешней среды _______________13
Глава 2. Анализ внутренней и внешней среды ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика» _____________________________________________21
2.1.Общая характеристика ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика» ____21
2.2. Анализ внутренней среды ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика» _ 25
2.3. Анализ внешней среды ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика» ____31
Глава 3. SWOT – анализ ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика» и мероприятия по увеличению прибыли _______________________________33
3.1. SWOT – анализ ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика»___________33
3.2. Предложения по повышению конкурентоспособности ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика»_________________________________35
Заключение ______________________________________________________38
Список литературы________________________________________________41
Приложение 1 ____________________________________________________44
Приложение 2 ____________________________________________________46
Введение
Важнейшим понятием в менеджменте является организация. Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае если, среда допускает его осуществление. Внутренняя среда является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе потенциал, необходимый для функционирования организации, но в это же время может быть источником проблем и даже ее гибели. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Естественно, эти моменты должны быть предметом постоянного внимания со стороны менеджера.
Актуальность темы обусловлена тем, что умение выделить и проанализировать элементы организации и внешние факторы является залогом успеха фирмы. Анализ состояния компании позволяет обеспечить баланс рыночных запросов и реальных возможностей самой компании, получить необходимую информацию для принятия обоснованных управленческих решений и разработки рыночной стратегии и политики.
Исходя из вышеизложенного цель написания курсовой работы состоит в исследовании внешней и внутренней среды ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика» и разработке стратегии повышения конкурентоспособности.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
- сформулировать понятие внешней и внутренней среды организации;
- рассмотреть схему построения и связь элементов внутренней и внешней среды;
- провести анализ внешней и внутренней среды ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика»;
- проанализировать позитивные и негативные факторы развития ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика»;
- разработать предложения по повышению конкурентоспособности ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика».
Объектом исследования являются процессы и явления, происходящие в ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика».
Предметом исследования выступает стратегия конкурентоспособности предприятия.
В процессе исследования использовались следующие методы: аналитический, монографический, расчетно-конструктивный.
Информационной базой исследования послужили законодательные и нормативные акты Российской Федерации, а также финансовая отчетность ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика».
Структурно работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы из 29 источников. Работа проиллюстрирована 8 таблицами и 10 рисунками, изложена на 40 страницах машинописного текста.
Глава 1. Теоретические основы построения внутренней и внешней среды организации
Глава 2. Анализ внутренней и внешней среды ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика»
Глава 3. SWOT – анализ ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика» и мероприятия по увеличению прибыли
Заключение
Рассмотрев и проанализировав внешнюю и внутреннюю среду организации необходимо сделать основные выводы по данной теме.
Внутренние переменные – это ситуационные факторы внутри организации, которые в основном являются контролируемыми и регулируемыми. Основными переменными внутренней среды организации, которые требуют внимания руководства, являются: цели, структура, задачи, технология и люди. Все внутренние переменные взаимосвязаны. В своей совокупности они рассматриваются как социотехнические подсистемы. Изменение одной из них в определенной степени влияет на другие. Совершенствование одной переменной, например, такой, как технология, не обязательно может вести к повышению производительности, если эти изменения сказываются отрицательно на другой переменной, например, людях. От внутренних переменных, от которых зависит внутреннее благополучие организации, и их взаимодействие способствует достижению общих целей организации.
Однако успех организации также зависит от внешнего окружения организации, без которого не возможен жизненный цикл любой организации. Руководитель должен учитывать внешнее окружение. Факторы, оказывающие немедленное влияние на организацию, относятся к среде прямого воздействия, остальные факторы – к среде косвенного воздействия. Так же как и внутренние переменные, факторы внешнего окружения взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Внешняя среда имеет свойства сложности и неопределенности.
Таким образом, внешние факторы в совокупности с факторами внутренней среды оказывают решающее воздействие на функционирование организации. Все переменные тесно переплетаются и влияют друг на друга. Менеджер должен уметь анализировать все эти факторы в совокупности, не упуская ни одного из виду, и принимать верное решение.
Анализ внутренней и внешней сред — это очень важный для выработки стратегии организации и очень сложный процесс, требующий внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и установления связи между факторами и теми сильными и слабыми сторонами организации, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде. Очевидно, что, не зная, что происходит во внешнем окружении и не развивая свои внутренние компетентные стороны, компания очень скоро начнет терять конкурентное преимущество, а затем может просто исчезнуть с рынка.
