ПРИЕМ И ОТПРАВЛЕНИЕ ПОЕЗДОВ В УСЛОВИЯХ НАРУШЕНИЯ НОРМАЛЬНОЙ РАБОТЫ УСТРОЙСТВ СЦБ НА СТАНЦИЯХ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

  При возникновении каких-либо нарушений в работе устройств СЦБ дежурный по станции должен, прежде всего, проверить, не является ли это следствием неправильных его действий других работников, связанных с пользованием устройств. Так, например, дополнительно проверить:

а) действительно ли свободен путь приема и изолированные участки по маршрутам предлагаемого следования поезда;

б) имеется ли контроль положения всех стрелок, в том числе охранных, входящих в маршрут, и правильно ли он установлен в аппарате;

в) не остаются ли путь и стрелки, входящие в требуемый маршрут, замкнутыми в других маршрутах;

г) не извлечен ли из аппарата ключ-жезл и правильно ли он установлен в аппарате;

д) не оказался ли включенным заградительный светофор на переезде, расположенном в пределах станции, или сигнал централизованного ограждения составов поездов и т.п. в зависимости от характера возникшего нарушения в работе устройств;

е) соответствует ли приготовленный маршрут направлению следования поезда и установленному направлению блокировки.

  При отсутствии каких-либо ошибок в своих действиях дежурный по станции обязан немедленно сделать запись в журнале осмотра о неисправности устройств СЦБ и сообщить об этом электромеханику или дежурному инженеру дистанции СЦБ и связи.

Впредь до устранения неисправности, проверки установленным порядком работы устройств и соответствующей записи электромеханика в журнале дежурному по станции независимо от поездной обстановки запрещается пользоваться неисправными устройствами (открывать входные, выходные, маршрутные светофоры, руководствуясь показаниями контрольных приборов неисправных устройств), в том числе и тогда, если до такой отметки возобновиться контроль свободности или занятости изолированных секций, положений централизованных стрелок или произойдут изменения показаний на пульте управления.

  В зависимости от характера неисправности дежурный по станции, не ожидая прибытия электромеханика, должен использовать имеющиеся в его распоряжении средства для выяснения причин нарушения нормального действия устройств СЦБ внешним осмотром путей и стрелок. Например, проверить: 

при появлении ложной занятости пути и стрелочного изолированного участка – не замкнуло ли рельсовая цепь посторонним предметом или не является ли это следствием самопроизвольного ухода вагонов или самовольного выезда локомотива на изолированный участок;

если стрелка не переводится с пульта управления – не попало ли что – нибудь между остряком и рамным рельсом.

Если после такого внешнего осмотра будет установлена и устранена причина нарушения нормального действия устройств, дежурному по станции разрешается возобновить пользование устройствами, но при этом после освобождения изолированного стрелочного участка от самопроизвольно попавшего на него подвижного состава дежурный по станции вне зависимости от показаний контрольных приборов обязан проверить правильность положения остряка и плотность прилегания рабочего остряка к рамному рельсу. О причинах нарушения нормального действия устройств и устранении их дежурный по станции делает запись в последней графе журнала осмотра.

  Если внешним осмотром причина нарушения нормального действия устройств СЦБ не обнаружена и не устранена, то до явки электромеханика и устранения повреждений дежурный по станции должен принимать и отправлять поезда и производить маневровые передвижения, обеспечивая свободность пути, стрелок и приготовления маршрута приема и отправления поездов порядком, предусмотренным для таких случаев в техническораспорядительном акте станции. 

  При ложной занятости стрелочных изолированных участков соответствующие стрелки переводятся с помощью вспомогательной кнопки. Перед каждым переводом такой стрелки дежурный станции обязан убеждаться в свободности ее от подвижного состава. Прием и отправление поездов по маршрутам, в которые входят такие стрелки, производятся при запрещающем показании входных или выходных светофоров.

  При показании ложной занятости пути приема дежурный по станции перед приемом на него поезда обязан лично или соответствующих работников убеждаться в его свободности от подвижного состава. Прием поездов на такие пути должен производиться при запрещающем показании входного светофора.

