Класс профессий говорит о степени сложности и требуемой квалификации человека, то есть о характере труда, который может быть исполнительным или творческим.
По характеру труда выделяются два класса профессий:
- профессии исполнительского класса связаны с выполнением решений, работой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям, стереотипным подходом к решению проблем (агент, медсестра, продавец, приёмщик заказов, социальный работник, машинист, оператор, станочник, плотник, кассир, телефонист, парикмахер, озеленитель). В большинстве случаев профессии этого класса не требуют высшего образования.
- профессии творческого класса связаны с анализом, исследованием, испытанием, контролем, планированием, организацией и управлением, конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений, требуют независимого и оригинального мышления, высокого уровня умственного развития и, как правило, высшего образования (врач, менеджер, референт, психолог, учитель, юрист, инженер, экономист, математик, архитектор, физик).
6. Психологические типы профессий.
Тип профессии указывает на то, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности, то есть на предмет труда.
По предмету труда можно выделить пять типов профессий:
- к профессиям типа “человек-человек” относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием (врач, медсестра, санитарка), обучением и воспитанием (воспитатель, няня, учитель, преподаватель, тренер), бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант), правовой защитой (юрист, следователь, участковый инспектор).
Профессии этого типа предъявляют высокие требования к таким качествам работника как умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояние людей, оказывать влияние на других, проявлять выдержку, спокойствие и доброжелательность, речевые способности.
-тип “человек-техника” включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств (каменщик, монтажник, сварщик, инженер-конструктор), эксплуатацией технических средств (водитель, кочегар, крановщик, токарь, швея-мотористка), ремонтом техники (слесарь-ремонтник, механик, электромонтёр по ремонту оборудования).
Этот тип профессий требует от работника высокого уровня развития наглядно-образного мышления, пространственных представлений, технической осведомленности и сообразительности, хороших двигательных навыков, ловкости.
-тип “человек - знаковая система” объединяет профессии, связанные с текстами (корректор, машинистка, переводчик, библиотекарь), с цифрами, формулами и таблицами (программист, экономист, бухгалтер, кассир), с чертежами, картами, схемами (штурман, чертёжник), со звуковыми сигналами (радист, телефонист).
Профессии этого типа требуют от человека способности к отвлечённому мышлению, оперированию числами, длительному и устойчивому сосредоточению внимания, усидчивости.
- к типу “человек - художественный образ” можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, журналист, модельер, композитор), с воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образцу (ювелир, актёр, закройщик, реставратор, столяр-краснодеревщик, цветовод-декоратор).
От человека в профессиях этого типа требуется развитый художественный вкус, высокая эстетическая чувствительность, богатое и яркое воображение.
- к типу “человек-природа” можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, геолог), с уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, зоотехник), с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар).
Этот тип профессий предполагает наличие у человека хорошей наблюдательности, способности ориентироваться в условиях непредсказуемости и отсроченности результатов, менять цели в зависимости от условий, выносливости и терпеливости к недостатку комфорта.
7. Примерный перечень вопросов учащихся:
Какие новые профессии появляются в наши дни?
Сегодня быстрыми темпами развивается сфера торговли, управления и информационного обслуживания и максимальное количество новых профессий появляется именно в этих областях. Это разновидности агентов и менеджеров:
- коммерческий агент, рекламный агент, агент по недвижимости, агент по ценным бумагам, туристический агент, менеджеры: по персоналу, по маркетингу, по продажам, по рекламе, по проектам, офис-менеджер, финансовый менеджер.
В области информационного проектирования и обеспечения:
- менеджер информационных систем, сетевой администратор, специалист по сетям и коммуникациям, инженер – системотехник, системный аналитик, специалист по компьютерному дизайну, веб-дизайнер.
Не по всем из этих профессий в настоящее время можно получить качественную подготовку.
Какие самые востребуемые профессии сегодня?
Советуем присмотреться к техническим специальностям, на которые существует настоящий дефицит.