Анализ внешней и внутренней среды в представленной работе был проведен на примере ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика», который является одним из крупных производителей кондитерско-макаронных изделий в Калужской области.
Анализ внутренней среды предприятия показал, что финансовый кризис оказал отрицательное влияние на деятельность ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика» в 2010 году, в связи, с чем наблюдалось снижение прибыли от продаж на 569 тыс.руб. и рентабельности на 1,1%. Однако коэффициент использования производственной мощности предприятия возрос на 8,5%, таким образом можно сделать вывод о том, что предприятие было практически полностью загружено.
В этих условиях ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика» принимает меры по максимальному вовлечению сырья в промышленную переработку, привлекая новых поставщиков сырья, что невозможно без предложения более выгодных условий поставки, все это, несомненно, ведет к повышению себестоимости продукции, негативно отражаясь на финансовых результатах, так как реализованная продукция не окупает расходов. Поэтому, ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика» обновляет и расширяет ассортимент выпускаемой продукции. В целом ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика» обладает большим производственным потенциалом, является стабильным и надежным партнером.
В целях минимизации отраслевых рисков ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика» предлагается наличие долгосрочных программ производства. В целях повышения конкурентоспособности предприятию выпустить на рынок ряд новинок, например, конфеты на сахарозе. Для нейтрализации угроз и рисков предлагается как запуск новых видов продуктов, так еще более активные действия в маркетинговой и сбытовой стратегии предприятия. Важное значение в системе выбранных мероприятий играет сбытовая политика, поскольку в краткосрочном периоде увеличение экономической прибыли ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика» возможно за счет расширения сбыта, а также географии экономически активности компании.
Список литературы
1. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. — М: Центр экономики и маркетинга, 2008.
2. Армстронг Ш. Деловое планирование и предпринимательство: Пер. с англ. — М.: Дело, 2007.
3. Брэддик У. Менеджмент в организации. – М.:«ИНФРА-М», 2007.
4. Виханский О.С. Менеджмент: Учебник 3-е изд. – М.: Гардарики, 2009.
5. Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник / И.Н. Герчикова. -3-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ, 2009.
6. Дашков Л.П., Данилов А.И., Тютюкина Е.Б. Предпринимательство и бизнес. — М.: ИВЦ «Маркетинг», 2008.
7. Драчева, Е. П. Менеджмент: Учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования. – М.: Мастерство, 2010.
8. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2009.
9. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. Учебник. – Мн.: НПЖ «ФУА», ЗАО «Экономпресс», 2009.
10. Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов по специальности «Менеджмент». – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА–ИНФРА-М), 2008.
11. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент / Ф. Котлер; пер. с анг. О.А. Третьяк, Л.А. Волковой, Ю.Н. Кантуревского. - СПб. : Изд-во «Питер», 2007.
12. Лифиц И.М. Формирование и оценка конкурентоспособности товара и услуг / И.М. Лифиц. - М. : Юрайт-Издат, 2006.
13. Мансуров Р.Е. Об экономической сущности понятий «конкурентоспособность предприятия» и «управление конкурентоспособностью предприятия» / Р.Е. Мансуров // Маркетинг в России и за рубежом. - 2008. -№ 2 (25). - С. 91 - 94.
14. Медведев В.П. Основы менеджмента. В 2-х т. Учеб.-метод. пособие. - М.: ИКК «ДеКА», 2007. Т.2.
15. Менеджмент (современный российский менеджмент) : учеб. пособие / Б.А. Денисов, М.Л. Разу, Ф.М. Русинов, Р.А. Фатхутдинов. - М. : ФБК «Пресс», 2008.
16. Мескон М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон. М. Альберт, Хедоуриф. - М. : Дело, 2008.
17. Мишин Ю. Слагаемые конкурентоспособности: Рекомендации по выработке стратегии развития производственных структур// Риск. – 2008. - №10. – С.22-29.
18. Островский Г. Конкурентоспособность предприятия как объект управления / Островский Г. // Консультант директора - 2010. - №20. — С. 34-36.
19. Панов А.И. Стратегический менеджмент : учеб. пособие для вузов / А.И. Панов, И.О. Коробейников. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
20. Петухов P.M. Оценка эффективности промышленного производства (методы и показатели) / P.M. Петухов. - М.: Экономика, 2007.