  Если  дежурный по станции обнаружит, что при фактической занятости станционного пути, стрелочной секции или первого блок – участка удаления контрольные приборы на аппарате управления показывают их свободность (ложную); он должен немедленно сделать об этом запись в журнале осмотра и вызвать электромеханика. Впредь до устранения повреждения устанавливать маршруты, в которые входят эти пути стрелки (в этом числе охранные и негабаритных участков), и открывать соответствующие сигналы разрешается только после того, как дежурный по станции лично или через других работников убедится в свободности от подвижного состава изолированного участка, показывающего ложную свободность.

   Если  на пульте управления не будет контроля положения централизованной стрелки, то ее исправность и правильность установки в маршруте должны быть проведены на месте (лично дежурным по станции), оператором поста централизации и, кроме этого; такая стрелка должна быть заперта навесным замком. Впредь до устранения неисправности или выключения стрелки из централизации поезда, в маршруты, следования которых входит такая стрелка, должны пропускаться при запрещающих показаниях светофоров. По маршрутам, в которые стрелки входят в положение, которое контролируется на пульте управления, поезда могут пропускаться при разрешающих показаниях соответствующих светофоров.

Если стрелка не переводится с пульта управления, то после внешнего ее осмотра до прибытия электромеханика дежурный по станции с ведома поездного диспетчера может перевести стрелку на ручное управление (курбелем). Перевод стрелки курбелем осуществляется дежурным по станции, оператором поста централизации, сигналистом или другим работником движения, назначенным для этой цели. По докладам этих работников дежурный по станции убеждается в правильности установки стрелки в  соответствующем маршруте. Если при этом на пульте управления после перевода стрелки сохраняется контроль ее положения, то прием и отправление поездов осуществляется при разрешающих показаниях соответствующих светофоров. Если такого контроля не будет, то прием и отправление поездов производится при разрешающем показании светофора и, кроме того, переведенная стрелка запирается в маршруте навесным замком.

  Если разрешающее показание открытого входного светофора самопроизвольно изменится на запрещающее, дежурный по станции обязан по показаниям приборов управления дополнительно убедиться в правильности установки стрелок, свободности изолированных участков и пути приема, после чего вновь открыть входной светофор. Если светофор откроется, то пользоваться им разрешается и в дальнейшем. О случае самопроизвольного перекрытия сигнала дежурный по станции должен сделать запись в журнале осмотра и сообщить  электромеханику. Так же поступает дежурный по станции и при самопроизвольном перекрытии выходного светофора при отправлении поезда на перегон, оборудованный автоблокировкой, при этом, прежде чем вторично открыть светофор, необходимо проверить свободность от попутных поездов первого блок – участка, а на однопутных перегонах и двухпутных, оборудованных двухсторонней автоблокировкой, кроме того, и свободность перегона (пути) от встречных поездов.

Если после самопроизвольного закрытия входного светофора при правильном положении стрелок, свободности изолированных участков и пути приема (проверяемой по показаниям контрольных приборов) вторично светофор не открывается, от поезда впредь до выявления и устранения неисправности должны приниматься при запрещающем показания этого сигнала с проверкой маршрута. Аналогично должен поступать дежурный по станции и при повторном перекрытии входного светофора (независимо  от показаний контрольных приборов).  

  При неисправности контрольного замка на стрелки, оборудованной ключевой зависимость, электромеханик или монтер при снятии его для ремонта (с сохранением пользования сигналами) передает  ключ дежурному стрелочного поста. В маршрутах приема и отправления поездов такая стрелка после установки в соответствующее положение запирается на навесной замок. После доклада дежурного стрелочного поста дежурному по станции о готовности маршрута ключа от контрольного замка по указанию дежурного по станции вставляется в исполнительный аппарат на посту для обеспечения замыкания маршрута.   

    Перед приемом или отправления поезда по пригласительному сигналу или по соответствующим разрешениям при запрещающих показаниях сигналов на станциях, оборудованных электрической централизацией, дежурный по станции, прежде чем нажать кнопку пригласительного сигнала или выдать разрешение на прием или отправление поезда, обязан;

а) стрелочные рукоятки (кнопки) установить в положение, соответствующее положению стрелок в маршруте, и убедиться в правильности установки маршрута по контрольным приборам.