Прогноз специалистов: лидерами по привлечению новых сотрудников окажутся производственные компании, а самым “горячим” рынком будет недвижимость. Сейчас рынок недвижимости на пике и спрос на квалифицированные кадры значительно вырос.
В недвижимости наиболее значительно растут зарплаты специалистов всех квалификаций.
Другая востребованная группа профессий – технические специалисты. Уже сейчас компании готовы платить своим сотрудникам зарплаты, значительно превышающие их реальную стоимость на рынке труда. В особом дефиците сейчас инженеры и главные инженеры, а также простые и главные технологи. Хороший главный технолог может зарабатывать, как директор завода (сегодня в пищевой промышленности, где важны международные стандарты качества).
Как правильно выбрать ВУЗ?
1. Важный критерий выбора учебного заведения – статус выдаваемого ВУЗом диплома (государственного образца и негосударственного).
2. Договор - основной документ, регулирующий взаимоотношения студента с институтом.
Обратите внимание на:
- возможность расторжения договора по инициативе студента;
- условия расторжения по инициативе института;
- санкции за невыполнение или недовыполнение обязательств по договору, налагаемые на каждую из сторон;
- возможность изменения стоимости обучения на последующих курсах;
- полноту регулирования договором отношений между институтом и студентом;
- соответствие подписей и печатей;
- грамотность оформления документа.
Правильнее взять копию и проконсультироваться с юристом. Это относится в равной степени к коммерческим ВУЗам и к государственным.
Что надо выяснить до подписания договора на платное образование?
По учреждению:
- когда введена заинтересовавшая вас специальность и сколько выпусков состоялось;
- ознакомьтесь с лицензией на право осуществления образовательной деятельности.
По учёбе:
- правила предоставления академического отпуска и условия восстановления на курсе;
- возможность экстерната и условия пересдачи экзаменов и зачётов;
- ознакомьтесь со списком дисциплин, подлежащих изучению;
- для заочного обучения: выясните график проведения консультаций в течение года.
Какой ВУЗ предпочесть: государственный или негосударственный?
Зависит от вашего материального положения. В государственном вузе есть возможность поступить на бюджетное отделение. Диплом государственного образца больше ценится работодателями.
Как прорваться в ВУЗ?
Помни о своих правах: абитуриент имеет право поступить одновременно в несколько вузов; сделайте копии документов и заверьте у нотариуса; только в МГУ могут попросить принести оригинал документа; главное рассчитать время и силы так, чтобы успеть на все экзамены).
Не спеши «лезть за кошельком» (в государственных ВУЗах согласно Закону “Об образовании” принимают документы и проводят экзамены совершенно бесплатно.
Всякие сборы на канцелярские расходы – незаконны. В негосударственных ВУЗах плата за экзамены оговаривается в договоре.).
Опасайтесь мошенников, которые предлагают за круглую сумму обеспечить поступление в ВУЗ. Дешевле и надёжнее сразу поступить на платное отделение.
Апеллируй, но в меру (апелляция подаётся сразу после устного экзамена или в день объявления результатов письменной работы; заявление подаётся на имя ответственного секретаря приёмной комиссии; повод – ваш ответ слушал один преподаватель, а другой отсутствовал или принимал другого абитуриента; на письменной работе одна подпись, то есть её проверял один преподаватель, а должны проверять два; преподаватель оказывал на вас моральное давление, был груб, нетерпелив, не дослушал ваш ответ до конца; от вас требовали знаний сверх школьной и довузовской программ; Помните: на апелляции не имеют права задавать дополнительные вопросы!).
Вы не пришли на экзамен по причине болезни, то предоставьте справку, заверенную печатью. Вам назначат дату переэкзаменовки.
При подаче документов справка формы № 286 необходима на факультет, где требуется особо хорошее состояние здоровья (геологоразведочная академия, военные и спортивные учебные заведения)
Не забывай о льготах (льготники – дети-сироты, инвалиды с детства, “чернобыльцы”, солдаты с горячих точек поступают вне конкурса – достаточно получить на экзаменах положительные оценки); победители всероссийских и международных олимпиад поступают вообще без экзаменов, все остальные победители, по усмотрению вуза. Школьники – медалисты, имеющие аттестат с отличием сдают один профильный экзамен (в каждом вузе он свой).