21. Попов С.А. Стратегический менеджмент: Видение — важнее, чем знание : учеб. пособие / С.А. Попов. - М.: Дело, 2008.
22. Родионова В.Н. Стратегический менеджмент : учеб. пособие / В Н. Родионова, Н.В. Федоркова, А.Н. Чекменеев - М. : Изд-во РИОР, 2009.
23. Селезнев А.З. Конкурентные позиции и инфраструктура рынка России / А.З. Селезнев. - М. : Юристъ, 2008.
24. Синько В.И. Конкуренция и конкурентоспособность: основные понятия / В.И. Синько // Стандарты и качество. — 2009. - № 4. - С. 54 - 59.
25. Томпсон А.А. Стратегический менеджмент Концепции и ситуации : учебник для вузов / А.А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд ; пер. с 9-го англ. изд. - М. : ИНФРА-М, 2008.
26. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент / Р.А. Фатхутдинов. - М., 2009.
27. Чайка И.И. Конкурентоспособное качество отечественных предприятий — ключевая проблема выхода России из экономического кризиса / И.И. Чайка, Н. Львов // Стандарты и качество. - 2009. - № 6. - С. 47.
28. Шифрин, М.Б. Стратегический менеджмент / М.Б. Шифрин. -СПб. : Питер, 2008.
29. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика: Учебное пособие; 2-е изд., с испр. и доп. — М.: Ассоциация авторов и издателей “Тандем”; Изд-во «ГНОМ-ПРЕСС», 2008.
Приложение 1
БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС
| Коды | ||||||||
Форма № 1 по ОКУД | 0710001 | ||||||||
за год 2010 г. | Дата (год, месяц, число) |
| |||||||
Организация: ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика» | по ОКПО |
| |||||||
Идентификационный номер налогоплательщика | ИНН | 4017000461 | |||||||
Вид деятельности: Пищевая промышленность | по ОКВЭД |
| |||||||
Организационно-правовая форма / форма собственности: ОАО | по ОКОПФ/ОКФС |
| |||||||
Единица измерения: тыс. руб. | по ОКЕИ | 384 | |||||||
АКТИВ
Код стр.
На конец отчетного периода
1
2
4
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
Нематериальные активы (04, 05)
110
Основные средства (01, 02, 03)
120
2185
Незавершенное строительство (07, 08, 16, 61)
130
Долгосрочные финансовые вложения (06,82)
140
ИТОГО по разделу I
190
2185
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
Запасы
210
3097
сырье, материалы и другие аналогичные ценности
211
1852
Затраты в незавершенное производство
213
-
Готовая продукция и товары для перепродажи
214
1210
расходы будущих периодов (31)
216
35
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям (19)
220
-
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем 12 месяцев после отчетной даты)
230
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)
240
6778
покупатели и заказчики (62, 76, 82)
241
6778
Краткосрочные финансовые вложения (56,58,82)
250
Денежные средства
260
2543
Прочие оборотные активы
270
67
ИТОГО по разделу II
290
12485
БАЛАНС (сумма строк 190 + 290)
300
14670
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ
Уставный капитал
410
3
Собственные акции, выкупленные у акционеров
411
Добавочный капитал
420
3328
Резервный капитал
430
Нераспределенная прибыль отчетного года (непокрытый убыток)
470
675
ИТОГО по разделу III
490
4006
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Отложенные налоговые обязательства
515
ИТОГО по разделу IV
590
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Займы и кредиты
610
7000
Кредиторская задолженность
620
3664
поставщики и подрядчики (60, 76)
621
1774
задолженность перед персоналом организации (70)
622
1113
задолженность перед государственными внебюджетными фондами
623
182
Задолженность по налогам и сборам
624
575
Прочие кредиторы
625
20
ИТОГО по разделу V
690
10664
БАЛАНС (сумма строк 490 + 590 + 690)
700
14670
ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ
| Коды | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Форма № 2 по ОКУД | 0710001 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
за год 2010 г. | Дата (год, месяц, число) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организация: ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика» | по ОКПО |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Идентификационный номер налогоплательщика | ИНН | 4017000461 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вид деятельности: Пищевая промышленность | по ОКВЭД |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационно-правовая форма / форма собственности: ОАО | ОКОПФ/ОКФС |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Единица измерения: тыс. руб. | по ОКЕИ | 384 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наименование показателя | Код стр. | За отчетный период |
Приложение 2 Обобщение результатов PEST-анализа