На все стрелочные рукоятки (кнопки) стрелок, входящих в маршрут, и охранных надеть красные колпачки.

Правильность установки стрелок, положение которых не контролируется на табло, должна быть проверена на месте, и, того, эти стрелки должны быть заперты на навесные замки, а в их электроприводах выключены блок – контакты. При электрической централизации с ящиком зависимости стрелки в маршруте, кроме того, запираются поворотом маршрутно – сигнальной рукоятки.

После установки маршрута и проверки положения стрелок должна быть проверена свободность пути по маршруту следования поезда (лично дежурным по станции или по его указанию сигналистом, дежурный стрелочного поста или  другим работником), а также свободность изолированных стрелочных участков, смежных с негабаритными участками, входящими в маршрут;

б) при наличии маневровых маршрутов соответствующий маршрут приема или отправления поезда набрать из маневровых маршрутов с открытием маневровых светофоров. При этом стрелочные рукоятки (кнопки) индивидуального управления (при маршрутной централизации) поставить в положение, соответствующее положению стрелок в маршруте, и надеть на них красные колпачки. Свободность пути по маршруту следования проверяется по белой светящейся полосе, а если после установки маневрового маршрута она не загорелась, то свободность пути должна быть проверена.

В этом случае машинисты поездов, следующих мимо маневровых светофоров, руководствуются только показанием пригласительного сигнала или соответствующим разрешением, выдаваемым на право поезда входного или выходного светофора с запрещающим показанием.

Когда невозможно открыть маневровый светофор по маршруту следования поезда, подготовка маршрута выполняется порядком, предусмотренным в инструкции. Такой же порядок подготовки маршрута распространяется и на участки, не имеющие маневровых маршрутов;

В) на станциях, оборудованных электрической централизацией с кодовым управлением, при его неисправности перевод стрелок в положение, соответствующее маршруту, производится только с пульта резервного (местного) управления с навешиванием красных колпачков на рукоятки. Правильность положения стрелок в маршруте проверяется по контрольным приборам на пульте резервного (местного управления), а свободность пути – лично дежурным по станции или по его указанию другим работником. Пользоваться частью табло центрального поста, относящегося к району кодового управления, запрещается.

     Получив сообщение о нарушении нормальной работы устройств, электромеханик обязан определить, требуется ли выключение неисправного устройства из централизации (из зависимости) с сохранением или без сохранения пользования сигналами, и сделать об этом соответствующую запись в журнале осмотра.

Электромеханикам запрещается:

Приступать к устранению неисправности устройств СЦБ на станциях без ведома дежурного по станции и без записи в журнале осмотра, за исключением случаев, предусмотренных в специальных инструкциях в соответствии с требованиями ПТЭ;

По окончанию ремонта или устранения неисправности вводить в действие устройства, работа  которых временно прекращалась, без совместной с дежурным по станции или оператором поста централизации практической их проверки и, не убедившись в исправности устройств и правильности показаний контрольных приборов на пульте управления. 

   При выключении отдельных изолированных участков, централизованных стрелок, контрольных стрелочных замков или других устройств с сохранением пользования сигналами проверка положения и замыкания выключенного устройства в маршруте должна производиться особо, порядком, установленным в техническораспорядительном акте станции. После такой проверки прием и отправление поездов производятся по разрешающим показаниям входных и выходных сигналов. 

Электромеханик (а при ключевой зависимости и монтер) имеет право выключать устройства с сохранением пользования сигналами на срок: до 8 ч. - с разрешения начальника станции, а на участках с диспетчерской централизацией – поездного диспетчера и с ведома старшего электромеханика или дежурного инженера дистанции СЦБ и связи. В исключительных случаях, когда начальника станции или его заместителя на станции нет, выключение устройств СЦБ с сохранением  пользования сигналами на срок до 8 ч. разрешает дежурный по станции. Который предварительно должен получить согласие на это поездного диспетчера;

свыше 8 ч. (до 5 суток) – с разрешения начальника отделения дороги;

свыше  5 суток - с разрешения начальника дороги.