Не гонитесь за престижностью. Лучше быть студентом средненького вуза, чем несколько лет подряд биться лбом о стенку “крутого” университета, потеряв при этом кучу денег и времени!
Формула выбора профессии.
Сделать правильный выбор – значит, найти профессию, которая:
Интересна и привлекательна “ХОЧУ”
Это занятия и действия, которые ты выполняешь с интересом, с желанием, по собственной инициативе. Если выбранное дело нравится, то ты охотнее будешь работать, повышать свою квалификацию, пользоваться авторитетом, больше зарабатывать.
Задумайся, действительно ли ты выбираешь профессию?
Доступна и посильна “МОГУ”
Это возможности человека, его способности, состояние здоровья, уровень знаний и умений. В каких-то делах ты менее успешен, быстрее устаёшь, начинаешь нервничать, злиться, теряться, а в других – за тобой не угонишься, занимаешься с удовольствием и не устаёшь. Незнание своих способностей, здоровья и физических особенностей и неумение соотнести их с требованиями профессии могут привести к необоснованному выбору.
Имеется спрос на рынке труда “НАДО”
Это знание о перспективных отраслях и о том, какие специальности пользуются спросом на рынке труда, какова вероятность трудоустройства по выбираемой профессии. Безработный – невыигрышное начало трудовой карьеры. Востребованность работников зависит от их специализации и уровня образования
Заключение.
Как выбрать профессию, чтобы потом не сожалеть?
o Знать и очень хорошо представлять себе, чего ты хочешь от жизни.
o Помнить, что невозможно сделать выбор раз и навсегда, что нужно быть готовым к постоянным изменениям.
o Разные пути ведут к одной и той же цели, и даже препятствия можно превратить в инструмент для тренировок.
o Работа – это важная, но все-таки только часть жизни.
Американский психолог Джон Голланд считает, что каждому типу личности соответствует определённый тип профессий. Если человек выбирает профессию, соответствующую его типу личности, обеспечивающую реализацию его ценностей, то он сможет достичь в ней наибольших успехов.
Приложение 1.
Результаты обработанного теста по профориентации (классификация типов профессий Климова) в 11 е классе МОУ СОШ «Зеленый шум» № 14.
Фамилия, имя | Тип профессии; количество выборов | Тип темперамента |
1. Мирошниченко Дарья | Человек-человек (6) Человек-техника (5) Человек - знаковая система (5) | Х-С |
2. Баранова Екатерина | Человек-человек (6) Человек - знаковая система (6) | С-Х |
3. Васнецов Виктор | Человек-человек (8) | С-Х |
4. Измайлова Наталья | Человек - знаковая система (5) Человек-техник (4) Человек - художественный образ (4) | С-Х |
5. Кравцов Александр | Человек-человек (7) Человек - знаковая система (8) | С-Ф |
6. Куклев Денис | Человек-человек (8) | С-Х |
7. Лазуренко Вадим | Человек-человек (6) Человек - знаковая система (7) | С |
8. Васильв Данил | Человек-человек (5) Человек-природа (8) | С-Ф |
9. Малахов Артём | Человек - знаковая система (8) Человек-техника (4) | Х-С |
10. Данилова Анастасия | Человек-человек (7) Человек - знаковая система (5) | С |
11Воробьёва Кристина | Человек-человек (6) Человек - знаковая система (7) | Х-С |
12. Тимофеева Наташа | Человек-человек (5) Человек-природа (8) Человек - художественный образ (4) | С-Х |
13Шевченко Юлия | Человек-человек (5) Человек – знаковая система (8) | С-Ф |
14Давыдов Алексей | Человек - знаковая система (7) Человек-техника (4) | Ф |
15. Ярохина Наталия. | Человек-человек (6) Человек - знаковая система (7) | С-Х |
Дата: 2019-12-10, просмотров: 293.