[1] Родионова, В.Н. Стратегический менеджмент : учеб. пособие / В Н. Родионова, Н.В. Федоркова, А.Н. Чекменеев - М. : Изд-во РИОР, 2009.-81 с. [2] Шифрин, М.Б. Стратегический менеджмент / М.Б. Шифрин. -СПб. : Питер, 2008. - 240 с. [3] Менеджмент (современный российский менеджмент) : учеб. пособие / Б.А. Денисов, М.Л. Разу, Ф.М. Русинов, Р.А. Фатхутдинов. - М. : ФБК «Пресс», 2008. - 504 с. [4] Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2009. – 36 с. [5] Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. Учебник. – Мн.: НПЖ «ФУА», ЗАО «Экономпресс», 2009. – 123 с. [6] Панов А.И. Стратегический менеджмент : учеб. пособие для вузов / А.И. Панов, И.О. Коробейников. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 59 с. [7] Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов по специальности «Менеджмент». – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА–ИНФРА-М), 2008. – 236 с. [8] Брэддик У. Менеджмент в организации. – М.:«ИНФРА-М», 2007. – 129 с. [9] Драчева, Е. П. Менеджмент: Учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования. – М.: Мастерство, 2010. – 1156 с. [10] Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник / И.Н. Герчикова. -3-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ, 2009. – 99 с. [11] Медведев В.П. Основы менеджмента. В 2-х т. Учеб.-метод. пособие. - М.: ИКК «ДеКА», 2007. Т.2. – 214 с. Содержание
Введение_________________________________________________________3 Глава 1. Теоретические основы построения внутренней и внешней среды организации______________________________________________________5 1.1.Понятие внутренней и внешней среды организации, методы анализа__________________________________________________________5 1.2.Схема построения и связь элементов внутренней среды ______________9 1.3. Схема построения и связь элементов внешней среды _______________13 Глава 2. Анализ внутренней и внешней среды ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика» _____________________________________________21 2.1.Общая характеристика ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика» ____21 2.2. Анализ внутренней среды ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика» _ 25 2.3. Анализ внешней среды ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика» ____31 Глава 3. SWOT – анализ ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика» и мероприятия по увеличению прибыли _______________________________33 3.1. SWOT – анализ ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика»___________33 3.2. Предложения по повышению конкурентоспособности ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика»_________________________________35 Заключение ______________________________________________________38 Список литературы________________________________________________41 Приложение 1 ____________________________________________________44 Приложение 2 ____________________________________________________46
Введение
Важнейшим понятием в менеджменте является организация. Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае если, среда допускает его осуществление. Внутренняя среда является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе потенциал, необходимый для функционирования организации, но в это же время может быть источником проблем и даже ее гибели. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Естественно, эти моменты должны быть предметом постоянного внимания со стороны менеджера. Актуальность темы обусловлена тем, что умение выделить и проанализировать элементы организации и внешние факторы является залогом успеха фирмы. Анализ состояния компании позволяет обеспечить баланс рыночных запросов и реальных возможностей самой компании, получить необходимую информацию для принятия обоснованных управленческих решений и разработки рыночной стратегии и политики. Исходя из вышеизложенного цель написания курсовой работы состоит в исследовании внешней и внутренней среды ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика» и разработке стратегии повышения конкурентоспособности. Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи: - сформулировать понятие внешней и внутренней среды организации; - рассмотреть схему построения и связь элементов внутренней и внешней среды; - провести анализ внешней и внутренней среды ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика»; - проанализировать позитивные и негативные факторы развития ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика»; - разработать предложения по повышению конкурентоспособности ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика». Объектом исследования являются процессы и явления, происходящие в ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика». Предметом исследования выступает стратегия конкурентоспособности предприятия. В процессе исследования использовались следующие методы: аналитический, монографический, расчетно-конструктивный. Информационной базой исследования послужили законодательные и нормативные акты Российской Федерации, а также финансовая отчетность ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика». Структурно работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы из 29 источников. Работа проиллюстрирована 8 таблицами и 10 рисунками, изложена на 40 страницах машинописного текста. Глава 1. Теоретические основы построения внутренней и внешней среды организации Дата: 2019-12-10, просмотров: 252. |