   На участках с диспетчерской централизацией выключение стрелок или изолированных участков для устранения неисправности производится во всех случаях только после передачи станции на резервное управление.

    Плановые работы, связанные с выключением устройств СЦБ, производятся в соответствии с ежемесячными графиками, утвержденными начальником отделения дороги, с назначением ответственного работника, обеспечивающего безопасность движения поездов.

    В каждом случае выключения стрелки или изолированного участка из зависимости с сохранением пользования сигналами электромеханик совместно с дежурным по станции по контрольным приборам должен проверить, выключена ли именно та стрелка, о которой сделана запись в журнале осмотра.

    При выключении изолированных участков, централизованных стрелок, контрольных стрелочных замков и других устройств без сохранения пользования сигналами прием и отправление поездов производятся при запрещающем показании входных и выходных сигналов, при этом проверка свободности пути, положения и замыкания каждой стрелки в маршруте производится порядком, установленным в техническо-распорядительном акте станции.

   Перед выключением стрелки или изолированного участка дежурный по станции или по его указанию оператор поста централизации обязан надеть на стрелочные рукоятки (кнопки) выключаемой стрелки или стрелок, входящих в выключаемый изолированный участок, красные колпачки.  

Когда отдельные стрелки электрической централизации нельзя перевести с аппарата, их включают из централизации и переводят на ручное управление при помощи курбеля.                                                                

Если контроль положения стрелок, переводимых курбелем, на аппарате управления сохраняется, дежурный по станции в правильности их установки в маршруте убеждается по докладам работников, переводящих стрелки, и по показаниям контрольных приборов на аппарате управления, а прием и отправление поездов производиться при разрешающих показаниях сигналов.

Если электрический контроль положения стрелок переводимых курбелем нарушен, то прием и отправление поездов производится при запрещающих сигналов, а, кроме того, такие стрелки должны запираться в соответствующем маршруте на навесные замки, ключи от которых во время приема или отправления поезда должны храниться у ДСП или у сигналиста, старшего дежурного стрелочного поста, оператора поста централизации. По докладам этих работников, ДСП должен убеждаться в положении и замыкании таких стрелок в маршруте.

При ремонте или неисправности стрелки, когда нарушается механическая связь между остряками (разъединение остряков), соответствующая стрелка выключается из централизации (или зависимости), а ее остряки закрепляются (зашиваются) в определенном положении. Закрепление остряков производится работником службы пути, о чем последний делает запись в журнале осмотра.

     Если необходимо пропустить поезд по такой стрелке, ДСП после сообщения работника службы пути о закреплении остряков убеждается в правильном ее положении в маршруте лично или по докладу работника, назначенного для обслуживания такой стрелки.

     При отсоединении остряков от привода (без их разъединения) стрелка запирается на навесной замок или же прижатый остряк зашивается.

         В настоящей главе изложены лишь основные положения, касающиеся приема и отправления поездов при нарушении нормальной работы устройств СЦБ на станциях. Детальный порядок включения и выключения устройств СЦБ при их неисправности, осмотре и ремонте приведен в инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве работ по содержанию и ремонту устройств СЦБ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Котляренко Н.Ф., Шишляков А.В., Соболев Ю.В. Путевая блокировка и авторегулировка. – М.: Транспорт, 1983. – 408 с.

2. Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации. – М.: Техинформ, 2000. – 317 с.

3. Инструкция по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации. – М.: Транспорт, 2000. – 128 с.

4. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации. – М.: Техинформ, 2000. – 190 с.

5. Л.А. Кондратьева Устройства железнодорожной автоматики и телемеханики: общий курс – М.: Транспорт, 1983. – 232 с.

6. Системы железнодорожной автоматики и телемеханики / Ю.А. Кравцов, В.Л. Нестеров, Г.Ф. Лекута и др./ – М.: Транспорт, 1996. – 400 с.

7. Станционные системы автоматики и телемеханики. /В.Л. Сапожников, Б.Н. Елкин и др -М.: Транспорт, 2000.- 432 с.

8. Информационный журнал «Железны дороги мира» / 2004, № 1, p. 14 – 23, 26 – 27

9. Газета De Metro, 23 марта 2005

 

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 605.