Методика «Диагностика мотивационной сферы»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Методика «Диагностика мотивационной сферы», разработанная на основе теории иерархии потребностей А.Маслоу, измеряет степень и зоны удовлетворённости по пяти основным потребностям личности. Наиболее распространенная версия содержит 15 утверждений, которые тестируемый должен оценить, попарно сравнивая их между собой. Подсчитывают количество совпадений, выпавших на каждое утверждение по пяти основным секциям:

1. Материальные потребности;

2. Потребности в безопасности;

3. Социальные потребности;

4. Потребности в признании;

5. Потребности в самовыражении.

Теория иерархии потребностей А.Маслоу относится к числу основополагающих, классических внутриличностных теорий мотивации. Автор исходит из того, что все люди постоянно ощущают какие-либо потребности, которые побуждают их к действию. Обычно человек испытывает одновременно несколько взаимодействующих потребностей, сильнейшая из которых и определяет его поведение. Руководитель, хорошо знающий уровень потребностей своего подчиненного, может предвидеть, какой тип потребностей будет доминировать у него в обозримом будущем, и использовать соответствующий мотиватор для повышения эффективности его деятельности.

Почти о любом здоровом представителе общества можно сказать, что он одновременно и удовлетворен, и неудовлетворен во всех своих базовых потребностях. Представление об иерархии потребностей будет более реалистичным, если ввести понятие меры удовлетворенности потребностей следовательно, что низшие потребности всегда удовлетворены в большей мере, чем высшие.

Маслоу выделяет пять основных групп потребностей человека:

1. Физиологические (материальные) потребности

К ним относятся потребности в пище, одежде, жилье, сне, отдыхе. Их удовлетворение необходимо для поддержания жизни, выживания, поэтому их нередко называют биологическими потребностями. Применительно к производству они проявляются как потребности в заработной плате, отпуске, пенсионном обеспечении, перерывах в работе, благоприятных рабочих условиях, освещении, отоплении. Работники, поведение которых определяется этими потребностями, мало интересуются смыслом и содержанием труда, их заботит главным образом его оплата и условия.

2. Потребность в безопасности

Имеется в виду физическая (охрана здоровья, безопасность на рабочем месте), экономическая безопасность (денежный доход, гарантированность рабочего места, социальное страхование). Эти потребности актуализируются и выходят на первый план, как только удовлетворяются физиологические потребности человека.

Потребность в безопасности и стабильности обнаруживает себя и в консервативном поведении, в самом общем виде. Большинство людей склонно отдавать предпочтение знакомым и привычным вещам [7]. Тягой к безопасности в какой-то мере объясняется также исключительно человеческая потребность в религии, в мировоззрении, стремление человека объяснить принципы мироздания и определить свое место в универсуме.

3. Социальные потребности

Они ориентируются на общение и эмоциональные связи с другими: дружбу, любовь, принадлежность к группе и принятие ею. В организации это проявляется в том, что они входят в формальные и неформальные группы, так или иначе сотрудничают с товарищами по работе. Мотивированный социальными потребностями человек рассматривает свой труд как частичку деятельности всего коллектива. Руководство такими людьми должно иметь характер дружеского партнерства.

4. Потребность в признании

К ним относятся потребности как в самоуважении, так и в уважении со стороны других, в том числе потребности в престиже, авторитете, власти, служебном продвижении. Каждый человек постоянно нуждается в признании, в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств, каждому человеку необходимы и уважение окружающих людей, и возможность уважать самого себя.

Потребности этого уровня подразделяются на два класса. В первый входят желания и стремления, связанные с понятием «достижение». Человеку необходимо ощущение собственного могущества, адекватности, компетентности, ему нужно чувство уверенности, независимости и свободы. Во второй класс потребностей включены потребность в репутации или в престиже (уважение окружающих), потребность в завоевании статуса, внимания, признания, славы [7].

5. Потребность в самоактуализации

Даже в том случае, если все вышеперечисленные потребности человека удовлетворены, вскоре он вновь почувствует неудовлетворенность, неудовлетворенность оттого, что занимается совсем не тем, к чему предрасположен. Эту потребность можно назвать потребностью в самоактуализации. Она включают в себя потребности в творчестве, в осуществлении собственных замыслов, реализации индивидуальных способностей, развитии личности, в том числе познавательные, эстетические.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 218.